Особенности саморегуляции у молодых людей с высокой социальной тревожностью (2023)
Исследованы особенности саморегуляции поведения и управления эмоциями в струк- туре эмоционального интеллекта у молодых людей 18–22 лет с высокой тревожностью (17 респондентов) в сравнении с молодыми людьми с умеренной социальной тревожностью (18 респондентов). Респонденты с высокой социальной тревожностью имеют меньшую гибкость саморегуляции поведения и возможность управлять эмоциями, но большее программирование поведения. Они не отмечают уменьшения понимания и своих и чужих эмоций, что может указывать на связь социальной тревоги с дефицитом возможности подстраивать поведение под конкретные условия, снижением адаптивных стратегий регуляции своих и чужих аффективных состояний при сохранении и даже увеличении внимания к ним, но не со сниженной возможностью понимания эмоционального компонента коммуникации.
Идентификаторы и классификаторы
Страх и тревога в соответствующем контексте являются адаптивными, однако в ряде случаев приводят к дезадаптации, в том числе в условиях соци-ального взаимодействия [Никитина, Холмогорова, 2010]. Феномен социальной тревожности в настоящее время все чаще становится предметом эмпирических исследований в зарубежной и отечественной клинической психологии, при этом отечественных исследований социальной тревожности немного [Прилепских, 2019].
Список литературы
Короленко Ц. П., Шпикс Т. А., Турчанинова И. В. Спектры психических переживаний: норма и патология. Новосибирск: Немо Пресс, 2021. 284 с.
Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические / Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков (ред.). Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. М.: Институт психологии РАН, 2006. C. 264–278.
Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 41 с.
Мякотин И. С. Особенности идентичности при социальной фобии // Ярославский педагогический вестник. 2017. №. 3. С. 35–43.
Никитина И. В. Социальная тревожность и социальное познание (обзор зарубежных исследований) // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22, № 4. С. 65–79.
Прашко Я., Можны П., Шлепецки М. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. 1072 с.
Прилепских О. С. Социальная тревожность и ее влияние на межличностные отношения в юношеском возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64‑2. С. 135–141.
Сагалакова О. А., Труевцев Д. В. Социальные страхи и социофобии. Томск: Том. гос. ун-т, 2007. 210 с.
Сагалакова О. А., Труевцев Д. В. Опросник социальной тревоги и социофобии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 4 (15). URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 25.10.2023).
Сагалакова О. А., Труевцев Д. В. Роль руминаций и самофокусировки внимания в формировании и поддержании социального тревожного расстройства (социофобии) // Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии. 2013. Т. 33. С. 87–90.
Сагалакова О. А., Труевцев Д. В., Стоянова И. Я., Терехина О. В., Шухлова Ю. А. Социальная тревога в подростковом и юношеском возрасте в контексте психологической безопасности // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 63–75.
Coupland N. J. Social phobia: etiology, neurobiology, and treatment // Journal of Clinical Psychiatry. 2001. Vol. 62. Р. 25–35.
Gabbard G. O. Psychodynamics of panic disorder and social phobia // Bulletin of the Menninger Clinic. 1992. Vol. 56, № 2. Р. 56–66.
Helsel P. B. Social phobia and the experience of shame: childhood origins and pastoral implications // Pastoral Psychology. 2005. Vol. 53, № 6. Р. 535–540.
Hezel D. M., McNally R. J. Theory of Mind Impairments in Social Anxiety Disorder // Behavior Therapy. 2014. Vol. 45. P. 530–540. DOI: 10.1016/j. beth.2014.02.010
Maričić A., Štambuk M. The Role of loneliness in the relationship between social anxiety and subjective well-being: Using the social phobia Inventory (SPIN) as a measure // Društvena istraživanja: časopis za opća društvena pitanja. 2015. Vol. 24, № 3. Р. 407–426.
O’Toole M. S., Hougaard E., Mennin D. S. Social anxiety and emotion knowledge: A meta-analysis // Journal of Anxiety Disorders. 2013. Vol. 27. P. 98– 108. DOI: 10.1016/j.janxdis.2012.09.005
Spurr J. M., Stopa L. Self-focused attention in social phobia and social anxiety // Clinical psychology review. 2002. Vol. 22, № 7. Р. 947–975. DOI: 10.1016/s0272- 7358(02)00107-1
Stravynski A., Bond S., Amado D. Cognitive causes of social phobia: A critical appraisal // Clinical Psychology Review. 2004. Vol. 24, №. 4. Р. 421–440. DOI: 10.1016/j.cpr.2004.01.006
Sutterby S. R., Bedwell J. S., Passler J. S., Deptula A. E., Mesa F. Social anxiety and social cognition: The influence of sex // Psychiatry Research. 2012. Vol. 197. P. 242–245. DOI: 10.1016/j.psychres.2012.02.014
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируются тезисы выступления Юджина В. Фарбера1 на ежегодной конвенции Американской психологической ассоциации в 2017 г. Обсуждаются социальные и психологические аспекты проблемы эпидемии ВИЧ, способствующие развитию психологической науки и практики. Описывается роль сопутствующих распространению ВИЧ-инфекции проблем стигматизации, взаимоотношений между пациентом и врачом, психических расстройств и поведенческих изменений, возникающих у ВИЧ-инфицированных индивидов, в развитии психологической науки и практики. Гуманизация и контекстуализация клинического консультирования, трансформация медицинского обслуживания с учетом культурного многообразия и внедрение пациентоориентированного подхода в клинической среде представляются ключевыми тенденциями в работе с ВИЧ-инфицированными.
В статье описывается психотерапия и психоанализ
В статье представлены результаты исследования связи между алекситимией и восприимчивостью к красоте у студентов направления «Психология» Института медицины и психологии В. Зельмана Новосибирского государственного университета и у студентов «Мехатроника и робототехника. Искусственный интеллект» Института интеллектуальной робототехники Новосибирского государственного университета. Выборка состояла из 74 испытуемых в возрасте от 17 до 33 лет (30 мужчин и 44 женщины). Испытуемые по направлениям распределились поровну: 37 человек – бакалавры направления «Психология» и 37 человек – бакалавры направления «Мехатроника и робототехника. Искусственный интеллект». В исследовании использовалась Торонтская алекситимическая шкала TAS-26 и шкала восприимчивости к красоте EBS. Подтвердилась отрицательная связь между уровнем алекситимии и уровнем восприимчивости к красоте идей. Дополнительно получены результаты, связанные с различиями между студентами направления «Психология» и студентами направления «Мехатроника и робототехника. Искусственный интеллект». Студенты-психологи более восприимчивы к внутренней красоте человека, чем студенты-программисты, и, соответственно, они имеют больший уровень общей восприимчивости к красоте. Также в качестве дополнительных подтвердились результаты, полученные в предыдущем исследовании о различии между мужчинами и женщинами по уровню восприимчивости к красоте природы: женщины более восприимчивы к красоте природы, чем мужчины [Носова, 2022].
В работе изучались особенности взаимосвязи между некоторыми каузальными объяснениями, дифференцированными по измерению персонализации: способность, усилие, влияние других людей и случайные обстоятельства. В исследовании принимали участие две группы испытуемых, по 244 и 270 человек соответственно. Испытуемым предлагалось заполнить специально разработанную дифференциальную анкету, опросники атрибутивного стиля и УСК. В анкете необходимо было оценить список причин по двум измерениям: постоянство и глобальность. Для изучения структуры связей использовались метод главных компонент и корреляционный анализ. Было выявлено, что все ана- лизируемые причины негативных ситуаций объединяются в один фактор, а атрибуции ситуаций успеха в два: группа интернальных причин (способность и усилие) и группа экстернальных объяснений (влияние других и случай). Также наблюдались значимые корреляционные связи оценок глобальности и стабильности как по интернальным, так и по экстернальным атрибуциям с оптимизмом. Результаты указывают на возможную противоречивую роль экстернальности для оптимизма и пессимизма.
Статья посвящена исследованию связи оценки инструментальной пригодности моральных дилемм с их решением. Результаты указывают на то, что оцениваемые в исследовании нюансы восприятия дилемм (воспринимаемая реалистичность дилемм, их вероятность, отражение реального поведения и оценка того, насколько по ответам на моральные дилеммы можно судить о моральной зрелости, эмпатии, уровне интеллекта и чувстве юмора) значимо не связаны с объективным поведением, выраженным в количестве консеквенциалистских ответов. При этом, однако, инструкция о характере исследования может оказывать влияние на совершаемый моральный выбор. Участники, которые в инструкции информировались о том, что по ответам на моральные дилеммы можно судить об их личности, давали больше деонтологических ответов, чем остальные. Предлагается объяснение, согласно которому такая инструкция выступает в качестве фактора, провоцирующего принятие роли тревожного участника и, как следствие, социально желаемое поведение. Этот аспект подчеркивает важность учета контекстуальных факторов при исследовании морального поведения. Предлагается рассматривать моральные дилеммы не сквозь призму экологической валидности, а как инструмент, позволяющий обеспечить высокий уровень экспериментального контроля для более глубокого изучения поведения в специфических стимульных условиях.
Издательство
- Издательство
- НГУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- Юр. адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- ФИО
- Федорук Михаил Петрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@nsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 3634000
- Сайт
- https://www.nsu.ru/