Введение. Расширение спектра методов и форм, пригодных к применению в современных библиотековедческих исследованиях, позволяет достичь сближения и взаимодействия различных концептуально-методологических подходов, а также таких результативных эффектов, которые удовлетворяют потребность в практической отдаче от теоретических построений. Современная методология науки вырабатывает все более полные системы и модели научного знания, являющиеся результатом особого методологического анализа, что, естественно, приводит к существенной трансформации взглядов на входящие в эти системы формообразования знания и познания. Научные законы являются отражением объективно существующих в каждой системе знания свойств, отношений или связей между явлениями и процессами; меняются они – трансформируются законы, либо в законы преобразуются теоретические структуры, которые раньше не существовали в этом качестве. Данный эволюционный процесс неизбежно ведет, помимо инновационных преобразований в стратегии научного познания, к изменениям в практической деятельности социальных институтов, в частности – в образовательных программах и структуре учебных дисциплин гуманитарного цикла. Постановка задачи.
Цель статьи – обзор профессиональных научных позиций, иллюстрирующих методологическую сущность номологии как исследования форм бытования библиотековедческого знания. Основная задача – выявить возможности преобразования существующих типов концептуальных формообразований библиотековедческого научного знания, которые приобретают новые качества, развивают содержащиеся в них возможности и обогащают свое внутренне строение в процессе методологической реконструкции.
Методика и методология исследования. Методы, использованные в работе: анализ и обобщение содержания отечественных и зарубежных публикаций по вышеозначенной проблеме.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
- Префикс DOI
- 10.20913/2224-1841-2025-3-5
Основательную модификацию постулатов Ранганатана предложил в 1990-е гг. американский ученый-библиотекарь М. Горман. «Наши принципы предоставления и защиты свободного доступа к знанию, информации нуждаются в переходе на новый виток», – отмечал он в работе, написанной в соавторстве с У. Кроуфордом [28].
Список литературы
1. Бургин М. С., Кузнецов В. И. Номологические структуры научных теорий // Киев, 1993. 219 с.
2. Соколов А. В. Детерминизм и деонтология в документной коммуникационной системе (постановка проблемы) // Вестник ЧГАКИ. 2008. № 4 (16). С. 6-34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/determinizm-i-deontologiya-vdokumentnoy-kommunikatsionnoy-sisteme-postanovka-problemy (дата обращения: 14.04.2025).
3. Кедров Б. М. Классификация наук. Москва, 1981. Кн. 1. 472 с.
4. Федулов И. Н. Соотношение номологического и аксиологического содержания в структуре гуманитарного теоретического знания // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 7. Филос. 2011. № 1 (13). С. 17-24.
5. Скворцов В. В.: Библиотековедение: Сущность, методология, статус: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Москва, МГУК,1997. 39 с. URL: http://www.dissercat.com/content/bibliotekovedenie-sushchnost-metodologiyastatus#ixzz5TV6JkApy (дата обращения: 17.03.2025).
6. Карташов Н. С., Скворцов В. В. Общее библиотековедение: учебник: в 2 ч. Москва, МГУК. Ч. 1. 1996. 87 с.
7. Дулатова А. Н., Голубева Н. Л. Постнеклассическое библиотековедение: стратегия общенаучного синтеза. Краснодар, 2024. 154 с.
8. Елькина Е. Е. Теории библиотековедения в структуре социально-гуманитарных наук и информационных технологий // Библиосфера. 2013. № 3. С. 39-48.
9. Федотова В. Г. Классическое и неклассическое в социальном познании // Общественные науки и современность. 1992. № 4. С. 45-54.
10. Голованов В. И. Законы в системе научного познания. Москва, Мысль, 1970. 488 с.
11. Brown R. The nature of social laws. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1984. 270 p.
12. Труфанова Е. О. Обзор книг по эпистемологии и философии науки, вышедших на русском языке за 2009-2010 гг. // Эпистемология и философия науки. 2011. Т. 27, № 1. С. 243-248.
13. Соколов С. В. Глобальный эволюционизм как методологическая база библиотековедения // Электронный научный журнал «Культура: теория и практика». URL: http://theoryofculture.ru/issues/112/1318 (дата обращения 16.04.2025).
14. Шюц А. Формирование понятия и теории в социальных науках // Избранное: Мир, светящийся смыслом. Москва: РОССПЭН, 2004. 1056 с.
15. Захаров В. К., Губарь О. В. Номология как наука о жизнедеятельности человека URL: http://www.mce.su/archive/authors/person12156/doc1891 (дата обращения: 14.04.2025).
16. Полтавская Е. И. Схематизация научных категорий - методологическая основа общей теории библиотековедения, библиографоведения, книговедения: автореф. дис… д-ра пед. наук. Челябинск, 2015. 54 с.
17. Гриханов Ю. А. Метаморфизм библиотеки и структурная реорганизация библиотечных фондов // НТБ. 2002. № 4. URL: https://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2002/4/f4_03.htm (дата обращения. 19.05.2025).
18. Вихрева Г. М., Федотова О. П. Номология как методологическая перспектива развития библиотековедения: к постановке вопроса // Тенденции развития библиотек в современном обществе: перспективы, возможности, реальность: материалы научно-практического семинара (Новосибирск, 24-25 октября 2018 г.) Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. С. 24-29.
19. Полтавская Е. И. Законы наук документо-коммуникационной сферы: корреляция с науковедческим знанием // Библиосфера. 2015. № 1. С. 10-14.
20. Берестова Т. Ф. О законах и закономерностях в информационной и документально-коммуникационной сферах (отклик на статью А. В. Соколова) // Вестник ЧГАКИ. 2009. № 1 (17). С. 15-19.
21. Столяров Ю. Н. Закон адекватности библиотечного фонда условиям внешней и внутренней среды. URL: http://www.gpntb.ru/ntb/ntb/2010/12-1020/ntb_12_2_2010-%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BE%D0%B2.pdf (дата обращения: 15.05.2025).
22. Ranganathan Sh. R. The five laws of library science. Madras; L., 1957. 458 p.
23. Сукиасян Э. Р. Пять законов библиотечной науки Ш. Р. Ранганатана. Современное прочтение. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2012/disk/002.pdf (дата обращения: 16.03.2025).
24. Leiter R. A. Reflections on Ranganathan’s Five Laws of Library Science // Law Library Journal. 2003. Vol. 95, № 3. P. 411-418.
25. West T. I. Gorman’s Third and Fifth Laws of Librarianship. URL: https://thomasisaiahwest.wordpress.com/coreknowledge/gormans-5-new-laws-of-libraianship (дата обращения: 16.03.2025).
26. Григорьев Ю. В. Методологические проблемы советского библиотековедения // Ученые записки Московского государственного института культуры. Москва, 1968. Вып. 15. С. 50-74.
27. Столяров Ю. Н. М. Я. Дворкина - навигатор теории информационного обслуживания // Научные и технические библиотеки. 2002. № 3. С. 131-141.
28. Crawford W. Gorman М. Future libraries: Dreams, Madness & Reality-ALA, 1995. 198 p.
29. Горман М., Клим И. Я. Пять новых законов библиотечной науки // Петербургская библиотечная школа. 1996. № 1. С. 43-48.
30. Степин В. С. Теоретическое знание. Москва: Прогресс-Традиция, 2003. 744 с.
31. Царёв Р. Ю. Постнеклассическая наука и социальное познание // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 503. С. 148-160. https://doi.org/10.17223/15617793/503/15
32. Трушина И. А. Этика библиотекаря: моральный закон внутри нас: опыт разных стран. Москва, 2008. 272 с.
33. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря. URL: https://biblioteka-pilna.ru/o-nas/kodeksprofessionalnoj-etiki-rossijskogo-bibliotekarya (дата обращения: 12.05.2025).
34. Мелентьева Ю. П. Необходимые изменения в профессиональном самосознании библиотекарей // Профессиональное сознание библиотекарей. Москва, 1994. С. 12-14.
35. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря. URL: http://www.rba.ru/content/about/doc/codex.php (дата обращения: 12.05.2025).
36. Столяров Ю. Н. Производные принципы функционирования библиотечного фонда URL: https://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2011&num=4&art=2 (дата обращения: 26.05.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. В статье рассматриваются положение и специфика теологии как научной специальности в современном научном знании.
Постановка задачи. Возражения против теологии как одной из гуманитарных дисциплин базируется на секулярной установке мышления, установившейся в Новое время. Для прояснения природы теологии как науки необходимо актуализировать постсекулярную парадигму, которая началась формироваться к концу XX в. Методы и методология исследования. В работе использован метод концептуального анализа, позволивший выделить и построить логические основания для определения специфики теологического знания и образования.
Результаты. Установлено, что секулярная картина мира утратила объективную критическую позицию по отношению к религиозному мировоззрению. Формирующаяся постсекулярная парадигма обладает синкретизмом и плюрализмом в отношении форм истинности знания. Следствием этого процесса стало возвращение теологии в научное знание и, соответственно, в систему образования. Обосновывается необходимость разделения теологии на светскую и специально-религиозную, что может способствовать развитию теологического знания и определить ее фактическую ценность в светской сфере. Духовные семинарии и университеты, обладающие светской аккредитацией как высшие учебные заведения, сегодня способны обеспечить гуманитарный дискурс уникальным опытом осмысления христианской традиции. Обсуждается также вопрос об общей практической значимости теологии на примере проблемы цифровизации.
Выводы. В качестве возможного междисциплинарного осмысления предлагается теоэстетика как особый способ созерцания трансцендентного начала мира через проявление красоты творения; использование аксиологического потенциала теологии как гуманитарной дисциплины в решении практических задач, стоящих перед современным образованием.
Профориентационная работа в образовательных учреждениях СПО занимает важное место и влияет не только на профессиональное самоопределение старшеклассников, но и на повышение конкурентоспособности учебного заведения на рынке образовательных услуг. Как правило, данная работа строится по двум основным направлениям: во-первых, активное привлечение абитуриентов, а во-вторых, помощь в дальнейшем в трудоустройстве выпускников. В статье предпринята попытка рассмотреть профориентационную работу, направленную на решение первой задачи, так как заинтересованный абитуриент, а в дальнейшем студент – залог успешного освоения образовательного стандарта по выбранной профессии. Автором проведен анализ практики реализации профориентационной работы в довузовской подготовке.
Введение. Статья посвящена интерактивным методам обучения, применяемым в преподавании экономических дисциплин в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. В ней рассматриваются, описываются и анализируются возможности использования игровых технологий для повышения интерактивности процесса обучения и мотивации обучающихся независимо от уровня получаемого образования.
Постановка задачи. Цель исследования заключается в анализе применяемых в рамках образовательного процесса методов и приемов интерактивного обучения, которые зарекомендовали себя как эффективные формы организации образовательного процесса в области экономических дисциплин. Также рассматривается обоснованность использования методов в обучении социально-гуманитарным предметам, что позволяет оценить их роль и значимость в современном образовательном контексте.
Методика и методология исследования. При написании статьи и обработке аналитических материалов использовались следующие методы: анализ научных источников, наблюдение, сравнение, педагогический эксперимент. Сбор данных осуществлялся с помощью анкетирования обучающихся, результаты которого позволили оценить их отношение к внедрению и использованию интерактивных методов обучения.
Результаты. В рамках исследования подтверждено, что интерактивные методы, применяемые в процессе обучения вызывают интерес у обучающихся, влияют на повышение академических результатов и учебную мотивацию в рамках подготовки по направлениям высшего образования и специальностям среднего профессионального образования.
Выводы. На основе анализа влияния интерактивных методов обучения целесообразно рекомендовать более широкое и активное их применение в образовательном процессе. Это поможет улучшить обучение, повысить его эффективность и подготовить выпускников, способных успешно адаптироваться к требованиям современной профессиональной среды.
Введение. Проблематика применения, разработки и совершенствования нейротехнологий в современном инклюзивно ориентированном профессиональном образовании, несмотря на свою теоретическую и практическую актуальность, остается малоизученной. Современные исследования практически не рассматривают проблематику современных проблемы нейроцифровых технологий в образовании системно. Исследователями показано, что многие идеи нейродидактики в инклюзивно ориентированном профессиональном образовании на сегодняшнем этапе развития деструктивны: технологиям не хватает процессуальной и идеологической прозрачности и ориентации на основные задачи педагогики как практики поддержки (само) развития человека.
Постановка задачи. Цель исследования – анализ современных проблем применения, разработки и совершенствования нейротехнологий в современном инклюзивно ориентированном профессиональном образовании. Новизна исследования заключается в разработке интегративной теории применения, разработки и совершенствования нейротехнологий в современном инклюзивно ориентированном профессиональном образовании.
Методика и методология исследования. Методы исследования – теоретический анализ проблем применения, разработки и совершенствования нейротехнологий в современном инклюзивно ориентированном профессиональном образовании. В работе отражена попытка интегративного изучения проблем применения, разработки и совершенствования нейротехнологий в современном инклюзивно ориентированном профессиональном образовании.
Результаты. В современном образовании профессиональное становление людей с ОВЗ и иными особенностями образовательных потребностей перестали рассматриваться как нетипичные, необычные или эксклюзивные прецеденты. Практики и теоретики решают задачи их практического разрешения, обнаружения и реализации путей и методов профессионального, личностного и межличностного развития, социализации, поддержки и развития в конкретных условиях жизнедеятельности. Значительная часть исследователей и педагогов в инклюзивно ориентированном образовании связывают надежды с разработкой, внедрением и совершенствованием цифровых, в том числе нейроцифровых технологий, в том числе для налаживания контактов и преодоления социальной изоляции (эксклюзии и сегрегации) людей с ОВЗ. Однако, применение современных нейроцифровых технологий в инклюзивно ориентированном профессиональном образовании способно породить ряд деструктивных последствий, если при их разработке, использовании и совершенствовании не будут учитываться социально-культурные, психолого-педагогические и духовно-аксиологические аспекты такого «улучшения» и коррекции. Это особенно важно в контексте выбора идеолого-теоретической модели инклюзии: компенсирующей или интегрирующей.
Выводы. Перспективы исследований создания, применения и улучшения нейроцифровых технологий в дидактическом инклюзивно ориентированном образовательном диалоге мы можем увидеть в контексте создания и расширения для студентов с ОВЗ путей стимулирования их возможностей и задатков, коррекции имеющихся нарушений, задержек и иных нарушений в развитии для построения результативных, успешных взаимоотношений с социумом: в вузе. на будущей работе, дома и т. д. Коррекция и профилактика вторичных и третичных дефектов развития и функционирования психики и организма в целом позволяет людям с ОВЗ достичь самореализации и самоактуализации. Важно также понимать, что использование, создание и улучшение имеющихся нейроцифровых технологий в значительной степени лимитировано наличием потенциальных опасностей, главная из которых - превращение человека в машины, объект, а не субъект культуры. Постчеловеческий гибрид или киборг как биоробот, управляемый извне при помощи инвазивных и неинвазивных устройств / нейроинтерфейсов – не только фантастическая угроза, но образ, напоминающий педагогам и обществу о том, что образование должно развивать человека как субъекта, в том числе субъекта ценностной оценки профессионального труда и иных аспектов его жизнедеятельности.
Введение. В условиях устойчивого развития информационных технологий открытые образовательные ресурсы (ООР) становятся одним из ключевых инструментов в научно-образовательной сфере. Эффективность их использования зависит от степени осознания их полезности и доступности для пользователей.
Постановка задачи. Цель данной статьи заключается в мониторинге восприятия ООР и анализе влияния «Навигаторов по ООР» на динамику их применения в образовательной практике.
Методика и методология исследования. В исследовании применялись как количественные, так и качественные методы, включая анкетирование и устные опросы преподавателей и студентов. Также проведен анализ статистических данных о посещаемости «Библиотеки для открытой науки» – платформы, предоставляющей доступ к разработанным «Навигаторам по ООР» (далее «Навигаторы», https://lib-os. ru/issledovatelyam/resursy/obrazovatelnye-resursy/) по всем областям знаний, а также использовании ООР. Полученные данные мониторинга позволили собрать разнообразную информацию о восприятии этих ресурсов.
Результаты показали, что использование «Навигаторов» значительно повышает интерес пользователей к ООР. Статистические данные свидетельствуют о росте их применения в учебном процессе и научных исследованиях, что подтверждает эффективность «Навигаторов» в упрощении доступа к качественным образовательным материалам.
Выводы. Мониторинг восприятия ООР демонстрирует положительную динамику в их использовании благодаря внедрению «Навигаторов». Это подчеркивает необходимость дальнейшего развития и поддержки ООР, а также создания стратегий, способствующих их интеграции в образовательную среду.
Введение. В настоящее время широким фронтом идет техническое перевооружение промышленных предприятий, направленное на выпуск надежной, наукоемкой продукции, отвечающей высоким нормативно-техническим требованиям, международным стандартам качества и запросам потребителей. Освоение и эффективное применение подобного высокотехнологичного оборудования предъявляет повышенные требования к специалистам, готовым и способным принимать активное и квалифицированное участие в такого рода инжиниринговой деятельности. В частности, особо обозначилась проблема уровня подготовки высококвалифицированных экспертов-метрологов, отвечающих за оценку принимаемых в процессе проектирования технических решений, связанных с достижением требуемого уровня качества продукции.
Постановка задачи. В связи с этим цель исследования заключалась в обосновании применения технологий профессиональной рефлексии при повышении квалификации метрологов с целью их подготовки к экспертной деятельности.
Методика и методология исследования. При подготовке материалов статьи был использован ряд теоретических методов исследования, включающий анализ предметной области, контент-анализ научный публикаций.
Результаты. В статье рассмотрены основные рефлексивные технологии обучения, способствующие профессиональному становлению экспертов-метрологов, показано их влияние на развитие критического мышления, навыков самостоятельного обоснованного принятия решений в контексте динамично меняющихся требований отрасли.
Выводы. Полученные результаты стали основной для разработки рекомендаций по совершенствованию образовательных программ с применением технологий профессиональной рефлексии, что, в свою очередь, может оказать позитивное влияние на уровень подготовки экспертов-метрологов, способных отвечать вызовам современных производств.
Введение. Одной из важных задач в системе образования является определение нормативного наполнения трудовой деятельности по разным специальностям, которое может быть использовано для проектирования образовательных программ. Разрыв между тем, какую деятельность осуществляют специалисты на местах и чему учат в вузах, ухудшает качество и эффективность образовательной деятельности. Поэтому важно уметь определять структуру профессиональной деятельности по конкретному направлению, перечень и содержание компетенций, необходимые для нее, а также индикаторы, по которым можно определить степень соответствия.
Постановка задачи. Цель исследования – представить методический подход к разработке модели компетенций по рабочим специальностям, который был апробирован в опыте крупнейшей отечественной компании Росатом.
Методика и методология исследования. В качестве базовых методов исследования выступили наблюдение за конкретной деятельностью специалистов, фокус-группы для разработки структуры модели компетенций по рабочему специалисту – оператору станков с ЧПУ.
Результаты. Разработана модель компетенций рабочего – оператора станка с ЧПУ, выделена ее структура, описаны виды деятельности, которые осуществляет работник, дана характеристика уровням развития компетенций, а также время и образование, необходимые для перехода с одного уровня на другой.
Выводы. Разработанный методический подход может стать основой для разработки профессиональных корпоративных компетенций, а также использован в образовательных организациях для внедрения бизнес-подхода к проектированию образовательных программ.
Введение. Мониторинг читательских предпочтений является необходимым условием повышения эффективности деятельности библиотеки. Актуальность исследования обусловлена постоянным процессом адаптации контента, продуктов и услуг научной библиотеки к потребностям, предпочтениям и интересам читательской аудитории.
Постановка задачи. Цель статьи – представить результаты изучения читательских предпочтений ученых и специалистов к традиционной части отраслевого фонда Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) и оценить, насколько качественно сформирован, раскрыт и использован фонд читателями.
Методика и методология исследования: теоретический анализ литературы по проблемам читательских предпочтений, статистико-аналитический метод (сбор и анализ статистических показателей книговыдачи отраслевой литературы с использованием статистических форм АБИС ИРБИС).
Результаты. Определены тенденции спроса на отраслевые сегменты фонда, представлены предпочтения читателей по виду и характеру документов, выявлены актуальные и невостребованные виды изданий. Составлен профиль использования отраслевого фонда ГПНТБ СО РАН, дана оценка состава и эффективности его использования.
Выводы. Сформулированы рекомендации для принятия рациональных управленческих решений по раскрытию и продвижению фонда, обеспечению высокого уровня информационного сопровождения научных исследований.
Введение. Актуальность проблемы социокультурной адаптации обусловлена расширяющимся с каждым годом международным сотрудничеством вузов и связанным с этим повышением доли иностранных студентов в общей численности. На первоначальном этапе обучения студенты сталкиваются с рядом трудностей и барьеров социокультурной адаптации, которые приобретают особенную остроту для тех, кто не владеет русским языком и начинает освоение языка и изучение дисциплин образовательной программы параллельно.
Постановка задачи. Цель исследования – выявление наиболее значимых барьеров и трудностей социокультурной адаптации, с которыми сталкиваются иностранные студенты и которые оказывают отрицательное влияние на процесс обучения.
Методика и методология исследования. В качестве основного метода исследования использовался опрос в форме анкетирования, позволивший выявить общий круг проблем социокультурной адаптации китайских студентов, обучающихся в Байкальском государственном университете; дополнительным методом исследования стало включенное структурированное наблюдение, которое позволило изучить влияние трудностей адаптации на процесс обучения студентов в динамических характеристиках.
Результаты. Исследование позволило выявить следующие наиболее значимые барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов, создающие трудности в обучении: языковой барьер, обусловливающий трудности коммуникации с преподавателями; дидактический барьер, связанный с организацией учебного процесса и с трудностями освоения форм и методов обучения; методический барьер, связанный с обеспечением преподаваемых дисциплин методическими материалами на родном для студентов языке или электронными ресурсами, доступными для быстрого перевода.
Выводы. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для принятия решений внутри вуза относительно выработки и реализации возможных способов преодоления барьеров социокультурной адаптации и минимизации их отрицательного влияния на процесс обучения иностранных студентов.
Введение. В условиях быстро меняющегося мира, где жизненный цикл знаний сокращается, базового образования недостаточно для удовлетворения образовательных потребностей человека на протяжении всей жизни. Дополнительное профессиональное образование играет ключевую роль в этом процессе, предоставляя возможность получения новых знаний и навыков для повышения конкурентоспособности на рынке труда.
Постановка задачи. В статье рассматривается современное состояние и тенденции ДПО в России, акцентируется внимание на его значении в контексте непрерывного образования. С момента появления концепции непрерывного обучения на конференции ЮНЕСКО в 1968 г. данное направление стало ключевым для обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда.
Методика и методология исследования. В представленной работе анализируются статистические данные, показывающие рост интереса к дополнительному профессиональному образованию у населения, а также выявляются основные цели и мотивы обучения. Рассмотрены виды программ ДПО, такие как повышение квалификации и профессиональная переподготовка, а также роль самообразования в образовательном процессе. Особое внимание уделяется различным формам и видам получения дополнительного образования, включая корпоративное обучение, которое способствует повышению квалификации сотрудников и адаптации образовательных программ к требованиям работодателей.
Результаты. Показана возрастающая роль негосударственного сектора в получении дополнительного профессионального образования, в том числе цифровых образовательных организаций EdTech. Выделены барьеры, препятствующие полному использованию потенциала ДПО. В заключение подчеркивается необходимость дальнейшего развития системы ДПО, включая интеграцию цифровых технологий и гибридных форм обучения, что позволит обеспечить соответствие образовательных программ современным требованиям рынка труда и повысить качество подготовки специалистов.
Выводы. Статья вносит вклад в понимание динамики дополнительного профессионального образования в России и его влияния на развитие человеческого капитала.
Введение. Вопросы подготовки кадров по единому направлению на стыке СПО – ВО находятся в фокусе внимания педагогов, подготавливающих специалистов разных профилей. Слабая изученность особенностей эволюции систем непрерывной подготовки кадров не может не снижать эффективность разрабатываемых и воплощаемых в жизнь моделей взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и высшего образования и моделей управления таким взаимодействием.
Постановка задачи. Целью настоящего исследования является конструирование модели эволюции непрерывной подготовки кадров по единому направлению (сквозной подготовки кадров) на стыке среднего профессионального образования и высшего образования, позволяющей прогнозировать развитие этой подготовки и управлять ею.
Методика и методология исследования. Для достижения поставленной цели применены такие методы, как контент-анализ и моделирование. В частности, при моделировании эволюции сквозной подготовки на стыке среднего профессионального образования и высшего образования использован категориальный метод исследования – «Порядок следования целей».
Результаты. С помощью указанного метода выделены состояния, характерные для этапов развития сквозной подготовки кадров от замысла до ее ликвидации: низкодифференцированное состояние, конкурентное состояние, состояние роста, состояние упадка. На каждой из этапов система может развиваться в одном из направлений: прогресс, изогресс, регресс. Описано содержание управленческих воздействий, необходимых на каждой из выделенных стадий.
Выводы. Проведенная работа позволила расширить методологию научного исследования предметной области. Результаты исследования можно практически применить при проектировании системы управления сквозной подготовкой кадров на стыке среднего профессионального образования и высшего образования.
Введение. Формирование профессиональной готовности будущих юристов к инновационной деятельности в профессионально-юридическом образовательном процессе в университете базируется на необходимости трансформации содержания университетского образования с учетом уточненной ведущей трактовки понятия и структурных характеристик совокупности компонентов. Выделены пути и ресурсы трансформации мотивации студентов, наращивания инновационного потенциала когнитивного плана, технологических ресурсов и многообразия средств воздействия и рефлексивного потенциала.
Постановка задачи. Обоснование сущности и структуры формирования профессиональной готовности к инновационной деятельности у будущих юристов в современном цифровом университетском образовании.
Методика и методология исследования. Рассмотрены методы системного анализа, моделирования и интерпретации полученных результатов теоретического анализа и его экспериментальной апробации.
Результаты. 95 % обучающихся отмечают несомненную важность инновационной природы профессионально-юридической деятельности разных профилей.
Выводы. Ресурсы мотивационного, когнитивного, технологического и рефлексивного компонентов и пути трансформации содержания профессиональной готовности будущих юристов могут быть рассмотрены эффективными инструментами в цифровом университетском образовании.
Введение. Ценология – научное направление, изучающее ценозы разной природы, основано профессором МЭИ Б. И. Кудриным около 40 лет назад. С тех пор ценология распространилась на многие области знаний. За это время исследователями накоплен большой эмпирический материал, требующий обобщения на теоретическом уровне, что обусловило актуальность заявленной темы. Спустя 20 лет Б. И. Кудрин сформулировал новую ценологическую парадигму: «…существует общность структуры ценозов любой природы… мир описывается моделями Н-распределения…» Статья посвящена ее обоснованию. Постановка задач: 1) обобщение и анализ результатов исследования ценозов разной природы живой и неживой материи, объекты которых образуют гиперболические ранговые Н-распределения (ГРР) по параметрам или составам; 2) классификация ГРР по масштабным уровням; 3) обоснование детерминированного процесса самоорганизации ценозов в иерархическую многоуровневую систему и образование ценологической матрицы Мира.
Методика и методология исследования. Специфические методы: 1) ценологический ранговый анализ – графическое построение ГРР объектов ценозов с помощью компьютерных программ и их аппроксимация гиперболической функцией; 2) оценка тесноты корреляционной связи ГРР с разных масштабных уровней методом Пирсона. Общие методы: индукция, дедукция, аналогия, моделирование.
Результаты. Проведенный ценологический ранговый анализ свидетельствует о детерминированном процессе самоорганизации ценозов разной природы на всех масштабных уровнях. Парное сравнение ГРР разной природы с разных уровней от дальнего космоса до микромира и социумов методом Пирсона показало высокую степень их корреляционной связи между собой, что доказывает самоорганизацию ценозов по иерархиям в многоуровневую фрактальную мегасистему, которая рассматривается автором как ценологическая матрица Мира (схема представлена).
Выводы. 1. Доказана ценологическая парадигма Б. И. Кудрина: «Мир описывается моделями Н-распределения». 2. Анализ результатов позволяет считать научно обоснованным существование ценологической матрицы Мира.
Введение. В статье осуществлен философский анализ трансформации структуры человеческого капитала в условиях перехода к экономике технологий и искусственного интеллекта.
Постановка задачи. Осознание ограничений экономических подходов к осмыслению этого феномена привело авторов к необходимости рассмотрения человеческого капитала и исторической динамики его развития через призму смены технологических укладов. По сути – от доминирования физиологического капитала к утверждению цифрового капитала как ключевого элемента для шестого технологического уклада.
Методика и методология исследования. Обсуждение проблемы ведется в концептуальных рамках историко-философского и социально-когнитивистского подходов с использованием классических и конструктивистских принципов, разработанных для изучения человеческого капитала в эпоху постмодерна.
Результатом исследования является разработанная иерархическая модель структуры человеческого капитала, соответствующая требованиям современного агропромышленного комплекса, которая представляет собой многоуровневую систему, интегрирующую физический, эмоциональный, социальный, интеллектуальный и цифровой конструкты (уровни, обладающие относительной самостоятельностью в целостном единстве) человеческого капитала.
Выводы. В этом дискурсе обосновывается императив перехода к новой образовательной модели, соотнесенной с этими конструктами.
Слово редактора к выпуску журнала Том 15, № 3
Издательство
- Издательство
- НГАУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630039, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
- Юр. адрес
- 630039, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
- ФИО
- Рудой Евгений Владимирович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@nsau.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2673811
- Сайт
- https://nsau.edu.ru/