Целевая направленность проведенного исследования заключается в обосновании методического подхода к определению и обоснованию специфических признаков экономической политики научно-технологического развития региона в условиях становления технологического суверенитета. Теоретической основой исследования приняты концептуальные принципы современных теорий научно-технологического развития и теории конкурентных преимуществ. Основными методами, ориентированными на достижение результатов исследования, определены: систематизации, обобщения, балансовый, графический, конструирования и критериев выбора используемых технологий. Методологический базис исследования составили основополагающие принципы воспроизводственного, процессного и территориального подходов. К результатам теоретической направленности следует отнести выявление и обоснование специфических признаков экономической политики научно-технологического развития регионов, а также систематизация преимуществ, позволяющих проводить оценивание региональных ситуаций в соответствии с принимаемыми решениями субъектами региональной экономики. В качестве результатов практической направленности следует рассматривать аналитическое и графическое оценивание специфических признаков экономической политики научно-технологического развития региона, направленные на формирование современных системных характеристик, принимая во внимание не только сущностные параметры научно-технологических процессов, а также их содержательную составляющую. Направлением использования результатов исследования необходимо рассматривать потенциальную возможность продвижения и развития научно-технологических процессов, а также оценку научно-технологического потенциала региона.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
- Префикс DOI
- 10.24412/2225-8264-2025-3-1003
Спецификой успешного результата может считаться небыстрое распространение технологических изменений, что предопределяется, с одной стороны, конкурентным противостоянием регионов, с другой — неизбежностью поддержания преимущественных позиций.
Список литературы
1. Рисин И.Е. Основные направления, задачи и механизм пространственного развития регионов // РЕГИОН: системы, экономика, управление. 2019. № 2 (45). С. 25-30.
2. Смирнова А. В., Дашкова М. О. Анализ правовой и инфраструктурной ос¬новы научно-технологической сферы в регионах России: потенциал и перспективы формирования связности территорий страны // Регионология. 2019. Т. 27. № 4. С. 678-710. https://doi.org/10.15507/2413-1407.109.027.201904.678-710.
3. Волкова Н. Н., Романюк Э. И. Рейтинг научно-технологического развития субъектов Российской Федерации // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 2. C. 50-72.
4. Кузнецова О. В. Рейтинг научно-технологического развития регионов: подходы, итоги, вызовы // Проблемы прогнозирования. 2023. № 4 (199). С. 94-103. https://doi.org/10.47711/0868-6351-199-94-103.
5. Добрусин А. В. Системные элементы обеспечения механизма реализации региональной экономической политики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 7-2. С. 141-146.
6. Бывшев В. И., Писарев И. В., Пантелеева И. А. Современные научно-теоретические представления о региональной научно-технологической и инновационной политике: обзор исследований // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2024. Т. 22. № 4. С. 94-104. https://doi.org/10.24147/1812-3988.2024.22(4).94-104.
7. Семенов Е. В. Государственная научно-технологическая политика в современной России: замысел и реализации // Управление наукой: теория и практика. 2019. Т.1. № 1. С. 51-71. https://doi.org/10.19181/smtp.2019.1.1.1.
8. Сухарев О. С. Региональная экономическая политика: структурный подход и инструменты (теоретическая постановка) // Экономика региона. 2015. № 2. С. 9-23.
9. Беляков Г. П., Багдасарян Н. А. Научно-технологическое развитие региона как объект стратегического планирования // Фундаментальные исследования. 2021. № 12. С. 60-67.
10. Гатауллин Р. Ф., Тагирова Э. И. Региональная экономическая политика как фактор устойчивого развития региона // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2025. № 3. С. 4-7. https://doi.org/10.34773/EU.2025.3.1.
11. Маршалова А. С., Ковалева Г. Д., Унтура Г. А. и др. Региональная экономическая политика субъекта Федерации: принципы, формы и методы реализации / Под ред. А. С. Новоселова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. 520 с.
12. Кузнецова О. В. Рейтинг научно-технологического развития регионов: подходы, итоги, вызовы // Проблемы прогнозирования. 2023. № 4 (199). С. 94-103.
13. Смирнов М. Ю. Региональная экономическая политика: методологический подход к выбору ключевых направлений развития на основе диагностики инноваций // Экономика, предпринимательство и право. 2025. Т. 15. № 6. С. 3721-3738. https://doi.org/10.18334/epp.15.6.123187.
14. Яшин С. Н., Захарова Ю.В. Анализ региональных диспропорций в инновационном развитии и пути их преодоления // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. № 8. С. 2135-2146. https://doi.org/10.18334/epp.12.8.115130.
15. Максименко Д. Д. Актуальные факторы размещения высокотехнологичных производств в России // Региональные исследования. 2023. № 4. С. 29-40. https://doi.org/10.5922/1994-5280-2023-4-3.
16. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2024: Стат. сб. / Росстат. М., 2024. 1081 с.
17. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 07.07.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена изучению участия вертикально-интегрированных структур нефтехимической промышленности в формировании и развитии кооперационных взаимодействий в Омской области. В качестве концептуальной базы материал статьи ориентирован на эволюционную экономико-пространственную теорию. Для проведения исследования использованы научные методы конструирования понятий, обобщения и описания, а также метод анализа материалов. По теоретико-методологической части исследования дано определение региональных вертикально-интегрированных структур. Основные результаты исследования сводятся к обоснованию региональных вертикально-интегрированных структур и определению их признаков. Выделены основные кооперационные цепочки, в которых участвуют региональные вертикально-интегрированные структуры, представляющие нефтехимическую отрасль промышленности Омской области. Отмечено соответствие функционирования региональных вертикально-интегрированных структур нефтехимической отрасли экспортоориентированной и кооперационной направленности, обозначенной в целях Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года, и высокий вклад предприятий рассматриваемых бизнес-структур в обеспечение текущей социально-экономической устойчивости и экспортного потенциала омского региона. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития кооперационных связей с участием региональных вертикально-интегрированных структур нефтехимической отрасли Омской области в интересах обеспечения стратегического конкурентного регионального развития, усиления позиций региона на российском и международном рынках.
Развитию цифровой экономики наравне с вопросами обеспечения продовольствием населения уделяется внимание во всем мире. Однако ввиду недостаточности исследований в области влияния цифровизации на формирование рынков продовольствия не раскрыты механизмы государственной политики в вопросах обеспечения продовольственной безопасности. Статья посвящена разработке рекомендаций для региональных властей в рамках внедрения цифровых инструментов в сферу регулирования рынков продовольствия. Методологической базой исследования послужили теории формирования рынков. В ходе исследования использованы эконометрические методы анализа панельных данных. Информационную базу исследования составили статистические данные, характеризующие степень цифровизации экономики, индексы цен на продовольствие, темпы развития производства за период 1991–2022 гг. В ходе исследования выдвинута гипотеза о том, что активизация развития процесса цифровой трансформации приведет к повышению эффективности продовольственных рынков региона, а также удовлетворению потребностей разных сегментов потребителей в отношении цены и качества. Было выявлено, что цифровые процессы в экономике (в том числе инвестиции в сферу информационных технологий) не влияли на индекс производства и продовольственную безопасность, при этом значимы в процессе формирования цен на продовольствие. Предложенный подход изучения степени влияния факторов цифровизации на формирование цен на продовольственные товары позволит разработать мероприятия по улучшению положения потребителей и повышению эффективности производства. В статье выявлены ключевые факторы цифровизации, воздействие на которые позволит усилить процессы интеграции регионов и решить проблемы продовольственного обеспечения.
Статья посвящена актуальным вопросам трансформации в условиях перехода к цифровизации и соответствующего формирования цифровых систем, развития искусственного интеллекта и внедрения информационных технологий. В статье рассматривается эволюция цифровой экономики, а также анализируются изменения в российской экономической системе, вызванные процессами цифровизации. Авторами, рассмотрены и систематизированы виды и типы цифрового взаимодействия, определяющих экономическую природу сущностных характеристик участников цифровых отношений. Определены факторы, влияющие на процессы динамики цифровой трансформации. Оценивая цифровизацию экономики, акцент делается на цифровое взаимодействие и цифровую трансформацию экономической системы. Цифровое взаимодействие — это эволюция рыночного взаимодействия, основанное на сегментирование субъектов цифровой экономики. В статье рассмотрены наиболее важные аспекты практики развития цифровой трансформации. Динамика цифровой трансформации определяется факторами повышения цифровой грамотности, формирования цифровых стандартов и государственной поддержкой процессов цифровизации. Эффектом цифровой трансформации является не только повышение конкурентоспособности компаний, но появление таких категорий как электронные услуги, цифровые деньги и экосистемы. В заключении сформирован вывод о направлениях модернизации подходов к государственному и корпоративному управлению процессами цифровизации.
Статья посвящена анализу состояния и перспектив социально-экономического развития Омской области, одного из субъектов Российской Федерации. Исследование актуально в контексте оценки региональной экономики и планирования будущих стратегий, особенно на фоне экономического давления и пересмотра внешнеэкономических связей. Целью работы является выявление сильных и слабых сторон экономики региона и формирование прогнозных оценок на основе данных за 2023-2024 гг. Для достижения цели решаются задачи по обработке статистических данных из официальных источников и проведению сопоставительного анализа с показателями других субъектов Сибирского федерального округа.
Новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу экономических показателей Омской области, включая промышленное производство, сельское хозяйство, строительную отрасль и демографические данные. Особое внимание уделяется сравнению региональных данных с общероссийскими показателями и показателями СФО, что позволяет выявить специфику экономического развития региона. Автором на основе проведенного анализа выделяются ведущие отрасли региональной экономики, такие, как промышленное производство и сельское хозяйство, и проблемные сферы, требующие особого внимания — строительная отрасль и недостаточно активная инвестиционная политика. В выводах даются рекомендации по разработке перспективного планирования развития экономического комплекса Омской области с учетом проведенного анализа.
Результаты исследования могут быть полезны для разработки стратегий устойчивого развития Омской области и других регионов России.
В статье рассматривается понятие геймификации в контексте маркетинговых коммуникаций, анализируются его возможности и ограничения. Геймификация, как инструмент привлечения и удержания клиентов, позволяет использовать игровые техники в неигровых процессах, таких как продвижение товаров и услуг. Автор исследует, как геймификация может повысить вовлеченность аудитории, стимулировать лояльность и улучшить взаимодействие с брендом.
Статья посвящена исследованию геймификации как инновационного инструмента маркетинговых коммуникаций. Рассматриваются теоретические аспекты понятия, механизмы внедрения игровых элементов в рекламные кампании, выявляются возможности и ограничения данной стратегии. Особое внимание уделено влиянию геймификации на потребительское поведение, лояльность аудитории и эффективность продвижения брендов.
Геймификация становится одним из ключевых направлений развития современной рекламы и маркетинга. Статья представляет всесторонний обзор возможностей и ограничений использования игровых технологий в коммуникационных процессах организаций. Подробно раскрывается понятие геймификации, приводится классификация основных форматов ее реализации. Кроме того в статье представлен анализ, направленный на выявление эффективных подходов к внедрению игровых элементов в маркетинговые стратегии, а также на оценку их влияния на потребительское поведение.
Целью данной статьи является обоснование выбора эффективных способов устранения проявлений профессиональной деформации в преподавательской сфере с учетом причин, способствующих их возникновению. Объектом исследования является преподавательская среда высшей школы, а предметной областью профессиональная деформация деятельности преподавателя, требующая выявления действительных причин формирования деформаций и использования соответствующего комплекса мер для устранения их негативных проявлений. Методологическую основу статьи составили такие методы как анализ источников, опубликованных исследовательских данных, моделирование. В результате проведенного анализа обоснована необходимость учета причин, вызывающих профессиональную деформацию, для повышения эффективности методов устранения. Полученные результаты могут применяться преподавателями на любом этапе реализации профессиональной деятельности.
В статье рассматриваются методические подходы к обучению информатике в билингвальных классах. Целью исследования является выявление эффективных стратегий преподавания информатики в условиях двуязычной образовательной среды, способствующих развитию как предметных, так и языковых компетенций учащихся. В работе использованы методы теоретического анализа научной литературы, сравнительный анализ, обобщение отечественного и зарубежного опыта. Рассмотрено влияние билингвального образования на когнитивное развитие учащихся, в том числе на исполнительные функции, внимание, критическое и гибкое мышление. Определены ключевые трудности, связанные с недостаточной академической языковой подготовкой, межъязыковой интерференцией, дефицитом адаптированных материалов и цифровых ресурсов. Описаны эффективные методические подходы: интегрированное обучение предмету и языку, транслянгвизм, дискурсивный подход, проектное обучение и использование игровых и цифровых технологий. Представлены примеры их реализации в образовательном процессе. Предложены рекомендации по профессиональной подготовке учителей, интеграции современных платформ и поддержке языкового разнообразия. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании билингвальных курсов по информатике и при разработке методических материалов для школ с многоязычным обучением.
В статье рассмотрены сущность профессионального воспитания, профессионально-творческих практик и их воспитательный потенциал в развитии уникальности специалиста. Цель работы – обосновать сущность профессионально-творческих практик в техническом вузе как фактора воспитания уникального специалиста. К используемым методам относятся анализ научной литературы, обобщение, систематизация, классификация, моделирование. Научная новизна исследования заключается в составлении типологии уникальных специалистов по направлениям воспитательной работы и разработки форм, этапов реализации программы практики как вариативной части учебного плана. Определены направления воспитательной деятельности по организации работы со студентами как формирование комплексов личностных профессионально значимых качеств, составляющих уникальность специалиста, и представлены планируемые результаты в виде компетенций и метакомпетенций согласно типологии уникальных специалистов. Предложены система методико-педагогических инструментов и мероприятий профессионально-творческих практик, а также формы и этапы реализации программы практики как вариативной части учебного плана. Полученные результаты могут быть использованы при разработке теории профессионально-творческого воспитания, для написания методических рекомендаций преподавателям технических вузов, а также при организации внеаудиторной работы студентов. Материалы исследования могут быть также использованы для развития компетенций и метакомпетентностей студентов технического вуза, что будет способствовать формированию их личностных профессионально-значимых качеств.
В статье рассматриваются вопросы организации процесса обучения математике с целью экологического воспитания обучающихся, что является составляющей личностных результатов, указанных в Федеральных образовательных программах основного общего и среднего общего образования. Математика, являясь одним из основных предметов в школьной программе, сосредоточена на развитии логического мышления, вычислительных навыков и других интеллектуальных способностей учащихся, а интеграция экологических аспектов в процесс обучения будет способствовать формированию у них ответственного отношения к природе. Цель работы — проанализировать содержание понятия «экологическое воспитание» и выделить приемы обучения математике, направление на достижение личностных результатов экологической направленности. Научная новизна исследования заключается в том, что обоснована необходимость использования в процессе обучения математике комплекса специальных приемов, среди которых решение контекстных задач/кейсов с экологическим сюжетом; составление заданий учащимися на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды; проведение практических работ по математике, направленных на бережное отношение к природе; проведение интегрированных уроков экологической направленности; выполнение межпредметных проектов по отдельным экологическим проблемам; проведение внеклассных мероприятий по математике, содержащих задания экологического характера; проведение социально-значимых акций с математическим обоснованием их результатов, которые будут способствовать экологическому воспитанию учащихся за счет возможностей учебного предмета. В статье приводятся примеры реализации указанных приемов в процессе обучения математике. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы учителей математики.
Цель статьи — анализ положительного опыта реализации МООК, а также выделение рекомендаций, направленных на решение проблемы низкого процента завершения слушателями МООК. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) — это мощный образовательный инструмент, который играет важную роль в обеспечении непрерывного образования в условиях современных глобальных вызовов. Тем не менее, МООК по-прежнему показывают низкий процент завершения курсов слушателями (completion rate (COR).
Работа базируется на обзоре научной литературы, посвященной вопросу проблемы низкого процента завершения МООК, а также на основе количественного и качественного анализа данных, собранных из отзывов, опросов, метрик и оценок, полученных в ходе организации МООК «Сервисы и приложения для учителя» на платформе Stepik с аудиторией более чем 6000 участников. Курс демонстрирует показатель завершения в 46,5%, что существенно превышает средние показатели для МООК и представляет интерес для анализа. Значимость результатов заключается в анализе эффективности предложенных рекомендаций на базе существующего курса и оценке его основных метрик.
Разработанные рекомендации показали свою эффективность на этапе апробации и могут быть применены при разработке МООК, а также полезны для дальнейших исследований в данной области.
Статья посвящена анализу мотивации студентов неязыкового высшего учебного заведения (на примере обучающихся первого и второго курсов ФГБОУ ВО «СГУС») к изучению иностранного языка. Выделяется и рассматривается как важнейший компонент изучения иностранного языка пополнение словарного запаса студентов в контексте их будущей профессии, рассматриваются традиционные способы контроля освоения профессионально значимой иноязычной лексики, также сравнительно более инновационный электронный контроль в форме онлайн тестов. Анализируется успеваемость обучающихся и их субъективное отношение к изучению иностранного языка, оценке собственных знаний и инновационным методам контроля. Работа является частью исследования познавательной мотивации студентов неязыкового вуза и влияния на нее оценочных средств, и ее итогом стало решение использовать электронный контроль знаний наряду с традиционными методами контроля при преподавании иностранного языка в Смоленском государственном университете спорта.
В данной статье говорится о нейропсихологическом подходе, как инновационном методе в обучении чтению на иностранном языке. Раскрываются такие понятия как нейропсихология, дислексия, гнозис в рамках педагогического и нейролингвистического аспектов. Выявляются предпосылки и причины использования нейропсихологического подхода при обучении чтению на иностранном языке людей с признаками дислексии. Обосновывается актуальность использования инновационных методов не только при обучении чтению на родном языке, но и на иностранном, в нашем случае это романская группа языков. Объясняется влияние мозга на высшие процессы психики и поведения человека, такие как мышление, речь, память, восприятие, и, следовательно, на образовательную деятельность. Поясняется, в связи с чем, указанный феномен привлекает особое внимание педагогов с целью улучшения качества обучения. Результатом данной работы является разработка комплекса упражнений для корректировки и профилактики трудностей при чтении на французском и немецком языках согласно научным достижениям таких нейропсихологов-практиков, как А. Е. Соболева, Т. Ю. Паневежская, Ж. М. Глозман, Т. Г. Визель и др. Представляется возможным использовать опыт апробации данных упражнений при обучении чтению и письму на типичных иностранных языках в любой возрастной категории.
Издательство
- Издательство
- АНОО ВО СИБИТ
- Регион
- Россия, Омск
- Почтовый адрес
- 644116, г. Омск, ул. 24-я Северная, 196/1
- Юр. адрес
- 644116, Омская обл, г Омск, Центральный округ, ул 24-я Северная, д 196 к 1
- ФИО
- Родионов Максим Георгиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______