Меры государственной поддержки помогают преодолеть ограничения, препятствующие росту и развитию бизнеса, что особенно актуально для малых и средних предприятий (МСП). При этом важно, чтобы эти меры достигали целевых компаний и обеспечивали эффективное распределение ресурсов. Статья направлена на выявление ключевых характеристик российских МСП, влияющих на получение ими государственной поддержки. Методологической основой исследования являются теории общественного интереса, общественного выбора и концепция экономической свободы. Методом работы служит двухшаговый регрессионный анализ, в рамках которого сначала применяется модель бинарного выбора, а затем модель LASSO, позволяющая оценить содержание текстов на сайтах предприятий. Информационная база представлена обширным массивом данных о 2 176 российских предприятиях металлургической промышленности за период с 2020 по 2023 г., из которых 57 % получали государственную поддержку. Результаты первого шага оценки показали, что ключевыми факторами, связанными с вероятностью оказания господдержки, являются возраст предприятия и его размер, измеренный выручкой. На втором шаге установлено, что упоминание на сайте определенных товаров или материалов, местоположение МСП и их ориентация на иностранных стейкхолдеров существенно связаны с вероятностью государственной поддержки. Исследование предлагает инструментарий для анализа детерминант получения разных типов государственной поддержки малыми и средними предприятиями, а также подчеркивает важность такого анализа для более эффективного распределения государственных ресурсов
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- УДК
- 316. Социология
Меры государственной поддержки предприятий направлены на создание наилучших условий для реализации потенциала их роста и повышения конкурентоспособности на местном и глобальном рынках. Многочисленные исследования подтверждают положительное влияние государственной поддержки на экономический рост [Gemmell, Kneller, Sanz, 2016; Rani, Kumar, 2022], инновации [Guo, Guo, Jiang, 2016; Szczygielski et al., 2017] и устойчивое развитие [Songling et al., 2018; Ilyas, Hu, Wiwattanakornwong, 2020] страны. В условиях экономической нестабильности роль таких мер усиливается
Список литературы
1. Алексиев А.Р., Камышанченко Е.Н. (2021). Влияние экологической повестки на развитие металлургической отрасли регионов Российской Федерации // Пространственное развитие территорий: сборник научных трудов IV Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Е.А. Стрябковой, А.М. Кулик. Белгород: Эпицентр. С. 262-268. EDN: XBBGQR
2. Буданов И.А. (2020). Управление развитием металлургии и глобальным рынком металла // Проблемы прогнозирования. № 6. С. 104-118. DOI: 10.47711/0868-6351-183-104-118 EDN: ZAOZXF
3. Буданов И.А., Устинов В.С. (2022). Реализация производственного потенциала российской металлургии в среднесрочной перспективе // Научные труды ИНП РАН. С. 128-145. DOI: 10.47711/2076-318-2022-128-145 EDN: PREDZA
4. Земцов С.П., Чепуренко А.Ю., Баринова В.А., Красносельских А.Н. (2020). Новая предпринимательская политика для России после кризиса 2020 г. // Вопросы экономики. №10. С. 44-67. DOI: 10.32609/0042-8736-2020-10-44-67 EDN: EBTJFG
5. Клименко А.В., Минченко О.С. (2016). Государственное регулирование экономики: вопросы теории и лучшая практика // Вопросы государственного и муниципального управления. № 3. С. 7-30. EDN: WMQPXL
6. Лазич Ю.В., Попова И.Н. (2020). Тенденции и проблемы развития металлургической отрасли России // Beneficium. № 2 (35). С. 16-24. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2020.2(35).16-24 EDN: WSDYVE
7. Мацкуляк И.Д., Мысаченко В.И., Санин Н.В. (2023). Закономерности процесса реструктуризации металлургической промышленности: содержание, безопасность и регулирование // Вестник университета. № 4. С. 74-82. DOI: 10.26425/1816-4277-2023-4-74-82 EDN: SDLUVW
8. Оленченко А.В., Контанистов М.Е., Терлецкий С.В. (2006). Малая металлургия // Литье и металлургия. № 3. С. 10-11.
9. Пискунов А. (2023). ESG-повестка - это пространство безопасной публичности // kiozk.ru. https://kiozk.ru/article/rbk/andrej-piskunov-esg-povestka-eto-prostranstvo-bezopasnoj-publicnosti.
10. Полунин Ю.А., Юданов А.Ю. (2020). Метод анализа экономических процессов в условиях нестабильности (на примере анализа динамики выручки российских компаний) // Экономический журнал Высшей школы экономики. Т. 24, № 4. С. 622-649. DOI: 10.17323/1813-8691-2020-24-4-622-649 EDN: SJPIZX
11. Романова О.А., Сиротин Д.В. (2022). Стратегический вектор развития металлургии России в условиях новой реальности // Известия Уральского государственного горного университета. № 3 (67). С. 133-145. DOI: 10.21440/2307-2091-2022-3-133-145 EDN: ELXCEC
12. Рудюк М.Ю., Попова Е.А., Антропова А.В. (2020). К вопросу о позиционировании металлургии в национальной экономике // Инновации и инвестиции. № 10. С. 232-236. EDN: PVWNPX
13. Тамбовцев В.Л. (2017). Нуждается ли промышленная политика в теоретических оправданиях? // Вопросы экономики. № 5. С. 29-44. DOI: 10.32609/0042-8736-2017-5-29-44 EDN: YNZXTZ
14. Татаркин А.И., Романова О.А., Коровин Г.Б., Ченчевич С.Г. (2015). Уральский вектор инновационного развития российской металлургии // Всероссийский экономический журнал ЭКО. № 3 (489). С. 79-97. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2015-3-79-97 EDN: RKZUCE
15. Худякова Т.С., Шеломенцев А.Г., Дорошенко С.В. (2016). Реализация программно-целевого подхода к развитию малого и среднего предпринимательства региона // Управленец. Т 64, № 6. С. 48-55. EDN: XSCZXD
16. Чекунов А.С. (2019). Государственная поддержка отечественной металлургии в условиях импортозамещения // Вестник Алтайской академии экономики и права. № 1. С. 181-189. EDN: YZABFB
17. Штанский В.А. (2020). Обеспечение устойчивого инновационного развития предприятий металлургического комплекса // Экономика промышленности. Т. 12, № 4. С. 466-472. DOI: 10.17073/2072-1633-2019-4-466-472
18. Acemoglu D., Verdier T. (2000). The choice between market failures and corruption. American Economic Review, vol. 90, no. 1, pp. 194-211. DOI: 10.1257/aer.90.1.194 EDN: DRXIVZ
19. Ali A.M., Tasnim A. (2012). Factors influencing the enterprises receiving subsidies in transitional economies. DIU Journal of Business and Economics, vol. 6, no. 1 & 2, pp. 55-66.
20. Assagaf A., Ali H. (2017). Determinants of financial performance of state-owned enterprises with government subsidy as moderator. International Journal of Economics and Financial Issues, vol. 7, no. 4, pp. 330-342.
21. Berggren N. (2003). The benefits of economic freedom: A survey. The Independent Review, vol. 8, no. 2, pp. 193-211. EDN: GWNSVJ
22. Bessonova E. (2023). Firms’ efficiency, exits and government procurement contracts. European Journal of Political Economy, vol. 76, 102253. DOI: 10.1016/j.ejpoleco.2022.102253
23. Bjørnskov C., Foss N. (2008). Economic freedom and entrepreneurial activity: Some cross-country evidence. Public Choice, vol. 134, no. 3, pp. 307-328. DOI: 10.2139/ssrn.982128 EDN: IAYJIN
24. Bykova A., Coates D. (2020). Firm performance and regional economic freedom: The case of Russia. Post-Soviet Affairs, vol. 36(5-6), pp. 395-415. DOI: 10.1080/1060586X.2020.1785239 EDN: XXPDXF
25. Nguyen Trong C., Vu Van H., Bartolacci F. (2017). Government support and firm financial performance: New evidence from a transitional economy. MPRA Paper 81752, University Library of Munich, Germany.
26. Coates D., Naidenova I., Parshakov P. (2019). Determinants of governmental support of Russian companies: Lessons on industrial policy, rent-seeking, and corruption. Constitutional Political Economy, vol. 30, no. 4, pp. 438-466. DOI: 10.1007/s10602-019-09289-z EDN: UYFCRZ
27. Drahos P. (2017). Regulatory theory: Foundations and applications. ANU Press.
28. Elsaman H.A., Japos G.V., Said D.S., Kousihan S.K., Gernal L. (2024). Effects of new medical regulations on organization’s performance-Empirical evidence for medical industry in Germany from the lens of public interest theory (pp. 309-323). In: AI and business, and innovation research: Understanding the potential and risks of AI for modern enterprises. Springer Nature, Switzerland. DOI: 10.1007/978-3-031-42085-6_26
29. Gemmell N., Kneller R., Sanz I. (2016). Does the composition of government expenditure matter for long-run GDP levels? Oxford Bulletin of Economics and Statistics, vol. 78, pp. 522-547. DOI: 10.2139/ssrn.2484917
30. Guccio C., Pignataro G., Rizzo I. (2014). Do local governments do it better? Analysis of time performance in the execution of public works. European Journal of Political Economy, vol. 34, pp. 237-252. DOI: 10.1016/j.ejpoleco.2014.01.010
31. Guo D., Guo Y., Jiang K. (2016). Government-subsidized R&D and firm innovation: Evidence from China. Research Policy, vol. 45, no. 6, pp. 1129-1144. DOI: 10.1016/j.respol.2016.03.002
32. Haapanen M., Lenihan H., Mariani M. (2014). Government policy failure in public support for research and development. Policy Studies, vol. 35, no. 6, pp. 557-575. DOI: 10.1080/01442872.2014.971728
33. Hansen H., Rand J., Tarp F. (2009). Enterprise growth and survival in Vietnam: Does government support matter? The Journal of Development Studies, vol. 45, no. 7, pp. 1048-1069. DOI: 10.1080/00220380902811025
34. Hantke-Domas M. (2003). The public interest theory of regulation: Non-existence or misinterpretation? European Journal of Law and Economics, vol. 15, no. 2, pp. 165-194. EDN: BCLNRZ
35. Hessami Z. (2014). Political corruption, public procurement, and budget composition: Theory and evidence from OECD countries. European Journal of Political Economy, vol. 34, pp. 372-389. DOI: 10.1016/j.ejpoleco.2014.02.005
36. Holcombe R.G., Boudreaux C.J. (2015). Regulation and corruption. Public Choice, vol. 164, no. 1-2, pp. 75-85. DOI: 10.1007/s11127-015-0263-x EDN: GRTQNX
37. Honda T., Hosono K., Miyakawa D., Ono A., Uesugi I. (2023). Determinants and effects of the use of COVID-19 business support programs in Japan. Journal of the Japanese and International Economies, vol. 67, 101239. DOI: 10.1016/j.jjie.2022.101239
38. Huergo E., Moreno L. (2017). Subsidies or loans? Evaluating the impact of R&D support programmes. Research Policy, vol. 46, no. 7, pp. 1198-1214. DOI: 10.1016/j.respol.2017.05.006
39. Ilyas S., Hu Z., Wiwattanakornwong K. (2020). Unleashing the role of top management and government support in green supply chain management and sustainable development goals. Environmental Science and Pollution Research, vol. 27, no. 8, pp. 8210-8223. DOI: 10.1007/s11356-019-07268-3 EDN: FGJJIV
40. Ismail H.S., Poolton J., Sharifi H. (2011). The role of agile strategic capabilities in achieving resilience in manufacturing-based small companies. International Journal of Production Research, vol. 49, no. 18, pp. 5469-5487. DOI: 10.1080/00207543.2011.563833
41. Lalinsky T., Pál R. (2022). Distribution of COVID-19 government support and its consequences for firm liquidity and solvency. Structural Change and Economic Dynamics, vol. 61, pp. 305-335. DOI: 10.1016/j.strueco.2022.03.008 EDN: KVALWA
42. Lee E., Walker M., Zeng C. (2014). Do Chinese government subsidies affect firm value? Accounting, Organizations and Society, vol. 39, no. 3, pp. 149-169. DOI: 10.1016/j.aos.2014.02.002 EDN: SQXAEN
43. Li M., Lien J.W., Zheng J. (2021). Optimal subsidies in the competition between private and state-owned enterprises. International Review of Economics & Finance, vol. 76, pp. 1235-1244. DOI: 10.2139/ssrn.3418671 EDN: SFRNCA
44. Marhfor A., Bouslah K., M’Zali B., Ghilal R. (2021). Corporate social responsibility and stock price informativeness: The public interest perspective. Canadian Journal of Administrative Sciences / Revue Canadienne Des Sciences de l’Administration, vol. 38, no. 1, pp. 29-41. DOI: 10.1002/cjas.1576 EDN: HLIYXG
45. Marimuthu F. (2020). Government assistance to state-owned enterprises: A hindrance to financial performance. Investment Management and Financial Innovations, vol. 17, no. 2, pp. 40-50. DOI: 10.21511/imfi.17(2).2020.04 EDN: NCABUH
46. McChesney F.S. (1987). Rent extraction and rent creation in the economic theory of regulation. The Journal of Legal Studies, pp. 313-330. DOI: 10.1007/978-3-540-79247-5_17
47. Meng L., Qiang Q., Huang Z., Zhang B., Yang Y. (2020). Optimal pricing strategy and government consumption subsidy policy in closed-loop supply chain with third-party remanufacturer. Sustainability, vol. 12, no. 6, 2411. DOI: 10.3390/su12062411 EDN: SKLZOC
48. Neary J.P. (1994). Cost asymmetries in international subsidy games: Should governments help winners or losers? Journal of International Economics, vol. 37, no. 3-4, pp. 197-218. DOI: 10.1016/0022-1996(94)90045-0
49. Nusratullin I., Sergeev N., Kuznetsov M., Sheina A., Shubtsova L. (2020). Industrial development under sanctions pressure: Evidence from Russia. Amazonia Investiga, vol. 9, no. 28, pp. 465-474. DOI: 10.34069/ai/2020.28.04.51 EDN: UOOZUQ
50. Oh S.Y., Hong H.G., Chun J.R. (2009). The analysis of correlation between management performance and governmental support policy for SMB. Journal of the Korea Academia-Industrial Cooperation Society, vol. 10, no. 7, pp. 1696-1701. DOI: 10.5762/kais.2009.10.7.1696
51. Pál R., Lalinsky T. (2021). Efficiency and effectiveness of the COVID-19 government support: Evidence from firm-level data. EIB Working Paper 2021/06. European Investment Bank.
52. Peter F., Adegbuyi O., Olokundun M., Peter A.O., Amaihian A.B., Ibidunni A.S. (2018). Government financial support and financial performance of SMEs. Academy of Strategic Management Journal, vol. 17, no. 3.
53. Rani R., Kumar N. (2022). The dynamics of link between entrepreneurship, government support and economic growth: Evidence from BRICS countries. Journal of Public Affairs, vol. 22, no. S1, e2741. DOI: 10.1002/pa.2741 EDN: VJJGLL
54. Razumovskaia E., Yuzvovich L., Kniazeva E., Klimenko M., Shelyakin V. (2020). The effectiveness of Russian government policy to support SMEs in the COVID-19 pandemic. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, vol. 6, no. 4, p. 160. DOI: 10.3390/joitmc6040160 EDN: SJKOIX
55. Santarelli E., Vivarelli M. (2002). Is subsidizing entry an optimal policy? Industrial and Corporate Change, vol. 11, no. 1, pp. 39-52. DOI: 10.1093/icc/11.1.39 EDN: IPZQJB
56. Songling Y., Ishtiaq M., Anwar M., Ahmed H. (2018). The role of government support in sustainable competitive position and firm performance. Sustainability, vol. 10, no. 10, 3495. DOI: 10.3390/su10103495
57. Szczygielski K., Grabowski W., Pamukcu M.T., Tandogan V.S. (2017). Does government support for private innovation matter? Firm-level evidence from two catching-up countries. Research Policy, vol. 46, no. 1, pp. 219-237. DOI: 10.1016/j.respol.2016.10.009
58. Torres M.M., Clegg L.J., Varum C.A. (2016). The missing link between awareness and use in the uptake of pro-internationalization incentives. International Business Review, vol. 25, no. 2, pp. 495-510. DOI: 10.1016/j.ibusrev.2015.09.003
59. Wen H., Jiang L. (2024). Promoting sustainable development in less developed regions: An empirical study of old revolutionary base areas in China. Environment, Development and Sustainability, vol. 26, pp. 12283-12308. DOI: 10.1007/s10668-023-03786-w EDN: PURYWU
60. Ye P., Cai W., Zhou Y. (2022). Can green industrial policy promote the total factor productivity of manufacturing enterprises? Environmental Science and Pollution Research, vol. 29, no. 58, pp. 88041-88054. DOI: 10.1007/s11356-022-21939-8 EDN: THCAMV
61. Züger T., Asghari H. (2023). AI for the public. How public interest theory shifts the discourse on AI. AI & SOCIETY, vol. 38, no. 2, pp. 815-828. DOI: 10.1007/s00146-022-01480-5 EDN: NIHDPQ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представители поколений Y и Z составляют существенную долю потребителей, поэтому компании вынуждены адаптировать рекламные стратегии и методы коммуникации с учетом особенностей каждого поколения. Статья направлена на выявление различий в восприятии коммерческой рекламы между поколениями Y и Z. Методологический каркас исследования представлен классической теорией маркетинга и теорией поколений. Методы исследования включают тесты на сравнение средних, линейную регрессию, а также Лассо-регрессию. Информационной базой служат результаты опроса 308 респондентов, проведенного в феврале 2023 г. и составленного с использованием метода семантического дифференциала. Результаты исследования показывают статистически значимые различия в восприятии поколениями Y и Z цветовой температуры рекламного ролика, динамичности и громкости музыки, а также дружелюбия актеров. На вероятность покупки товара обоими поколениями влияют нужность товара, цветовая температура и качество монтажа рекламного ролика, на поколение Z – смысловая нагрузка и дружелюбие актеров, а на поколение Y – эмоциональная нагрузка. Поколение Y наиболее склонно к импульсивным покупкам. Факторы, воздействующие на вероятность покупки, ранжированы в порядке убывания важности: для поколения Z – нужность товара, интерес к сюжету рекламного ролика, привлекательность актеров и эксклюзивность предложения, а для поколения Y – нужность товара, вдохновение после просмотра, глубина смысла видеоролика и эксклюзивность предложения. Результаты исследования могут быть полезны представителям маркетинговой и рекламной индустрии
В условиях кадрового дефицита и роста расходов на оплату труда для многих российских предприятий актуален поиск нематериальных методов управления персоналом. Организационно-трудовые и социально-психологические аспекты стимулирования сотрудников тесно связаны с инструментами корпоративной демографической политики. Статья направлена на анализ востребованности гибких условий труда для работников с семейными обязанностями, а также определение возможностей интеграции гибких организационно-трудовых инструментов корпоративной демографической политики в систему управления персоналом. Методология работы основана на теории флексибилизации в контексте концепции корпоративной демографической политики. В ходе исследования применялись стандартные методы структурированного личного опроса, частотного анализа с проверкой гипотезы о равенстве долей с использованием критерия хи-квадрат, сравнения средних значений на базе критерия Краскела – Уоллиса. Информационную базу составили коллективные договоры и локальные нормативные акты крупнейших работодателей РФ, а также материалы социологического опроса, проведенного с июня по сентябрь 2023 г. (в анализируемой выборке – 2 804 чел.). Статистически подтверждено, что сотрудники с гибким рабочим временем более удовлетворены своей работой и жизнью по сравнению с теми, кто имеет жесткий график. Доказана востребованность гибких условий труда для лиц с родительскими обязанностями. Представлены модель и алгоритм интеграции гибких организационно-трудовых инструментов корпоративной демографической политики в систему управления персоналом. Разработан перечень HR-метрик, определены потенциальные положительные эффекты такой интеграции за счет укрепления HR-бренда, повышения лояльности и вовлеченности персонала, снижения текучести кадров
Presenteeism is among the key factors that negatively affect employee efficiency and, therefore, company organizational performance. The existing measurement tools for assessing presenteeism highlight health-related issues as the main reason behind this counterproductive behaviour. On the other hand, other factors that influence modern business life and processes are omitted. The paper’s primary purpose is to develop a comprehensive measurement tool suitable for the individual and organizational multi-factor structure of presenteeism that accurately reflects the complex nature of today’s business world. Methodologically, the research is shaped within the framework of grounded theory. In the study, mixed methods research combining qualitative and quantitative methods was utilized. In this context, firstly, the authors conducted a literature review and focus group interviews with experts in the field in order to reveal the conceptual structure. We analysed the data using content analysis and then moved on to writing 18 scale items. We performed exploratory factor analysis using the SPSS program and confirmatory factor analysis using the AMOS program. As a result, we develop a four-dimensional scale for presenteeism covering work focus, stress management, social loafing, and performance. The verified multidimensional scale fills a vacuum in the literature by offering a comprehensive and dependable instrument to gauge presenteeism on organizational and individual dimensions. Among the possible avenues for further research are testing the scale in different cultural contexts and addressing the organizational causes of presenteeism
Значимое влияние развивающегося инвестиционного сообщества на устойчивость бизнеса требует ясного понимания и верного сегментирования этой аудитории. Исследование направлено на выявление устойчивых критериев внутригрупповой дифференциации оценок и восприятия качественных характеристик финансовой отчетности представителями различных функциональных групп ее пользователей для повышения результативности управления внешними коммуникациями. Методологической основой работы послужила теория стейкхолдеров. Применены методы экспертных оценок, структурно-логического и многомерного дискриминантного анализа. Информационную базу составили аутентичные данные опроса 52 представителей российской бизнес-среды о качестве корпоративной отчетной информации, проведенного в IV квартале 2020 г. В результате исследования установлены имеющие мотивационную природу статистически значимые расхождения вероятности соотнесения части участников опроса со своей функциональной группой, сформированной по формальному признаку. Определены актуальные критерии неформального деления респондентов по группам, базирующиеся на оценочных суждениях о качественных характеристиках корпоративной финансовой отчетности, включающие различия в оценках сложности стандартов отчетности и функциональности стоимостных показателей на основе концепции справедливой рыночной стоимости. Выявление критериев мотивационно-функциональной идентификации устойчивых подгрупп пользователей финансовой отчетности, образованных внутри функциональных групп, определяет научную новизну работы. Итоги исследования вносят вклад в понимание актуальных критериев групповой структуры инвестиционного сообщества как целевой аудитории корпоративной отчетности и могут использоваться для уточнения формальной функциональной классификации пользователей отчетной информации и корректировки других элементов корпоративных систем управления с целью повышения эффективности внешних коммуникаций
Отставание российской экономики по темпам инновационного роста от наиболее развитых стран требует поиска релевантных подходов к управлению социально-экономическими системами для сохранения их конкурентоспособности и устойчивого развития. Крупные корпорации обладают значимым ресурсным потенциалом и публичным весом, в связи с чем необходимо совершенствовать управление их предпринимательской деятельностью, являющейся импульсом инновационного развития. Статья посвящена диагностике качественного состояния систем управления предпринимательской деятельностью крупных корпораций и оценке их инновационной результативности. Методологическую базу исследования составили теории корпоративного управления и менеджмента. Методы работы включают качественный, регрессионный и сравнительный анализ. Информационную базу составили данные 160 корпораций рейтинга ТОП-600 RAEX (2023 г.), представляющих 21 отрасль промышленности, а также данные Федеральной службы государственной статистики и Всероссийской системы данных о компаниях и бизнесе «За честный бизнес» за 2010–2022 гг. В результате исследования идентифицированы 19 элементов системы управления предпринимательской деятельностью крупных корпораций (наличие центра научных разработок, поддержка стартапов, приверженность концепции открытых инноваций, корпоративный венчурный фонд и т. п.) и оценена интенсивность их применения в отраслевом разрезе. Кроме того, не обнаружена статистическая связь между показателями деятельности многих корпораций и объемом отгруженной инновационной продукции. Таким образом, выявлено отсутствие инновационной результативности систем управления предпринимательской деятельностью большого числа корпораций, что требует дальнейшего исследования их качественного состояния
Многомерность и динамичность современной общественной жизни требуют модификации принципов измерения успешности социально-экономической политики. Статья посвящена эмпирической апробации и анализу субъективных метрик, позволяющих учитывать «провалы» в социально-экономическом развитии, которые невозможно выявить лишь на основе объективных показателей. Такими метриками выступают индексы субъективного благополучия населения России в разрезе половозрастной структуры, географии проживания (по федеральным округам), уровня образования, семейного положения, наличия детей, индивидуальных оценок состояния здоровья, удовлетворенности работой и доходом. Методологическую основу исследования составила теория субъективного благополучия Э. Динера. В работе использовались индексный метод и методы описательной статистики, включая представление многомерного частотного распределения двух признаков. Информационной базой выступили панельные данные Российского мониторинга социально-экономического положения и состояния здоровья населения ВШЭ за 2013–2022 гг. Результаты исследования показали, что наименьшее значение индекса удовлетворенности жизнью наблюдалось в 2016 г., а максимальное – в 2022 г. Значение аффективного индекса счастья оказалось выше по сравнению с уровнем когнитивной оценки своей жизни. Выявлено, что пол, возраст, регион проживания, уровень образования, а также удовлетворенность здоровьем, работой, оплатой труда и материальным положением влияют на значение и динамику индексов счастья россиян. Развитие подхода к измерению благополучия населения, учитывающего не только объективные показатели, но и субъективные оценки индивидами своей жизни и отдельных ее аспектов, позволяет идентифицировать лакуны в системе социально-экономической поддержки населения
Многомерность и динамичность современной общественной жизни требуют модификации принципов измерения успешности социально-экономической политики. Статья посвящена эмпирической апробации и анализу субъективных метрик, позволяющих учитывать «провалы» в социально-экономическом развитии, которые невозможно выявить лишь на основе объективных показателей. Такими метриками выступают индексы субъективного благополучия населения России в разрезе половозрастной структуры, географии проживания (по федеральным округам), уровня образования, семейного положения, наличия детей, индивидуальных оценок состояния здоровья, удовлетворенности работой и доходом. Методологическую основу исследования составила теория субъективного благополучия Э. Динера. В работе использовались индексный метод и методы описательной статистики, включая представление многомерного частотного распределения двух признаков. Информационной базой выступили панельные данные Российского мониторинга социально-экономического положения и состояния здоровья населения ВШЭ за 2013–2022 гг. Результаты исследования показали, что наименьшее значение индекса удовлетворенности жизнью наблюдалось в 2016 г., а максимальное – в 2022 г. Значение аффективного индекса счастья оказалось выше по сравнению с уровнем когнитивной оценки своей жизни. Выявлено, что пол, возраст, регион проживания, уровень образования, а также удовлетворенность здоровьем, работой, оплатой труда и материальным положением влияют на значение и динамику индексов счастья россиян. Развитие подхода к измерению благополучия населения, учитывающего не только объективные показатели, но и субъективные оценки индивидами своей жизни и отдельных ее аспектов, позволяет идентифицировать лакуны в системе социально-экономической поддержки населения
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/