В статье представлены системное и взаимосвязанное изложение социально- экономических аспектов реформирования системы образования и науки Китая на этапе достижения им технологического лидерства и реализации возможности по использованию опыта Китая такого реформирования, а также результаты анализа последствий реформирования отечественной системы образования и науки по «китайскому образцу» для обеспечения экономической безопасности России.
Актуальность темы обусловлена происходящими технологическими прорывами и изменениями в международной обстановке, которые положили начало новым подходам в сфере политических, экономических и военных отношений государств «стратегического треугольника» Россия - США - КНР и других стран мирового сообщества. В этих условиях обеспечение экономической безопасности России тесно связано с решением ряда политических, экономических и военных вопросов взаимодействия с Китайской Народной Республикой в направлении «равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия». Вместе с тем, поскольку угроза мировой войны в современном мире окончательно не снята, с особой остротой встает проблема обеспечения экономической безопасности России с учетом реализации политики Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики в области образования и науки.
Предмет/тема. В условиях обострения борьбы за лидерство между США и Китаем, введения антироссийских санкций для России особенно актуальной становится задача укрепления стратегического партнерства Российской Федерации с Китайской Народной Республикой в области образования и науки, расширения научных, образовательных и торгово- экономических связей между Россией и Китаем.
Цели/задачи. Оценить влияние перспектив расширения научных, образовательных и торгово- экономических связей между Россией и Китаем в условиях введения антироссийских санкций в области образования и науки.
Методология. В работе проведен анализ результатов реформирования системы образования и науки Китая на этапе достижения им технологического лидерства и перспектив расширения научных, образовательных и торгово - экономических связей между Россией и Китаем.
Результаты. Предложен подход к анализу перспектив расширения научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем в условиях антироссийских санкций в области образования и науки.
Обсуждение/применение. Предложенный подход к оценке перспектив расширения научных, образовательных и торгово- экономических связей между Россией и Китаем в условиях антироссийских санкций в области образования и науки позволяет дать прогноз последствий реформирования отечественной системы образования и науки по «китайскому образцу» для обеспечения экономической безопасности России.
Выводы/значимость. Результаты оценки перспектив научных, образовательных и торгово - экономических связей между Россией и Китаем в условиях антироссийских санкций могут быть использованы для обоснования рекомендаций руководству нашей страны по реформированию отечественной системы образования и науки. Сделан вывод о том, что Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются друг для друга важными стратегическими партнерами.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Высшие органы власти Китая — ЦК Компартии и Госсовет — обнародовали стратегический План развития образовательной сферы, рассчитанный до 2035 года. Согласно документу, КНР должна стать мировой державой в области образования.
Список литературы
1. 2019年中国普通高等学校名单 [Список Вузов Китая в 2019 г.] // [Электронный ресурс].URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xxgk/s5743/s5744/201906/t20190617_386200.html (дата обращения: 20.12.2024).
2. Blue Book of Education 2013 (中国教育蓝皮书。中国教育发展报告 2013 北京 社会科 学文献出版社 2013. 338 页). [Синяя книга образования в Китае. Доклад о развитии образования Китая. 2013]. Пекин: Из-во общественных наук, 2013. 338 c.
3. Blue Book of Education 2014 (中国教育蓝皮书。中国教育发展报告 2014. 北京 社会 科学文献出版社 2014. 328 页). [Синяя книга образования в Китае. Доклад о развитии образования Китая. 2014]. Пекин: Из-во общественных наук, 2014. 328 c.
4. Blue Book of Education 2016 (中国教育蓝皮书。中国教育发展报告 2016. 北京 社会 科学文献出版社 2016. 340 页). [Синяя книга образования в Китае. Доклад о развитии образования Китая. 2016]. Пекин: Из-во общественных наук, 2016. 340 c.
5. China’s Primary and Secondary School Principal Development Report (2023-2024) (中国中小学校长发展报告 2023 2024 ). [Отчет директоров о развитии начальных и средних школ Китая (2023-2024 гг.))]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pishu.com.cn/skwx_ps/bookdetail?SiteID=14&ID=15855417 (датаобращения: 20.12.2024).
6. Leontiev D., Fam A. K., Osin E. N., Ovchinnikova E. The Subjective Quality of Choice Technique: Qualitative Dimensions of Choice as a Self-orientation Activity / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP “PSYCHOLOGY”. 2015. No. 45.
7. Yellow Book of Education 2013 (中国教育黄皮书 (长江教育研究院2013年度教育报告) 2013 年 进一步优化教育财政投入武汉:湖北教育出版, 2013. 312页). [Жёлтая книга образования в Китае (Доклад об образовании НИИ “Чанцзян” в 2013 отчетном году). 2013 год: дальнейшее совершенствование финансовых инвестиций в образование]. Ухань: Из-во Образование пров. Хубэй, 2013. 312 с.
8. Актуальный опыт зарубежных стран по развитию государственных систем стратегического планирования (Часть 2) [Текст]: препринт WP8/2016/04 (ч. 2) / А. В. Клименко, В. А. Королев, Д. Ю. Двинских, Н. А. Рычкова, И. Ю. Сластихина; Нац. исслед. ун-т “Высшая школа экономики”. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - (Серия WP8 “Государственное и муниципальное управление”). 40 с. [Электронный ресурс]. URL: https://wp.hse.ru/data/2016/11/14/1110320976/WP8_2016_04_%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C2__________.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
9. Боревская Н. Е. Вековой путь Китая к прогрессу и модернизации / Н. Е. Боревская // Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2012-2013. - М.: ИД “ФОРУМ”, 2013.
10. Гордиенко Д. В. Оценка технологий производства продукции российско-китайского товарооборота в условиях санкционной борьбы России с “коллективным Западом” // Экономика и управление: проблемы и решения, 2024, № 6, том 3 (147) - С. 102-117. ISSN 2308927X, ISSN 2227-3891. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67147233. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2024.06.03.013
11. Гурулева Т. Л. Система образования Китайской Народной Республики и российско- китайское образовательное сотрудничество. М., 2018. EDN: ZFDHMT
12. Гурулева Т. Л. Университеты КНР: современное состояние и стратегия глобального развития до 2035 года // Вестник ВГУ. История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25. № 2.
13. Гурулева Т. Л., Бедарева Н. И. Сотрудничество России и Китая в области создания сетевых университетов и совместных образовательных учреждений // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. EDN: GZYQKO
14. Гурулева ТЛ, Бин Ван. Высшее образование в КНР: институты и механизмы государственного и партийного управления. Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020;20(3):636- 654. DOI: 10.22363/231322722020203636654
15. Карнеев А. Н. Некоторые аспекты современного этапа в развитии высшего образования в Китайской Народной Республике // Вестник БГУ. Педагогика. Филология. Философия. 2017. Вып. 7.
16. Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2019-2021: монография / Рос. акад. наук; Ин-т Дальнего Востока. - М.: ИДВ РАН, 2022-354 с. 978-5-83810436-6. ISBN: 978-5-8381-0436-6
17. Кузнецова В. В., Машкина О. А. Проект “шуан и лю”: глобализация китайского высшего образования // Образовательная политика. 2019. Т. 80. № 4.
18. Пироженко Л. В., Ван Синсинь Высшее образование в Китае: современное состояние и основные направления развития до 2035 г. [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/285487/1/43-49.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
19. Троцук И. В. Дискурсивные репрезентации (капиталистических) итогов “китайского экономического чуда” // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 2.
20. Троцук И. В. Сравнительный анализ как способ реконструкции мировой экономической истории, или Почему Китай не стал капиталистическим одновременно с Европой // Крестьяноведение. 2018. Т. 3. № 3. EDN: YMMKAX
21. Цзинь Сибинь, Ван Бинмин Пути и методы финансирования образования в Китае / Россия- Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв. Сравнительный анализ. Под ред. Н. Е. Боревской, В. П. Борисенкова, Чжу Сяомань М, 2007, с. 497.
22. 陈桂生 (Чэнь Гуйшэн). 中国革命根据地教育史事日志 [Дневник истории образования в опорных базах Китая]. 华东师范大学出版社2016年. 382页 , 9787567532663. /ISSN: 978-7-5675- 5708-6. ISBN: 7-5675-3266-2
23. 德吉夫, 包艳华 (Дэ Чжифу, Бао Яньхуа). 新中国成立 70 年来高等教育重点建设政策的选择与变迁 [Выбор и изменение политики приоритетного строительства высшего образования за 70 лет создания КНР] // 中国高教研究 [Исследование высшего образования в Китае]. 2019. № 11.
24. 董纯才,主编 (Дун Чуньцай, главный редактор). 中国革命根据地教育史 [История образования в районах революционных баз Китая] [M]. 教育科学出版社第一卷1991年 第二卷 1991年 三卷本合集1991年. ISBN 第二卷 9787504107121.
25. 冯新新 (Фэн Синьсин). 高等教育数字治理的构成要素研究. 现代教育技术 [Исследование цифрового управления в высшем образовании. Современные образовательные технологии]. 2022;32 (2): 44-53.
26. 关于 985、211 名单的咨询 [Справочная информация о “Проекте 985” и “Проекте 211”] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_hygq/hygq_zczx/moe_1346/moe_1366/201911/t20191128_409940.html (дата обращения: 20.12.2024).
27. 关于公布世界一流大学和一流学科建设高校及建设学科名单的通知 [Уведомление о публикации Перечня университетов мирового уровня и первоклассных научных дисциплин] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A22/moe_843/201701/t20170125_295701.html (дата обращения: 20.12.2024).
28. 关于实施高校毕业生就业创业促进计划的通知 [Уведомление о реализации плана помощи выпускникам колледжей в трудоустройстве и создании бизнеса] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.mohrss.gov.cn/SYrlzyhshbzb/jiuye/zcwj/gaoxiaobiyesheng/201611/t20161101_258588.html (дата обращения: 20.12.2024).
29. 关于印发《统筹推进世界一流大学和一流学科建设实施办法 暂行 》的通知 [Уведомление о публикации “Временных мер по реализации Комплексного проекта создания университетов мирового уровня и первоклассных научных дисциплин”] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A22/moe_843/201701/t20170125_295701.html (дата обращения: 20.12.2024).
30. 关于应对新冠肺炎疫情做好 2020 届全国普通高等学校毕业生就业创业工作的通知 [Уведомление о содействии в трудоустройстве и предпринимательстве выпускникам национальных колледжей и университетов 2020 года в связи с эпидемией COVID-19] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A15/s3265/202003/t20200306_428194.html (дата обращения: 20.12.2024).
31. 国务院办公厅关于深化高等学校创新创业教育改革的实施意见 [Заключение Главного управления Государственного совета по вопросу углубления реформы инновационного и предпринимательского образования в высших учебных заведениях]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-05/13/content_9740.htm (дата обращения: 20.12.2024).
32. 姜恩来, 李勇, 覃红霞 (Цзян Эньлай, Ли Юн, Цинь Хунся). 从领导权到党的全面领导 中国共产党领导高等教育发展历程的三重逻辑 [От единого к общему руководству партии: тройная логика руководства Коммунистической партии Китая в развитии высшего образования]. 中国高教研究 [Исследования в области высшего образования в Китае]. 2021; 8: 10-16. DOI: 10.16298/j.cnki.10043667.2021.08.03
33. 教育部办公厅关于实施一流本科专业建设“ 双万计划“的通知 [Уведомление Главного управления Министерства образования о реализации “Плана двойн ых 10 000” по развитию первоклассных программ бакалавриата] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A08/s7056/201904/t20190409_377216.html (дата обращения: 20.12.2024).
34. 教育部关于大力推进高等学校创新创业教育和大学生自主创业工作的意见 [Мнение Министерства образования об активном продвижении обучения инновациям и предпринимательству в колледжах и университетах, а также самозанятости студентов колледжей] // [Электронный ресурс]. URL: http://old.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/info_list/201105/xxgk_120174.html (дата обращения: 20.12.2024).
35. 教育部关于加快建设高水平本科教育 全面提高人才培养能力的意见 [Мнение Министерства образования об ускорении развития высшего образования и комплексном улучшении возможностей развития талантов] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A08/s7056/201810/t20181017_351887.html (дата обращения: 20.12.2024).
36. 教育部权威发布《普通高等学校本科专业目录》 2020 年版 [Министерство образования официально опубликовало “Каталог специальностей бакалавриата в обычных высших учебных заведениях” (издание 2020 года)] // [Электронный ресурс]. URL: https://www.sohu.com/a/383834943_120162492 (дата обращения: 20.12.2024).
37. 教育部司局机构设置 [Отделы Министерства образования] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_zzjg/moe_350/201807/t20180730_343824.html (дата обращения: 20.12.2024).
38. 介绍“六卓越一拔尖“计划 2.0 有关情况 [Введение в план “Шесть совершенств и одна элита” 2.0] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/fbh/live/2019/50601/twwd/201904/t20190429_380086.html (дата обращения: 20.12.2024).
39. 开启新时代中国特色社会主义高等教育强国新征程 [Вступая на новый путь построения сильной нации посредством высшего образования с китайской спецификой в новую эпоху] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/s78/A08/moe_745/201712/t20171204_320494.html (дата обращения: 20.12.2024).
40. 申素平,左磊 (Шэнь Супин, Чжо Лэй). 论省级政府高等教育统筹权 [О полномочиях провинциального правительства в планировании работы системы высшего образования] // 中国高教研究 [Исследование высшего образования в Китае]. 2019. № 5.
41. 深化拓展“六卓越一拔尖计划“培养德学兼修高素质人才 [Углубление и расширение Плана 2.0 “Шесть превосходных, один выдающийся”, подготовка высококвалифицированных высокоморальных кадров] // 教育发展研究 [Исследование развития образования]. 2017. № 10.
42. 统筹推进世界一流大学和一流学科建设总体方案 [Общий план координации и содействия развитию университетов мирового уровня и первоклассных дисциплин] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov. cn/jyb_xxgk/moe_1777/moe_1778/201511/t20151105_217823.html (дата обращения: 20.12.2024).
43. 推动“双一流“加快建设、特色建设、高质量建设 [Содействовать ускоренному строительству, отличительному развитию и качественному развитию университетов “двой ного первого класса”] // [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/moe_1485/201809/t20180930_350535.html (дата обращения: 20.12.2024).
44. 习近平. 在中国共产党第十九次全国代表大会上的报告 [Си Цзиньпин Доклад на 19 Всекитайском съезде КПК] // [Электронный ресурс]. URL: http://cpc.people.com.cn/n1/2017/1028/c64094-29613660-11.html (дата обращения: 20.12.2024).
45. 谢赛银 (Се Сайин). 教育现代化对高校思政课教学改革的影响 [Влияние модернизации образования на реформу преподавания идеологических и политических курсов в колледжах и университетах]. // 现代教育管理 [Современное управление образованием]. 2021; 1: 45-52. DOI: 10.16697/j.16745485.2021.01.007
46. 中华人民共和国高等教育法 [“Закон КНР о высшем образовании”] // [Электронный ресурс]. URL: http://old.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/moe_619/200407/1311.html (дата обращения: 20.12.2024).
47. 周洪宇, 李宇阳 (Чжоу Хунью, Ли Юян). 论建设高质量教育体系 [О построении системы качественного образования] // 现代教育管理 [Современное управление образованием]. 2022;1: 1-13. DOI: 10.16697/j.16745485.2022.01.001
Выпуск
Другие статьи выпуска
Исследование посвящено трансформации моделей клиентского взаимодействия в образовательных учреждениях в условиях растущей неопределенности и динамики рынка образовательных услуг. В статье проведен критический анализ ограничений традиционных систем обратной связи, включая их реактивность, фрагментарность данных и слабую интеграцию со стратегическим управлением. Обоснована необходимость перехода к прогнозно- ориентированным моделям, синтезирующим оперативный мониторинг взаимодействий с методологией сценарного прогнозирования. Предлагается концепция интегрированной системы, основанной на непрерывном потоке данных, алгоритмах выявления ранних сигналов изменений и генерации альтернативных сценариев развития взаимоотношений с ключевыми стейкхолдерами (абитуриенты, обучающиеся, работодатели). Выявлены организационно - экономические барьеры внедрения: сопротивление академического персонала, этические риски обработки данных, потребность в инвестициях в ИТ-инфраструктуру и аналитические компетенции. Определены стратегические эффекты для образовательных организаций, включая повышение удержания контингента, оптимизацию затрат на привлечение, рост репутационного капитала и адаптивности программ. Заключительный акцент сделан на условиях достижения эффекта - развитии клиентоориентированной культуры и интеграции модели в стратегическое планирование. Перспективы связываются с персонализацией образовательных траекторий и управлением на основе предиктивных инсайтов.
В статье рассматривается влияние цифровых платформ на трансформацию социальных взаимодействий в трудовых коллективах, акцентируя внимание на изменениях в коммуникационных процессах, распределении ролей и формировании корпоративной культуры в условиях цифровизации.
Целью исследования является выявление механизмов воздействия цифровых технологий на организацию труда и социальную интеграцию сотрудников. Методологическая база работы включает анализ отечественных исследований, обобщение эмпирических данных и оценку практического опыта применения цифровых инструментов в профессиональной среде. Установлено, что цифровые платформы способствуют повышению прозрачности взаимодействий, ускорению обмена информацией и оптимизации рабочих процессов, но при этом порождают новые проблемы, связанные с риском социальной изоляции и снижением уровня межличностных контактов. Уделено внимание роли цифровых сервисов в поддержке профессионального развития, адаптации сотрудников и укреплении корпоративной сплоченности. Особенность исследования заключается в том, что оно позволяет оценить технологические и организационные, а также социально - психологические эффекты цифровизации, которые необходимы для разработки эффективных стратегий управления современными трудовыми коллективами.
В статье рассматривается роль неформальных коммуникаций в укреплении организационной идентичности в условиях цифровой среды.
Цель исследования заключается в раскрытии влияния цифровых технологий на форматы и эффективность неформального взаимодействия, а также в разработке практических рекомендаций по интеграции таких инструментов в коммуникационные стратегии организаций. Авторы опираются на анализ теоретических подходов, обзор современной российской практики, а также результаты исследований, отражающих специфику функционирования цифровых платформ и каналов коммуникаций. Показано, что цифровые технологии расширяют возможности неформального общения, повышают его скорость и охват, но одновременно создают риски информационной перегрузки, фрагментации коммуникаций и утраты корпоративных ценностей. Предложены конкретные инструменты, включая корпоративные порталы, внутренние социальные сети, мессенджеры и платформы для совместной работы, с рекомендациями по их адаптации к организационной культуре. Сделан вывод о том, что системная интеграция неформальных коммуникаций в цифровую среду содействует укреплению чувства принадлежности сотрудников, повышению их вовлеченности и формированию позитивного имиджа компании.
В статье проводится исследование современного состояния и перспектив развития архитектур программного обеспечения для создания цифровых двойников производственных систем. Основное внимание уделяется анализу понятийного поля и ключевых направлений в данной области на основе библиометрического подхода с применением программного обеспечения VOSviewer. Материал даёт характеристику наиболее часто встречающихся терминов, таких как model, simulation, optimization, monitoring, digital twin и system, и выделяет четыре кластера программного обеспечения: требования к цифровым двойникам, преимущества их использования, умное производство и предиктивные технологии. В статье обозначается отсутствие единого подхода к проектированию платформ цифровых двойников, а также рассматриваются факторы, влияющие на определение оптимальной архитектуры: масштабируемость, адаптивность, устойчивость к отказам, интеграционные возможности и удобство сопровождения. В работе проводится анализ разработанной многофункциональной архитектуры программного обеспечения, предназначенной для адаптации под многозадачные пользовательские запросы и интеграции с виртуальной реальностью. В статье подробно освещается функционал системы: создание детализированных 3D- и 2D-моделей производственных комплексов, сбор и аналитическая обработка статистических данных, автоматическое формирование спецификаций (BOM), генерация отчётности, а также поддержка импорта и экспорта данных в различных форматах (DXF, DWG). Работоспособность разработанной архитектуры подтверждается практическим опытом её реализации на базе программного комплекса «Рациональное производство» и апробацией решения на промышленных предприятиях, подтверждающими её экономическую эффективность: сокращение производственных циклов, снижение простоев, оптимизация складских операций и повышение производительности. Особое внимание уделяется возможности масштабирования системы под предприятия различного профиля и размера, что обеспечивает её широкую применимость в условиях цифровой трансформации промышленности и интеграции в концепцию Индустрии 4.0. Области, рассмотренные в работе, будут интересны специалистам в области промышленной автоматизации, цифрового проектирования, ИТ-разработчикам и исследователям, а также представителям бизнеса, заинтересованным в повышении конкурентоспособности своих производств.
Настоящее исследование посвящено вопросу эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в условиях цифровизации российской экономики, особое внимание уделено аспектам цифрового взаимодействия между бизнесом и государством.
Цель работы заключается в выявлении ключевых тенденций развития сектора МСП, определении существующих проблем и выработке рекомендаций по повышению действенности государственных инициатив в цифровую эпоху.
Используя комплекс методов, включающий сравнительный и статистический анализ официальных данных Федеральной налоговой службы, Единого реестра МСП, Корпорации МСП и Министерства экономического развития за период 2019-2024 годов, а также экспертные оценки и опросы представителей предпринимательского сообщества, были получены следующие основные результаты: количественно определены темпы увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, активно пользующихся электронными государственными сервисами; обнаружены существенные различия в уровне цифровизации разных регионов и отраслей экономики, вызванные особенностями их социально- экономической структуры; эмпирически подтверждено, что наибольшей популярностью пользуются мероприятия по оказанию финансовой помощи и организации образовательной поддержки; обоснована важная роль цифровой грамотности и развитой инфраструктуры для эффективного предоставления государственной поддержки малому и среднему бизнесу.
Цифровизация значительно облегчила предпринимателям получение необходимых услуг и уменьшила бюрократические преграды, однако выявлены серьезные препятствия, такие как недостаточность цифровой инфраструктуры в регионах, низкий уровень цифровой компетенции среди малых предприятий и несовершенство интеграции электронных сервисов. Итоги проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что дальнейшее совершенствование государственного регулирования и развитие цифровой среды являются важнейшими факторами успешного функционирования и устойчивого роста российского малого и среднего бизнеса.
Представленные результаты подчеркивают необходимость дальнейшего научного осмысления механизмов сокращения территориального неравенства, расширения цифровой инфраструктуры, обновления законодательства и разработки образовательных программ для предпринимателей, способствующих повышению доступности и эффективности государственной поддержки МСП в условиях цифровизации экономики.
Статья посвящена исследованию организации документооборота в цифровой среде как главного фактора повышения управленческой эффективности современных организаций.
Целью работы является анализ и обоснование подходов, способствующих оптимизации процессов электронного документооборота с учетом технологических, организационных и правовых аспектов. В ходе исследования проведен анализ современных электронных систем и практик их внедрения, рассмотрены функциональные возможности, требования к интеграции и безопасности. Авторы выделяют преимущества цифрового документооборота, включая сокращение времени обработки документов, снижение затрат на их хранение и пересылку, повышение прозрачности процессов и качества управленческих решений. Отмечено, что успешная реализация цифрового документооборота зависит от технологической модернизации, разработки регламентов и обучения персонала. Значимость работы заключается в систематизации теоретических и практических аспектов внедрения электронного документооборота и формировании рекомендаций, которые могут быть использованы в корпоративных структурах с целью повышения эффективности управления. Предложенные в статье выводы и рекомендации имеют прикладное значение, т. к. учитывают специфику российского законодательства и особенности отраслевой интеграции цифровых систем.
В данной статье раскрывается сущность и значимость налогообложения в Российской Федерации. Несомненно, тема научного исследования является весьма актуальной даже в эпоху современного общества, поскольку именно налоги выступают в качестве основного источника доходов любого государства. Ведь от эффективно разработанной налоговой политики зависит устойчивое развитие экономики любой страны, а также общее благосостояние населения и действующих институтов. Кроме того, в ходе написания данной научно - исследовательской работы нами были изучены основные функции налогообложения, среди которых: фискальная, регулирующая, распределительная, контрольная, социальная, каждая из которых отвечает за определенные действия. Также нами были выявлены основные проблемы в сфере налогообложения и перспективы по их устранению. На наш взгляд, без должного обеспечения государственного контроля и надзора не может идти и речи об эффективно функционирующей налоговой политике. В связи с чем и имеются множество проблем в системе налогообложения РФ, которые требуют решений с целью достижения благоприятной инвестиционной привлекательности и повышения уровня предпринимательской ответственности. Тем самым, можем сделать вывод, что первоочередной целью наличия налоговой системы для любого государства становится обеспечение себя финансовыми ресурсами с целью достижения ключевых функций - поддержание безопасности, государственного управления, развития социальной и экономической среды.
В условиях усиления роли государства в экономике и роста требований к эффективности бюджетных расходов закупки товаров, работ и услуг за счёт бюджетных средств играют ключевую роль в реализации социально - экономической политики России. Особое значение они играют в здравоохранении, где масштабы и социальная значимость закупок напрямую влияют на доступность и качество медицинской помощи. В этом контексте совместные закупки, как инструмент агрегирования спроса нескольких заказчиков, рассматриваются в статье в качестве способа повышения прозрачности, экономии бюджетных средств и оптимизации контрактной системы. На основе данных Единой информационной системы в сфере закупок, в статье анализируется практика совместных закупок лекарственных препаратов. Исследование выявляет устойчивый рост числа таких закупок: за 2017-2024 гг. их количество увеличилось более чем в 2,5 раза. Анализ показывает, что экономия бюджетных средств в совместных закупках варьирует от 15% до 80%, что подтверждает высокий потенциал данного механизма. Однако реализация совместных закупок сталкивается с системными барьерами: отсутствие чёткого правового определения в 44-ФЗ, сложности координации между участниками, разрозненность сроков финансирования, ручной характер согласования договоров о совместной деятельности, потери региональных наценок при увеличении суммы контракта свыше 10 млн. руб. Эти факторы замедляют процедуры контрактации и снижают заинтересованность участников. Особенно остро проблема проявляется в условиях национальных проектов, где задержки в закупках приводят к общественно значимым последствиям: перебоям в лечении пациентов, прогрессированию заболеваний, особенно в регионах. Авторы приходят к выводу, что для расширения использования и повышения эффективности совместных закупок требуется не просто поэлементное улучшение, а комплексное совершенствование, объединяющее нормативное уточнение статуса закупок, модернизацию ЕИС с внедрением модуля «Совместные закупки», обеспечивающего автоматизацию процессов согласования, мониторинга и формирования отчётов. Перспективным направлением является переход от ручных соглашений к платформенной модели, где спрос агрегируется автоматически, а участие заказчиков осуществляется в режиме «одного окна». Комплексное развитие правовой, технологической и организационной инфраструктуры позволит реализовать весь потенциал совместных закупок, обеспечить улучшение доступности качественной медицинской помощи и повысить эффективность использования бюджетных средств.
Статья посвящена оценке занятости и качества трудовой сферы как критерия качества жизни в регионе. Для расчета критерия использованы семь статистических и расчетно- аналитических показателей, характеризующих наиболее значимые аспекты занятости и условий труда. Дана краткая характеристика этих показателей. Для оценки нагрузки на занятое население в научный оборот введен коэффициент нагрузки занятых, рассчитываемый как число незанятых в экономике на 1000 занятых. Результаты исследования показали, что по всем анализируемым показателям, за исключением «покупательной способности средней заработной платы», значения Калужской области превышают среднероссийский уровень. Динамика критерия «занятость и качество трудовой сферы» в период с 2015 по 2023 годы демонстрирует устойчивое преимущество Калужского региона по сравнению со среднероссийскими значениями, а также положительную тенденцию к росту.
Статья посвящена анализу фискальной политики в странах с формирующимся рынком через призму модели IS-LM. Исследование включает детальный теоретический разбор механизмов фискальной политики в рамках модели IS-LM. Этот анализ дополнен эмпирическими данными, иллюстрирующими воздействие как стимулирующих (фискальная экспансия), так и сдерживающих бюджетных мер на динамику национального дохода и уровень процентных ставок в условиях развивающихся стран. Установлено, что модель IS-LM предоставляет наглядную и содержательную основу для выявления глубинных взаимосвязей между фискальной и монетарной политикой. Её применение позволяет проводить комплексный анализ влияния этих политик на обеспечение макроэкономической стабильности в государствах с формирующимися рынками.
Статья посвящена обзору и сравнительному анализу международных и российских моделей оценки и повышения эффективности малого и среднего бизнеса (МСП). Определяя МСП как ключевой драйвер экономического роста и инноваций, авторы подчеркивают его значимость для занятости и диверсификации национальной экономики. Однако, несмотря на сопоставимые с ОЭСР количественные показатели, доля МСП в ВВП России на начало 2025 г. существенно отстает от развитых стран (22% против 50-60%), что и формулирует основную проблему исследования - поиск и адаптация эффективных методов измерения и повышения производительности данного сектора.
Объектом исследования выступают российские и зарубежные практики оценки эффективности МСП, особое внимание уделяется анализу международных моделей - Balanced Scorecard (BSC), модели совершенства EFQM и системы Болдриджа.
Цель работы - выявить особенности, барьеры и потенциал внедрения апробированных мировых моделей в российской практике для повышения эффективности МСП. Вопросы исследования касаются мультикритериальности, интеграции самооценки, вовлечения стейкхолдеров, а также институциональных ограничений.
Актуальность темы обусловлена необходимостью интеграции лучших мировых инструментов для формирования конкурентоспособного и устойчивого МСП-сектора в российской экономике.
В статье структурированы их критерии, преимущества, области применения, показаны современные подходы к балансу между финансовыми и нефинансовыми индикаторами. Проведен детальный сравнительный анализ с отечественными системами, выявлены их сильные и слабые стороны, рассмотрены реальные кейсы внедрения международных методик в российских организациях.
Научно-практическое значение работы состоит в систематизации и сопоставлении ведущих моделей эффективности, демонстрации успешных и проблемных аспектов их внедрения, а также формулировании рекомендаций по адаптации зарубежных методик с учетом российской специфики. Материалы статьи могут быть использованы для разработки программ поддержки МСП, корпоративного стратегического планирования, совершенствования систем управления и оценки эффективности бизнеса в России.
В данной статье исследуются теоретические основы взаимосвязи социального неравенства и экономической безопасности государства. Социальное неравенство, проявляющееся в значительном разрыве в доходах, уровне жизни, доступе к образованию, здравоохранению и другим социальным благам, рассматривается как ключевой фактор, подрывающий устойчивость социально- экономической системы и создающий угрозы национальной экономической безопасности.
Работа подчеркивает необходимость комплексного подхода к изучению данных процессов для разработки эффективных механизмов государственного регулирования, направленных на снижение уровня неравенства и укрепление экономической безопасности. Актуальность исследования обусловлена усилением поляризации доходов в условиях глобальных экономических вызовов, цифровой трансформации и геополитической нестабильности, что требует пересмотра существующих стратегий обеспечения экономической безопасности с акцентом на социальную стабильность.
В статье рассмотрены актуальные тенденции и прогнозы развития нефтегазохимического комплекса в 2025 году в контексте глобальных вызовов и региональных особенностей. Исследовано влияние энергетического перехода и мирового перепроизводства на нефтегазохимическую отрасль, а также стратегии ведущих игроков в условиях изменения структуры спроса. Особое внимание уделено различиям в динамике отрасли по регионам: в развитых странах, странах Азии, на Ближнем Востоке, в Северной Америке и России. На основе официальных статистических данных, прогнозов международных организаций (IEA, EIA, ОПЕК и др.), отчетов компаний (BP, Shell, ExxonMobil, СИБУР и др.) и научных публикаций раскрыты ключевые тренды развития нефтегазохимического комплекса в 2025 году. К ним отнесены смещение драйверов роста спроса на нефть в сторону нефтехимического сырья, избыток мощностей по выпуску полимеров, усиление экологических ограничений и инновационные направления (цифровизация, декарбонизация, циркулярная экономика). В статье сделаны выводы о перспективах нефтегазохимического комплекса в среднесрочной перспективе и даны рекомендации по повышению его устойчивости в условиях глобальных изменений.
В статье рассматриваются современные подходы к совершенствованию системы кадрового делопроизводства в условиях цифровизации.
Цель исследования заключается в выявлении основных направлений развития электронного документооборота, способных повысить эффективность управления персоналом и оптимизировать процессы обработки кадровой информации. Авторы опираются на анализ нормативно- правовой базы, изучение опыта внедрения электронных систем документооборота и сопоставление практик различных организаций. В работе обоснована необходимость комплексной интеграции электронных кадровых технологий с другими информационными системами предприятия, которая повышает оперативность и достоверность данных, снижает издержки и минимизирует риски, связанные с человеческим фактором. Отмечается, что распространение электронного кадрового делопроизводства требует не только технологической готовности, но и адаптации организационной структуры, повышения цифровой грамотности сотрудников и обеспечения информационной безопасности. Особенность исследования заключается в том, что оно предлагает системный подход к модернизации кадровых процессов, учитывающий технологические, организационные и правовые аспекты, делая результаты работы востребованными как в корпоративном, так и в государственном секторе.
В статье исследуются ключевые аспекты развития финансовой компетентности руководителей образовательных учреждений в условиях цифровой трансформации. Особое внимание уделяется необходимости формирования комплексных навыков работы с современными финансовыми системами, включая аналитику данных, цифровую безопасность и стратегическое планирование ресурсов. Рассматриваются основные вызовы цифровизации, требующие принципиально новых подходов к управлению образовательными организациями. Также анализируются ключевые проблемы, препятствующие эффективному финансовому управлению: недостаточная технологическая оснащенность, дефицит специализированных образовательных программ, консервативность управленческих подходов и динамично меняющееся законодательное поле. Подчеркивается, что преодоление этих барьеров требует системных изменений в подготовке управленческих кадров и создания условий для их профессионального роста. Проведенный в статье сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта формирования финансовой компетентности у руководителей средних образовательных учреждений демонстрирует преимущества децентрализованных моделей управления, ориентированных на прогнозную аналитику и адаптацию к локальным условиям. Особый акцент делается на необходимости трансформации управленческой культуры и развития стратегического мышления у руководителей образовательных организаций. Статья подтверждает, что развитие финансовой компетентности становится критически важным фактором устойчивого развития образовательных учреждений в цифровую эпоху. Эффективное управление ресурсами напрямую влияет на качество и доступность образования, что требует пересмотра подходов к подготовке управленческих кадров и формированию современной образовательной инфраструктуры.
Статья посвящена исследованию социальных аспектов развития корпоративной культуры в условиях удаленной и гибкой занятости, обусловленной тенденциями цифровизации и трансформацией моделей организации труда.
Цель работы заключается в выявлении факторов, влияющих на изменение ценностных ориентиров и механизмов взаимодействия в распределенных коллективах, а также в оценке эффективности применяемых методов управления коммуникациями и адаптации сотрудников. В исследовании использован анализ научных источников, нормативно- правовой базы и практического опыта российских компаний, которые позволили обосновать выводы и рекомендации. Авторы выявили, что успешное развитие корпоративной культуры в цифровой среде требует интеграции гибких управленческих подходов, систем наставничества и поддержки сотрудников, обеспечивающих высокий уровень вовлеченности, снижение текучести кадров и рост производительности. Уделено внимание необходимости адаптации корпоративных ценностей к новым форматам работы, сохранению организационной идентичности и преодолению социальных барьеров в удаленных командах. Особенность исследования заключается в том, что оно формирует теоретическую и практическую основу для выработки эффективных инструментов управления корпоративной культурой в условиях удаленной и гибридной занятости.
В условиях усиления конкуренции, цифровизации бизнеса и персонализации управленческих практик особое значение приобретает личный бренд руководителя как стратегический ресурс повышения эффективности управленческой деятельности и укрепления корпоративной репутации. В статье раскрывается сущность личного бренда как многоуровневого и управляемого конструкта, исследуются теоретические основы его формирования, а также выделяются ключевые факторы, влияющие на восприятие бренда в деловой среде. Представлена поэтапная модель формирования личного бренда управленца, включающая элементы самопозиционирования, визуальной идентичности и цифрового присутствия. Особое внимание уделено механизмам продвижения личного бренда, таким как контент- маркетинг, публичная активность, сетевое взаимодействие и интеграция с корпоративным брендом. Делается вывод о необходимости системного подхода к управлению личным брендом как условию устойчивости и влияния руководителя в современной бизнес-среде.
В статье исследуются особенности нормативно- правового регулирования деятельности малого и среднего бизнеса в России, а также трансформация налоговых механизмов, влияющих на функционирование предпринимательского сектора. Рассмотрены ключевые положения федерального законодательства, включая Федеральный закон № 209-ФЗ, а также региональные и муниципальные инициативы, формирующие правовую основу для развития малого предпринимательства. Особое внимание уделено анализу налоговых режимов, доступных субъектам МСП, включая упрощённую систему налогообложения, патентную систему и налог на профессиональный доход. Существенным элементом исследования выступает рассмотрение нововведений 2025 года, связанных с признанием налогоплательщиков на УСН плательщиками НДС. В работе раскрыты критерии применения освобождения, порядок использования пониженных ставок и методологические особенности исчисления налоговой базы. Сделан вывод о том, что модернизация налоговой системы усиливает институциональное значение МСП, формируя новые вызовы для налогового планирования и стратегии финансовой устойчивости. Результаты исследования подчеркивают необходимость поиска оптимального баланса между интересами государства и развитием предпринимательства.
Цель статьи - формирование и обоснование концептуальной интерпретации устойчивого инновационного развития российских предприятий нефтегазового комплекса на основе системного учета производственных, экологических и социальных параметров, интегрированных в долгосрочную отраслевую стратегию. Материалы исследования включают в себя научные публикации по проблематике устойчивого и инновационного развития, статистические данные Минфина России, Национальной ассоциации нефтегазового сервиса, Росстата, Ространснадзора и ряда маркетинговых и консалтинговых агентств. В статье использованы такие методы исследования, как структурно- функциональный и сравнительный анализ, теоретическое моделирование, а также обобщение практик организации устойчивого и инновационного развития. Результат исследования: предложена авторская модель устойчивого инновационного развития предприятий нефтегазового комплекса, отражающая взаимосвязь технологических, организационных и институциональных факторов, а также механизм их согласования с целями отраслевой экономики и Целями устойчивого развития.
Выводы: а) внедрение предложенной модели позволяет связать приоритеты инновационного обновления с экологическими и социальными целями нефтегазового комплекса; б) для повышения эффективности применения авторской модели необходима интеграция инструментов государственной промышленной политики с внутренними стратегиями предприятий.
Горнодобывающий сектор относится к числу наиболее рискованных направлений экономической деятельности, что обусловлено нестабильностью цен на сырьевые товары, геологической неопределённостью, динамикой законодательного регулирования и высоким уровнем капитальных вложений. Традиционные методики финансового анализа зачастую оказываются недостаточными при оценке инвестиционных инициатив в подобных условиях. В рамках настоящего исследования разработан и обоснован инженерный подход к моделированию неопределённости в финансовой оценке проектов горнодобывающих предприятий. Предложенная методология базируется на применении вероятностного анализа, имитационного моделирования и сценарного подхода для повышения достоверности прогнозов и минимизации потенциальных рисков. Эффективность разработанного методического аппарата подтверждена практическим внедрением на примере реального инвестиционного проекта в сфере разработки месторождений полезных ископаемых. Результаты исследования могут быть использованы компаниями отрасли для усиления устойчивости и формирования долгосрочной конкурентной позиции.
Рассмотрена проблема оценки человеческого капитала с позиции ее методологической формализации. Проведен обзор методов и подходов к оценке состояния человеческого капитала и выделены их основные абсолютные и относительные индикаторы. Обобщена методология расчета индекса и интегрального показателя развития человеческого капитала. Определены компоненты алгоритма формализации оценки «человеческий капитал»: уровни рассмотрения, методы оценивания, формы выражения оценки, типы перемещения капитала и способы инвестирования, принципы развития и современные стратегии управления. Идентифицирован формально-логический метод, систематизированы результаты исследований в деле формирования человеческого капитала. Описаны ключевые подходы к измерению человеческого капитала на различных уровнях с акцентом на их достоинства и недостатки. Определены актуальные параметры методологии формирования интегрального индекса оценки человеческого капитала, включая компетентностный, когнитивно- ценностный и другие подходы. Сформирована интеллектуальная карта, визуализирующая структуру методологии ОЭСР оценки человеческого капитала. Предложено расширить методику оценки человеческого капитала через включение в расчет показателей институциональной системы. Выводы акцентируют внимание на значимости применения достоверной и всесторонней информации, а также на важности ее своевременного обновления, чтобы результаты анализа и оценки отражали истинную стоимость человеческого капитала. Авторами отмечено, что необходимо обеспечение оптимизации процедур сбора и обработки информации для повышения точности оценки человеческого капитала.
В научной статье разработана комплексная система сравнительного анализа армирующих каркасов для профилактики переломов базисов полных съёмных зубных протезов (ПСЗП), включающая экономико-математическую модель максимизации синергетического эффекта от практического использования армирующих каркасов по специальным критериям эффективности в области медицины (стоматологии), технологии изготовления армирующих каркасов, социологии и экономики. Так, критерием эффективности в области технологии выступает срок службы протеза, армированного каркасом, а в области экономики - рентабельность продаж армированных различными каркасами ПСЗП. В данном исследовании осуществлён сравнительный анализ синергетического эффекта от металлической армирующей сетки-каркаса и кварцевой армирующей сетки-каркаса, изготовленных фабричной технологией, и персонализированного полимерного армирующего перфорированного каркаса, индивидуально изготовленного с помощью цифровой технологии 3D-печати, и доказано преимущество 3D-печати по сравнению с фабричными методами армирования различными каркасами ПСЗП.
В статье рассматривается феномен гиг-экономики в России, анализируются её особенности, тенденции развития, преимущества и проблемы, а также предлагаются пути решения существующих вызовов.
Цель исследования - анализ развития гиг-экономики в России в контексте глобальных трендов. Исследование опирается на анализ данных, полученных из открытых источников в российском сегменте сети Интернет, включая статистические данные, аналитические отчеты, исследования консалтинговых компаний и публикации в СМИ. Подчеркивается, что гиг-экономика обладает значительным потенциалом для стимулирования экономического роста и повышения занятости, однако для его реализации необходимо решение ряда нормативно - правовых и социально - экономических проблем. Основные результаты: выявлены ключевые драйверы роста сектора (цифровизация, смена трудовых ценностей), систематизированы проблемы (правовая незащищенность, налоговые пробелы), предложены меры по интеграции гиг-работников в формальную экономику. Особое внимание уделено адаптации международного опыта регулирования к российским реалиям.
Издательство
- Издательство
- ИД НБ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 123022, г. Москва, шоссе Звенигородское, дом 5, строение 1
- Юр. адрес
- 123022, г. Москва, шоссе Звенигородское, дом 5, строение 1
- ФИО
- Дерновой Владимир Борисович (Генеральный директор)
- E-mail адрес
- idnb11@yandex.ru
- Контактный телефон
- +7 (915) 0877376