Статья: Использование методики разработки модели компетенций по рабочим специальностям в вузе (2025)

Читать онлайн

Введение. Одной из важных задач в системе образования является определение нормативного наполнения трудовой деятельности по разным специальностям, которое может быть использовано для проектирования образовательных программ. Разрыв между тем, какую деятельность осуществляют специалисты на местах и чему учат в вузах, ухудшает качество и эффективность образовательной деятельности. Поэтому важно уметь определять структуру профессиональной деятельности по конкретному направлению, перечень и содержание компетенций, необходимые для нее, а также индикаторы, по которым можно определить степень соответствия.

Постановка задачи. Цель исследования – представить методический подход к разработке модели компетенций по рабочим специальностям, который был апробирован в опыте крупнейшей отечественной компании Росатом.

Методика и методология исследования. В качестве базовых методов исследования выступили наблюдение за конкретной деятельностью специалистов, фокус-группы для разработки структуры модели компетенций по рабочему специалисту – оператору станков с ЧПУ.

Результаты. Разработана модель компетенций рабочего – оператора станка с ЧПУ, выделена ее структура, описаны виды деятельности, которые осуществляет работник, дана характеристика уровням развития компетенций, а также время и образование, необходимые для перехода с одного уровня на другой.

Выводы. Разработанный методический подход может стать основой для разработки профессиональных корпоративных компетенций, а также использован в образовательных организациях для внедрения бизнес-подхода к проектированию образовательных программ.

Ключевые фразы: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, рабочие специальности, компетенции, МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, индикаторы компетенций
Автор (ы): Долженко Руслан Алексеевич
Журнал: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Экономика
УДК
331.108.37. Выбор работников администраций (на основании личных данных, образования, профессионального опыта и т.п.)
Префикс DOI
10.20913/2224-1841-2025-3-10
Для цитирования:
ДОЛЖЕНКО Р. А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РАБОЧИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В ВУЗЕ // ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2025. Т. 15, № 3
Текстовый фрагмент статьи