Архив статей

ТЕНДЕНЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ ЖАНРОВОЙ СТИЛИСТИКИ КИТАЙСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ(НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ЧЖОУ ЛУНА) (2023)
Выпуск: № 4 (91) (2023)
Авторы: ХУАН Х.

В рамках статьи осуществляется анализ творчества Чжоу Луна в контексте обновления жанровой стилистики фортепианной музыки Китая рубежа XX-XXI веков. Начиная с 1950-х годов в творчестве китайских композиторов стала заметна тенденция к воплощению в музыке народных мелодий и фольклорных элементов всех регионов и национальностей Китая. Однако стремление к развитию новых тенденций было прекращено вследствие допущенных ошибок в годы Культурной революции. Новые поколения китайских композиторов, начиная с 80-х годов XX века, были вовлечены в создание индивидуального стиля современной китайской музыки, чтобы исправить эти ошибки

Сохранить в закладках
ВИЗУАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СПОСОБ КОНСТРУИРОВАНИЯ СМЫСЛОВ В КУЛЬТУРЕ (2023)
Выпуск: № 4 (91) (2023)
Авторы: НАЛБАНДЯН Э. Н.

В статье культура рассматривается как совокупность репрезентаций конвенциальной картины мира, в отношении которой есть понимание общего смысла. Новизна исследования заключается в том, что единство культурных форм описано с точки зрения теории игр. С помощью понятия «фокальная точка» показано, что конструирование смыслов в культуре является одним из факторов успешного взаимодействия людей.

Огромное влияние на эти взаимодействия оказывают визуальные репрезентации культурных смыслов, выступающие предметом исследования. Они вытесняют привычные практики и конструируют смысловой контекст восприятия реальности.

Сохранить в закладках
ХРОНОТОП ФИЛЬМОВ А. ТАРКОВСКОГО КАК ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ (2023)
Выпуск: № 4 (91) (2023)
Авторы: Гапоненко Валентина Михайловна, Рогозянский Марат Эдуардович

В статье приводятся аргументы в пользу того, что фильмы кинорежиссера Андрея Арсеньевича Тарковского – это запечатленная в звукозрительных образах музыка. Предмет исследования – средства создания музыкального хронотопа фильмов А. Тарковского – рассматривается с позиции цивилизационной теории. Авторы приходят к выводу, что творчество режиссера снимает ряд противоречий во взаимодействии русской и западноевропейской цивилизаций, имеющих общий фундамент. Творчество Тарковского христоцентрично, и этот стержень во многом проявляется именно через музыку. Хронотоп фильмов Тарковского, по мнению авторов, является феноменом музыкальной европейской культуры – общей для России, Восточной и Западной Европы.

Сохранить в закладках
ГЕРОИ БРИТАНСКОГО ЭПОСА В ФИЛЬМЕ "КОРОЛЬ АРТУР" АНТУАНА ФУКУА (2023)
Выпуск: № 4 (91) (2023)
Авторы: ЗОЛЬНИКОВ М. Е.

Интерес к культурным героям средневековья ныне переживает масштабный взлет. Режиссеры XXI века решают сверхзадачи их приближения к массовой аудитории. Научная новизна статьи определяется выявлением путей, способов, механизмов и стилистических рамок актуализации средневекового материала. Использованы контекстный подход, герменевтический и образно-стилистический методы. Автор статьи приходит к выводам, что фильм «Король Артур» вписывается в пространство постмодернизма, в нем представлено новое видение рыцарства, понятий долга и чести. Музыка Ханса Циммера позволяет расставить акценты, обозначить образные сферы, связи между героями. Антуан Фукуа и Ханс Циммер показали, что культурное прошлое обладает многоуровневым потенциалом воздействия на настоящее средствами искусства

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИКИ "СКУЛЬПТУРНОЙ ЖИВОПИСИ" (2023)
Выпуск: № 4 (91) (2023)
Авторы: Похлебаева Майя Байзетовна, Гуменная Юлия Витальевна, Белухина Анастасия Евгеньевна, ШАПОВАЛОВА У. Д.

Статья посвящена изучению вопроса развития декоративно-прикладного искусства и его актуальности в современном пространстве искусства. Проводится ретроспективный анализ этапов становления скульптурной (объемной) живописи, ее симбиоза с классической живописью и скульптурой. Раскрывается поэтапно процесс ведения работы над интерьерным панно в технике «скульптурной живописи». Дается анализ возможности ее дальнейшего развития в самостоятельное направление декоративно-прикладного искусства, открывающее новые горизонты и выстраивающее новые взаимодействия между утилитарностью и искусством

Сохранить в закладках
СТАЛИНГРАДСКАЯ КНИЖНАЯ ГРАФИКА В ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД: 1935-1941 ГОДЫ (2023)
Выпуск: № 4 (91) (2023)
Авторы: ФИЛИМОНОВА А. В.

Предметом исследования стало состояние книжной графики в Сталинграде в довоенный период. В статье определен круг художников, сотрудничавших в 1935–1941 годах со Сталинградским книжным издательством. Рассмотрены издания, оформленные художниками П. Ф. Гречкиным, П. П. Быковым, А. П. Быковым, К. К. Дмитриевым, П. П. Островским, П. Сысоевым.

Сохранить в закладках
МУЗЫКА ВАН ЛИПИНА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕРИАЛА "СОН В КРАСНОМ ТЕРЕМЕ" (2023)
Выпуск: № 4 (91) (2023)
Авторы: НЮ Ю., Долгушина Марина Геннадьевна

Предметом исследования является музыка Ван Липина к тел евизионному сериалу «Сон в красном тереме» (1987), вплоть до настоящего времени сохраняющая популярность в Китае. В российском сегменте музыкознания творчество композитора почти не изучено, что предопределяет актуальность и новизну настоящей работы. Авторы приходят к выводу, что музыка Ван Липина отвечает драматургическим особенностям сериала. Композитору удалось полноценно раскрыть характеры и чувства героев сериала, показав их во вневременном контексте.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОВКИ УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПОЗДНЕМ ТВОРЧЕСТВЕ Б. И. ТИЩЕНКО (2023)
Выпуск: № 4 (91) (2023)
Авторы: Ли Ц.

В статье рассмотрена трактовка ударных инструментов в творчестве Б. И. Тищенко, особое внимание уделено поздним сочинениям – «Данте-симфониям». Б. И. Тищенко обладал ярко выраженным тембровым слышанием, и семантика тембров для него была важна с самого начала композиторского пути, на что явно указывает его оригинальная оркестровка Первого виолончельного концерта, где существенная роль принадлежит ударным. В дальнейшем творчестве трактовка этой группы получила достаточно определенную семантическую нагрузку как воплощение идей разрушения, смерти и страданий. Отчасти она сохранилась и в поздних опусах, однако в них ударные инструменты применяются более разнообразно, нагружаются более широкими смыслами.

Сохранить в закладках
ЛАДОГАРМОНИЧЕСКИЙ ФАКТОР В КОНТЕКСТЕ СТИЛИСТИКИ ВОКАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ Э. ЭМИР (2023)
Выпуск: № 4 (91) (2023)
Авторы: КУРТБЕДИНОВА Л. Т., Мамбетов Сервет Якубович

В современном академическом музыкальном искусстве Крыма творчество композитора Эльвиры Эмир занимает значительное место. Представленное симфоническими, камерно-инструментальными, камерно-вокальными сочинениями, хоровой и театральной музыкой, оно показательно своей национальной характерностью и оригинальностью музыкальной стилистики. В своих творческих решениях Э. Эмир обращается к стилевым моделям романтизма, импрессионизма, неофольклоризма.

В музыковедческой литературе недостаточное внимание уделено индивидуальному стилю Э. Эмир в аспекте ладогармонического фактора. В настоящей статье предпринята попытка раскрыть самобытный интонационный мир вокальных сочинений автора во взаимосвязи национального ладового колорита и современного гармонического языка

Сохранить в закладках
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ЮЖНОГО УРАЛА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ (2023)
Выпуск: № 4 (91) (2023)
Авторы: Гун Галина Евгеньевна

В статье на историческом материале рассматриваются музыкальные традиции Южного Урала в разрезе общего и особенного. Исходя из методики «регион через города», автор рассматривает Магнитогорск как характерный для региона тип индустриального моногорода. В статье показано, что для южноуральского ареала характерно отсутствие исторически сложившихся музыкальных традиций, “Актуальные проблемы искусствоведения” но наличествует ускоренный характер их формирования. Постулируется одновременность строительства города в материальном и художественном смыслах, сформировавшая специфические взаимоотношения городского социума и искусства. Автор обнаруживает корреляцию между моноспецификой города и его музыкальной культурой, показывает сопряженность и автономность традиций любительского и профессионального творчества, подчеркивает особую роль музыкально-образовательных учреждений в развитии музыкального пространства региона. В заключение делается вывод о том, что активно формирующиеся в настоящее время музыкальные традиции обеспечивают Южному Уралу потенциал развития на основе современных культурных стратегий

Сохранить в закладках
ОПЕРА "ЛЮ ХУ-ЛАНЬ" КАК ОБРАЗЕЦ ИСТОРИКО-ГЕРОИЧЕСКОГО ЖАНРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ КИТАЯ XX ВЕКА (2023)
Выпуск: № 4 (91) (2023)
Авторы: ВАН С., СМАГИНА Е. В.

Данная статья посвящена опере «Лю Ху-лань», написанной в 1950 году композиторами Вэй Фэн и Лю Ляньчи. Практически неизвестная европейскому и российскому музыкознанию, она вызывает большой исследовательский интерес. В центре оперы, являющейся образцом историко-героического жанра, находится один из главных образов китайской культуры середины XX века, актуальных времени мощного революционного подъема китайского народа: девочки-революционерки Лю Ху-лань, подвиг которой сыграл важную роль в развитии идей патриотизма и гражданственности в общественном сознании Китая 1950-х годов

Сохранить в закладках
ОПЕРЫ НА БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ ФРАНЦИИ ВРЕМЕН КОНСУЛЬСТВА И ПЕРВОЙ ИМПЕРИИ (2023)
Выпуск: № 4 (91) (2023)
Авторы: Михайлова Олеся Сергеевна

В статье освещается история возрождения оперы на библейские сюжеты в музыкальном театре Франции XIX века. Особое внимание в работе уделяется историко-культурному контексту периода Великой французской буржуазной революции, погрузившей страну в атеистические воззрения, а также деятельности Наполеона Бонапарта, восстановившего в правах католицизм. Автором раскрывается отношение императора к постановке опер на сюжеты Священного Писания и дается краткая характеристика сочинений, созданных в период его правления, – опер «Иосиф в Египте» Э. Мегюля, «Смерть Адама» Ж. Лесюэра, «Смерть Авеля» Р. Крейцера и «Клятва Иеффая» Дж. Мейербера. В заключении сделаны выводы об особенностях данных произведений и предвосхищении ими принципов жанра французской лирической оперы.

Сохранить в закладках
назад вперёд