Статья посвящена памяти профессора кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, ведущего специалиста в области детской клинической психологии Ирины Ивановны Мамайчук. Предпринимается попытка анализа и обобщения ее огромного научного и практического вклада в детскую клиническую психологию. Выделяются и описываются этапы ее профессионального пути: (1) изучение механизмов нарушенного развития у детей с детским церебральным параличом; (2) изучение психологии детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата; (3) эмпирическое обоснование стратегий и технологий психологической помощи детям с различными вариантами нарушенного развития; (4) разработка методологических и прикладных проблем детской клинической психологии. Раскрываются результаты и выводы ключевых исследований Ирины Ивановны, внесших большой вклад в понимание причин и механизмов нарушений психического развития у детей и подростков и воплощающих принципы онтогенетического и системно-структурного подходов, разработанных в ленинградской - петербургской психологической школе, в частности изучение роли моторики в перцептогенезе при различных вариантах дизонтогенеза, специфики нарушений межфункциональных связей у детей с двигательными и психическими нарушениями, подвидов задержки психического развития церебрально-органического генеза, психологических особенностей детей и подростков с соматической патологией. На основе анализа работ выделяется перечень основных проблем и перспектив современной детской клинической психологии. Описывается подход к психологической помощи и психологической коррекции нарушений у детей и подростков с учетом роли семьи и ближайшего окружения. Подчеркивается, что эмпирические работы Ирины Ивановны стали золотым стандартом в исследованиях проблем детей с психическим дизонтогенезом, а ее теоретические обобщения и методологические разработки чрезвычайно важны для дальнейшего развития детской клинической психологии и понимания проблемы психического развития в целом.
Идентификаторы и классификаторы
В истории отечественной психологии вторая половина XX столетия описана как период потерянных возможностей и одновременно — открывшихся перспектив. Стагнация в области научного психологического знания в значительной степени коснулась комплексной науки о детстве. В 1936 г. в связи с постановлением «Об извращениях в системе Наркомпроса» прекращает работу Педологический институт, в котором под руководством В.М.Бехтерева были проведены уникальные комплексные исследования младенчества и детства. Наложен запрет на использование психологического инструментария для количественной оценки психомоторного и интеллектуального развития детей и подростков. На долгие годы деятельность психологов, работающих с детьми и подростками с нарушениями здоровья, оказалась ограничена методологией и диагностическим инструментарием педагогической науки — дефектологии. Единственно допустимым в работе детских психологов-педагогов считалось коррекционно-реабилитационное направление с применением качественных методов диагностики.
Список литературы
-
Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959. EDN: OZSPIG
-
Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М.: Изд-во Экспериментального дефектологического института им. М. С. Эпштейна, 1936.
-
Крайнюков С. В., Мамайчук И. И. Специфика и направленность психологической помощи подросткам с патологиями позвоночника // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2019. Т. 7, № 3. С. 71-78. EDN: LNOSKU
-
Лебединская К. С. Клиническая систематика задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. С. 5-21.
-
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.
-
Мамайчук И. И. О роли моторного дефекта в развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом // Детские церебральные параличи: Труды НИИ им. Г. И. Турнера. Л., 1974. С. 30-35.
-
Мамайчук И. И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. 1976. № 3. С. 29-37.
-
Мамайчук И. И. Гаптическое и зрительное восприятие у дошкольников при нарушениях интеллекта и моторики: дис. … канд. психол. наук. Л., 1978.
-
Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.
-
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001.
-
Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции: на материале изучения детей и подростков с двигательными нарушениями: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2004. EDN: NMYQEP
-
Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь, 2007. EDN: QXRZOT
-
Мамайчук И. И. Значение исследований Л. М. Веккера в разработке психологических проблем дизонтогенеза // Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов: Материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л. М. Веккера / отв. ред. М. А. Холодная, М. В. Осорина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008а. С. 95-100.
-
Мамайчук И. И. Теоретико-методологические аспекты изучения дизонтогенеза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2008б. Т. 3, № 6 (20). С. 103-114. EDN: JXYRXD
-
Мамайчук И. И. Методологические и методические аспекты психологической коррекции детей и подростков с нарушениями в развитии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 5, № 1. С. 5-17. EDN: PJHCTR
-
Мамайчук И. И. Клиническая и специальная психология: проблемы и перспективы // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы / под ред. Т. Г. Богдановой, Н. М. Назаровой. М.: Логомаг, 2013. С. 40-42. EDN: SFEVRV
-
Мамайчук И. И. Проблемы и перспективы развития детской клинической психологии // Петербургский психологический журнал. 2014а. № 8. С. 26-37. EDN: SYNYEB
-
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям и подросткам с соматическими заболеваниями // Педиатр. 2014б. Т. 5, № 1. С. 107-118. EDN: SFWHEN
-
Мамайчук И. И. Методы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии. СПб.: Эко-Вектор, 2015.
-
Мамайчук И. И. Вклад школы Б. Г. Ананьева в разработку методологических и методических проб-лем детской клинической психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. № 3. С. 86-96. EDN: WYJOUZ
-
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. EDN: MFHRGA
-
Мамайчук И. И. К 120-летию со дня рождения А. В. Ярмоленко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Т. 10, № 4. С. 442-449. EDN: GRHQIS
-
Мамайчук И. И., Андрущенко Н. В. Система психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 3, № 4. С. 54-66. EDN: VNUDJX
-
Мамайчук И. И., Вахрушева И. А. Внутренняя картина болезни у подростков с заболеваниями желудочно-кишечного тракта // Ананьевские чтения - 2004: материалы научно-практической конференции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. С. 77-82.
-
Мамайчук И. И., Вюрбергер А. А. Учет механизмов личности родителей детей с двигательными нарушениями в процессе психологической помощи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. Вып. 1, ч. I. С. 355-363.
-
Мамайчук И. И., Галицына Е. Ю. Направления и перспективы психологической помощи детям и подросткам с соматическими заболеваниями // Петербургский психологический журнал. 2017. № 19. С. 39-57. EDN: ZCQAWT
-
Мамайчук И. И., Галицына Е. Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой, и основные направления семейной психологической коррекции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 2. С. 111-123. EDN: WNCQYH
-
Мамайчук И. И., Ермакова Г. К. Психологическая служба в детской ортопедической клинике // Психологический журнал. 1988. Т. 9, № 2. С. 28-36.
-
Мамайчук И. И., Ильина М. Н., Миланич Ю. М. Помощь психолога детям с задержкой психического развития. СПб.: Эко-Вектор, 2017. EDN: LDKKNB
-
Мамайчук И. И., Лапкин Ю. А., Лихачева Е. С. Некоторые особенности личности детей, больных ревматоидным артритом // Научно-практическая ревматология. 1986. № 4. С. 38-41. EDN: XBCYQD
-
Мамайчук И. И., Миланич Ю. М. Анализ результатов применения программы рационально-эмоциональной поведенческой терапии для матерей новорожденных с гипоксическим поражением центральной нервной системы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12, №3. С. 376-390. EDN: ECAQCQ
-
Мамайчук И. И., Миланич Ю. М. Особенности переживания матерью ситуации госпитализации новорожденного в связи с гипоксическим поражением центральной нервной системы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11, № 1. С. 89-102. EDN: KDUWJR
-
Мамайчук И. И., Миланич Ю. М. Теоретико-методологические аспекты использования рационально-эмоционально-поведенческой терапии для матерей новорожденных с патологией центральной нервной системы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2019. № 4. С. 61-74. EDN: TVLRXW
-
Мамайчук И. И., Мороз М. П., Чубарова Е. В., Чубаров И. В. Нейропсихологическая диагностика задержки психического развития у детей младшего школьного возраста // Дефектология. 2002. № 6. С. 17-25.
-
Мамайчук И. И., Поздеев А. П., Борисова И. П. Особенности познавательной деятельности детей, страдающих нейрофиброматозом // Дефектология. 1985. № 6. С. 29-33.
-
Мамайчук И. И., Пятакова Г. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом // Дефектология. 1990. № 3. С. 23-24. EDN: ZVPXCN
-
Мамайчук И. И., Родина А. В. Особенности отцовских отношений и стилей семейного воспитания в семьях детей с аутистическими синдромами // XI Мнухинские чтения: Материалы междунар. науч. конф. СПб., 2013. С. 301-308.
-
Мамайчук И. И., Серебрякова Р. О., Мендоса Хосе Р. Психологическое исследование детей с вялыми параличами верхних конечностей // Вестник Ленинградского университета. 1988. Сер. 6. История КПСС. Науч. коммунизм. Философия. Вып. 3. С. 112-114.
-
Мамайчук И. И., Смирнова М. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб.: Речь, 2010.
-
Мамайчук И. И., Ульд Семета М. Б. Особенности сенсорно-перцептивных функций у детей с расстройством аутистического спектра на модели изучения гаптического и зрительного восприятия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Т. 10. Вып. 3. С. 261-273. EDN: AAFTQH
-
Мамайчук И. И., Чавес С. Особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом // Труды ЛНИДОИ им. Г. И. Турнера. Л., 1992. С. 48-51.
-
Мамайчук И. И., Шабанова Е. В. Учет защитных механизмов личности родителей детей с расстройствами аутистического спектра в процессе психологической помощи // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 5, № 1. С. 82-91. EDN: SEELTX
-
Мамайчук И. И., Яковлев И. М., Пятакова Г. В. Психофизиологическая оценка адаптации к учебным нагрузкам у подростков с церебральным параличом // Дефектология. 1991. № 2. С. 22-29.
-
Пятакова Г. В., Мамайчук И. И., Умнов В. В. Психологические защитные механизмы у детей с ДЦП в контексте отношения к болезни ребенка // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2017. Т. 5, № 3. С. 58-65. EDN: ZHVDWL
-
Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. СПб.: Дидактика Плюс, 2001.
-
Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961.
-
Ananiev, B. G., Vekker, L. M., Lomov, B. F., Yarmolenko, A. V. (1959). Tactile perception in the process of cognition and labor. Moscow, Acad. ped. Sciences of the RSFSR Publ. (In Russian).
-
Krainyukov, S. V., Mamaichuk, I. I. (2019). The specificity and focus of psychological assistance to adolescents with spinal pathologies. Ortopediia, travmatologiia i vosstanovitel'naia khirurgiia detskogo vozrasta, 3, 71-78. (In Russian). EDN: LNOSKU
-
Lebedinskaya, K. S. (1982). Clinical systematization of Developmental Delay. In: Aktual'nye problemy diagnostiki zaderzhki psikhicheskogo razvitiia detei (pp. 5-21). Moscow, Pedagogika Publ., 1982. (In Russian).
-
Luriya, A. R. (1973). Basics of neuropsychology. Moscow, Moscow University Press. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I. (1974). On the role of a motor defect in the development of cognitive activity in children with cerebral palsy. In: Detskie tserebral'nye paralichi: Trudy NII im. G. I. Turnera (pp. 30-35). Leningrad. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I. (1976). Dynamics of some types of cognitive activity in preschool children with cerebral palsy. Defektologiia, 3, 29-37. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I. (1978). Haptic and visual perception in preschool children with intellectual and motor disorders: PhD dissertation (Psychology). St. Petersburg, St. Petersburg State University. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I. (2000). Psychology of dysontogenesis and the basics of psychocorrection. St. Petersburg, St. Petersburg University Press. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I. (2001). Psychological assistance to children with developmental problems. St. Petersburg, Rech Publ. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I. (2004). Psychology of dysontogenesis and the basics of psychocorrection: based on the study of children and adolescents with movement disorders: PhD dissertation (Psychology). St. Petersburg, St. Petersburg State University. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I. (2007). Psychologist help for children with autism. St. Petersburg, Rech Publ. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I. (2008а). The significance of L. M. Vecker's research in the development of psychological problems of dysontogenesis. In: Teoreticheskoe nasledie L. M. Vekkera: na puti k edinoi teorii psikhicheskikh protsessov: Materialy nauchnogo simpoziuma, posviashchennogo 90-letiiu so dnia rozhdeniia L. M. Vekkera (pp. 95-100). St. Petersburg, St. Petersburg University Press. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I. (2008б). Theoretical and methodological aspects of the study of dysontogenesis. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 6 (20), 103-114. (In Russian). EDN: JXYRXD
-
Mamaichuk, I. I. (2012). Methodological and methodological aspects of psychological correction of children and adolescents with developmental disabilities. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 1, 5-17. (In Russian). EDN: PJHCTR
-
Mamaichuk, I. I. (2013). Clinical and special psychology: problems and prospects. In: Spetsial'naia pedagogika i spetsial'naia psikhologiia: sovremennye metodologicheskie podkhody (pp. 40-42). Moscow, Logomag Publ. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I. (2014а). Problems and prospects for the development of child clinical psychology. Peterburgskii psikhologicheskii zhurnal, 8, 26-37. (In Russian). EDN: SYNYEB
-
Mamaichuk, I. I. (2014б). Psychological help for children and adolescents with somatic diseases. Pediatr, 1, 107-118. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I. (2015). Methods of psychological assistance to children and adolescents with developmental disabilities. St. Petersburg, Eko-Vektor Publ. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I. (2016). The contribution of B. G. Ananyev's school concept to development of methodological issues of childhood clinical psychology. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 16. Psychology. Pedagogics, 3, 86-96. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I. (2019). Psychocorrective technologies for children with developmental problems. Moscow, Iurait Publ. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I. (2020). To the 120th anniversary of the birth of A. V. Yarmolenko. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 4, 442-449. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I., Andrushchenko, N. V. (2015). The system of psycho-pedagogical support for children with impaired musculoskeletal system. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 4, 54-66. (In Russian). EDN: VNUDJX
-
Mamaichuk, I. I., Chaves, S. (1992). Features of parenthood of children with cerebral palsy. In: Trudy LNIDOI im. G. I. Turnera (pp. 48-51). Leningrad. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I., Galitsyna, E. Yu. (2016). Main features of parent-child relationships in families with pediatric asthma and general directions of family psychological correction. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 2, 111-123. (In Russian). EDN: WNCQYH
-
Mamaichuk, I. I., Galitsyna, E. Yu. (2017). Directions and opportunities of psychological support for children and adolescents with somatic disorders. Peterburgskii psikhologicheskii zhurnal, 19, 39-57. (In Russian). EDN: ZCQAWT
-
Mamaichuk, I. I., Ermakova, G. K. (1988). Psychological service in a children's orthopedic clinic. Psikhologicheskii zhurnal, 2, 28-36. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I., Il'ina, M. N., Milanich, Yu. M. (2017). Help of a psychologist for children with mental retardation. St. Petersburg, Eko-Vektor Publ. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I., Lapkin, Yu. A., Likhacheva, E. S. (1986). Some personality traits of children with rheumatoid arthritis. Nauchno-prakticheskaya revmatologiya, 4, 38-41. (In Russian). EDN: XBCYQD
-
Mamaichuk, I. I., Milanich, Yu. M. (2022). Analysis of the results of application of the rational-emotive behaviour therapy for mothers of newborns with hypoxic affection of the central nervous system. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 3, 376-390. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I., Milanich, Yu. M. (2019). Theoretical and methodological aspects of the use of rational-emotional-behavioral therapy for mothers of newborns with pathology of the central nervous system. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 4, 61-74. (In Russian). EDN: TVLRXW
-
Mamaichuk, I. I., Milanich, Yu. M. (2021). Features of mothers' emotional experience during the hospitalization of newborns in connection with hypoxic affection of the central nervous system. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 1, 89-102. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I., Moroz, M. P., Chubarova, E. V., Chubarov, I. V. (2002). Neuropsychological diagnosis of mental retardation in children of primary school age. Defektologiia, 6, 17-25. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I., Pozdeev, A. P., Borisova, I. P. (1985). Features of cognitive activity of children suffering from neurofibromatosis. Defektologiia, 6, 29-33. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I., Pyatakova, G. V. (1990). The study of personality characteristics of children with cerebral palsy. Defektologiia, 3, 23-24. (In Russian). EDN: ZVPXCN
-
Mamaichuk, I. I., Rodina, A. V. (2013). Features of paternal relationships and parenting styles in families of children with autistic syndromes. In: XI Mnukhinskie chteniia: Mat-ly mezhdunar. nauch. konf. (pp. 301-308). St. Petersburg. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I., Serebryakova, R. O., Mendosa Khose, R. (1988). Psychological study of children with flaccid paralysis of the upper limbs. Vestnik Leningradskogo universiteta. Ser. 6. Istoriia KPSS. Nauch. kommunizm. Filosofiia, 3, 112-114. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I., Shabanova, E. V. (2014). Personal defense mechanisms of parents with children suffering from autism spectrum disorder in the process of psychological help. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 1, 82-91. (In Russian). EDN: SEELTX
-
Mamaichuk, I. I., Smirnova, M. I. (2010). Psychological assistance to children and adolescents with conduct disorders. St. Petersburg, Rech Publ. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I., Uld Semeta, M. B. (2020). Sensory-perceptual processing in children with autism spectrum disorders based on the study of visual and haptic perception. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 3, 261-273. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I., Vakhrusheva, I. A. (2004). Internal picture of the disease in adolescents with diseases of the gastrointestinal tract. In: Anan'evskie chteniia - 2004. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii (pp. 77-82). St. Petersburg, St. Petersburg University Press. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I., Vyurberger, A. A. (2009). Accounting for the personality mechanisms of parents of children with movement disorders in the process of psychological assistance. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 12. Psichology Sociology. Pedagogics, 1 (1), 355-363. (In Russian).
-
Mamaichuk, I. I., Yakovlev, I. M., Pyatakova, G. V. (1991). Psychophysiological assessment of adaptation to study Loads in adolescents with cerebral palsy. Defektologiia, 2, 22-29. (In Russian).
-
Pyatakova, G. V., Mamaichuk, I. I., Umnov, V. V. (2017). Psyсhologiсal defense mechanisms of children with cerebral palsy in the context of mothers attitude to a child's disease. Ortopediia, travmatologiia i vosstanovitel'naia khirurgiia detskogo vozrasta, 3, 58-65. (In Russian). EDN: ZHVDWL
-
Shipitsyna, L. M., Mamaichuk, I. I. (2001). Cerebral palsy. St. Petersburg, Didaktika Plius Publ. (In Russian).
-
Vygotskii, L. S. (1936). Developmental diagnostics and pedological clinic for difficult childhoods. Moscow, Experimental Defectology Institute named after M. S. Epstein Press. (In Russian).
-
Yarmolenko, A. V. (1961) Essays on the Psychology of the Deaf-Blind Mute Leningrad. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian).
-
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург.
-
St. Petersburg, 199034, Russian Federation.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Работа посвящена разработке и психометрической проверке инструмента, направленного на оценку используемых стратегий формирования благополучного старения. В контексте увеличения продолжительности жизни и количества пожилых людей в общей популяции особенно остро встает вопрос сохранения и улучшения качества жизни пожилых людей. В науке накоплен большой объем данных о механизмах и факторах, влияющих на старение. При этом такие факторы могут быть смоделированы самим человеком. Однако отсутствуют инструменты, которые позволили бы оценивать эти механизмы и частоту их использования в жизни человека, как актуальной, так и ретроспективной. Участниками исследования стали 170 взрослых в возрасте 40-75 лет. На основе теоретического анализа были сформулированы 22 стратегии, каждая из которых оценивалась по 5-балльной шкале. Для проверки конвергентной валидности использовались опросник «Профилактика здорового образа жизни», Шкала психологического благополучия К. Рифф, опросник «Восприятие старения», а также вопросы демографической анкеты. В результате эксплораторного факторного анализа были выделены четыре шкалы: «Стратегии сохранения здоровья», «Метакогнитивные стратегии», «Стратегии саморазвития» и «Генеративные стратегии». Анализ надежности шкал и конфирматорный анализ подтвердили пригодность полученного инструмента, а также его соответствие эмпирическим данным. Анализ конвергентной валидности показал, что выделенные шкалы связаны с показателями здорового образа жизни, психологического благополучия, положительными представлениями о старении и желанием что-то менять в своей жизни ради благополучной старости. Полученные результаты могут быть использованы как для научного изучения механизмов футуризации старения, так и для практической работы по оценке ресурсов для формирования старения и выстраивания индивидуальных траекторий старения.
В статье представлены результаты аналитического обзора современных публикаций и эмпирического исследования удовлетворенности жизнью женщин и мужчин пожилого и старческого возраста. Отмечены проблемы изучения удовлетворенности жизнью и психологического благополучия у респондентов старшего возраста, связанные с формированием равновесных по полу выборок и с выбором адекватного инструментария, продемонстрированы результаты исследований изучаемых характеристик у женщин и мужчин, а также у представителей разных возрастных групп. Показаны различия факторов психологического благополучия в отличающихся выборках. Для респондентов старческого возраста отмечена большая значимость здоровья, достатка и мира в семье, позитивного отношения к себе и окружающим, а также духовности по сравнению с более молодыми респондентами, ориентированными в большей степени на саморазвитие и активность. Отличительной особенностью данной работы является сопоставление результатов двух групп, выровненных по возрасту, уровню образования, профессиональному и семейному статусу, включавших 36 женщин и 36 мужчин в возрасте от 64 до 89 лет. При сравнении результатов этих групп различия обнаружены только по эмоциональной поддержке и самооценке характера. Удовлетворенность жизнью в пожилом и старческом возрасте у мужчин и женщин не различается, однако связана с разными переменными. Для женщин на первом месте находятся показатели, отражающие успешность социального взаимодействия, - эмоциональная и инструментальная поддержка и самооценка характера. Самооценка внешности в этом возрасте не является ресурсом удовлетворенности жизнью в группе женщин. Удовлетворенность жизнью мужчин старшего возраста связана с их самооценкой и не различается в зависимости от социальной поддержки или социотропности/самодостаточности, а также от включенности в семейные взаимодействия. Ставится вопрос об эффективности использования Дифференциального опросника одиночества в данной возрастной группе. в данной возраст-ной группе
Статья посвящена изучению уровневых показателей и взаимосвязи родительского выгорания, воспринимаемого стресса, посттравматического роста и социальной поддержки у матерей детей с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании приняли участие 73 женщины в возрасте от 27 до 44 лет (средний возраст 36,15 лет), воспитывающие детей с тяжелыми хроническими заболеваниями в возрасте от 3 до 10 лет (средний возраст 7 лет, средняя продолжительность заболевания - 4 года, хроническое заболевание у ребенка должно было быть обнаружено не менее чем 1,5 года назад). Методики: опросник «Шкала воспринимаемого стресса - 10» в адаптации В. А. Абабкова; опросник социальной поддержки «F-SOZU-22» в разработке Г. Соммера и Т. Фюдриха (1993) и в адаптации А. Б. Холмогоровой, Н. Г. Гаранян, Г. А. Петровой; Опросник родительского выгорания И. Н. Ефимовой; Опросник посттравматического роста Р. Тедески и Л. Калхуна, адаптированный М. Ш. Магомед-Эминовым.
Результаты: исследование выявило высокий уровень воспринимаемого стресса, средний уровень родительского выгорания и посттравматического роста и ниже среднего - уровень социальной поддержки у матерей детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены тесные связи социальной поддержки и посттравматического роста, социальной поддержки и стресса, а также родительского выгорания, тогда как между показателями родительского выгорания, стресса и посттравматического роста выявлены связи только с одним показателем посттравматического роста - силой личности. Предиктором родительского выгорания и стресса выступили эмоциональная поддержка, удовлетворенность поддержкой и субъективная удовлетворенность браком, а предиктором посттравматического роста - социальная интеграция.
Выводы: для совладания со стрессом, связанным с хроническим заболеванием ребенка, а также посттравматического роста у матерей важнейшим фактором является социальная поддержка.
В психологии не ослабевает внимание к супружеским парам. В основном чувства любви изучаются как предиктор, а психологическое благополучие - как эффект удовлетворенности отношениями. Поскольку чувство любви изменчиво, цель данного исследования - изучить половозрастные особенности и предикторы любви к партнеру; хотя гипотетически удовлетворенность отношениями - наиболее сильный предиктор чувств любви, психологическое благополучие и субъективное одиночество партнеров тоже имеет значение. Выборку составили 387 супружеских пар со стажем брака от полугода до 50 лет.
Методы: Шкала любви и симпатии З. Рубина; Шкала психологического благополучия К. Рифф, Шкала субъективного одиночества Д. Рассела; Самооценка удовлетворенности отношениями c шестью вопросами на когнитивную (удовлетворенность, желание сохранить отношения, расстаться) и эмоциональную (негативные эмоции, напряжение, страх одинокости) составляющие. Проведены дисперсионный, корреляционный, факторный и регрессионный анализ.
Результаты: респонденты в целом имеют высокий уровень чувств любви, удовлетворенности отношениями и психологического благополучия, причем сходный у обоих супругов. Однако у мужчин чувства любви сильнее, чем у женщин, и стабильны на протяжении брака. Наиболее выраженные чувства любви и низкая удовлетворенность отношениями в период 3-7 лет брака. Удовлетворенность отношениями и психологическое благополучие партнера выступили предикторами чувств любви к партнеру у обоих супругов; специфичный предиктор для мужчин - низкий уровень субъективного одиночества, а для женщин - чувства любви супруга к ней, его субъективное одиночество и собственный страх одинокости (остаться одной без партнера). Супруги, высказывающие желание развестись, отличаются слабыми чувствами любви к партнеру, мужчины не удовлетворены отношениями, и у обоих супругов снижен уровень психологического благополучия: женщины недостаточно компетентны, мужчины затрудняются в постановке жизненных целей, и у обоих супругов низкий уровень самопринятия.
Статья посвящена изучению взаимодействия параметров одиночества и личностных особенностей взрослых. В качестве основных параметров одиночества выступают: общее переживание одиночества, зависимость от общения, а также принятие одиночества, позитивное отношение к нему. В числе личностных характеристик нами были рассмотрены личностные факторы, входящие в модель Большой пятерки, и социотропность, представляющая собой когнитивную стратегию, отражающую направленность человека на создание позитивных отношений с окружающими и в целом направленность на социум. Целью исследования стало выявление наличия и характера связи между одиночеством, личностными факторами Большой пятерки и социотропностью. Нами были сформулированы следующие гипотезы: нейротизм и социотропность будут положительно связаны с переживанием одиночества, его неприятием; независимость, открытость опыту и добросовестность, напротив, будут связаны с позитивным отношением к одиночеству, его ресурсностью. В исследовании принял участие 131 человек 18-55 лет (M = 31; SD = 9,85), 26 мужчин и 105 женщин.
Методы: Дифференциальный опросник переживания одиночества (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев), методика «Социотропность - самодостаточность» (О. Ю. Стрижицкая и соавт.), Шкала социального и эмоционального одиночества для взрослых (SELSA-S) (О. Ю. Стрижицкая и соавт.), Пятифакторный опросник личностных черт NEO FFI П. Т. Косты (P. T. Costa) и Р. P. МакКрэ (R. R. McCrae) в адаптации В. Е. Орла, А. А. Рукавишникова и др. Математическая обработка выполнена на базе программного обеспечения IBM SPSS 23.0. Полученные нами результаты позволили выявить наличие взаимосвязей между параметрами одиночества и личностными характеристиками респондентов (личностными факторами Большой пятерки и социотропностью). Было показано, что социальная неуверенность и нейротизм способны усиливать негативное переживание одиночества, ощущение нехватки эмоциональной близости, контактов с людьми и осознание человеком себя как одинокого и изолированного. В свою очередь привязанность и зависимость от мнения окружающих могут усиливать неприятие одиночества и склонность искать общения любой ценой. В то время как самодостаточность, открытость опыту, добросовестность и экстраверсия могут способствовать снижению переживания эмоционального и социального одиночества и усилению позитивного отношения к одиночеству.
Статья посвящена проблеме изучения возрастной идентификации взрослого человека. Цель исследования - изучение возрастной идентификации в периоды ранней и средней взрослости в соотношении с субъективным возрастом и маркерами психологического и субъективного благополучия. Гипотеза: в основе возрастной идентификации лежит сравнение себя с ровесниками и отношение к возрастным периодам, близким к возрасту респондента; она характеризуется качественными, типологическими различиями и имеет связь с субъективным возрастом. Приведены результаты двух исследований, проведенных на разных возрастных группах: группа ранней взрослости (N = 70, 19-26 лет; средний возраст 23,6 лет) и группа средней взрослости (N= 60, 27-46 лет; средний возраст 34 года). В качестве основного метода исследования возрастной идентификации использовалась методика семантического дифференциала со шкалами: сила, активность, оценка, сложность, упорядоченность. В группе ранней взрослости для оценки предлагались категории «Я», «Ровесник», «Детство», «Взрослость», в группе средней взрослости - «Я», «Ровесник», «Молодость», «Старость». Измерялись также субъективный и идеальный возраст (анкета), показатели психологического благополучия (краткий вариант шкалы К. Рифф в адаптации Е. Г. Трошихиной) и удовлетворенности жизнью (опросник Э. Динера в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина). Результаты: с помощью факторного анализа в каждой из возрастных групп были выделены паттерны возрастной идентификации, различающиеся степенью осознанности и значимости характеристик возраста в структуре самоидентификации, степенью согласованности. В ранней взрослости связь между паттернами возрастной идентификации, хронологическим и субъективным возрастом не прослеживается, в большей степени на субъективную взрослость влияет профессиональный статус (наличие работы). В средней взрослости выявлены значимые взаимосвязи, отражающие рост противоречивости возрастной идентификации с возрастом и влияние возрастной идентификации на разницу между хронологическим и субъективным возрастом. Результаты подтверждают возможность изучения содержательных аспектов возрастной идентификации с помощью семантического дифференциала.
В связи со стремительным темпом современной жизни и ее высокой стрессогенностью повысился научный интерес к вопросам изучения стресса и факторов, позволяющих его конструктивно преодолевать. Цель cтатьи: изучение роли личностных и социальных характеристик в воспринимаемом стрессе у юношей и девушек в старшем подростковом возрасте. Гипотезы: у старших подростков проявляется гендерная специфика параметров воспринимаемого стресса: перенапряжение как эмоциональный компонент и противодействие стрессу как компонент инструментальный. У девушек воспринимаемый стресс более тесно связан с их личностными характеристиками, а у юношей - с социальными. При этом как для юношей, так и для девушек характерно, что личностные характеристики играют более значимую роль в управлении напряжением, вызванным стрессом, а социальные помогают в противодействии стрессу. Выборка из 90 старших подростков 15-17 лет разделена на две группы: 45 юношей и 45 девушек.
Методы: шкала воспринимаемого стресса (ШВС-10), шкала личностной тревожности А. М. Прихожан, опросник жизнестойкости С. Мадди, шкалы психологического благополучия К. Рифф, опросник воспринимаемой социальной поддержки Г. Зоммера и Т. Фюдрика. Проведен корреляционный и регрессионный анализ. Исследование показало гендерные особенности, различия и общие факторы воспринимаемого стресса, характерные для старших подростков. Так, у девушек наблюдается более напряженное переживание стресса по сравнению с их сверстниками. Общность воспринимаемого стресса у юношей и девушек проявляется в большем вкладе индивидуально-личностных характеристик в его параметры в целом и особенно в такой его компонент, как перенапряжение. Также показано, что как для юношей, так и для девушек в противодействии стрессу существенную роль, наряду с личностными характеристиками, играет фактор социальной поддержки.
Исследование посвящено проблеме подверженности детей старшего дошкольного возраста разнообразным страхам в связи с социокультурным контекстом, который понимается как фактор макросреды. Начало 2020-х гг. связано с масштабными событиями, оказывающими значительное влияние на жизнь и благополучие населения. Это пандемия COVID-19 (2020-2021) и обострение социально-политической ситуации в мире (2022-2023). В исследовании приняли участие 127 детей в возрасте 5-6 лет, посещающие дошкольные образовательные организации, которым была предложена методика «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой. Также использовались данные анкетирования родителей и анализ документации дошкольных образовательных организаций. В результате было установлено, что профили страхов детей, обследованных в 2019, 2021 и 2023 гг., оказываются достаточно схожими, большинство выявленных страхов современных дошкольников соответствуют возрастным нормам для детей 5-7-летнего возраста по А. И. Захарову, что позволяет говорить об универсальности описанных им возрастных закономерностей и причин появления страхов у детей. Специфика культурно-исторического контекста современного детства проявила себя в том, что перечень пугающих персонажей существенно изменился: герои виртуальных игр жанра «хоррор» вытесняют героев традиционных детских сказок. Сравнительный анализ результатов, полученных в 2019, 2021 и 2023 гг., подтвердил большую подверженность страхам дошкольников в период пандемии COVID-19 и отсутствие увеличения числа страхов у детей на фоне обострения геополитической ситуации в мире. Было обнаружено, что в период пандемии у детей возросло не только число специфических медицинских страхов, но и увеличилось количество страхов, не имеющих прямого отношения к болезням и смерти, что демонстрирует замещающий характер страхов у детей и имеет большое значение для практической психологии.
Эпилепсия у матери является фактором риска для нейрокогнитивного развития ребенка, поскольку относится к группе хронических заболеваний, при которых постоянный прием медикаментов жизненно необходим, в том числе и во время беременности. Это несет в себе различные риски для ребенка, которые включают внутриутробные ограничения роста, врожденные пороки развития, негативное влияние на когнитивные функции и повышенный риск задержки психического развития. Именно поэтому основная масса исследований сконцентрирована на изучении влияния отдельных противоэпилептических препаратов на физическое развитие ребенка, однако комплексной оценки влияния пренатальных, перинатальных и половозрастных факторов развития самого ребенка в них не осуществлялось. В данной статье представлены результаты исследования половозрастных факторов психического развития и адаптации детей, рожденных матерями с эпилепсией. В исследовании приняли участие 176 человек: 88 детей в возрасте 3-9 лет и их матери, страдающие эпилепсией. В результате было обнаружено, что мужской плод оказался более уязвим к пренатальным воздействиям, вследствие чего у мальчиков были обнаружены более выраженные нарушения психического развития (моторная неловкость, гиперактивность, дефицит внимания, нарушения устной речи) и адаптации (нарушения социализации, эмоционально-волевые нарушения, агрессивность и оппозиционные реакции, проблемы поведения). С возрастом часть нарушений психического развития (задержка в развитии речи, праксиса и логического мышления) компенсировалась и на первый план уже вышли вторичные нарушения - проблемы адаптации (нарушения социализации), соматические и интернализационные проблемы (замкнутость и тревожность). Нарушения психического развития у детей обусловлены не только токсичным воздействием на плод принимаемых матерью препаратов, но и зависели от формы и тяжести протекания эпилепсии у матери до и во время беременности, ее сопутствующих заболеваний, а также типа вскармливания ребенка в первый год жизни.
В статье рассматриваются основные этапы научного исследования проблем психологии развития и дифференциальной психологии в петербургской психологической школе. Б. Г. Ананьев исходил из необходимости изучения человека в единстве его свойств как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности в процессе его индивидуального развития. Идеи целостности человека и непрерывности развития заложены им в основу научного изучения индивидуальности. Для целей такого изучения необходимо объединение усилий психологии развития и дифференциальной психологии и применение методов комплексного исследования. Первоначально данное направление сформировалось в рамках кафедры общей психологии, эмпирические исследования проводились сотрудниками лаборатории дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ начиная с 1963 г. Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии была открыта в 1998 г. Исследования кафедры охватывают все периоды развития человека, начиная от перинатального и заканчивая периодом поздней взрослости и старения. Бывшими и сегодняшними сотрудниками кафедры проведены масштабные исследования интеллектуального потенциала подростков, проживающих в разных экологических условиях. Исследовались условия, факторы и механизмы самоосуществления личности в подростковый, юношеский и взрослый периоды. Проведено комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и механизмов совладания с ними на разных этапах взрослости. С позиций интегративного подхода были изучены параметры психоэмоционального благополучия подростков и взрослых. Проведены исследования влияния стресса, связанного с пандемией, на беременных женщин и развитие детей и множества других проблем. История кафедры представлена четырьмя поколениями исследователей, начиная от непосредственных учеников Б. Г. Ананьева - М. Д. Александровой, Е. Ф. Рыбалко, Н. А. Розе-Грищенко - и заканчивая учениками их учеников.
Статья посвящена исследованию половозрастных особенностей проявления различных типов агрессии в старшем подростковом возрасте. Представлен теоретико-методологический обзор литературы по заданной проблематике, в частности рассматривается динамика проявления различных типов агрессии у подростков, приводится обзор исследований, изучающих возрастную и гендерную специфику в проявлении агрессии, а также анализируются факторы, объясняющие различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек разных возрастных групп. Приведены результаты эмпирического исследования, проведенного на масштабной выборке подростков (N = 10 980) в возрасте от 15 до 18 лет. В процессе анализа показано, что физическая агрессия более явно выражена у респондентов мужского пола, а враждебность и гнев - женского. Результаты однофакторного дисперсионного анализа демонстрируют статистически значимое влияние эффекта пола на выраженность всех типов агрессии, при этом наибольший эффект наблюдается по показателю выраженности гнева, а наименьший - по показателю проявления враждебности. Также установлена возрастная неравномерность в проявлении различных типов агрессии в старшем подростковом возрасте. Было показано, что уровень физической агрессии в период 15-18 лет значимо снижается, а по показателям гнева и враждебности он остается стабильным после 15 лет. Влияние эффекта возраста на выраженность всех типов агрессии также оказалось статистически значимо, при этом наибольший эффект наблюдается по показателю склонности к физической агрессии, а наименьший - по показателю проявления гнева. Полученные результаты подтверждают необходимость учета возрастных и половых особенностей при создании программ профилактики, а также расширяют базу исследований, направленных на изучение половозрастных особенностей подростковой агрессии и могут помочь исследователям в разработке технологий просветительской и профилактической работы с подростковой агрессией.
Издательство
- Издательство
- СПбГУ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
- Юр. адрес
- Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
- ФИО
- Кропачев Николай Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- spbu@spbu.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3282000
- Сайт
- https://spbu.ru/