Статья рассматривает формирование и развитие эстетической категории безобразного в искусстве. В частности, исследуются ключевые проблемы категории: разграничиваются понятия «безобразное», «уродливое» и «отвратительное»; анализируется возможность соотнесения ее с категорией прекрасного; описываются существующие критерии категории. В данном обзоре авторы анализируют особенности выделения категории безобразного в разные эпохи, начиная с Античности, а также ее состояние в синхронии. Результаты проведенного анализа показывают рост популярности категории отвратительного в современном, актуальном искусстве. В заключение авторы формулируют ряд научных вопросов для дальнейшего исследования современного состояния категории
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Искусство как понятие и явление ассоциируется у публики с прекрасным, красотой, «потому что именно художники, поэты, романисты веками рассказывали нам, что они считают прекрасным, и оставили тому множество примеров» [1, с. 11]. В истории искусства, однако, находилось место и для других произведений, не подходящих под понятие прекрасного, не вписывающихся в каноны красоты. Такие произведения принято маркировать категорией «безобразное» или «отвратительное»
Список литературы
1. Эко У. История красоты. - М.: Слово, 2005.
2. Эко У. История уродства. - М.: Слово, 2007. EDN: QWRIZB
3. Богомолов А.Г. Эстетика диссонанса: ΔΙΑΦΩΝΙΑ - DISSONANTIA // Теория и история искусства. - 2021. - Вып. 3/4. - С. 46-58. EDN: NSVBMS
4. Кант И. Критика способности суждения. - М.: Искусство, 1994.
5. Kuplen M. Disgust and Ugliness: a Kantian Perspective // Contemporary Aesthetics. - Vol. 9. - Article 10. - 2011. - URL: https://digitalcommons.risd.edu/liberalarts_contempaesthetics/vol9/iss1/10.
6. Медведев А.А. Актуализация безобразного и отвратительного в арт-практиках постмодернизма // Вестник МГУКИ. - 2015. - 1 (63). - С. 71-75. EDN: TOLFBJ
7. Kelly D. Yuck! The Nature and Moral Significance of Disgust. - Cambridge, MA: MIT Press, 2011.
8. KolnaiA.OnDisgust.Eds.BarrySmith and CarolynKorsmeyer.- Chicago: Open Court, 2004 [1929].
9. Korsmeyer C. Savoring Disgust: The Foul and the Fair in Aesthetics. - New York: Oxford University Press, 2011.
10. McGinn C. The Meaning of Disgust. - New York: Oxford University Press, 2011.
11. Korsmeyer C. Disgust and Aesthetics // Philosophy Compass 7/11, 2012. P. 753-761.
12. Роден О. Беседы об искусстве. - СПб.: Азбука, 2014.
13. Rozin P., Hadit J., McCauley C.R. Disgust // Handbook of Emotions / eds. Michael Lewis, Jeannette M. Haviland. - New York: Guilford Press, 1993.
14. Аристотель. Поэтика. Риторика. - СПб.: Азбука, 2000.
15. Михалкин Н.В. Философия для юристов / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2023.
16. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1984. EDN: RKLAOH
17. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. EDN: VQMUNR
18. Золкин А.Л. Эстетика: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А.Л. Золкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
19. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. Т. 3 / ред. Л.Я. Рейнгардт. - М.: Искусство, 1967. С. 834.
20. Гегель Г.В.Ф. Эстетика / под ред. Мих. Лифшица: в 4 т. Т. 1.- М., 1968.
21. Чернышевский H.Г. Статьи по философии и эстетике // Собрание сочинений в пяти томах. Т. 4. - М.: Правда, 1974.
22. Лободанов А.П. Взаимопроникновение и взаимодействие философских, семиотических и психологических составляющих в европейском изобразительном искусстве XX века // Теория и история искусства. - 2019. - Вып. 1/2. - С. 10-27. EDN: KPNKCE
23. Рева Г.В., Цергой Т.А. Эстетизация безобразного в искусстве // Вестник АГУ. - 2018. - Вып. 1 (212). - С. 213-219.
24. Васильева Е.В. Сьюзен Зентаг о фотографии: идея красоты и проблема нормы // Вестник СПбГУ. - Сер. 15. - 2014. - Вып. 3. - С. 64-80. EDN: SMUIBP
25. Feloj S. Arte e tabù: il disgusto e i limiti della rappresentazione // Materiali di Estetica. - 8.2. - 2021. - URL: https://riviste.unimi.it/index.php/MdE/article/view/16996.
26. Carroll N., Contesi F. A Taxonomy of Disgust in Art //Art, Excess, and Education. - 2019. - P. 21-38.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Объектом исследования в рамках настоящей статьи являются произведения станковой и монументальной живописи Минаса Аветисяна. В качестве предмета исследования рассматриваются закономерности художественного конструирования сюжетов, тем, образов этой живописи в конкретных пространственных, линейно-ритмических и светотональных особенностях. Цель — определить формально-содержательную сущность авторского стиля Аветисяна в обстоятельствах становления и воздействия на современников, которое продолжается до сих пор. В становлении стиля подчеркивается влияние традиций средневековых фресок и манускриптов и персональных новаций Мартироса Сарьяна, в которых сублимировано увлечение французским фовизмом. Именно в диалоге с этими традициями и с этими новациями прослеживается эволюция художника, а также метаморфозы выражения патриотической, религиозной, философской тематики в армянской живописи XX в. Сравнение живописных образов разного времени осуществляется в методологии семантического и формально-композиционного анализа. В результате сравнения делается вывод о том, что стиль Минаса Аветисяна характеризует моделировка упрощенных, экспрессивно стилизованных форм в резких светотональных контрастах, насыщенных эпическим драматизмом; и это демонстрация, во-первых, устойчивых приоритетов национального миропонимания; во-вторых, наднационального гуманистического миропонимания. Показывается, что исключительная эстетическая чуткость и незаурядный масштаб личности позволили Аветисяну органически совместить первое и второе, стать своего рода проводником-просветителем для множества пытливых, страждущих истины зрителей, способствовать тому, что разнообразное искусство Армении узнается практически сразу же по всему свету, воспринимается как целостный иконографический и символико-ассоциативный феномен.
Статья посвящена истории формирования и развития памятника культурного наследия регионального значения «Усадьба Фили-Кунцево», прилегающей к ней территории регулярного и пейзажных парков и бывших приусадебных владений. В публикации затрагивается тема истории владельцев усадьбы «Фили-Кунцево» начиная с конца XVII в. и заканчивая 1917 г. Также в статье рассматривается советский период существования парка и главного усадебного дома, их современное состояние. В материале приводится описание архитектурного и садово-паркового ансамбля усадьбы Нарышкиных в разные годы. В наши дни здание усадьбы, два приусадебных флигеля и прилегающие к ним верхний и нижний парки с частично сохранившимися дорожками, аллеями и прудами являются частью территории парка культуры и отдыха «Фили». Также в статье описывается история и современное состояние районов города Москвы «Кунцево», «Фили-Давыдково» и «Филевский парк». Начиная с 1689–1690 гг. описываемая территория бывших сел Кунцево (Знаменское) и Фили (Покровское) принадлежала дворянскому роду Нарышкиных, родственников царя Петра I. С первой половины XVIII в. начал постепенно формироваться облик кунцевской усадьбы и приусадебного парка, чье развитие продолжалось вплоть до начала XX столетия. В 1960 г. описываемые территории вошли в состав города Москвы. В наши дни в центральной части парка сохранился ряд архитектурных памятников, представляющих особое значение для истории Москвы. Представленный в статье материал позволяет подробнее изучить историю подмосковной дворянской усадьбы XVIII в. как примера комплекса культурно-исторических и архитектурных памятников, включая образцы русского классицизма, ампира, Нарышкинского стиля (Нарышкинского барокко) и неовизантийского стиля
В статье анализируются функции изобразительного искусства. Представлен краткий обзор таких функций, описанных в трудах разных авторов. Постулируется, что при исследовании функций искусства необходим исторический подход. Составить релевантный для всех времен перечень функций искусства невозможно. Функции искусства в совокупности составляют сложную иерархическую систему. Как и в любой такой системе, здесь проявляется действие общесистемных закономерностей. Одна из таких закономерностей состоит в том, что в данной иерархии возможно развитие системных инверсий. Системная инверсия представляет собой форму отношений в системе, при которой некоторый низший, подчиненный элемент приобретает в ней главенствующее значение, оставаясь при этом на своей прежней, низшей иерархической позиции. Именно это происходит и происходило с функциями искусства по мере исторического развития. Разрешение системных инверсий приводит к тому, что ранее подчиненная функция искусства способна действительно возглавить иерархию. Также отмечено, что иерархия функций изобразительного искусства представляет собой открытую систему, которую необходимо рассматривать в общем культурном контексте. По мере исторического развития изобразительное искусство отдавало свои актуальные функции другим сферам человеческой деятельности, при этом все равно оставляя эти функции за собой. Так, например, коммуникативная и информационная функции изобразительного искусства перешли к письменности, но сохранились и в своем первоначальном варианте, правда, лишь как вспомогательные. Миметическая функция (копирование реальности) перешла от изобразительного искусства к фотографии, но и она также сохранилась за изобразительным искусством. В настоящее время ведущими функциями изобразительного искусства остаются эстетическая и индивидуализирующая функции.
Статья посвящена исследованию выдающегося памятника русского художественного авангарда — живописного полотна, исполненного Иваном Кудряшовым во время учебы у Казимира Малевича (2-е Государственные свободные художественные мастерские, Москва). Раскрываются обстоятельства создания двусторонней картины. Прослеживается весь процесс проектной работы авангардиста над конкретным произведением, уточняется его датировка. В различных музейных собраниях России и зарубежья выявляются и систематизируются блоки рисунков, имеющих отношение к обеим композициям картины. Комментируются особенности педагогики Казимира Малевича, направленной на экспериментальную деятельность подмастерьев. Ключевые слова: русский художественный авангард, Иван Кудряшов, Казимир Малевич, кубизм, футуризм, кубофутуризм, супрематизм, Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ).
Среди евангельских сюжетов эпизод с явлением воскресшего Христа Марии Магдалине занял особое место сначала в литургии, а затем, логичным образом, в комплексе сопутствующих художественных явлений, которые можно условно объединить понятием «Библия для неграмотных». Эта волнующая сцена обнаруживается в повествовательных циклах в храмовой декорации, инсценируется в постановках литургических драм и городских мистерий, а с развитием станковой живописи выделяется в отдельный сюжет, получивший латинское название «Noli me tangere» (Не прикасайся ко мне!). В северо-ренессансной живописи иконография сюжета обогатилась рядом черт, закрепившихся и получивших развитие в искусстве XVI-XVII вв. В отдельных произведениях эти особенности выразились в неожиданных формах. В данной статье рассматриваются характерные особенности визуальной интерпретации сюжета «Noli me tangere», в частности трактовки образов Марии Магдалины и Иисуса Христа в нидерландской живописи XV- XVII вв., с опорой на региональные традиции Германии и Нидерландов.
В статье рассматриваются древние памятники культуры и искусства, сказания и мифы о гигантах различных мировых цивилизаций. Проведенный поиск и анализ информации позволяет судить о существовании в далеком прошлом на Земле великанов, сведения о которых содержатся практически во всех известных древних текстах — Торе, Библии, Коране, Ведах, а также китайских и тибетских хрониках, ассирийских клинописных табличках, письменах майя и ацтеков. Анализ исторических и археологических исследований, легенд и преданий различных народов мира позволяет выявить объекты, возникновению или строительству которых не всегда дается однозначное научное объяснение. Здесь прежде всего следует упомянуть пирамиды Египта, Мексики, Китая, а также многочисленные находки древнейших, в большинстве своем разрушенных, монументальных строений на территории Евразийского континента, в частности, в горных районах России. Сходство сооружений из огромных камней в разных регионах планеты позволяет предположить их единую физико-техническую сущность, назначение и возможность создания таких строений архитекторами и инженерами одной цивилизации
Настоящая статья представляет обзор наиболее значимых фактов и факторов в жизни и творчестве Николая Владимировича Станкевича — русского литератора, философа, исследователя, который сумел поразить современников духовной силой личности, нравственной чистотой, цельностью мировосприятия и творческой энергией. Он оставил богатое эпистолярное наследие, что позволяет увидеть интеллектуальную историю России первой половины ХIХ в. В статье построена концепция атмосферы в московском кружке Станкевича, куда входили выдающиеся люди русской культуры ХIХ в.: Анненков, Белинский, Герцен, Грановский, Добролюбов, Огарев и др., ставшая своеобразным «сгустком культурно-исторического воздуха, который составил существо “люди сороковых годов”» (Г. С. Кнабе). В статье акцентируются основные категории в рассмотрении размышлений Станкевича как ценителя искусства и метафизики музыки в его творчестве: внутренний голос, восприятие музыки, звук, мелодизм, ритм, интонация, опера, театр, музыкальное просвещение и др. Творческая атмосфера, созданная Станкевичем в кружке, его мировоззрение, его философствование об искусстве, литературе и музыке и сегодня, в ХХI в. в России, когда идет процесс осмысления созидательной деятельности русских «духовидцев», – это важные смысловые вехи в изучении российской культуры и искусства. Включение этого динамичного процесса восприятия искусства «дилетантами высокой пробы» в ХIХ в. – важные вехи в общей картине, как истоки становления и развития отечественной духовной культуры и науки. Опыт Станкевича, ставший уникальной практикой формирования конкретным человеком своего сознания, мировоззрения, восприятия искусства, — новое, малоизученное явление, которое стимулирует исследовательский интерес, открывает возможности сравнительно-сопоставительной методологии. Осознание подобного феномена позволяет уточнять и детализировать общие закономерности в развитии научного осмысления значимости его деятельности в отечественной гуманитарной мысли в истории, философии, культурологии и музыковедении
В статье предпринята попытка реконструкции Пушкинского понимания феномена творчества. Данный феномен препарируется при помощи метода культурологической реконструкции. В этом ракурсе феномен творчества видится сквозь призму координат духовного мира поэта, среди которых: 1) дихотомия профанного и сакрального начал; 2) дихотомия светлого и темного предначертаний жизни и судьбы; 3) соотношение отечественного и заемного нарративов; 4) дихотомию любви земной и любви небесной. При этом показано, что А. С. Пушкин отдает себе отчет в том, что творчество имеет определенную онто-гносеологическую и этико-эстетическую структуру, релевантную исходным творческим импульсам. Также сделан вывод, что поиск «образа Целого» венчает весь творческий процесс, который тематически простирается от взаимоотношений Бога и человека — до самого творчества
В статье на основе архивных документов фонда No 864 Л. В. Собинова Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) освещается благотворительная деятельность Л. В. Собинова в помощь студентам Императорского Московского университета (ИМУ). Выдающийся русский певец на протяжении многих лет давал регулярные концерты в пользу нуждающихся студентов, занимался популяризацией темы поддержки учащихся, а также организовал комитет помощи нуждающимся, однако архивные материалы РГАЛИ по данной теме не структурированы и требуют дальнейшей обработки и описания. Автор базируется на методологии исторического и искусствоведческого анализа архивных документов, касающихся благотворительной деятельности Л. В. Собинова
Издательство
- Издательство
- Фонд "Дом Якоби"
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 123100, г Москва, Пресненский р-н, Шмитовский проезд, д 9/5, кв 30
- Юр. адрес
- 123100, г Москва, Пресненский р-н, Шмитовский проезд, д 9/5, кв 30
- ФИО
- Бурлука Оксана Семеновна (ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______