Игра в мораль: связана ли оценка инструментальной пригодности моральных дилемм с их решением (2023)
Статья посвящена исследованию связи оценки инструментальной пригодности моральных дилемм с их решением. Результаты указывают на то, что оцениваемые в исследовании нюансы восприятия дилемм (воспринимаемая реалистичность дилемм, их вероятность, отражение реального поведения и оценка того, насколько по ответам на моральные дилеммы можно судить о моральной зрелости, эмпатии, уровне интеллекта и чувстве юмора) значимо не связаны с объективным поведением, выраженным в количестве консеквенциалистских ответов. При этом, однако, инструкция о характере исследования может оказывать влияние на совершаемый моральный выбор. Участники, которые в инструкции информировались о том, что по ответам на моральные дилеммы можно судить об их личности, давали больше деонтологических ответов, чем остальные. Предлагается объяснение, согласно которому такая инструкция выступает в качестве фактора, провоцирующего принятие роли тревожного участника и, как следствие, социально желаемое поведение. Этот аспект подчеркивает важность учета контекстуальных факторов при исследовании морального поведения. Предлагается рассматривать моральные дилеммы не сквозь призму экологической валидности, а как инструмент, позволяющий обеспечить высокий уровень экспериментального контроля для более глубокого изучения поведения в специфических стимульных условиях.
Идентификаторы и классификаторы
Моральные дилеммы как исследовательский инструмент на сегодняшний день широко используются в психологии. Они обладают рядом неоспоримых преимуществ. Так, Кристенсен и Гомила отмечают, что формулировки моральных дилемм могут включать намного большее количество переменных по сравнению с формулировками отдельных предложений, что, в свою очередь, обеспечивает более целостный подход [Christensen, Gomila, 2012].
Список литературы
Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной пси-
хологии. М.: Прогресс, 1981.
Bannister D. Psychology as an exercise in paradox // Bulletin of the British Psychological Society. 1966. Vol. 19. № 63. P. 21–26.
Bauman C. W., McGraw A. P. et al. Revisiting External Validity: Concerns about Trolley Problems and Other Sacrificial Dilemmas in Moral Psychology // Social and Personality Psychology Compass. 2014. Vol. 8. № 9. P. 536–554.
Bostyn D. H., Roets A. Sequential decision-making impacts moral judgment: How iterative dilemmas can expand our perspective on sacrificial harm // Journal of Experimental Social Psychology. 2022. Vol. 98. P. 104244.
Bostyn D. H., Sevenhant S. et al. Of Mice, Men, and Trolleys: Hypothetical Life Behavior in Trolley-Style Moral Dilemmas // Psychological Science. 2018. Vol. 29. № 7. P. 1084–1093.
Capraro V., Sippel J. et al. People making deontological judgments in the Trapdoor dilemma are perceived to be more prosocial in economic games than they actually are // PLoS ONE. 2018. Vol. 13. № 10. P. e0205066.
Chen K., Zhang H. et al. The authentic catch-22: Following the true self promotes decision satisfaction in moral dilemmas // Journal of Experimental Social Psychology. 2022. Vol. 102. P. 104376.
Chorus C. G. Models of moral decision making: Literature review and research agenda for discrete choice analysis // Journal of Choice Modelling. 2015. Vol. 16. P. 69–85.
Christensen J. F., Gomila A. Moral dilemmas in cognitive neuroscience of moral decision-making: A principled review // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2012. Vol. 36. № 4. P. 1249–1264.
Crone D. L., Laham S. M. Utilitarian preferences or action preferences? Deconfounding action and moral code in sacrificial dilemmas // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 104. P. 476–481.
Dunlosky J., Bottiroli S. et al. Sins committed in the name of ecological validity: A call for representative design in education science // Handbook of metacognition in education The educational psychology series. New York, NY, US: Routledge/ Taylor & Francis Group, 2009. PP. 430–440.
FeldmanHall O., Mobbs D. et al. What we say and what we do: The relationship between real and hypothetical moral choices // Cognition. 2012. Vol. 123. № 3. P. 434–441.
Friesdorf R., Conway P. et al. Gender Differences in Responses to Moral Dilemmas: A Process Dissociation Analysis // Personality and Social Psychology Bulletin. 2015. Vol. 41. № 5. P. 696–713.
Holleman G. A., Hooge I. T. C. et al. The ‘Real-World Approach’ and Its Problems: A Critique of the Term Ecological Validity // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11 Jeffreys H. The Theory of Probability. Oxford, UK: Oxford University Press, 1961.
Kahane G. Sidetracked by trolleys: Why sacrificial moral dilemmas tell us little (or nothing) about utilitarian judgment // Social Neuroscience. 2015. Vol. 10. № 5. P. 551–560.
Keshmirian A., Deroy O. et al. Many heads are more utilitarian than one // P. 104965.
Körner A., Deutsch R. Deontology and Utilitarianism in Real Life: A Set of Moral Dilemmas Based on Historic Events // Personality and Social Psychology Bulletin. 2023. Vol. 49. № 10. P. 1511–1528.
Körner A., Joffe S. et al. When skeptical, stick with the norm: Low dilemmaplausibility increases deontological moral judgments // Journal of Experimental Social Psychology. 2019. Vol. 84. P. 103834.
Lee M., Sul S. et al. Social observation increases deontological judgments in moral dilemmas // Evolution and Human Behavior. 2018. Vol. 39. № 6. P. 611–621.
Bayesian Cognitive Modeling: A Practical Course: Cambridge University Press, 2013.
Lucas B. J., Livingston R. W. Feeling socially connected increases utilitarian choices in moral dilemmas // Journal of Experimental Social Psychology. 2014. Vol. 53. P. 1–4.
McNair S., Okan Y. et al. Age differences in moral judgment: Older adults are more deontological than younger adults // Journal of Behavioral Decision Making. 2019. Vol. 32. № 1. P. 47–60.
Mills Wesley. The nature of animal intelligence and the methods of investigating it // Psychological Review. 1899. Vol. 6. № 3. P. 262–274.
Mook D. G. In defense of external invalidity // American Psychologist. 1983. Vol. 38. № 4. P. 379–387.
Reynolds C. J., Knighten K. R. et al. Mirror, mirror, on the wall, who is deontological? Completing moral dilemmas in front of mirrors increases deontological but not utilitarian response tendencies // Cognition. 2019. Т. 192. P. 103993.
Rom S. C., Conway P. The strategic moral self: Self-presentation shapes moral dilemma judgments // Journal of Experimental Social Psychology. 2018. Vol. 74. P. 24–37.
Schein C. The Importance of Context in Moral Judgments // Perspectives on Psychological Science. 2020. Vol. 15. № 2. P. 207–215.
Schmuckler M. A. What Is Ecological Validity? A Dimensional Analysis // Infancy. 2001. Vol. 2. № 4. P. 419–436.
Thorndike E. A reply to «The nature of animal intelligence and the methods of investigating it» // Psychological Review. 1899. Vol. 6. № 4. P. 412–420.
Weber S. J., Cook T. D. Subject effects in laboratory research: An examination of subject roles, demand characteristics, and valid inference // Psychological 295.
Wilcox R. R. Introduction to Robust Estimation and Hypothesis Testing. Philadelphia: Academic Press, 2021.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируются тезисы выступления Юджина В. Фарбера1 на ежегодной конвенции Американской психологической ассоциации в 2017 г. Обсуждаются социальные и психологические аспекты проблемы эпидемии ВИЧ, способствующие развитию психологической науки и практики. Описывается роль сопутствующих распространению ВИЧ-инфекции проблем стигматизации, взаимоотношений между пациентом и врачом, психических расстройств и поведенческих изменений, возникающих у ВИЧ-инфицированных индивидов, в развитии психологической науки и практики. Гуманизация и контекстуализация клинического консультирования, трансформация медицинского обслуживания с учетом культурного многообразия и внедрение пациентоориентированного подхода в клинической среде представляются ключевыми тенденциями в работе с ВИЧ-инфицированными.
В статье описывается психотерапия и психоанализ
В статье представлены результаты исследования связи между алекситимией и восприимчивостью к красоте у студентов направления «Психология» Института медицины и психологии В. Зельмана Новосибирского государственного университета и у студентов «Мехатроника и робототехника. Искусственный интеллект» Института интеллектуальной робототехники Новосибирского государственного университета. Выборка состояла из 74 испытуемых в возрасте от 17 до 33 лет (30 мужчин и 44 женщины). Испытуемые по направлениям распределились поровну: 37 человек – бакалавры направления «Психология» и 37 человек – бакалавры направления «Мехатроника и робототехника. Искусственный интеллект». В исследовании использовалась Торонтская алекситимическая шкала TAS-26 и шкала восприимчивости к красоте EBS. Подтвердилась отрицательная связь между уровнем алекситимии и уровнем восприимчивости к красоте идей. Дополнительно получены результаты, связанные с различиями между студентами направления «Психология» и студентами направления «Мехатроника и робототехника. Искусственный интеллект». Студенты-психологи более восприимчивы к внутренней красоте человека, чем студенты-программисты, и, соответственно, они имеют больший уровень общей восприимчивости к красоте. Также в качестве дополнительных подтвердились результаты, полученные в предыдущем исследовании о различии между мужчинами и женщинами по уровню восприимчивости к красоте природы: женщины более восприимчивы к красоте природы, чем мужчины [Носова, 2022].
Исследованы особенности саморегуляции поведения и управления эмоциями в струк- туре эмоционального интеллекта у молодых людей 18–22 лет с высокой тревожностью (17 респондентов) в сравнении с молодыми людьми с умеренной социальной тревожностью (18 респондентов). Респонденты с высокой социальной тревожностью имеют меньшую гибкость саморегуляции поведения и возможность управлять эмоциями, но большее программирование поведения. Они не отмечают уменьшения понимания и своих и чужих эмоций, что может указывать на связь социальной тревоги с дефицитом возможности подстраивать поведение под конкретные условия, снижением адаптивных стратегий регуляции своих и чужих аффективных состояний при сохранении и даже увеличении внимания к ним, но не со сниженной возможностью понимания эмоционального компонента коммуникации.
В работе изучались особенности взаимосвязи между некоторыми каузальными объяснениями, дифференцированными по измерению персонализации: способность, усилие, влияние других людей и случайные обстоятельства. В исследовании принимали участие две группы испытуемых, по 244 и 270 человек соответственно. Испытуемым предлагалось заполнить специально разработанную дифференциальную анкету, опросники атрибутивного стиля и УСК. В анкете необходимо было оценить список причин по двум измерениям: постоянство и глобальность. Для изучения структуры связей использовались метод главных компонент и корреляционный анализ. Было выявлено, что все ана- лизируемые причины негативных ситуаций объединяются в один фактор, а атрибуции ситуаций успеха в два: группа интернальных причин (способность и усилие) и группа экстернальных объяснений (влияние других и случай). Также наблюдались значимые корреляционные связи оценок глобальности и стабильности как по интернальным, так и по экстернальным атрибуциям с оптимизмом. Результаты указывают на возможную противоречивую роль экстернальности для оптимизма и пессимизма.
Издательство
- Издательство
- НГУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- Юр. адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- ФИО
- Федорук Михаил Петрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@nsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 3634000
- Сайт
- https://www.nsu.ru/