Статья: Анализ гендерного разрыва в уровне образования в странах ССАГПЗ (2025)

Читать онлайн

В данной работе исследуется гендерное неравенство в уровне образования в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) на основе данных последних раундов международных сравнительных оценок (TIMSS и PIRLS). В отличие от мировых тенденций, где мальчики, как правило, превосходят девочек по математике и демонстрируют паритет в естественных науках, в странах ССАГПЗ наблюдается устойчивый и значительный разрыв в пользу девочек по классам и предметам, особенно по естественным наукам и языкам. В работе рассматривается горбообразная траектория этого разрыва, достигшая пика примерно в 2015–2016 гг., а затем несколько сократившаяся после пандемии COVID-19. В то время как в Бахрейне, Кувейте, Омане и Саудовской Аравии наблюдается меньший разрыв, а иногда и обратный. Опираясь на международную литературу и региональную специфику, в статье рассматриваются биологические, экологические и биопсихосоциальные факторы, а также динамика, характерная для ССАГПЗ, такая как гендерно-сегрегированные сети и инициативы по расширению прав и возможностей женщин. Полученные результаты ставят под сомнение доминирующие мировые представления и требуют целенаправленных исследований и разработки политики для устранения потенциальных долгосрочных социальных и экономических последствий сохраняющейся низкой успеваемости мужчин.

This paper investigates gender disparities in educational attainment across the Gulf Cooperation Council (GCC) countries using data from recent rounds of internationally benchmarked assessments (TIMSS and PIRLS). Contrary to global trends where boys typically outperform girls in mathematics and show parity in science, GCC countries exhibit a persistent and sizable gap favoring girls across grades and subjects, especially in science and language. The paper identifies a hump-shaped trajectory in the gap, peaking around 2015–2016 before narrowing slightly post-COVID. While Bahrain, Kuwait, Oman, and Saudi Arabia mirror the GCC average, Qatar and the UAE show smaller gaps and occasional reversals. Drawing on international literature and regional specificities, the paper explores biological, environmental, and biopsychosocial factors, as well as GCC-specific dynamics such as gendersegregated networks and women’s empowerment initiatives. The findings challenge dominant global narratives and call for targeted research and policy to address the potential long-term social and economic consequences of persistent male underachievement.

Ключевые фразы: персидский залив, гендерный разрыв, успеваемость женщин, НЕРАВЕНСТВО, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, Ближний Восток, бахрейн, образование, ссагпз
Автор (ы): Аль-Убайдли Омар, Альсюф Мэй
Журнал: ЭКОНОМИКА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Экономика
УДК
33. Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
Для цитирования:
АЛЬ-УБАЙДЛИ О., АЛЬСЮФ М. АНАЛИЗ ГЕНДЕРНОГО РАЗРЫВА В УРОВНЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ССАГПЗ // ЭКОНОМИКА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА. 2025. № 1, ТОМ 2
Текстовый фрагмент статьи