В статье, на основании впервые вводимых в научный оборот источников из фондов Архивного отдела (муниципального архива) Администрации города Саки, Музея краеведения и истории грязелечения города Саки, рассматривается вклад Анны Федоровны Косовской (1917–2000) в развитие МБУ «Музей краеведения и истории грязелечения» г. Саки как института культуры и субъекта социокультурной деятельности. Огромный вклад в становление и развитие музея внесла А. Ф. Косовская, возглавлявшая его в 1955–1993 гг., и долгие годы – на общественных началах. Более 30 лет А. Ф. Косовская также работала экскурсоводом по Крыму, разрабатывала различные экскурсионно-туристические маршруты, являлась председателем общества по охране памятников г. Саки. Она активно пополняла фонды Музея краеведения и истории грязелечения уникальными экспонатами, принимала участие в экспозиционно-выставочной работе и популяризации краеведческих и культуроведческих знаний. В статье акцентируется внимание на усилиях А. Ф. Косовской по превращению Западного Крыма (Евпатория, Саки, пгт. Черноморское) в единое культурное пространство, музейный кластер, с целью создания развитой системы взаимодействий и коммуникаций между различными субъектами культуры ради эффективного сотрудничества в деле культурного, экономического и социального развития полуострова
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Введение. Важнейшая роль музеев всегда заключалась не только в собирании, сохранении и изучении различных памятников культурного и природного наследия, но и в том беспрецедентном вкладе, который всегда вносили музеи в дело формирования человеческой личности, чувства сопричастности к судьбе сограждан, любви к Родине, познания и уважения родной культуры как абсолютной жизненной ценности. Эти вопросы всегда были актуальными в музееведении, однако в настоящее время, когда культура рассматривается как важнейший стратегический ресурс развития нашей страны, им уделяется особое внимание. Возвращение Крыма в состав Российской Федерации в 2014 году открыло новые перспективы в тенденциях развития отечественного музееведения и поворота музееведческих исследований к личностным аспектам культуры – причем не только национальной, но и региональной. Одним из таких составляющих аспектов музееведения стало изучение персоналий, которые внесли веский вклад в становление, формирование и функционирование музеев на территории Крымского полуострова
Список литературы
1. Брусиловский И.А., Милославский В.Н. Саки: Историко-краеведческий очерк. Симферополь: Крымиздат, 1964. 80 с.
2. Брусиловский И.А., Милославский В.Н. Саки: Краеведческий очерк. Симферополь: Крым, 1967. 88 с.
3. Милославский В.Н. Саки: Историко-краеведческий очерк. Симферополь: Крымиздат, 1956. 100 с.
4. Милославский В.Н. Саки: Историко-краеведческий очерк. Симферополь: Крымиздат, 1960. 112 с.
5. Чернышова О. Анна Федоровна Косовская // Слово города. 2015. 30 октября. № 67 (1726). С. 5.
6. Алексеев Ю. Еще один штрих к биографии перестройки // Красное знамя. 1987. 7 ноября. № 178 (8009). С. 2-3.
7. Юдина Л.Д. Саки. Врачи и именитые пациенты курорта. Симферополь: Бизнес-Информ, 2013. 288 с.
8. Косовская А.Ф., Милославский В.Н. Саки: очерк-путеводитель. Симферополь: Таврия, 1972. 86 с.
9. Косовская А.Ф., Милославский В.Н. Саки: очерк-путеводитель. Симферополь: Таврия, 1974. 86 с.
10. Косовская А., Милославский В. Саки: очерк-путеводитель. Симферополь: Таврия, 1977. 62 с.
11. Косовская А.Ф. Саки: Путеводитель. Симферополь: Таврия, 1980. 88 с.
12. Косовская А.Ф. Саки: Путеводитель. 2-е изд. доп. Симферополь: Таврия, 1984. 96 с.
13. Косовская А. Ф. Воспоминания о пережитом // Красное знамя. 1991. 18 июня. № 96 (8559). С. 3.
14. АО АГС (Архивный отдел (муниципальный архив) Администрации города Саки Республики Крым), Ф. 7, Косовская Анна Федоровна, ветеран труда, краевед.
15. Фонды Музея краеведения и истории грязелечения города Саки (МБУ МКИГ), Личный фонд Косовской Анны Федоровны.
16. АО АГС (Архивный отдел (муниципальный архив) Администрации города Саки Республики Крым). Ф. 7 Оп. 1. Д. 15. Тексты радиобесед по истории развития города Саки и Сакского курорта.
17. АО АГС (Архивный отдел (муниципальный архив) Администрации города Саки Республики Крым). Ф. 7. Оп. 1. Д. 12. Статьи Косовской А.Ф. Об истории города Саки в газете Красное знамя. Оттиски. Краткая биография Косовской Анны Федоровны.
18. АО АГС (Архивный отдел (муниципальный архив) Администрации города Саки Республики Крым). Ф. 7. Оп. 1. Д. 24. Воспоминания о Ленинградской блокаде (1941-1942 годы).
19. Кондратюк С.Г. Хранитель истории старейшего курорта России // Актуальные проблемы гуманитарных наук: труды V Всероссийской научно-практической конференции (г. Евпатория, 16 мая 2019 г.). Санкт-Петербург: МОО “ИС”, 2019. С. 49-55. EDN: JATBHL
20. Музеи Крыма. Путеводитель-справочник / сост. В.П. Пересунько, А.В. Зубарев. Симферополь: Н.Орiанда, 2022. 512 с.
21. Карповец И.П., Косовская А.Ф. Вы приехали на курорт. Спутник отдыхающего. Саки: Сакское объединение санаторно-курортных учреждений, 1990. 15 с.
22. Историко-краеведческий музей г. Саки / отв. ред. Н.Я. Козлов, В.Ю. Голубева. Симферополь: Крымский облполиграфиздат, 1989. 16 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Туцзя относится к малым народностям Китая. Это трудолюбивый народ, живущий в сложных климатических и природно-географических условиях. К ремесленному и эстетическому наследию этого народа относится производство парчи ксиланкапу. Этот вид деятельности интегрирует в себе ремесло и искусство, что позволяет получать высококачественные, красивые натуральные изделия, обладающие высокими экологическими качествами. Поддержка и возрождение этой технологии и искусства чрезвычайно актуальны в настоящее время
В статье на основе анализа документов и сохранившихся произведений рассматривается творчество художника А. М. Леонтовского, работавшего и умершего в г. Таганроге в начале ХХ века. Из фондов российских музеев выделены портреты членов российской императорской семьи его кисти. Научная новизна настоящего исследования состоит во введении в искусствоведение фактических данных о биографии художника, а также в обобщении и анализе части его живописного наследия. Предмет исследования – стилистические и пластические характеристики полотен. Соответственно, его методы включают исторический, а также иконографический и системный анализ произведений мастера. В результате настоящего анализа выявлены стилистические и композиционные особенности портретов членов императорской семьи, выполненных А. М. Леонтовским
Статья посвящена проблеме обретения ценностной парадигмы миропонимания в процессе формирования профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей. Аксиологический аспект непосредственно связан с развитием художественной культуры обучающегося как интегрального качества, определяющего способ его освоения духовных ценностей в профессиональной деятельности. Умение создавать собственную грамотную, стилистически обоснованную и конструктивно осознанную интерпретацию произведения является критерием сформированности личностно-ценностной мировоззренческой позиции концертного исполнителя
Предметом исследования стала опера «Дикая земля» талантливого китайского композитора Цзинь Сяна. Методом исследования явился целостный анализ оперы, направленный на рассмотрение ее образно-смыслового содержания, музыкальной драматургии и стиля. Новизна исследования состоит в анализе художественной концепции оперы в контексте проблемы развития традиций национальной музыкальной драмы в условиях современных методов композиции. Цзинь Сян обогатил стиль традиционной китайской оперы достижениями западной музыкальной культуры, создав свой неповторимый композиторский язык
Статья посвящена проблеме изучения современных методик аранжировки произведений для эстрадно-джазового вокального ансамбля a cappella. Исследование сконцентрировано на освещении вопросов, касающихся формирования авторской методики создания вокально-ансамблевой партитуры a cappella в опоре на специфические для стилей и направлений джазового искусства языковые компоненты. Комплексный подход к анализу музыкального материала дал возможность обозначить стилевые особенности современных вокальных аранжировок, определив тем самым новизну и своеобразие резюмирующих выводов
Статья посвящена рассмотрению импровизации как основной константы современного джазового искусства. Обосновывается необходимость изучения феномена импровизации в контексте исторической динамики развития джазовых стилей. Изменение функций тематического и импровизационного материала в джазовом исполнительстве второй половины XX – начала XXI в. свидетельствует о трансформации взглядов и художественных представлений профессиональной джазовой среды. Компаративистский элемент исследования базируется на анализе разноплановых интерпретаций темы Дж. Гершвина «Summertime» и демонстрирует процесс эволюции джазовой композиции
Программность, пронизывающая все творчество Н. К. Метнера, особенно ярко проявилась в жанре сказки. В статье предлагается разделение сказок на группы по определенным образно-жанровым характеристикам. Рассматриваются принципы раскрытия названий и эпиграфов в музыкальном воплощении пьес. Анализируются средства музыкальный выразительности, свойственные той или иной группе сказок. Приводятся примеры приемов композиторской техники, воплощающих программный замысел Н. К. Метнера.
В статье впервые дается стилистическая характеристика творчества крымскотатарского композитора и исполнителя Рефата Ибадлаева. Особое внимание удел ено музыкально-выразительным компонентам, раскрывающим фольклорную основу его произведений. В статье выявлена жанровая специфика творчества композитора, отмечены типичные для его композиторского метода приемы: вариантность, импровизационность. Аналитический материал сопровождается нотными примерами. Современные гармонические и ладоинтонационные средства и композиционные приемы позволили автору выявить новые качества фольклорного материала
Статья посвящена проблеме профильной подготовки современного специалиста в области музееологии в условиях развития культурных индустрий и цифровой трансформации современной массовой культуры и искусства. Происходящие в современных музеях кардинальные изменения, нарастание коллаборативных взаимодействий в условиях многоканального финансирования с арт-бизнесом и культурным туризмом, доминирующим в современной туристской индустрии, требуют развития новых профессиональных компетенций, проектного системного видения и мышления, цифровой культуры
В статье на примере солонки, созданной к коронации Александра II, рассматриваются различные аспекты подготовки комплектов для традиционной церемонии поднесения хлеба-соли монаршим особам, а также представлена история бытования такого рода вещей. Введение в научный оборот музейного экспоната, наряду с установлением имени создавшего его мастера, обогащают информацию по истории серебряного дела в Российской империи, расширяя представление о разнообразии форм и художественного оформления подносных предметов
Предмет исследования – отношение адыгской молодежи к ценностям традиционной этнокультуры в повседневной жизни. Научная новизна обусловлена комплексом общенаучных и специальных методов, включая культурол огическую атрибуцию и контент-анализ, который позволил рассмотреть предмет исследования как ресурс формирования общероссийской гражданской ид ентичности. Полученные результаты свидетельствуют, что традиционные ценности населяющих Россию народов являются важным фактором и социокультурным основанием развития общероссийской гражданской идентичности
Статья посвящена вопросам самоидентификации Российской Федерации в современных условиях построения многополярного мира как выражении противостояния унифицирующим процессам глобализации, подгоняющим модернизацию в странах мирового сообщества под западные «эталонные» стандарты. Данные геополитические контртенденции происходят в контексте процессов развития информационного общества и становления креативных индустрий, причем последние, подобно глобализации, способствуют появлению мультикультурной идентичности, приводящей к утрате идентичности национальной. В сложившихся условиях культурное наследие народов РФ предстает основой самоидентификации России в эпоху креативных индустрий
Подробный разбор памятника пионерам-героям, установленного в Таврическом саду в Ленинграде в 1962 году, и других проектов, конкурировавших с этой работой, дает возможность увидеть, какие изменения произошли в советском монументальном искусстве в связи с послаблениями в культурной политике во второй половине 1950-х гг., как изменилось отношение к теме Великой Отечественной войны. Провозглашенный на Всесоюзном съезде советских художников в 1957 году более широкий взгляд на то, что такое социалистический реализм, принес свои плоды уже на первом туре конкурса на памятник пионерам-героям, прошедшего в том же году
В настоящей статье проанализирована динамика и выявлены особенности трансформаций феномена контрнауки в медиакультурном пространстве современного общества. Проведен дискурс-анализ существующей научной литературы по проблематике и нарративный анализ некоторых контрнаучных медиапродуктов. Сделан вывод о высокой адаптивности феномена контрнауки к изменяющимся социально-политическим и технологическим условиям, об опасности ее распространения в масс-медиа и о необходимости принятия действий для купирования ее дальнейшей экспансии в медиакультуре
В статье рассматривается проблема соотношения смысловых и знаковых функций в культуре, начиная со времен романтизма. Ставится вопрос о том, что изменение форм феноменов понимания может повлечь за собой искажения, приводящие к возникновению негативных тенденций в смыслообразующих структурах культурного поля, а также влияющие на гомеостазис культуры в целом. Основным вопросом статьи выступает вопрос о динамике смысловых конструктов, из которых складывается предметная и интеллектуальная области сознания человека культуры
В статье на основе обширной эмпирической базы рассматриваются вопросы художественной интерпретации образа города в живописных и графических произведениях краснодарских художников. Из всего многообразия типов репрезентируемых в изобразительном искусстве пространств выделяются локальные камерные, чаще всего анонимные пространства, формирующие камерный портрет города с его особой ментальной характеристикой, идентичностью. На основе искусствоведческого подхода с позиций семиотики визуального текста анализируются изображения знаково-символических объектов, их фрагментов и элементов городских пространств в произведениях краснодарских художников разных поколений, школ, выявляются их образно-пластические характеристики, уровни символизации текста
В настоящее время сбережение, изучение и популяризация уникального культурного наследия России имеет чрезвычайно важное значение. В условиях стремительно меняющегося мира именно культура определяет цивилизационную идентичность страны, формирует ее восприятие другими народами. Для того, чтобы занимать достойное место в эпоху формирующегося многополярного мира, духовный образ России должен вызывать чувство доверия, уважения к ее национальным интересам.
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/