ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ МАТЕРЯМИ С ЭПИЛЕПСИЕЙ (2024)
Эпилепсия у матери является фактором риска для нейрокогнитивного развития ребенка, поскольку относится к группе хронических заболеваний, при которых постоянный прием медикаментов жизненно необходим, в том числе и во время беременности. Это несет в себе различные риски для ребенка, которые включают внутриутробные ограничения роста, врожденные пороки развития, негативное влияние на когнитивные функции и повышенный риск задержки психического развития. Именно поэтому основная масса исследований сконцентрирована на изучении влияния отдельных противоэпилептических препаратов на физическое развитие ребенка, однако комплексной оценки влияния пренатальных, перинатальных и половозрастных факторов развития самого ребенка в них не осуществлялось. В данной статье представлены результаты исследования половозрастных факторов психического развития и адаптации детей, рожденных матерями с эпилепсией. В исследовании приняли участие 176 человек: 88 детей в возрасте 3-9 лет и их матери, страдающие эпилепсией. В результате было обнаружено, что мужской плод оказался более уязвим к пренатальным воздействиям, вследствие чего у мальчиков были обнаружены более выраженные нарушения психического развития (моторная неловкость, гиперактивность, дефицит внимания, нарушения устной речи) и адаптации (нарушения социализации, эмоционально-волевые нарушения, агрессивность и оппозиционные реакции, проблемы поведения). С возрастом часть нарушений психического развития (задержка в развитии речи, праксиса и логического мышления) компенсировалась и на первый план уже вышли вторичные нарушения - проблемы адаптации (нарушения социализации), соматические и интернализационные проблемы (замкнутость и тревожность). Нарушения психического развития у детей обусловлены не только токсичным воздействием на плод принимаемых матерью препаратов, но и зависели от формы и тяжести протекания эпилепсии у матери до и во время беременности, ее сопутствующих заболеваний, а также типа вскармливания ребенка в первый год жизни.
Идентификаторы и классификаторы
Эпилепсия у матери является фактором риска для физического и когнитивного развития ребенка, поскольку в период беременности женщины вынуждены постоянно принимать антиэпилептические препараты (далее АЭП), контролирующие приступы и при этом негативно влияющие на развитие плода. В настоящее время большинство исследований посвящено изучению тератогенных эффектов приема АЭП на физическое развитие детей. Со стигмой дизэмбриогенеза (незначительные мальформации, служащие маркерами различных нарушений) в 10 раз чаще сталкиваются матери, страдающие эпилепсией, нежели женщины в среднем в популяции (Artama et al., 2006; Кожокару и др., 2010; Bech et al., 2018; Blotière et al., 2019). В то же время исследований влияния АЭП на нейрокогнитивное развитие детей женщин, принимающих их, крайне мало, а их результаты подчас опровергают друг друга (Koch et al., 1999; Кожокару и др., 2010; Banach et al., 2010; Якунина и др., 2017; Карлов, 2019). Несмотря на то что в некоторых исследованиях были обнаружены когнитивные нарушения у детей матерей с эпилепсией (Hirano et al., 2004; Artama et al., 2006; Oyen et al., 2007; Meador et al., 2013; Якунина и др., 2015; Tomson et al., 2015), они оценивали влияние лишь конкретного препарата. Сравнения последствий с другими АЭП не проводилось. Наиболее изучены были тератогенные эффекты вальпроевой кислоты (Vajda et al., 2006; Morrow et al., 2006), однако были выявлены нарушения психического развития у детей и после приема других препаратов (Canger et al., 1999).
Список литературы
-
Бадалян Л. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей (обзор) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. № 3. С. 74-90.
-
Бакушкина Н. И. Траектории развития нейрокогнитивных функций у недоношенных детей в возрасте от 3 до 36 месяцев в зависимости от этапов синаптогенеза: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2022. EDN: RPQEBE
-
Бакушкина Н. И., Рогачева Т. В. Анализ нейрокогнитивного развития детей со средней и легкой степенью недоношенности в раннем возрасте с помощью шкал Бейли (третья редакция) // Сиб-Скрипт. 2019. № 1 (77). С. 56-63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-neyrokognitivnogo-razvitiya-detey-so-sredney-i-legkoy-stepenyu-nedonoshennosti-v-rannem-vozraste-s-pomoschyu-shkal-beyli-tretya (дата обращения: 23.08.2023).
-
Глозман Ж. М. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / под ред. Ж. М. Глозман. М.: Генезис, 2019.
-
Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Юрайт, 2005. EDN: QLLCPJ
-
Карлов В. А. Эпилепсия у детей и взрослых женщин и мужчин: руководство для врачей. Изд. 2-е. М.: Бином, 2019. EDN: DJAFBQ
-
Кожокару А. Б., Карлов В. А., Жидкова И. А., Серкина А. В. Стигмы дизэмбриогенеза и физическое развитие у детей, рожденных от матерей, страдающих эпилепсией // Эпилепсия и пароксизмальные состояния. 2010. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stigmy-dizembriogeneza-i-fizicheskoe-razvitie-u-detey-rozhdennyh-ot-materey-stradayuschih-epilepsiey (дата обращения: 23.08.2023). EDN: MUGGZF
-
Круглова Е. А., Попель Н. В. Половые различия в проявлениях синдрома дефицита внимания и гиперактивности младших школьников // Вестник Ивановского государственного университета. Сер. Естественные, общественные науки. 2016. № 1. С. 27-30. EDN: VWVFHD
-
Ларина И. В. Актуальные вопросы ведения беременности у пациенток с эпилепсией // Вестник эпилептологии. 2021. № 1. С. 36-47. EDN: PTNHKM
-
Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учeб. пособие. 10-е изд. М.: Генезис, 2017.
-
Чутко Л. С., Пальчик А. Б. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (причины, диагностика, лечение). СПб.: Коста, 2012. EDN: VLVAUB
-
Шер С. А. Тератогенное воздействие лекарственных средств на организм будущего ребенка на этапе внутриутробного развития // Педиатрическая фармакология. 2011. Т. 6, № 6. С. 57-60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teratogennoe-vozdeystvie-lekarstvennyh-sredstv-na-organizm-buduschego-rebenka-na-etape-vnutriutrobnogo-razvitiya (дата обращения: 23.08.2023). EDN: OUPXMF
-
Якунина А. В., Повереннова И. Е., Ананьева С. А. Тератогенное влияние противоэпилептических препаратов по данным регистров врожденных пороков развития в Самарской области // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. № 17 (5-2). С. 433-438.
-
Якунина А. В., Повереннова И. Е., Калинин В. А., Ананьева С. А. Интеллектуальное развитие детей, рожденных матерями с эпилепсией // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2017. Спецвып. 1. Эпилепсия. С. 54-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnoe-razvitie-detey-rozhdennyh-materyami-s-epilepsiey (дата обращения: 23.08.2023). EDN: YTAVZZ
-
Adab N., Kini U., Vinten J., Ayres J., Baker G., Clayton-Smith J., Coyle H., Fryer A., Gorry J., Gregg J., Mawer G., Nicolaides P., Pickering L., Tunnicliffe L., Chadwick D. W. The longer term outcome of children born to mothers with epilepsy // Journal of Neurology, Neurosurgery, and Psychiatry. 2004. Vol. 75. P. 1575-1583.
-
Artama M., Ritvanen A., Gissler M., Isojärvi J., Auvinen A. Congenital structural anomalies in offspring of women with epilepsy - a population-based cohort study in Finland // International Journal of Epidemiology. 2006. Vol. 35 (2). P. 280-287. EDN: IQAKYB
-
Artama M., Auvinen A., Raudaskoski T., Isojarvi I., Isojarvi J. Antiepileptic drug use of women with epilepsy and congenital malformations in offspring // Neurology. 2005. Vol. 64. P. 1874-1878.
-
Banach R., Boskovic R., Einarson T., Koren G. Long-term developmental outcome of children of women with epilepsy, unexposed or exposed prenatally to antiepileptic drugs: A meta-analysis of cohort studies // Drug Safety. 2010. Vol. 33 (1). Р. 73-79. EDN: AKFOOO
-
Bech L. F., Polcwiartek C., Kragholm K., Andersen M. P., Rohde C., Torp-Pedersen C., Nielsen J., Hagstrom S. In utero exposure to antiepileptic drugs is associated with learning disabilities among offspring // Journal of Neurology, Neurosurgery, and Psychiatry. 2018. Vol. 89 (12). P. 1324-1331.
-
Blotière P. O., Raguideau F., Weill A., Elefant E., Perthus I., Goulet V., Rouget F., Zureik M., Coste J., Dray-Spira R. Risks of 23 specific malformations associated with prenatal exposure to 10 antiepileptic drugs // Neurology. 2019. Vol. 93 (2). P. 167-180. DOI: 10.1212/WNL.0000000000007696
-
Blüml S., Wisnowski J., Nelson M., Paquette L., Panigrahy A. Metabolic maturation of white matter is altered in preterm infants // Plos ONE. 2014. Vol. 9 (1). P. e85829.
-
Canger R., Battino D., Canevini M. P., Fumarola C., Guidolin L., Vignoli A., Mamoli D., Palmieri C., Molteni F., Granata T., Hassibi P., Zamperini P., Pardi G., Avanzini G. Malformations in offspring of women with epilepsy: a prospective study // Epilepsia. 1999. Vol. 40 (9). P. 1231-1236.
-
Deblay M. F., Vert P., André M. Children of epileptic mothers // La Nouvelle pressemédicale. 1982. Vol. 11. Р. 173-176.
-
Hirano T., Fujioka K., Okada M., Iwasa H., Kaneko S. Physical and psychomotor development in the offspring born to mothers with epilepsy // Epilepsia. 2004. Vol. 45 (8). Р. 53-57.
-
Kapellou O., Counsell S., Kennea N., Dyet L., Saeed N., Stark J. Abnormal cortical development after premature birth shown by altered allometric scaling of brain growth // Plos Medicine. 2006. Vol. 3 (8). P. e265.
-
Koch S., Titze K., Zimmermann R. B., Schröder M., Lehmkuhl U., Rauh H. Long-term neuropsychological consequences of maternal epilepsy and anticonvulsant treatment during pregnancy for school-age children and adolescents // Epilepsia. 1999. Vol. 40 (9). P. 1237-1243.
-
Lodhi S., Agrawal N. Neurocognitive problems in epilepsy // Advances in Psychiatric Treatment. 2012. Vol. 18. P. 232-240. DOI: 10.1192/apt.bp.110.007930
-
Meador K. J., Baker G. A., Browning N., Cohen M. J., Bromley R. L., Clayton-Smith J., Kalayjian L. A., Kanner A., Liporace J. D., Pennell P. B., Privitera M., Loring D. W. Fetal antiepileptic drug exposure and cognitive outcomes at age 6 years (NEAD study): A prospective observational study // Lancet Neurology. 2013. Vol. 12 (3). Р. 244-252.
-
Morrow J., Russell A., Guthrie E., Parsons L., Robertson I., Waddell R., Irwin B., McGivern R. C., Morrison P. J., Craig J. Malformations risks of antiepileptic drugs in pregnancy: A prospective study from the UK Epilepsy and Pregnancy Register // Journal of Neurology, Neurosurgery, and Psychiatry. 2006. Vol. 77. Р. 193-198.
-
Oyen N., Vollset S. E., Eide M. G., Bjerkedal T., Skjærven R. Maternal epilepsy and offsprings' adult intelligence: A population-based study from Norway // Epilepsia. 2007. Vol. 48. Р. 1731-1738.
-
Tau G. Z., Peterson B. S. Normal development of brain circuits // Neuropsychopharmacology. 2010. Vol. 35 (1). P. 147-168. EDN: NATXQX
-
Titze K., Koch S., Helge H., Lehmkuhl U., Rauh H., Steinhausen H.-C. Prenatal and family risks of children born to mothers with epilepsy: Effects on cognitive development // Developmental Medicine and Child Neurology. 2008. Vol. 50 (2). Р. 117-122. EDN: YCGDZR
-
Tomson T., Battino D., Bonizoni E, Craig J., Lindhout D., Perucca E., Sabers A., Thomas S., Vajda F. NEAD Study Group. Fetal antiepileptic drug exposure and cognitive outcomes at age 6 years (NEAD study): a prospective observational study // Neurology. 2015. Vol. 85 (10). P. 866-872. EDN: YCJVID
-
Vajda F. J., Hitchcock A., Graham J., Solinas C., O'Brien T. J., Lander C. M., Eadie M. J. Fetal malformations and seizure control: 52 months data of the Australian Pregnancy Registry // European Journal of Neurology. 2006. Vol. 13. Р. 645-654.
-
Webb S. J., Monk C. S., Nelson C. A. Mechanisms of postnatal neurobiological development: Implications for human development // Developmental Neuropsychology. 2001. Vol. 19 (2). P. 147-171.
-
Wide K., Henning E., Tomson T., Winbladh B. Psychomotor development in preschool children exposed to antiepileptic drugs in utero // Acta Paediatr. 2002. Vol. 91. Р. 409-414.
-
Adab, N., Kini, U., Vinten, J., Ayres, J., Baker, G., Clayton-Smith, J., Coyle, H., Fryer, A., Gorry, J., Gregg, J., Mawer, G., Nicolaides, P., Pickering, L., Tunnicliffe, L., Chadwick, D. W. (2004). The longer term outcome of children born to mothers with epilepsy. Journal of Neurology, Neurosurgery, and Psychiatry, 75, 1575-1583.
-
Artama, M., Ritvanen, A., Gissler, M., Isojärvi, J., Auvinen, A. (2006). Congenital structural anomalies in offspring of women with epilepsy - a population-based cohort study in Finland. International Journal of Epidemiology, 35 (2), 280-287. EDN: IQAKYB
-
Artama, M., Auvinen, A., Raudaskoski, T., Isojarvi, I., Isojarvi, J. (2005). Antiepileptic drug use of women with epilepsy and congenital malformations in offspring. Neurology, 64, 1874-1878.
-
Badalyan, L. O., Zavadenko, N. N., Uspenskaya, T. Yu. (1993). Attention deficit syndromes in children (review). Review of psychiatry and medical psychology named after V. M. Bekhterev, 3, 74-90. (In Russian).
-
Bakushkina, N. I., Rogacheva, T. V. (2019). Analysis of neurocognitive development of children with moderate and mild prematurity at an early age using Bailey scales (third edition). SibScript, 1 (77), 56-63. (In Russian).
-
Bakushkina, N. I. (2022). Trajectories of the development of neurocognitive functions in premature infants aged 3 to 36 months, depending on the stages of synaptogenesis: PhD thesis. St. Petersburg. (In Russian). EDN: RPQEBE
-
Banach, R., Boskovic, R., Einarson, T., Koren, G. (2010). Long-term developmental outcome of children of women with epilepsy, unexposed or exposed prenatally to antiepileptic drugs: A meta-analysis of cohort studies. Drug Safety, 33 (1), 73-79. EDN: AKFOOO
-
Bech, L. F., Polcwiartek, C., Kragholm, K., Andersen, M. P., Rohde, C., Torp-Pedersen, C., Nielsen, J., Hagstrom, S. (2018). In utero exposure to antiepileptic drugs is associated with learning disabilities among offspring. Journal of Neurology, Neurosurgery, and Psychiatry, 89 (12), 1324-1331.
-
Blotière, P. O., Raguideau, F., Weill, A., Elefant, E., Perthus, I., Goulet, V., Rouget, F., Zureik, M., Coste, J., Dray-Spira, R. (2019). Risks of 23 specific malformations associated with prenatal exposure to 10 antiepileptic drugs. Neurology, 93 (2), 167-180. DOI: 10.1212/WNL.0000000000007696
-
Blüml, S., Wisnowski, J., Nelson, M., Paquette, L., Panigrahy, A. (2014). Metabolic maturation of white matter is altered in preterm infants. PLoS ONE, 9 (1), e85829.
-
Canger, R., Battino, D., Canevini, M. P., Fumarola, C., Guidolin, L., Vignoli, A., Mamoli, D., Palmieri, C., Molteni, F., Granata, T., Hassibi, P., Zamperini, P., Pardi, G., Avanzini, G. (1999). Malformations in offspring of women with epilepsy: A prospective study. Epilepsia, 40 (9), 1231-1236.
-
Chutko, L. S., Palchik, A. B. (2012). Attention deficit hyperactivity disorder (causes, diagnosis, treatment). St. Petersburg, Costa Publ. (In Russian).
-
Deblay, M. F., Vert, P., André, M. (1982). Children of epileptic mothers. La Nouvelle pressemédicale, 11, 173-176.
-
Glozman, J. M. (2019). Practical neuropsychology. Experience of working with children with learning difficulties, J. M. Glozman (ed.), Moscow, Genesis Publ. (In Russian).
-
Hirano, T., Fujioka, K., Okada, M., Iwasa, H., Kaneko, S. (2004). Physical and psychomotor development in the offspring born to mothers with epilepsy. Epilepsia, 45 (8), 53-57.
-
Kapellou, O., Counsell, S., Kennea, N., Dyet, L., Saeed, N., Stark, J. (2006). Abnormal cortical development after premature birth shown by altered allometric scaling of brain growth. PLoS Medicine, 3 (8), e265.
-
Karlov, V. A. (2019). Epilepsy in children and adult women and men. A guide for doctors. Second edition. Moscow, Binom Publ. (In Russian). EDN: DJAFBQ
-
Koch, S., Titze, K., Zimmermann, R. B., Schröder, M., Lehmkuhl, U., Rauh, H. (1999). Long-term neuropsychological consequences of maternal epilepsy and anticonvulsant treatment during pregnancy for school-age children and adolescents. Epilepsia, 40 (9), 1237-1243.
-
Kozhokaru, A. B., Karlov, V. A., Zhidkova, I. A., Serkina, A. V. (2010). Stigmas of dysembriogenesis and physical development in children born to mothers suffering from epilepsy. Epilepsy and paroxysmal states, 2 (2), 25-31. (In Russian).
-
Kruglova, E. A. (2016). Gender differences in the manifestations of attention deficit hyperactivity disorder of younger schoolchildren. Bulletin of the Ivanovo State University. Series: Natural, Social Sciences, 1, 27-30. (In Russian).
-
Larina, I. V. (2021). Topical issues of pregnancy management in patients with epilepsy. Bulletin of Epileptology, 1, 36-47. (In Russian).
-
Lodhi, S., Agrawal, N. (2012). Neurocognitive problems in Epilepsy. Advances in Psychiatric Treatment, 18, 232-240. https://doi.org /. DOI: 10.1192/apt.bp.110.007930
-
Meador, K. J., Baker, G. A., Browning, N., Cohen, M. J., Bromley, R. L., Clayton-Smith, J., Kalayjian, L. A., Kanner, A., Liporace, J. D., Pennell, P. B., Privitera, M., Loring, D. W. (2013). Fetal antiepileptic drug exposure and cognitive outcomes at age 6 years (NEAD study): A prospective observational study. Lancet Neurology, 12 (3), 244-252.
-
Morrow, J., Russell, A., Guthrie, E., Parsons, L., Robertson, I., Waddell, R., Irwin, B., McGivern, R. C., Morrison, P. J., Craig J. (2006). Malformations risks of antiepileptic drugs in pregnancy: A prospective study from the UK Epilepsy and Pregnancy Register. Journal of Neurology, Neurosurgery, and Psychiatry, 77, 193-198.
-
Oyen, N., Vollset, S. E., Eide, M. G., Bjerkedal, T., Skjærven, R. (2007). Maternal epilepsy and offsprings' adult intelligence: A population-based study from Norway. Epilepsia, 48, 1731-1738.
-
Semenovich, A. V. (2017). Neuropsychological correction in childhood. The method of substitutive ontogenesis: textbook. 10th ed. Moscow, Genesis Publ. (In Russian).
-
Sher, S. A. (2011). Teratogenic effect of drugs on the body of an unborn child at the stage of intrauterine development, Pediatric Pharmacology, 8 (6), 57-60. (In Russian). EDN: OUPXMF
-
Tau, G. Z., Peterson, B. S. (2010). Normal development of brain circuits. Neuropsychopharmacology, 35 (1), 147-168. EDN: NATXQX
-
Titze, K., Koch, S., Helge, H., Lehmkuhl, U., Rauh, H., Steinhausen, H.-C. (2008). Prenatal and family risks of children born to mothers with epilepsy: Effects on cognitive development. Developmental Medicine and Child Neurology, 50 (2), 117-122. EDN: YCGDZR
-
Tomson, T., Battino, D., Bonizoni, E, Craig, J., Lindhout, D., Perucca, E., Sabers, A., Thomas, S., Vajda, F. (2015). NEAD Study Group. Fetal antiepileptic drug exposure and cognitive outcomes at age 6 years (NEAD study): A prospective observational study. Neurology, 85 (10), 866-872. EDN: YCJVID
-
Vajda, F. J., Hitchcock, A., Graham, J., Solinas, C., O'Brien, T. J., Lander, C. M., Eadie, M. J. (2006). Fetal malformations and seizure control: 52 months data of the Australian Pregnancy Registry. European Journal of Neurology, 13, 645-654.
-
Webb, S. J., Monk, C. S., Nelson, C. A. (2001). Mechanisms of postnatal neurobiological development: Implications for human development. Developmental Neuropsychology, 19 (2), 147-171.
-
Wide, K., Henning, E., Tomson, T., Winbladh, B. (2002). Psychomotor development in preschool children exposed to antiepileptic drugs in utero. Acta Paediatrica, 91, 409-414.
-
Yakunina, A. V., Poverennova, I. E., Ananyeva, S. A. (2015). Teratogenic effect of antiepileptic drugs according to the registers of congenital malformations in the Samara region. Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 17 (5-2), 433-438. (In Russian). EDN: VYZMHP
-
Yakunina, A. V., Poverennova, I. E., Kalinin, V. A., Ananyeva, S. A. (2017), Intellectual development of children born to mothers with epilepsy. Neurology, neuropsychiatry, psychosomatics, Epilepsy, spec. iss. 1, 54-57. (In Russian).
-
Zavadenko, N. N. (2005). Hyperactivity and attention deficit in childhood. Moscow, Yurait Publ. (In Russian).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена памяти профессора кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, ведущего специалиста в области детской клинической психологии Ирины Ивановны Мамайчук. Предпринимается попытка анализа и обобщения ее огромного научного и практического вклада в детскую клиническую психологию. Выделяются и описываются этапы ее профессионального пути: (1) изучение механизмов нарушенного развития у детей с детским церебральным параличом; (2) изучение психологии детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата; (3) эмпирическое обоснование стратегий и технологий психологической помощи детям с различными вариантами нарушенного развития; (4) разработка методологических и прикладных проблем детской клинической психологии. Раскрываются результаты и выводы ключевых исследований Ирины Ивановны, внесших большой вклад в понимание причин и механизмов нарушений психического развития у детей и подростков и воплощающих принципы онтогенетического и системно-структурного подходов, разработанных в ленинградской - петербургской психологической школе, в частности изучение роли моторики в перцептогенезе при различных вариантах дизонтогенеза, специфики нарушений межфункциональных связей у детей с двигательными и психическими нарушениями, подвидов задержки психического развития церебрально-органического генеза, психологических особенностей детей и подростков с соматической патологией. На основе анализа работ выделяется перечень основных проблем и перспектив современной детской клинической психологии. Описывается подход к психологической помощи и психологической коррекции нарушений у детей и подростков с учетом роли семьи и ближайшего окружения. Подчеркивается, что эмпирические работы Ирины Ивановны стали золотым стандартом в исследованиях проблем детей с психическим дизонтогенезом, а ее теоретические обобщения и методологические разработки чрезвычайно важны для дальнейшего развития детской клинической психологии и понимания проблемы психического развития в целом.
Работа посвящена разработке и психометрической проверке инструмента, направленного на оценку используемых стратегий формирования благополучного старения. В контексте увеличения продолжительности жизни и количества пожилых людей в общей популяции особенно остро встает вопрос сохранения и улучшения качества жизни пожилых людей. В науке накоплен большой объем данных о механизмах и факторах, влияющих на старение. При этом такие факторы могут быть смоделированы самим человеком. Однако отсутствуют инструменты, которые позволили бы оценивать эти механизмы и частоту их использования в жизни человека, как актуальной, так и ретроспективной. Участниками исследования стали 170 взрослых в возрасте 40-75 лет. На основе теоретического анализа были сформулированы 22 стратегии, каждая из которых оценивалась по 5-балльной шкале. Для проверки конвергентной валидности использовались опросник «Профилактика здорового образа жизни», Шкала психологического благополучия К. Рифф, опросник «Восприятие старения», а также вопросы демографической анкеты. В результате эксплораторного факторного анализа были выделены четыре шкалы: «Стратегии сохранения здоровья», «Метакогнитивные стратегии», «Стратегии саморазвития» и «Генеративные стратегии». Анализ надежности шкал и конфирматорный анализ подтвердили пригодность полученного инструмента, а также его соответствие эмпирическим данным. Анализ конвергентной валидности показал, что выделенные шкалы связаны с показателями здорового образа жизни, психологического благополучия, положительными представлениями о старении и желанием что-то менять в своей жизни ради благополучной старости. Полученные результаты могут быть использованы как для научного изучения механизмов футуризации старения, так и для практической работы по оценке ресурсов для формирования старения и выстраивания индивидуальных траекторий старения.
В статье представлены результаты аналитического обзора современных публикаций и эмпирического исследования удовлетворенности жизнью женщин и мужчин пожилого и старческого возраста. Отмечены проблемы изучения удовлетворенности жизнью и психологического благополучия у респондентов старшего возраста, связанные с формированием равновесных по полу выборок и с выбором адекватного инструментария, продемонстрированы результаты исследований изучаемых характеристик у женщин и мужчин, а также у представителей разных возрастных групп. Показаны различия факторов психологического благополучия в отличающихся выборках. Для респондентов старческого возраста отмечена большая значимость здоровья, достатка и мира в семье, позитивного отношения к себе и окружающим, а также духовности по сравнению с более молодыми респондентами, ориентированными в большей степени на саморазвитие и активность. Отличительной особенностью данной работы является сопоставление результатов двух групп, выровненных по возрасту, уровню образования, профессиональному и семейному статусу, включавших 36 женщин и 36 мужчин в возрасте от 64 до 89 лет. При сравнении результатов этих групп различия обнаружены только по эмоциональной поддержке и самооценке характера. Удовлетворенность жизнью в пожилом и старческом возрасте у мужчин и женщин не различается, однако связана с разными переменными. Для женщин на первом месте находятся показатели, отражающие успешность социального взаимодействия, - эмоциональная и инструментальная поддержка и самооценка характера. Самооценка внешности в этом возрасте не является ресурсом удовлетворенности жизнью в группе женщин. Удовлетворенность жизнью мужчин старшего возраста связана с их самооценкой и не различается в зависимости от социальной поддержки или социотропности/самодостаточности, а также от включенности в семейные взаимодействия. Ставится вопрос об эффективности использования Дифференциального опросника одиночества в данной возрастной группе. в данной возраст-ной группе
Статья посвящена изучению уровневых показателей и взаимосвязи родительского выгорания, воспринимаемого стресса, посттравматического роста и социальной поддержки у матерей детей с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании приняли участие 73 женщины в возрасте от 27 до 44 лет (средний возраст 36,15 лет), воспитывающие детей с тяжелыми хроническими заболеваниями в возрасте от 3 до 10 лет (средний возраст 7 лет, средняя продолжительность заболевания - 4 года, хроническое заболевание у ребенка должно было быть обнаружено не менее чем 1,5 года назад). Методики: опросник «Шкала воспринимаемого стресса - 10» в адаптации В. А. Абабкова; опросник социальной поддержки «F-SOZU-22» в разработке Г. Соммера и Т. Фюдриха (1993) и в адаптации А. Б. Холмогоровой, Н. Г. Гаранян, Г. А. Петровой; Опросник родительского выгорания И. Н. Ефимовой; Опросник посттравматического роста Р. Тедески и Л. Калхуна, адаптированный М. Ш. Магомед-Эминовым.
Результаты: исследование выявило высокий уровень воспринимаемого стресса, средний уровень родительского выгорания и посттравматического роста и ниже среднего - уровень социальной поддержки у матерей детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены тесные связи социальной поддержки и посттравматического роста, социальной поддержки и стресса, а также родительского выгорания, тогда как между показателями родительского выгорания, стресса и посттравматического роста выявлены связи только с одним показателем посттравматического роста - силой личности. Предиктором родительского выгорания и стресса выступили эмоциональная поддержка, удовлетворенность поддержкой и субъективная удовлетворенность браком, а предиктором посттравматического роста - социальная интеграция.
Выводы: для совладания со стрессом, связанным с хроническим заболеванием ребенка, а также посттравматического роста у матерей важнейшим фактором является социальная поддержка.
В психологии не ослабевает внимание к супружеским парам. В основном чувства любви изучаются как предиктор, а психологическое благополучие - как эффект удовлетворенности отношениями. Поскольку чувство любви изменчиво, цель данного исследования - изучить половозрастные особенности и предикторы любви к партнеру; хотя гипотетически удовлетворенность отношениями - наиболее сильный предиктор чувств любви, психологическое благополучие и субъективное одиночество партнеров тоже имеет значение. Выборку составили 387 супружеских пар со стажем брака от полугода до 50 лет.
Методы: Шкала любви и симпатии З. Рубина; Шкала психологического благополучия К. Рифф, Шкала субъективного одиночества Д. Рассела; Самооценка удовлетворенности отношениями c шестью вопросами на когнитивную (удовлетворенность, желание сохранить отношения, расстаться) и эмоциональную (негативные эмоции, напряжение, страх одинокости) составляющие. Проведены дисперсионный, корреляционный, факторный и регрессионный анализ.
Результаты: респонденты в целом имеют высокий уровень чувств любви, удовлетворенности отношениями и психологического благополучия, причем сходный у обоих супругов. Однако у мужчин чувства любви сильнее, чем у женщин, и стабильны на протяжении брака. Наиболее выраженные чувства любви и низкая удовлетворенность отношениями в период 3-7 лет брака. Удовлетворенность отношениями и психологическое благополучие партнера выступили предикторами чувств любви к партнеру у обоих супругов; специфичный предиктор для мужчин - низкий уровень субъективного одиночества, а для женщин - чувства любви супруга к ней, его субъективное одиночество и собственный страх одинокости (остаться одной без партнера). Супруги, высказывающие желание развестись, отличаются слабыми чувствами любви к партнеру, мужчины не удовлетворены отношениями, и у обоих супругов снижен уровень психологического благополучия: женщины недостаточно компетентны, мужчины затрудняются в постановке жизненных целей, и у обоих супругов низкий уровень самопринятия.
Статья посвящена изучению взаимодействия параметров одиночества и личностных особенностей взрослых. В качестве основных параметров одиночества выступают: общее переживание одиночества, зависимость от общения, а также принятие одиночества, позитивное отношение к нему. В числе личностных характеристик нами были рассмотрены личностные факторы, входящие в модель Большой пятерки, и социотропность, представляющая собой когнитивную стратегию, отражающую направленность человека на создание позитивных отношений с окружающими и в целом направленность на социум. Целью исследования стало выявление наличия и характера связи между одиночеством, личностными факторами Большой пятерки и социотропностью. Нами были сформулированы следующие гипотезы: нейротизм и социотропность будут положительно связаны с переживанием одиночества, его неприятием; независимость, открытость опыту и добросовестность, напротив, будут связаны с позитивным отношением к одиночеству, его ресурсностью. В исследовании принял участие 131 человек 18-55 лет (M = 31; SD = 9,85), 26 мужчин и 105 женщин.
Методы: Дифференциальный опросник переживания одиночества (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев), методика «Социотропность - самодостаточность» (О. Ю. Стрижицкая и соавт.), Шкала социального и эмоционального одиночества для взрослых (SELSA-S) (О. Ю. Стрижицкая и соавт.), Пятифакторный опросник личностных черт NEO FFI П. Т. Косты (P. T. Costa) и Р. P. МакКрэ (R. R. McCrae) в адаптации В. Е. Орла, А. А. Рукавишникова и др. Математическая обработка выполнена на базе программного обеспечения IBM SPSS 23.0. Полученные нами результаты позволили выявить наличие взаимосвязей между параметрами одиночества и личностными характеристиками респондентов (личностными факторами Большой пятерки и социотропностью). Было показано, что социальная неуверенность и нейротизм способны усиливать негативное переживание одиночества, ощущение нехватки эмоциональной близости, контактов с людьми и осознание человеком себя как одинокого и изолированного. В свою очередь привязанность и зависимость от мнения окружающих могут усиливать неприятие одиночества и склонность искать общения любой ценой. В то время как самодостаточность, открытость опыту, добросовестность и экстраверсия могут способствовать снижению переживания эмоционального и социального одиночества и усилению позитивного отношения к одиночеству.
Статья посвящена проблеме изучения возрастной идентификации взрослого человека. Цель исследования - изучение возрастной идентификации в периоды ранней и средней взрослости в соотношении с субъективным возрастом и маркерами психологического и субъективного благополучия. Гипотеза: в основе возрастной идентификации лежит сравнение себя с ровесниками и отношение к возрастным периодам, близким к возрасту респондента; она характеризуется качественными, типологическими различиями и имеет связь с субъективным возрастом. Приведены результаты двух исследований, проведенных на разных возрастных группах: группа ранней взрослости (N = 70, 19-26 лет; средний возраст 23,6 лет) и группа средней взрослости (N= 60, 27-46 лет; средний возраст 34 года). В качестве основного метода исследования возрастной идентификации использовалась методика семантического дифференциала со шкалами: сила, активность, оценка, сложность, упорядоченность. В группе ранней взрослости для оценки предлагались категории «Я», «Ровесник», «Детство», «Взрослость», в группе средней взрослости - «Я», «Ровесник», «Молодость», «Старость». Измерялись также субъективный и идеальный возраст (анкета), показатели психологического благополучия (краткий вариант шкалы К. Рифф в адаптации Е. Г. Трошихиной) и удовлетворенности жизнью (опросник Э. Динера в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина). Результаты: с помощью факторного анализа в каждой из возрастных групп были выделены паттерны возрастной идентификации, различающиеся степенью осознанности и значимости характеристик возраста в структуре самоидентификации, степенью согласованности. В ранней взрослости связь между паттернами возрастной идентификации, хронологическим и субъективным возрастом не прослеживается, в большей степени на субъективную взрослость влияет профессиональный статус (наличие работы). В средней взрослости выявлены значимые взаимосвязи, отражающие рост противоречивости возрастной идентификации с возрастом и влияние возрастной идентификации на разницу между хронологическим и субъективным возрастом. Результаты подтверждают возможность изучения содержательных аспектов возрастной идентификации с помощью семантического дифференциала.
В связи со стремительным темпом современной жизни и ее высокой стрессогенностью повысился научный интерес к вопросам изучения стресса и факторов, позволяющих его конструктивно преодолевать. Цель cтатьи: изучение роли личностных и социальных характеристик в воспринимаемом стрессе у юношей и девушек в старшем подростковом возрасте. Гипотезы: у старших подростков проявляется гендерная специфика параметров воспринимаемого стресса: перенапряжение как эмоциональный компонент и противодействие стрессу как компонент инструментальный. У девушек воспринимаемый стресс более тесно связан с их личностными характеристиками, а у юношей - с социальными. При этом как для юношей, так и для девушек характерно, что личностные характеристики играют более значимую роль в управлении напряжением, вызванным стрессом, а социальные помогают в противодействии стрессу. Выборка из 90 старших подростков 15-17 лет разделена на две группы: 45 юношей и 45 девушек.
Методы: шкала воспринимаемого стресса (ШВС-10), шкала личностной тревожности А. М. Прихожан, опросник жизнестойкости С. Мадди, шкалы психологического благополучия К. Рифф, опросник воспринимаемой социальной поддержки Г. Зоммера и Т. Фюдрика. Проведен корреляционный и регрессионный анализ. Исследование показало гендерные особенности, различия и общие факторы воспринимаемого стресса, характерные для старших подростков. Так, у девушек наблюдается более напряженное переживание стресса по сравнению с их сверстниками. Общность воспринимаемого стресса у юношей и девушек проявляется в большем вкладе индивидуально-личностных характеристик в его параметры в целом и особенно в такой его компонент, как перенапряжение. Также показано, что как для юношей, так и для девушек в противодействии стрессу существенную роль, наряду с личностными характеристиками, играет фактор социальной поддержки.
Исследование посвящено проблеме подверженности детей старшего дошкольного возраста разнообразным страхам в связи с социокультурным контекстом, который понимается как фактор макросреды. Начало 2020-х гг. связано с масштабными событиями, оказывающими значительное влияние на жизнь и благополучие населения. Это пандемия COVID-19 (2020-2021) и обострение социально-политической ситуации в мире (2022-2023). В исследовании приняли участие 127 детей в возрасте 5-6 лет, посещающие дошкольные образовательные организации, которым была предложена методика «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой. Также использовались данные анкетирования родителей и анализ документации дошкольных образовательных организаций. В результате было установлено, что профили страхов детей, обследованных в 2019, 2021 и 2023 гг., оказываются достаточно схожими, большинство выявленных страхов современных дошкольников соответствуют возрастным нормам для детей 5-7-летнего возраста по А. И. Захарову, что позволяет говорить об универсальности описанных им возрастных закономерностей и причин появления страхов у детей. Специфика культурно-исторического контекста современного детства проявила себя в том, что перечень пугающих персонажей существенно изменился: герои виртуальных игр жанра «хоррор» вытесняют героев традиционных детских сказок. Сравнительный анализ результатов, полученных в 2019, 2021 и 2023 гг., подтвердил большую подверженность страхам дошкольников в период пандемии COVID-19 и отсутствие увеличения числа страхов у детей на фоне обострения геополитической ситуации в мире. Было обнаружено, что в период пандемии у детей возросло не только число специфических медицинских страхов, но и увеличилось количество страхов, не имеющих прямого отношения к болезням и смерти, что демонстрирует замещающий характер страхов у детей и имеет большое значение для практической психологии.
В статье рассматриваются основные этапы научного исследования проблем психологии развития и дифференциальной психологии в петербургской психологической школе. Б. Г. Ананьев исходил из необходимости изучения человека в единстве его свойств как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности в процессе его индивидуального развития. Идеи целостности человека и непрерывности развития заложены им в основу научного изучения индивидуальности. Для целей такого изучения необходимо объединение усилий психологии развития и дифференциальной психологии и применение методов комплексного исследования. Первоначально данное направление сформировалось в рамках кафедры общей психологии, эмпирические исследования проводились сотрудниками лаборатории дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ начиная с 1963 г. Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии была открыта в 1998 г. Исследования кафедры охватывают все периоды развития человека, начиная от перинатального и заканчивая периодом поздней взрослости и старения. Бывшими и сегодняшними сотрудниками кафедры проведены масштабные исследования интеллектуального потенциала подростков, проживающих в разных экологических условиях. Исследовались условия, факторы и механизмы самоосуществления личности в подростковый, юношеский и взрослый периоды. Проведено комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и механизмов совладания с ними на разных этапах взрослости. С позиций интегративного подхода были изучены параметры психоэмоционального благополучия подростков и взрослых. Проведены исследования влияния стресса, связанного с пандемией, на беременных женщин и развитие детей и множества других проблем. История кафедры представлена четырьмя поколениями исследователей, начиная от непосредственных учеников Б. Г. Ананьева - М. Д. Александровой, Е. Ф. Рыбалко, Н. А. Розе-Грищенко - и заканчивая учениками их учеников.
Статья посвящена исследованию половозрастных особенностей проявления различных типов агрессии в старшем подростковом возрасте. Представлен теоретико-методологический обзор литературы по заданной проблематике, в частности рассматривается динамика проявления различных типов агрессии у подростков, приводится обзор исследований, изучающих возрастную и гендерную специфику в проявлении агрессии, а также анализируются факторы, объясняющие различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек разных возрастных групп. Приведены результаты эмпирического исследования, проведенного на масштабной выборке подростков (N = 10 980) в возрасте от 15 до 18 лет. В процессе анализа показано, что физическая агрессия более явно выражена у респондентов мужского пола, а враждебность и гнев - женского. Результаты однофакторного дисперсионного анализа демонстрируют статистически значимое влияние эффекта пола на выраженность всех типов агрессии, при этом наибольший эффект наблюдается по показателю выраженности гнева, а наименьший - по показателю проявления враждебности. Также установлена возрастная неравномерность в проявлении различных типов агрессии в старшем подростковом возрасте. Было показано, что уровень физической агрессии в период 15-18 лет значимо снижается, а по показателям гнева и враждебности он остается стабильным после 15 лет. Влияние эффекта возраста на выраженность всех типов агрессии также оказалось статистически значимо, при этом наибольший эффект наблюдается по показателю склонности к физической агрессии, а наименьший - по показателю проявления гнева. Полученные результаты подтверждают необходимость учета возрастных и половых особенностей при создании программ профилактики, а также расширяют базу исследований, направленных на изучение половозрастных особенностей подростковой агрессии и могут помочь исследователям в разработке технологий просветительской и профилактической работы с подростковой агрессией.
Издательство
- Издательство
- СПбГУ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
- Юр. адрес
- Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
- ФИО
- Кропачев Николай Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- spbu@spbu.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3282000
- Сайт
- https://spbu.ru/