ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ – УЧРЕЖДЕНИЯМ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ВЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ (2021)
Глобальные тенденции развития отечественной государственной политики, создавшие условия сокращения детских интернатных учреждений, послужили основой для смещения акцентов научного осмысления педагогического взаимодействия с детьми-сиротами в сторону изучения и обоснования института замещающих семей как основного формата содержания и воспитания детей-сирот.
Вместе с тем, такие проблемы, как эффективная социализация, социальная адаптация выпускников детских учреждений, вторичное (рецидивирующее) сиротство не теряют своей актуальности и нуждаются в исследовательском внимании.
Анализ зарубежного и отечественного опыта психолого-педагогической помощи детям-сиротам показывает наличие большого спектра проблем в организации деятельности учреждений для детей-сирот.
Обобщенные данные отечественной статистики свидетельствуют о асоциальной направленности большинства выпускников детских учреждений, которые, как правило, испытывают проблемы на этапе вхождения в самостоятельную жизнь показал, проявляя выученную беспомощность, пассивность, иждивенчество в разных сферах жизнедеятельности, нежелание и неспособность решать собственные проблемы.
Представлен авторский взгляд на проблему кадрового обеспечения учреждений для детей-сирот, основанный на обобщении современных отечественных исследований. Поднимаются вопросы использования технологий педагогического наставничества, эффективной трансформации педагогического коллектива для достижения максимальных показателей социальной адаптации выпускников, а также профилактики вторичного (рецидивирующего) сиротства. По мнению автора, педагогический коллектив учреждения для детей-сирот может выступать ключевым параметром создания формирующей среды, способной реализовать функции коррекции, обучения и воспитания в отношении будущих выпускников. В статье описываются основные психолого-педагогические технологии работы с детьми-сиротами, рекомендуемые для использования в центрах помощи детям.
Идентификаторы и классификаторы
Глобальные тенденции развития отечественной государственной политики, создавшие условия сокращения детских интернатных учреждений, послужили основой для смещения акцентов научного осмысления педагогического взаимодействия с детьми-сиротами в сторону изучения и обоснования института замещающих семей как основного формата содержания и воспитания детей-сирот.
Список литературы
- Абакумова И. В., Елагина М. Ю., Проненко Е. А., Никонова Д. Ю. Смысловые аспекты управления командным взаимодействием / Молодой исследователь Дона. – 2019.– № 4 (19). – С. 121-126.
- Авраменко Н.С. Проблема воспитания социальных сирот в условиях детского дома//Научная педагогическая дискуссия: интеграция теории и практики: материалы международной заочной научно-практической конференции 23 мая 2017г. / отв.ред. Е.А. Кудрявцева. – Борисоглебск, ООО «Кристина и К», 2017. – С. 13-15.
- Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Психология как ремесло социальных изменений: технологии гуманизации и дегуманизации в обществе // Мир психологии. – 2016. – № 4. – С. 14-28.
- Байер Е.А. Профессионально-значимые личностные качества наставника-волонтера в социализации детей-сирот / Е.А. Байер, С.И. Аваков // Вестник педагогических наук. – 2020. – №2. –С. 4-9.
- Байер Е.А. Педагогическое наставничество как форма работы с выпускниками центров помощи детям / Е.А. Байер, С.И. Аваков, Р.Л. Арутюнян // Педагогика и психологи в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. – Ростов-на-Дону, 2020. – С. 354-360.
- Басюк В.С. Психологическое сопровождение развития и социальная помощь детям, оставшимся без попечения родителей // Педагогика. – 2017. – № 8. – С. 62-72.
- Бегидова С.Н., Хазова С. А., Морозова И.В., Ахтаов Р.А. Пути модернизации воспитательной системы детского дома // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2016. – №2 (178). – С. 15-25.
- Герцик В.В. Социально-педагогическая поддержка ребенка-сироты, основанная на экзистенциальной идее заботы / В.В. Герцик // Человек и образование. – 2017. – № 3(52). – С. 63–67.
- Глузман Н.А. Педагогические технологии развития социальной зрелости будущих учителей // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-2. – С. 93-98.
- Голобородько А.Ю., Скуднова Т.Д. Профессиональная этика педагога. Инновационный курс для профессионально-личностного саморазвития. Учебное пособие/ Ростов-на-Дону, 2020. – 298 с.
- Колесникова Г.Ю. Проявления феномена выгорания в профессиональной деятельности педагогов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья // Живая психология. – 2021. – № 3 (31). – С. 33-38.
- Кирдянкина С.В. Инновационное проектирование образовательных систем // Педагогический ИМИДЖ. – 2016. – №3 (32). – С. 46-55.
- Лазарев В.С. Исследование педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности / В.С. Лазарев, И.А. Елисеева // Вопросы психологии. – 2015. – № 1. – С. 87-97.
- Мардахаев Л.В. Педагогическое мастерство социального педагога, его сущность и содержание // ЦИТИСЭ. – 2020. – № 2 (24). – С. 58-70.
- Морозова И.В., Бегидова С.Н. Формирование социального опыта в процессе воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей//Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. – № 2(32). – С. 46-50.
- Мухина В.С., Басюк В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (Возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) // Развитие личности. – 2016. – № 1. – С. 41-73.
- Одинцова М.А., Ослон В.Н., Огол М.П. Самоактивация как основа развития личностно-профессиональной компетентности специалистов учреждений для детей-сирот. [Электронный ресурс] // Психология и право. – 2019(9). – № 4. – С. 1-17. – Режим доступа: https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090401.
- Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 225 [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25. – № 6. – С. 41-50. – Режим доступа: doi:10.17759/pse.2020250604.
- Писаренко В.И., Чекаленко Е.С. Модель технологии формирования эффективного педагогического коллектива // Научные исследования: социальные, образовательно-инновационные, педагогические и медицинские технологии и практика: монография / [З.М. Амангулова, Л.Г. Ананьина, И.А. Ахметшина и др.]; под общей ред. проф. С.Г. Емельянова; (отв. ред. проф. О.И. Кириков; доц. А.В. Сухоруких). – Книга 68. – Воронеж: ВГПУ; Москва: Наука: информ, 2020. – 183 с. – С.56-77.
- Редлих С.М. Портрет современного учителя // Педагогическое образование и наука. – 2021. – №1. – С. 70-74.
- Чекаленко Е.С. Педагогический коллектив организации для детей-сирот и его социально-педагогическая характеристика// Педагогика: семья – школа – вуз – общество (образовательно-инновационные технологии): монография / [О.Б. Александрова, А.С. Амирбеков, Н.Б. Андренов и др.]; под общей ред. 235 проф. В.И. Писаренко; отв. ред. проф. О.И. Кириков. – Книга 49. – Воронеж: ВГПУ; М.: Наука: Информ, 2020. – 163 с. – С. 144-163.
- Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 “О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций” (вместе с “Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися”)/
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена изучению проблемы психологических особенностей младших школьников, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные организации. Работа была построена с опорой на три основных блока: психологическая готовность к обучению в школе, адаптационные характеристики, а также основные новообразования младшего школьного возраста. В контексте данной работы в качестве центральных новообразований младшего школьного возраста выступают произвольность внимания и запоминания, внутренний план действий и рефлексия, в частности, самооценка. Для достижения целей исследования и реализации комплекса исследовательских задач были использованы 11 диагностических методик, предназначенных для диагностики и последующего статистического анализа изучаемых характеристик.
В статье анализируются психологические различия детей, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные организации, указаны результаты сравнительного анализа характеристик, отвечающих за основные новообразования младшего школьного возраста, за психологическую готовность к школьному обучению, описаны признаки социальной адаптации (настроение, общий коэффициент дезадаптации), а также приведены результаты корреляционного анализа.
Благодаря полученным в ходе исследования результатам, открываются определенные исследовательские и практические возможности работы с детьми, посещавшими и не посещавшими ДОО.
Современный этап педагогической психологии в разных странах предполагает интеграцию современных достижений в области психологии, педагогики, социологии, экономики и других. Наиболее ярко проявляется выделение такого тренда как развитие проактивности личности, внедрение синергетического подхода в образование, инновации в акмеологии. В рамках данной статьи нами будут представлен опыт разработки и внедрения спецкурса по развитию проактивности и синергии в профессиональной деятельности. Данный курс предназначен для магистрантов и докторантов научно-педагогического направления, так как выпускники по квалификационным требованиям подготовки будут направлены в качестве педагогических и научных сотрудников в ВУУЗы. Мы согласны с учеными, которые рассматривают проактивность личности как способность выбрать способ действия, независимо от внешних обстоятельств или создавать новый мотив для достижения поставленных целей и задач образования и развития и нести ответственность за принятые решения. Данный курс также разработан в рамках формального образования для усиления связи с другими видами образования – неформального и информального. Необходимость в разработке данного курса подтверждена результатами анкетирования среди 125 магистрантов и докторантов национальных и региональных университетов. Результаты получены в ходе проведения НИР по заказу Комитета науки МОН РК (№ AP08856223) «Синергетические основы и эвтагогика для саморазвития личности и развития духовно-нравственных качеств».
Описана современная социальная ситуация с резко повысившимся уровнем глобальной и локальной опасности. Отмечено возрастание доли людей с травмами и тяжести этих травм. Акцентирована настоятельная необходимость совершенствования методов психологической помощи при травме. Описана эффективность методов арт-терапии в терапии травмы наряду с другими методами психотерапии. Указаны ряд преимуществ арт-терапии в терапии травмы. Описано, что терапия травмы можем происходить с использованием природных образов, в частности дерева. Изложена авторская методика арт-терапии травмы с использованием образа дерева. Указано, что методика основывается на классических диагностических проективных методиках с использованием дерева. Образ дерева используется в арт-терапевтической методике как в качестве диагностического инструмента, так и в качестве варианта коррекции. Методика позволяет использовать не только традиционные для арт-терапии художественные средства, но и инновационные. Представлен дескриптивный анализ методики, по результатам которого определены основные содержательные и формальные переменные для дальнейшего исследования. Отмечено, что результаты пилотажного исследования позволили выявить ряд качественных характеристик при восприятии образа дерева в разных состояниях, которые отражают восприятие мира современным человеком.
В статье рассматриваются особенности психического здоровья военнослужащих c суицидальным поведением. Обследовано 86 военнослужащих мужчин, совершивших суицидальные попытки и проведен анализ 85 посмертных судебно-психиатрических экспертиз военнослужащих, совершивших самоубийства. Военнослужащие, совершившие суицидальные попытки обследовались с использованием психиатрического диагностического скринингового опросника PDSQ, симптоматического опросника SCL-90-R, личностного диагностического опросника PDQ-4. Структура психических расстройств у военнослужащих определялась по критериям МКБ-10 с помощью клинико-психопатологического метода. Результаты показали, что среди военнослужащих, совершивших суицидальные попытки, ведущими психическими расстройствами являются расстройства адаптации. В ходе посмертной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы у большинства военнослужащих не выявлено убедительных признаков психических расстройств. По данным теста PDSQ ведущей симптоматикой у военнослужащих по призыву и по контракту является депрессивная. Отличием военнослужащих по контракту являлось большое количество лиц соответствующих критериям синдрома зависимости от алкоголя. По данным SCL-90-R, наиболее характерными для военнослужащих по призыву являются: «обсессивно-компульсивные симптомы», «межличностная сенситивность», «симптомы депрессии» и «тревожность», тогда как для военнослужащих по контракту – нарушения дисфорического спектра: «враждебность», «паранойяльность», а также «симптомы депрессии». По данным теста PDQ-4 у совершивших суицидальные попытки военнослужащих по призыву, достоверно выраженнее отмечаются личностные черты, характерные для «зависимого расстройства», в то время как у военнослужащих по контракту больше выражены признаки «шизотипального» и «шизоидного» расстройств личности. Согласно типологии II оси DSM-IV у военнослужащих по призыву преобладают расстройства кластера С (тревожно-боязливые черты), у военнослужащих по контракту – кластера А (эксцентричность, аутичность).
В статье представлено исследование проявлений синдрома эмоционального выгорания у муниципальных служащих с разным стажем профессиональной деятельности. В эмпирическом исследовании было выявлено, что муниципальные служащие подвержены эмоциональному выгоранию, которое усиливается при увеличении стажа профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание муниципальных служащих имеет дисфункциональные следствия, отрицательно сказываясь на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с коллегами (партнерами). С увеличением стажа профессиональной деятельности у муниципальных служащих усиливается симптоматика эмоционального выгорания: неудовлетворенность собой и возложенных профессиональных обязанностей, в виду неспособности что-либо изменить; избирательное эмоциональное реагирование; редукция профессиональных обязанностей; личностная отстраненность (фаза «резистенция» в стадии формирования, ближе к сформированности, по В.В. Бойко). Формирование на протяжении профессиональной деятельности синдрома эмоционального выгорания накладывает отпечаток на поведение муниципальных служащих: формируется хроническое утомление и равнодушие к субъектам профессиональной деятельности (цинизм); отмечается стремление к уходу от частых контактов с коллегами по работе (личностное отдаление) и проявление нетерпимости при их вынужденности (доминирующие типы эмоционального выгорания, по Н.Е. Водопьяновой, «эмоциональное истощение» и «деперсонализация»).
Здоровье женщины в единстве физических, психических и социальных компонентов определяет здоровье будущих поколений. Снижение качества жизни, стрессы, неопределенность приводят как к ухудшению физического здоровья женщин, так и к социальному неблагополучию, неготовности к материнской роли. В данной работе представлены результаты эмпирического исследования, целью которого явилось изучение социально-психологических детерминант здоровья беременных женщин и их отношение к программе социально-психологического и педагогического сопровождения в благотворительной организации. Для решения поставленных задач использовались анализ научной литературы и анкетирование беременных женщин параметрическим методом. С помощью программы VORTEX был осуществлен анализ одномерных и двумерных распределений. По результатам исследования выявлены различия в уровнях социально-психологической готовности к беременности, взаимосвязи уровней психологической готовности к материнству и эмоциональных особенностей беременных женщин. В исследовании проанализированы социальные факторы, качество социального здоровья будущих мам, их социальное самочувствие и образ жизни, факторы благополучия и риска, а также эмоциональные особенности беременных женщин, баланс личностных свойств, работоспособности, стрессового состояния и тревожности, способствующие и препятствующие успешности реализации материнской роли. По результатам исследования прослеживается динамика психологического состояния женщин во время беременности в зависимости от социальной ситуации беременности. Женщины нуждаются не только в медицинском сопровождении беременности, но и в квалифицированной социальной и психологической поддержке. Научная новизна работы заключается в эмпирическом исследовании отношения беременных женщин к психолого-педагогическому сопровождению.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/