ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ГОЛОСОВАНИЕ В ПЕРИОД КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ 2020 ГОДА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ (2023)
В работе ставится проблема соотношения общероссийского голосования и референдума, эффективности и самостоятельности такой формы прямой демократии, как общероссийское голосование, впервые использованной в ходе конституционной реформы 2020 года, что и обусловливает актуальность темы. Сравнение общероссийского голосования и референдума осуществляется по важнейшим этапам проведения этих процедур, на основе чего формулируется вывод о неравнозначности явлений, позволяющий считать общероссийское голосование самостоятельным правовым институтом, нуждающимся в более детальном законодательном регулировании.
Идентификаторы и классификаторы
Совсем недавно, в 2020 году, по инициативе президента Владимира Владимировича Путина
была проведена масштабная конституционная реформа, в ходе которой были внесены поправки к тексту действующей Конституции. Изменений произошло достаточно много: они были связаны с социальными гарантиями, судебной властью, правовым статусом Президента РФ и федеральных органов государственной власти, сферой местного самоуправления и не только.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. - 2020. - № 144 (8198). - Ст. 136.
- Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ “О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти” // Официальный интернет-портал правовой информации [Офиц. сайт]. URL: http://pravo.gov.ru.
- Заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации “О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти”, а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 1-З город Санкт-Петербург // Российская газета. - 2020. - № 56.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П “По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 “О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации” и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом” // Официальный интернет-портал правовой информации [Офиц. сайт]. URL: http://pravo.gov.ru.
- Президент направил запрос в Конституцион ный Суд 14.03.2020 // Официальное интернет представительство президента России [Офиц. сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/62989.
- Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. ▼ Контекст
- Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации” // Официальный интернет-портал правовой информации [Офиц. сайт]. URL: http://pravo.gov.ru.
- Указ Президента РФ от 01.06.2020 № 354 “Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации” // Официальный интернет-портал правовой информации [Офиц. сайт]. URL: http://pravo.gov.ru.
- Виноградова Е.В. Референдум или общероссийское голосование: к вопросу о форме одобрения поправок 2020 года в Конституцию Российской Федерации // Евразийская адвокатура. - 2020. - № 4 (47). - С. 75-78. EDN: LTDJIV
-
Дзидзоев Р.М., Лолаева А.С. Общенародное голосование как институт прямой демократии // Закон и право. - 2020. - № 12. EDN: NLZAET
-
Игнатов А.В. Общероссийское голосование в конституционном измерении // Избирательноезако нодательство и практика. - 2020. - № 2. - С. 13.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель настоящей статьи - на примере понятия «естественный закон» выявить основные особенности формирования языка политико-правового дискурса Нового времени. Методологическую основу исследования составили разработанные семиотикой подходы к анализу знаковых систем (к числу которых относится и язык политико-правового дискурса) в культурном контексте. В результате проведенного исследования было установлено, что формирование языка политико-правового дискурса в период раннего Нового времени происходило в условиях сосуществования ряда исторических типов мировоззрения при определяющем влиянии активно развивавшегося в XVII веке языка естественных наук. Понятие «естественного закона», соотнесенное с естественно-научным понятием «закона природы», приобрело базовый характер для политико-правового мышления эпохи модерна.
В статье обозначается проблема отнесения отдельных сделок и операций, оказываемых субъектами, не имеющими статуса финансовых организаций, к финансовым услугам.
В статье осуществляется анализ концепции общественного договора через призму правовых категорий контрактарианизма, гражданства, теории относительных прав. Автор рассматривает содержание теории общественного договора в части взаимных прав и обязанностей государства и общества, государства и конкретного гражданина. Также исследуется вопрос равноправия общества и государства в контексте общественного договора. Констатируется, что современное контрактарианистское понимание публично-правовой сферы общества возможно через реализацию таких правовых институтов, как гражданство, народный суверенитет, а также через конструкцию договора присоединения.
Инвестиционная политика призвана активизировать инвестиционную деятельность в стране, которая была бы направлена на развитие производства и способствовала бы научно-техническому прогрессу, именно поэтому президентом данное направление выделено как приоритетное. Одними из методов достижения данной цели являются налоговые методы, в которые и входит инвестиционный налоговый вычет. Цель исследования - выявить достоинства и недостатки инвестиционного налогового вычета, а также найти возможное решение проблемы. Результат - инвестиционный налоговый вычет способствует выполнению одной из приоритетных направлений государства - развитию инвестиционной деятельности.
В статье анализируется лингвистическая сущность явлений призыва и пропаганды, делается попытка выяснить соотношение этих понятий с точки зрения лингвоэкспертного анализа. Данное исследование значения понятий «призыв» и «пропаганда», а также особенностей их употребления позволяет объективизировать интуитивное отнесение экспертом тех или иных сообщений к различным категориям. Предметом исследования выступает правовой анализ таких понятий, как «пропаганда» и «призыв», а также их соотношение на уровне нормативного регулирования в действующем российском законодательстве. На основе использования диалектического, сравнительного, формально-юридического, лингвистического методов авторы проанализировали основные категории и понятия, необходимые для осуществления правильной квалификации публичных призывов к осуществлению террористической деятельности и публичной пропаганды терроризма.
В статье исследуются вопросы: необходимость отнесения стартапов к субъектам инновационного права; коммерческая практика инвестирования в стартапы по модели договора конвертируемого займа, структура основной сделки, бизнес-этапы процесса, проблемы, спорные правовые моменты, правовые риски, анализ полноты правового регулирования, наличие законодательных пробелов, коллизий; бизнес-терминология, обоснование необходимости ее русификации, легализации, создания единообразия терминов; описание и анализ правовой природы бизнес-конструкции Term Sheet по российскому праву; анализ проблемы «стартап как слабая сторона договора». Предложены пути решения описанных проблем и коллизий; обосновывается необходимость единообразия законодательной базы и практики
В статье исследуются нормы законодательства государств-членов ЕАЭС в сфере права авторства на промышленный образец.
В статье исследуются нормы законодательства государств-членов ЕАЭС в сфере исключительного права на промышленный образец.
Рассматривается широко обсуждаемая в научном сообществе идея придания результатам ОРД доказательственного значения, не зависящего от волеизъявления должностных лиц, производящих предварительное расследование по уголовным делам. Авторы выступают с критикой такой идеи, основывающейся на социально-правовых причинах невозможности принятия подобного решения в текущих отечественных правовых реалиях
Статья посвящена исследованию механизма правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности, созданных искусственным интеллектом. Авторами проанализировано действующее законодательство в данной сфере, рассмотрены режимы правового регулирования права интеллектуальной собственности, а также вопросы охраны результатов интеллектуальной деятельности, созданной искусственным интеллектом или с его значительным участием. В целях повышения эффективности процедуры юридической регламентации отдельных институтов интеллектуальной собственности предложены поправки в действующее законодательство.
Автор анализирует современные подходы к правовому осмыслению и правоприменительной квалификации нравственных страданий личности, возникших в результате вторжения в ее конституционные права и свободы. Отмечается расширение круга охватываемых правом и влекущих правовые последствия посягательств на эмоционально-психологическую сферу индивида. Анализируются акты Конституционного, Верховного и иных судов Российской Федерации, последовательно разрушающие формально-юридические препятствия для компенсации морального вреда посредством выявления существенности нарушения основных прав, составляющих ядро конституционного статуса личности. В последние годы расширена возможность компенсации за нарушения имущественных прав потерпевшему от преступления, хозяину при причинении смерти домашнему животному, родителю при посягательстве на здоровье ребенка, лицу, незаконно привлеченному к административной ответственности, будущему пенсионеру, получившему незаконный отказ в назначении пенсии. Делается вывод о необходимости в рамках деликтов, вытекающих из преступлений и властеотношений, законодательно повысить действенность конституционных гарантий реализации прав потерпевших и обеспечить максимальную защиту достоинства личности, установив презумпцию возникновения морального вреда и ответственность публично-правовых образований без вины
Рассматриваются правовые аспекты процедурных особенностей проверок региональных и муниципальных органов внутреннего финансового контроля, проводимых территориальными органами Федерального казначейства в соответствии с частью 11.2 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Рассматривается проблема интеграции уголовно-правовых наук в условиях системной криминальной угрозы преступности национальной безопасности России. Представлен ретроспективный взгляд на интеграционную роль криминологии и уголовного права как системного интегратора в оптимизации средств противодействия преступности. Указывается главный фактор, препятствующий этому, - разобщенность уголовно-правовых наук и практик ввиду недооценки фактологического обоснования законодательства и соответствующего обеспечения его реализации. Рассматривается сущность единения и объединения уголовно-правовых наук и практик.
Издательство
- Издательство
- ННГУ
- Регион
- Россия, Нижний Новгород
- Почтовый адрес
- 603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23.
- Юр. адрес
- 603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23.
- ФИО
- Трофимов Олег Владимирович (Декан)
- E-mail адрес
- unn@unn.ru
- Контактный телефон
- +7 (831) 4623003
- Сайт
- http://www.unn.ru/