ИЛЛЮЗИОНИСТСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ ДЭВИДА АРМСТРОНГА (2024)
В статье рассматривается позиция австралийского философа Дэвида Армстронга в дискуссии о сознании. Излагается общая суть его версии теории тождества сознания и тела, характеризующейся как теория каузальной роли. Подчеркиваются важные отличительные черты предлагаемого Армстронгом отождествления: тождество в данном случае следует понимать как контингентное тождество токенов. Приводится армстронговское понимание тезиса физикализма. Демонстрируется внутренняя угроза, которую создает теория сознания Армстронга для общей физикалистской направленности его метафизического проекта. Предлагается способ решения этой проблемы при помощи отказа от контингентного тождества в пользу логической супервентности. Приводятся аргументы Армстронга в пользу отождествления квалиа, понимаемых как вторичные качества, с некоторыми свойствами физических объектов. Так как сам Армстронг не считает эти аргументы решающими, предлагается иллюзионистское прочтение его теории сознания, позволяющее одновременно сохранить логическую супервентность сознания на физическом и дать объяснение квалиа.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 11. Метафизика
Согласно Армстронгу, ментальные состояния выполняют некоторую каузальную роль и, более того, могут быть определены исключительно в терминах каузальных отношений [6, 356]. Современная наука сообщает нам, что эту же самую каузальную роль выполняют состояния центральной нервной системы1. Именно это выступает основанием для отождествления ментальных состояний с состояниями ЦНС [7, 87]. Обращение к каузальным отношениям является существенным новшеством в рамках развития теорий тождества и впервые возникает в работе Дэвида Льюиса «Аргумент в пользу теории тождества» [8]. У таких теорий — они могут быть названы теориями каузальной роли — есть два существенных преимущества над более ранними вариантами теории тождества. Первое заключается в том, что данный подход способен объяснить причинные взаимодействия как между состояниями и процессами внутри мозга, так и в случае воздействия внешних стимулов и реакций на них. Другое преимущество — это возможность использовать рамсейфикацию теории. Фрэнк Рамсей показал, как можно заменить теоретические термины, такие как «свойство быть электроном», на конструкции вида «свойство X такое, что…» [9].
Список литературы
- Place U.T. Is consciousness a brain process? // British Journal of Psychology. 1956.
N 47. P. 44–50. - Feigl H. Th e ‘Mental’ and the ‘physical’ // Feigl H., Scriven M., Maxwell G. (eds).
Concepts, theories and the mind-Body problem // Minnesota Studies in the Philosophy
of Science. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1958. Vol. 2. P. 135–160. - Ryle G. Th e concept of mind. L.: Hutchinson, 1949. 377 p.
- Smart J.J.C. Sensations and brain processes // Philosophical Review. 1959. Vol. 68.
P. 141–156. - Armstrong D.M. Sketch for a systematic metaphysics. Oxford: Oxford University
Press, 2010. 125 p. - Armstrong D.M. A materialist theory of the mind. 2nd ed. L.: Routledge, 1993.
400 p. - Armstrong D.M. Th e mind-body problem: An opinionated introduction. Boulder,
CO: Westview Press, 1999. 184 p. - Lewis D. An argument for the identity theory // Journal of Philosophy. 1966.
Vol. 63. P. 17–25. - Ramsey F.P. Th e foundations of mathematics. Milton-Park: Taylor & Franci, 2013.
312 p. - Armstrong D.M. Th e headless woman illusion and the defence of materialism //
Analysis. 1968. Vol. 29. P. 48–49. - Декарт Р. Рассуждение о методе с приложениями: Диоптрика, метеоры,
геометрия. М.: АН СССР, 1953. 273 c. - Mumford S. David Armstrong. Stocksfi eld: Acumen Publishing, 2007. 206 p.
- Kripke S.A. Identity and necessity // Milton K.M. (ed.). Identity and individuation.
N.Y.: New York University Press, 1971. P. 135–164. - Stoljar D. Physicalism. N.Y.: Routledge, 2010. 265 p.
- Armstrong D.M. A world of States of Aff airs. Cambridge: Cambridge University
Press, 1997. 285 p. - Чалмерс Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории. М.: URSS,
- 509 c.
- Armstrong D.M. A combinatorial theory of possibility. Cambridge: Cambridge
University Press, 1989. 156 p. - Levin M.E. Metaphysics and the mind-body problem. Oxford: Clarendon Press,
- xii + 278 p.
- Tye M. Qualia. / E.N. Zalta (ed.) // Th e Stanford Encyclopedia of Philosophy.
URL: https://plato.stanford.edu/archives/fall2021/entries/qualia/ - Деннетт Д. Насосы интуиции и другие инструменты мышления. М.: АСТ:
CORPUS, 2019. 576 c. - Chalmers D. Debunking arguments for illusionism about consciousness // Journal
of Consciousness Studies. 2020. Vol. 27 (5–6). P. 258–281. - Frankish K. Illusionism as a theory of consciousness // Journal of Consciousness
Studies. 2016. Vol. 23. P. 11–39. - Stoljar D. Ignorance and imagination: Th e epistemic origin of the problem of
consciousness. N.Y.: Oxford University Press, 2006. 249 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Настоящее исследование является социально-философским анализом игровых элементов в образовании. Утверждается, что образование содержит в себе игроизацию в виде дополнительных к основным функциям (трансляция знаний) образования элементов (ритуалы, форма, правила и т.п.). Игра присутствует в образовании в качестве педагогической игры - обучающей, развивающей и коммуникативной и имеет множество форм. Основная характеристика педагогической игры - наличие цели, не связанной с игрой. Она иллюстрируется примерами авторской методики философских игр для детей и взрослых.
В статье представлен обзор перспектив применения церебральных органоидов и этический анализ этой технологии. Церебральные органоиды - выращенные из плюрипотентных стволовых клеток миниатюрные объемные модели структур мозга. Мозговые органоиды выращиваются в целях теоретических и прикладных исследований нейрогенеза в норме и в патологии. Технология позволяет исследовать генезис психоневрологических заболеваний, выявлять влияние препаратов и вирусов на мозг, тестировать различные виды терапии, обходя этические ограничения исследований на человеке и животных. Тем не менее манипуляции с нейронным субстратом и нарастающая антропоморфизация мини-брейнов вызывают многочисленные этические сомнения. В статье рассматривается вопрос об онтологическом статусе органоидов мозга, а также животных, в мозг которых встроены органоиды человека. Проблема поиска критериев сознания органоидов связана с прикладными задачами разработки правил для экспериментирования с мини-брейнами и их медицинского использования, в том числе уточнения статуса добровольного информированного согласия как условия экспериментирования. Делается вывод о необходимости установления междисциплинарного диалога в целях разработки концептуальных оснований, принципов и прикладных правил для манипуляций с новым объектом исследования.
Как показывают исследования последних лет, так называемые большие языковые модели испытывают определенные затруднения с оценкой и осуществлением рассуждений. В статье предпринимается попытка выявить причины этих затруднений и предложить возможные пути их преодоления. Первый раздел представляет собой своеобразное введение в проблематику, в нем анализируются примеры некорректной оценки умозаключений языковыми моделями. В следующем разделе устанавливается связь между нейрокогнитивными механизмами пространственной навигации у животных, концептуальной навигацией человека и идеями телесной воплощенности сознания. Отмечается влияние этих идей на развитие проекта искусственного интеллекта. Последний раздел подводит итоги предпринятого исследования, в нем формулируется предположение автора о роли перцептивных данных в процессе обработки информации и основанных на нем интеллектуальных процедур и рассуждений в том числе. Наличие сенсорного входа в конечном итоге оказывается необходимым условием для осуществления рассуждений, и именно его отсутствие у больших лингвистических моделей приводит к отмеченным затруднениям и проблемам.
Статья посвящена реконструкции теории сознания Роберта Нозика. Описывается функция сознания в его изложении. Анализируется, как сознание связано с данными. Реконструируется предложенная им теория феноменального сознания. Очерчивается круг уязвимых мест теории Нозика, а также определяются ее проблемные точки.
Статья содержит концептуальный анализ теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) авторства Г.С. Альтшуллера. ТРИЗ рассматривается как проявление характерного для многих областей науки и культуры времен Холодной войны организационного принципа алгоритмической рациональности. Автор приходит к выводу, что в ТРИЗ этот принцип проявляется в виде организующей метафоры «управляемой эволюции». Вначале проводится анализ ТРИЗ как теории технического прогресса с привлечением классификационного аппарата, предложенного Юном Эльстером, затем - сравнительный анализ ТРИЗ и французской философии техники 1932-1958 гг., «механологии». Сходством обладают общефилософские основания теорий, тогда как различия коррелируют с проявлениями алгоритмической рациональности в ТРИЗ. Тип алгоритмической рациональности соотносится с более общим представлением о социально-экономических отношениях в обществе, что позволяет говорить о различии советского и американского подходов к рассмотрению картины мира, а также сделать предположение о существовании отдельного типа теории технического прогресса.
Статья посвящена сравнительному анализу рецептивно-предикативных моделей личности двух философов - о. Сергия Булгакова и японского философа Китаро Нисиды. Автор приходит к выводу, что, несмотря на разные религиозно-культурные установки, на которых основаны две модели, оба философа разделяют сходное до определенной степени базовое понимание рецептивно-предикативного характера человеческого «я». Однако, как доказывает автор, они в конечном итоге развивают различные концепции личностной коммуникации «я» и «Абсолютного».
Издательство
- Издательство
- МГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- Юр. адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- ФИО
- Садовничий Виктор Антонович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@rector.msu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9391000
- Сайт
- https://msu.ru/