Мифология народов Кавказа отличается высокой степенью гетерогенности и демонстрирует множественные специфические параллели с европейскими и азиатскими традициями. Одним из направлений этих связей является балкано-карпатский ареал. Исследуя соответствия между распространенными в нем и на Кавказе традициями, мы опираемся на уникальную базу данных, которая содержит резюме около 85 тыс. текстов и сведения о дистрибуции более 3 тыс. фольклорно-мифологических мотивов по 1 тыс. (суб)этнических групп Старого и Нового Света. Наша конечная цель — не систематизация массовых материалов, а извлечение из них исторической информации. В статье мы проанализируем распределение четырех крайне редких на мировом фоне мотивов, которые встречаются комплексно, по-видимому, только на Кавказе и в балкано-карпатском ареале. Обнаруженные параллели согласуются с наличием нетривиальных древнегреческо-кавказских схождений и находят корреляции с данными археологии, лингвистики и палеогенетики о ранних этнокультурных и популяционных процессах в циркумпонтийской зоне, включая сведения о миграции людей ямной культуры в Юго-Восточную Европу и контактах между носителями индоевропейского, северокавказского и картвельского праязыков. Выявление таких соответствий в области фольклора и мифологии позволяет хотя бы отчасти реконструировать набор мотивов, который был характерен в древности для Анатолии и понтийских степей, но оказался там утрачен и остался незафиксированным письменными источниками.
Идентификаторы и классификаторы
Фольклор и мифология народов Кавказа демонстрируют множественные специфические параллели с европейскими и азиатскими традициями (Березкин 2017a; 2020b; Дувакин 2019; 2020). Одним из ярких и давно замеченных примеров таких связей являются древнегреческо-кавказские соответствия (Абаев 1990: 326–368; Дувакин 2018; Васильков 2020; Vassilkov 2020).
Список литературы
Абаев В. И. Избранные труды. Владикавказ: Ир, 1990. 640 с.
Абазинские народные сказки / сост., пер. с абазинск., вступ. ст. и примеч. В. Б. Тугова. М.: Наука, 1985. 411 с.
Абу-Бакар А. Повести. М.: Известия, 1968. 488 с.
Авдал А. Культы и верования курдов-езидов (очерки). Ч. II. 29.08.2011. URL: www.ruthenia.ru/folklore/berezkinне-авдал-культы-и-верования-курдов-2 (дата обращения:
20.05.2023).
Агульский фольклор / сост. Ш. А. Мазанаев, З. М. Базиева. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ
РАН, 2014. 262 с.
Алиева Ф. А. Архаический мотив запрета и его функциональные особенности в жанрах
фольклора // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН.
2019. № 18. С. 60–65.
Амирханов А. Х. Чохское поселение. М.: Наука, 1987. 224 с.
Антология ингушского фольклора. Т. 1 / сост., пер. и комм. И. А. Дахкильгова.
Нальчик: Эль-Фа, 2003. 243 с.
Ахвледиани Д. Ф. Население Кахетии (Алазанская долина). Тифлис: Тип.
Т. М. Ротинианца, 1909. 59 с.
Бежанов М. Краткие сведения о с. Варташен и его жителях // СМОМПК. 1896.
Вып. XIV. Отд. 1. С. 213–262.
Березкин Ю. Е. Кизил в контексте циркумпонтийских фольклорных параллелей // Acta
Linguistica Petropolitana. 2017a. Т. XIII (2). С. 27–39.
Березкин Ю. Е. Рождение звездного неба: представления о ночных светилах
в исторической динамике. СПб.: МАЭ РАН, 2017b. 316 c.
Березкин Ю. Е. Восточнославянский фольклор в евразийском контексте //
Славяноведение. 2020a. № 6. С. 41–55.
Березкин Ю. Е. Кавказ как фольклорный заповедник и перекресток // «Нарты»
и другие устные традиции: Сборник в честь 60-летия Зураба Джапуа / сост. С. О. Хаджим,
Н. С. Барциц. Сухум: Абгосиздат, 2020b. С. 220–237.
Березкин Ю. Е., Дувакин Е. Н. Тематическая классификация и распределение
фольклорно-мифологических мотивов по ареалам: Аналитический каталог. URL: www.ruthenia.ru/folklore/berezkinberezkin (дата обращения: 30.07.2023).
Берзенов Н. Удод. Поверье грузин // Кавказ. 1850. № 54. С. 213.
Булатова А. Г. Сельскохозяйственный календарь и календарные обычаи и обряды
народов Дагестана. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. 285 с.
Васильков Я. В. Абхазский сюжет о прикованном Абрыскиле в контексте мирового
фольклора // «Нарты» и другие устные традиции: Сборник в честь 60-летия Зураба
Джапуа / сост. С. О. Хаджим, Н. С. Барциц. Сухум: Абгосиздат, 2020. С. 40–60.
Гаджиева С. Ш. Кумыки. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 387 с.
Гаджиева С. Ш. Дагестанские терекеменцы. М.: Наука, 1990. 216 с.
Гаджиева С. Ш. Дагестанские азербайджанцы. М.: Восточная литература, 1999. 359 с.
Греймас А. Ю. О богах и людях: Исследования по литовской мифологии. В поисках
народной памяти. М.: Индрик, 2021. 648 с.
Григорьев С. А. Миграции степных племен в Европу в конце IV–III тыс. до н. э.
и формирование культур шнуровой керамики // Уфимский археологический вестник.
2022. Т. 22. № 2. С. 194–210.
Грузинские народные предания и легенды / сост. Е. Б. Вирсаладзе. М.: Наука, 1973. 367 с.
Гура А. В. Цветовая символика летающего змея (лужицко-восточнославянские
и южнославянские параллели) // Славянские архаические ареалы в пространстве
Европы. 2 / Отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 2021. С. 9–25.
Джанашвили М. Г. Картвельские поверья // СМОМПК. 1893. Вып. XVII. Отд. 2.
С. 144–173.
Джапаридзе Г. Народные праздники, обычаи и поверья рачинцев // СМОМПК. 1896.
Вып. XXI. Отд. 2. С. 107–150.
Джапуа З. Д. Абхазские архаические сказания о Сасрыкуа и Абрыскиле. Сухум:
Алашара, 2003. 375 с.
Дувакин Е. Н. Греко-латинско-кавказские связи в области мифологии на евразийском
фоне // ИЯКФ. 2018. Т. 22. С. 452–463.
Дувакин Е. Н. Кельто-кавказские фольклорные параллели и возможные сценарии их
происхождения // ИЯКФ. 2019. Т. 23. С. 295–307.
Дувакин Е. Н. Узлы ветров и корни гор: степные истоки североевропейских мотивов //
ИЯКФ. 2020. Т. 24. С. 24–40.
Дувакин Е. Н., Нуруллин Р. М. Лев на луне: месопотамские космологические мотивы
в сравнительной перспективе // ИЯКФ. 2022. Т. 26. С. 353–375.
Жордания И. М. Народное многоголосие, этногенез и расогенез // Советская
этнография. 1988. № 2. С. 24–33.
Иванова Ю. В. Институт гостеприимства у горских народов Балканского
полуострова и Кавказа // Балканские исследования / Отв. ред. Г. Л. Арш. М.: Наука,
1976. С. 231–238.
Иванова Ю. В. Поведенческие стереотипы: обряд примирения кровников в горных
зонах Балкан и на Кавказе // Этнографическое изучение знаковых средств культуры / отв.
ред. А. С. Мыльников. Л.: Наука, 1989. С. 139–153.
Инал-ипа Ш. Д. Памятники абхазского фольклора. Сухуми: Алашара, 1977. 199 с.
Иоакимов А. Предрассудки моих учеников. (Из жизни пансионеров Сухумской
горской школы) // Кавказ. 1873. № 54. С. 2.
Капаев И. С. Ногайские мифы, легенды и поверья. М.: Голос-Пресс, 2012. 424 с.
Каракетов М. Д. Космогонические мотивы в эзотерическом ритуале карачаевцев
и балкарцев // Карачаевцы и балкарцы (этнография, история, археология) / отв. ред.
С. А. Арутюнов. М.: ИЭА РАН, 1999. С. 199–274.
Климов Г. А. Древнейшие индоевропеизмы картвельских языков. М.: Наследие, 1994.
249 с.
Козьмин А. В. Материалы по этнографии и мифологии адыгейского аула Уляп // Живая
старина. 2016. № 1 (89). С. 9–11.
Лалаянц Е. А. Народные предания о животных у армян Елизаветопольской губернии //
Известия Кавказского отдела Императорского русского географического общества. 1904.
Т. XVII. № 1. С. 203–208.
Лешбер К. Опыт классификации языка древнейшего пастушеского населения в Юго-
Восточной Европе // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. 2021. № 4.
С. 154–176.
Лешбер К. Към произхода на някои български пастирски термини // Български език.
2022. Год. LXX. Кн. 3. С. 58–77.
Лисицян С. Д. Армяне Нагорного Карабаха. Ереван: Изд-во АН Армении, 1992. 239 с.
Манько В., Чхатарашвили Г. Раннеголоценовая стоянка Джварцхма в Западной
Грузии // Revista Arheologică. 2020. Vol. 16 (1). P. 63–77.
Манько В. А., Чхатарашвили Г. Л. Стоянка Сосруко: проблемы интерпретации камен-
ных комплексов // Camera praehistorica. 2021. № 2 (7). С. 36–57.
Меретуков К. Х. О некоторых космонимах адыгейского языка // Ономастика Кавказа /
отв. ред. Т. А. Гуриев. Орджоникидзе: СОГУ, 1980. С. 173–176.
Младенова Д. Звездното небе над нас: Етнолингвистично изследване на балканските
народни астроними. София: Проф. Марин Дринов, 2006. 421 с.
Мошков В. А. Гагаузы Бендерского уезда // Этнографическое обозрение. 1901. Кн. LI.
№ 4. С. 1–80.
Нейкова Р. Г. Калуш и Чопа / Цоппай. Балкано-кавказские фольклорные параллели //
Известия СОИГСИ. 2017. Вып. 23 (62). С. 21–45.
Николаев С. Л. « Кавказоидные» элементы палеобалканского субстрата // Античная
балканистика: Карпато-балканский регион в диахронии / редкол.: С. Б. Бернштейн и др.
М.: Наука, 1984. С. 29–31.
Ровинский П. А. Черногория в ее прошлом и настоящем. СПб.: Тип. Императорской
академии наук, 1901. Т. II. Ч. 2. 646 с.
Садек Хедаят. Нейрангистан // Переднеазиатский этнографический сборник. I /
отв. ред. О. Л. Вильчевский и А. И. Першиц. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 259–336.
Свод памятников фольклора народов Т. 4: Мифологическая проза / отв. сост.
М. Р. Халидова. Дагестана. М.: Наука, 2012. 294 с.
Сефербеков Р. И. Традиционные религиозные представления табасаранцев. Махачкала:
ИИАЭ ДНЦ РАН, 2000. 60 с.
Сефербеков Р. И. Пантеон языческих божеств народов Дагестана. Махачкала: ДИНЭМ,
2009. 407 с.
Сефербеков Р. И. Из мифологии рутульцев: реконструкция образов пантеона
и пандемониума // Исторические, философские, политические и юридические науки,
культурология и искусствоведение. 2014. № 12 (50). Ч. 2. C. 172–181.
Сефербеков Р. И., Исрапилова З. А. Мифологические персонажи традиционных
верований буркун-даргинцев // Исторические, философские, политические и юридические
науки, культурология и искусствоведение. 2013. № 10 (36). Ч. 2. С. 178–181.
Сефербеков Р. И., Шигабудинов Д. М. Мифологические персонажи традиционных
верований аварцев-хунзахцев. Махачкала: Наука плюс, 2006. 160 с.
Сеферова Э. Э. Генезис и функции инициальных мотивов в крымско-татарском
сказочном эпосе // Филология: научные исследования. 2020. № 2. С. 50–57.
Старостин С. А. Труды по языкознанию. М.: Языки славянских культур, 2007. 924 с.
Степанов И. С. Поверья грузин Телавского уезда // СМОМПК. 1893. Вып. XVII.
Отд. 2. С. 124–143.
Степанов И. С. Приметы и поверья грузин Телавского уезда Тифлисской губернии //
СМОМПК. 1894. Вып. XIX. Отд. 2. С. 78–103.
Стойков Д. Тълкувания на природни явления, разни народни вярвания и прокобявания.
От Софийско // Сборник за народни умотворения, наука и книжнина. София: Държавна
печатница, 1891. Кн. V. С. 109–110.
Стругацкие А. и Б. Комментарии к пройденному. М.: АСТ, 2022. 320 с.
Стругацкий Б. Больной вопрос (Бесполезные заметки) // Ключ. Литературный
альманах / ред.-сост. Е. Звягин. СПб.: ЭЗРО, 1995. С. 188–207.
Талышские народные предания и сказки / пер. с перс. и фр. А. Киракосян; под ред.
и с предисл. Г. Асатряна. Ереван: Кавказский центр иранистики, 2005. 64 с.
Толстой Н. И. Язык и народная культура. М.: Индрик, 1995. 512 с.
Толстой Н. И. Избранные труды. М.: Языки русской культуры, 1997. Т. I. 520 с.
Фольклор Азербайджана и прилегающих стран / под ред. А. В. Багрия. Баку: Изд-во
АзГНИИ, 1930a. Т. 1. 303 с.
Фольклор Азербайджана и прилегающих стран / под ред. А. В. Багрия. Баку: Изд-во
АзГНИИ, 1930b. Т. 3. 256 с.
Хисамитдинова Ф. Г. Мифологический словарь башкирского языка. М.: Наука, 2010.
452 с.
Цгоев Х. Словарь осетинской мифологии и уклада жизни. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ
ВНЦ РАН и РСО-А, 2015. 599 с.
Цицишвили Н. Г. Южнославянско-грузинские музыкально-этнографические парал-
лели // Советская этнография. 1991. № 2. С. 114–123.
Черных Е. Н. Культуры номадов в мегаструктуре Евразийского мира. М.: ЯСК, 2013.
Т. 1. 368 с.
Чечено-ингушский фольклор. М.: Худ. лит., 1940. 287 с.
Чурсин Г. Обычаи и предрассудки карачаевцев // Кавказ. 1903. № 24. С. 3.
Якубов М. Болгария — Дагестан // Болгария — СССР. Диалог о музыке / сост. и ред.
И. А. Слепнева и В. И. Зака. М.: Сов. композитор, 1972. С. 83–133.
Ali Shah W. Notes on Kalash folklore // Cultures of the Hindukush / ed. by K. Jettmar.
Wiesbaden: F. Steiner, 1974. P. 69–80.
Andrews J.-B. Traditions, superstitions et coutumes du Mentonnais (Alpes-Maritimes) //
Revue des traditions populaires. 1894. T. 9 (3–4). P. 213–220.
Bengtson J. D., Leschber C. Notes on some Pre-Greek words in relation to Euskaro-Caucasian
(North Caucasian + Basque) // Journal of Language Relationship. 2021. Vol. 19 (2). P. 71–98.
Bomhard A. R. The origins of Proto-Indo-European: The Caucasian substrate hypothesis //
Journal of Indo-European Studies. 2019. Vol. 47. No. 1–2. P. 9–124.
Bomhard A. R. Prehistoric language contact on the steppes: The case of Indo-European and
Northwest Caucasian. Florence, SC USA: n. p., 2023. 146 p.
Сannizzaro T. L’arc-en-ciel. XXVIII: En Sicile // Mélusine. 1886–1887. T. 3. P. 233.
Dong Y. et al. Dual domestications and origin of traits in grapevine evolution // Science.
2023. Vol. 379 (6635). P. 892–901.
Dömötör T. Hungarian folk beliefs. Bloomington: Indiana Univ. Press, 1982. 324 p.
Eckert G. Das Regenmädchen. Eine mazedonisch-kaukasische Parallele // Jahrbuch des
Linden-Museums. 1951. Bd. 1. S. 98–101.
Elsie R. A Dictionary of Albanian religion, mythology, and folk culture. London:
C. Hurst & Co, 2001. 357 p.
Garnier N., Valamoti S. M. Prehistoric wine-making at Dikili Tash (Northern Greece):
Integrating residue analysis and archaeobotany // Journal of Archaeological Science. 2016.
Vol. 74. P. 195–206.
Gura A. V. On the methods of constructing a mythological text: Slavic folk beliefs regarding
the spots on the Moon // Folklore (Tartu). 2010. Vol. 44. P. 35–50.
Hahn J. G. von. Albanesische Studien. Jena: F. Mauke, 1854. Heft III. 241 S.
Herbert H. J. G. Reminiscences of Athens and the Morea: Extracts from a journal of travels
in Greece in 1839. London: J. Murray, 1869. 230 p.
Ivanova M., De Cupere B., Ethier J., Marinova E. Pioneer farming in Southeast Europe
during the early sixth millennium BC: Climate-related adaptations in the exploitation of plants
and animals // PLoS ONE. 2018. Vol. 13 (5): e0197225.
Izdimirski M. The rainbow in Bulgarian folklore // Anthropology. 2020. Vol. 7. P. 98–117.
Kassian A. Hattic as a Sino-Caucasian language // Ugarit-Forschungen. 2010. Bd. 41.
P. 309–447.
Kassian A. S., Zhivlov M., Starostin G., Trofimov A. A., Kocharov P. A., Kuritsyna A.,
Saenko M. N. Rapid radiation of the inner Indo-European languages: An advanced approach to
Indo-European lexicostatistics // Linguistics. 2021. Vol. 59. No. 4. P. 949–979.
Kiguradze T. Caucasian Neolithic // Encyclopedia of Prehistory / ed. by P. N. Peregrine and
M. Ember. New York: Springer, 2001. Vol. 4. P. 55–76.
Klimov G. A. Etymological dictionary of the Kartvelian languages. Berlin; New York:
de Gruyter, 1998. 504 p.
Koleva T. A. Parallèles balkano-caucasiens dans certains rites et coutumes // Ethnologia
Slavica. 1972. T. III. P. 181–202.
Komorovsky J. Kaukasische Parallelen der Begräbnis-Gebräuche von Crna Gora
(Montenegro) // Ethnologia Slavica. 1971. T. II. P. 177–187.
Kozintsev A. Proto-Indo-Europeans: The prologue // Journal of Indo-European Studies.
2019. Vol. 47. No. 3–4. P. 293–380.
Lazaridis I. et al. The genetic history of the Southern Arc: A bridge between West Asia and
Europe // Science. 2022. Vol. 377. No. 6609: eabm4247.
Leschber C. Bulgarische Lexik in einem multifaktoriellen makrokomparativistischen
Kontext // Linguistique balkanique. 2021. T. LX (1). P. 40–51.
Mallory J. P., Adams D. Q. The Oxford introduction to Proto-Indo-European and the Proto-
Indo-European world. Oxford: Oxford Univ. Press, 2006. 760 p.
Manko V. O., Chkhatarashvili G. L. Transcaucasia and Neolithic of south of Eastern
Europe // Arheologia. 2022. No. 2. P. 19–52.
Mathieson I. et al. The genomic history of Southeastern Europe // Nature. 2018. Vol. 555.
P. 197–203.
McGovern P. et al. Early Neolithic wine of Georgia in the South Caucasus // Proceedings
of the National Academy of Sciences of the USA. 2017. Vol. 114 (48). P. E10309–E10318.
Ortenzio A. Contes et légendes des Balkans. Paris: Flies France, 2008. 223 p.
Pamfile T. Văzduhul după credinţele poporului român. Bucureşti: Paideia, 2001. 192 p.
Pandey B. D. Myths and beliefs on creation of universe among the tribes of Arunachal
Pradesh. Itanagar: Government of Arunachal Pradesh, 1999. 134 p.
Politis N. G. L’arc-en-ciel en Grèce // Mélusine. 1884–1885. T. 2. P. 38–41.
Pröhle W. Karatschajische Studien // Revue orientale pour les études ouralo-altaïques. 1909.
T. 10. P. 215–304.
Sébillot P. Le folk-lore de France. Paris: E. Guilmoto, 1904. T. 1. 489 p.
Siebenbürgische Sagen / Hrsg. von F. Müller. Neue erweit. Ausg. von M. Orend. Göttingen:
Schwartz & Co, 1972. 509 S.
Stockmann E. Kaukasische und albanische Mehrstimmigkeit // Bericht über den
Internationalen musikwissenschaftlichen Kongress, Hamburg 1956 / Hrsg. von W. Gerstenberg
et al. Kassel: Bärenreiter-Verlag, 1957. S. 229–231.
Vassilkov Ya. Heroes, kings and monsters in a cave under the mountain (Indo-Europeans and
the Caucasus) // Journal of Indo-European Studies. 2020. Vol. 48. No. 3–4. P. 445–470.
Wang C.-C. et al. Ancient human genome-wide data from a 3000-year interval in the
Caucasus corresponds with eco-geographic regions // Nature Communications. 2019. Vol. 10.
No. 590. P. 1–13.
Yermoloff A. Les traditions populaires de la Russie // Revue des traditions populaires. 1907.
T. 22 (10). P. 337–354.
Zeder M. A. Out of the Fertile Crescent: The dispersal of domestic livestock through Europe
and Africa // Human Dispersal and Species Movement / ed. by N. Boivin, R. Crassard, and
M. Petraglia. Cambridge, UK: Cambridge Univ. Press, 2017. P. 261–303.
Zsigmond G. Popular cosmology and beliefs about celestial bodies in the culture
of the Hungarians from Romania // Acta Ethnographica Hungarica. 2003. Vol. 48 (3–4).
P. 421–439.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Одним из самых интересных регионов, где религия оказывает все более сильное влияние на жизнь людей, является Северный Кавказ. Рождаемость очень часто зависит от религиозных взглядов людей и особенностей локальной интерпретации религиозных норм. В статье мы рассмотрим влияние ислама на рождаемость и репродуктивное поведение населения, особенности репродуктивной стратегии, характерные для ислама в его местных вариантах. С этой целью были проанализированы религиозные источники и проведен экспертный опрос среди религиозных и общественных деятелей республик Северного Кавказа. Основываясь на результатах социологического исследования, проведенного среди населения наиболее исламизированных республик Северного Кавказа (Республики Дагестан и Республики Ингушетия), мы проанализировали, как население этих мест в зависимости от возраста, пола, религиозных взглядов и принадлежности к тому или иному течению внутри ислама понимает вопросы, касающиеся рождаемости. Исследование предполагает сочетание качественных (глубинные интервью и экспертный опрос) и количественных (стандартизированное анкетирование) методов. Общая выборка — 1575 респондентов. Качественное исследование было проведено с жителями региона (75 респондентов), из них 30 респондентов — эксперты. В рамках изучения мы рассмотрели несколько вопросов, касающихся репродуктивного поведения населения и позволяющих выявить репродуктивную стратегию. Исследование позволило выявить и показать динамику и специфику репродуктивного поведения жителей региона, провести компаративный анализ гендерных стратегий в республиках Северного Кавказа. В статье раскрыты вопросы репродуктивных ожиданий, зависимости рождаемости от религиозной принадлежности, места проживания и иных факторов. Также рассмотрены проблемы принуждения женщин к рождению детей, вопросы контрацепции, селективных абортов, приоритета влияния религии или традиций на репродуктивное поведение.
Статья посвящена деконструированию мифологемы, напрямую затрагивающей языковые модели поведения горских евреев Нальчика в критической обстановке — при угрозе гибели в период немецкой оккупации. Несостоятельность транслируемой мифологемы, которую в общих чертах можно сформулировать как «чудесное спасение
общины благодаря оперативному изучению кабардинского языка», научно подтверждается довольно легко, однако наделение этого адыгского языка символическим статусом «спасителя» в подобной экстренной ситуации оправдывается влиянием других контекстуальных дискурсов. Они, как правило, сопряжены с феноменом многоязычия, стабильно наблюдемого у всех известных локальных горско-еврейских групп и обладающего вариативным характером из-за специфики традиционного расселения в различных кавказских регионах с меняющимся нееврейским автохтонным населением. В западнокавказском культурном ареале (главным образом в Большой и Малой Кабарде), куда горские евреи начинают постепенно мигрировать с начала XIX в. c северодагестанских (кумыкских) территорий, поэтапно под воздействием социально-экономических и культурных факторов возникают свои неповторимые полилингвиальные конфигурации. Важной особенностью полиглоссии нальчикских горских евреев долгое время оставалось преобладающее знание кабардинского в качестве дополнительного «местного» языка и менее распространенное владение другим соседским языком — балкарским.
В свете современной научной парадигмы «мораль как сотрудничество» мораль играет значимую роль в кооперации между людьми. Долгое время оставался открытым вопрос универсальности морали у представителей разных этнических групп. Сегодня специалисты различных научных профилей, в том числе социальные антропологи и кросс-культурные психологи, подтверждают существование общепринятых для всех народов представлений о моральном поведении. В данной работе нами были исследованы этические установки у проживающего на территории Северного Кавказа традиционного общества — карачаевцев. Респондентам было предложено оценить степень социальной приемлемости поведения, изображенного на картинках. Каждая из картинок предварительно подбиралась с учетом мировоззренческих особенностей респондентов карачаевской национальности. Тестовые иллюстрации отражали разные аспекты морали: лояльность к группе, уважение к частной собственности, семейные ценности, защиту и героизм. В ходе анализа полученных данных было показано, что карачаевцы считают важным проявлять почтительное отношение к пожилым людям; женщины карачаевской национальности признают недопустимым рукоприкладство по отношению к детям. В этой работе мы предприняли попытки прокомментировать и объяснить полученные данные с эволюционных позиций и показали еще один подход к изучению менталитета традиционных и постиндустриальных обществ в контексте теории «мораль как сотрудничество». Наша интерпретация не претендует на роль единственной и неопровержимой точки зрения.
В статье проведен анализ количественной динамики коми-ижемцев в контексте пространственной дифференциации их локальных сообществ. Возникновению
территориально разрозненных сообществ сопутствовали исторические особенности расселения коми-ижемцев как этнографической группы. Региональные различия отразились на неравномерности демографических процессов и, кроме того, оказали влияние на восприятие ижемской идентичности. На этом основании автором осуществлена классификация локальных групп по территориальному принципу. Отмечается, что категория «коми-ижемец » как единица статистического учета представителей соответствующей этнографической группы не является релевантной, но лишь отражает тенденции в изменении самосознания группы. Поэтому коми-ижемцами выделена общность, для которой наиболее актуально обозначение ижемской идентичности, а масштаб общности — результат актуализации и поддержания этой идентичности. Вариативность восприятия ижемской идентичности как категории этнокультурного или географического свойства сказывается на практике самоопределения коми-ижемцев. Констатируется, что сокращение численности группы сопряжено с кризисом ижемской идентичности. Снижение того влияния, которое оказывал этнокультурный фактор на позиционирование коми-ижемцев, с одной стороны, ведет к усилению на местном уровне общеэтнической идентичности коми, с другой — увеличивает значимость территориальности в самосознании коми-ижемцев. Переосмысление ижемской идентичности в пространственном аспекте можно рассматривать как предпосылку к консолидации локальных сообществ на ином, более высоком уровне территориальной иерархии. С целью дальнейшего прогнозирования этих процессов в аналитический инструментарий к обозначенной проблематике автором введено понятие «субрегиональная идентичность» и осуществлена его первичная концептуализация.
В статье рассмотрены особенности современной системы оленеводства европейских ненцев. В основу положены материалы полевых исследований, проводившихся
в июле 2022 г., апреле и июле-августе 2023 г. в Канинской, Тиманской, Малоземельской и Большеземельской тундрах Ненецкого автономного округа (НАО). У оленеводов НАО, в отличие от кочевников Ямало-Ненецкого автономного округа, нет больших проблем с выпасом оленей, поскольку нефтегазодобыча здесь не столь масштабна и серьезного дефицита пастбищных угодий пока не наблюдается. Оленеводы полностью покраывают потребности округа в мясной продукции, что играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности региона. Власти поддерживают развитие отрасли, помогая оленеводческим кооперативам и семейно-родовым общинам в приобретении новых производственных баз с коралями, убойными пунктами, генераторами, холодильными установками, жилыми модулями. Вместе с тем состояние оленеводства в четырех тундрах и на острове Колгуев неодинаково. Наблюдаются различия в формах хозяйствования, организации выпаса, кадровой политике; многое зависит от присутствия на пастбищных территориях нефтегазодобывающих компаний. Двумя общими проблемами остаются: (а) назревающая необходимость перераспределения пастбищных угодий и (б) нехватка опытных оленеводов и просто пастухов. С одной стороны, стремление к увеличению доходов стимулирует наращивание поголовья, прежде всего частного, что, в свою очередь, приводит к увеличению нагрузки на пастбища, а иногда и к катастрофам (Колгуев), с другой — тенденция к сокращению кадрового потенциала отрасли, вызванная переходом на сменный выпас в советское время и снижением престижа оленеводческой отрасли в постсоветский период, становится причиной сокращения поголовья, объединения стад и ликвидации отдельных оленеводческих предприятий и общин. Проблема частично решается за счет пришедших на территорию НАО уральских ненцев (Большеземельская тундра) и наемников из соседних тундр (Тиманская тундра), что влечет за собой обострение «земельного вопроса» и приводит к этнокультурным трансформациям.
Кроме высокой художественной ценности, коллекция гравированных клыков, выполненных в первые послевоенные годы, представляет особый исследовательский интерес с этнографической точки зрения. Это обусловлено тем, что в гравированных изображениях до мельчайших подробностей представлены окружающая среда и фольклор, повседневная жизнь и праздники, значимые исторические события и явления недавнего прошлого Чукотского национального округа первой половины ХХ в. В статье выделен круг тем и рассмотрены основные сюжеты, запечатленные чукотскими мастерами на цельных моржовых клыках (морской зверобойный промысел, оленеводство, охота на птиц и пушного зверя, торговля и обмен, коллективизация, праздники, индустриализация Чукотки). Эти артефакты хранятся в фондах МАЭ РАН, сегодня они позволяют представить реалии жизни и быта коренного населения Чукотского полуострова первой половины ХХ в. Автор обращает внимание, что особенно ярко высвечиваются изменения, произошедшие в материальной и духовной жизни чукчей и эскимосов, благодаря параллельному развертыванию сцен, повествующих о старой, традиционной жизни на Крайнем Севере и новых элементах, привнесенных с советизацией Чукотки. В статье предпринята попытка с опорой на исторические данные и документы проанализировать адекватность представленной картины жизни чукчей и эскимосов первой половины ХХ в., а также выдвинута гипотеза о причинах несоответствия реальной жизни и художественного ее представления.
Статья посвящена анализу изображений, послуживших иллюстрациями к сочинению руководителя Академического отряда Великой Cеверной экспедиции Г. Ф. Миллера. Объект исследования — три гравюры, аннотированные как изображения «Кунгурских и Уфимских татарок». Отсутствие характеристики одежды татар в тексте Г. Ф. Миллера и неконкретность аннотации к этим изображениям не давали возможности использовать эти гравюры в качестве полноценного историко этнографического источника. В силу названных обстоятельств оставались открытыми важные для этнографии татар вопросы: был ли единым костюмный комплекс у указанных групп или существовали локальные различия в их одежде; в чем они выражались; какие изображения были сделаны с кунгурских татарок, а какие — с уфимских? Определить принадлежность изображенных костюмов к «кунгурским» (сылвенско-иренским) и «уфимским» (бисертским татарам) помог анализ иллюстраций Г. Ф. Миллера с привлечением сведений, содержащихся в описаниях И. Г. Гмелина (участника экспедиции, члена Академического отряда). Детальные совпадения изображения и описания головного убора «уфимской татарки», близкие соответствия запечатленному убору в этнографических материалах позволяют сделать вывод, что эти визуальные образы весьма точны и достоверны. Полученные в результате проведенного исследования выводы позволяют атрибутировать изображения татарок в сочинении Г. Ф. Миллера и ввести их в научный оборот уже в новом качестве.
Российская империя в ходе самопознания раньше других, в XVIII столетии, осознала себя страной, богатой народами. Это самопознание, переросшее в самосознание, привело к зарождению в России науки народоведения (этнографии) и национальной идеи многонародности (многонациональности). Через музей, маскарад, рисунки и гравюры изобразительная манера представлять многонародную Россию распространилась в XVIII в. и на фарфор (в исполнении скульптора Рашетта). В честь 300-летнего юбилея дома Романовых Николай II распорядился изваять скульптурную серию «Народности России» в фарфоре. Научным куратором проекта выступил академик Василий Радлов, директор Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры). По данным всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. он составил список из 150 народов, костюмы которых хранились в фондах Кунсткамеры или в рисунках. Работа над серией продолжалась десять лет, с 1907 по 1917 гг., и была прервана на 74-й скульптуре революцией и смертью Радлова, который выступал научным руководителем проекта и в какой-то мере режиссером «императорского театра фарфоровых кукол». Кунсткамера послужила лабораторией научного проектирования серии «Народности России». Не случайно в ее фондах сохранились бисквиты — неглазурованные и нераскрашенные образцы скульптурной серии. Сегодняшняя экспозиция Кунсткамеры воспроизводит замысел «фарфоровой России», в том числе заметные на фигурах хмурые выражения лиц, будто предвещающие грядущее восстание народов против империи народов.
Статья посвящена междисциплинарному изучению ранних записей якутского героического эпоса олонхо. В ней посредством сравнительно-исторического
метода наименования оружия дистанционного боя, упоминаемые в текстах олонхо, сравниваются с реальными историческими артефактами. Анализ показал, что в олонхо упоминаются реальные виды вооружения, которые были в обиходе до конца XVIII в. Сведения об этих видах вооружения отчасти отражены в этнографических материалах и подтверждаются новыми археологическими данными. В некоторых фрагментах эпоса содержится информация о способах изготовления таких видов оружия как якутский лук северного типа, стрела с наконечником типа срезень, бронебойная стрела с костяным наконечником. Этому способствовала описательная специфика эпического повествования, которая также позволила сохранить ассоциативные параллели при описании разновидностей стрел, применяемых к якутскому луку. В ходе исследования также выявлены наименования оружия дистанционного боя, не имевшие точной словарной дефиниции и не упомянутые в этнографических описаниях: саадах ыйыыр мас (‘дерево для увешивания саадах’), атара ох (‘стрела атара’), түүлээх түһэх ох (‘оперенная стрела тюсэх’), дэриэспэ таас мээчик (‘каменное ядро’), тимир мэрилээн мээчик (‘железное свистящее ядро’). Что касаетсяупоминаний огнестрельного оружия, выявлено, что ружье типа «сибирки» и беоприпасы к нему используются только в качестве элемента сравнения при описании тех или иных событий, происходящих в эпосе. Огнестрельные виды дистанционного оружия никогда не выступают в качестве богатырского вооружения. Это обстоятельство свидетельствует о том, что они являются напластованиями более позднего исторического периода.
Мотив волшебной жены (мужчина сознательно берет в жены женщину, принадлежащую к нечеловеческому миру) — один из самых распространенных в фольклоре. Его встречаемость ниже всего в Австралии и Африке южнее Сахары. Как и другие мотивы, не отражающие представления о мире, а используемые в приключенческих повествованиях, «Волшебная жена», видимо, появилась не на африканской прародине, а уже в Евразии. Среди вариантов образа «Жена-собака» и «Жена-звезда» должны были быть известны до начала заселения Нового Света, о чем свидетельствуют параллели между индо-тихоокеанской окраиной Азии и Америкой. Распространение «Жены-собаки » совпадает с вариантом мотива леса, восстановленного после вырубки (Индокитай и Юньнань — Мезоамерика), а также вписывается в область встречаемости характерных для всего циркумтихоокеанского мира повествований, объясняющих появление культурных растений. В африканских традициях этиология растений практически отсутствует. Вариант с «Женой-лебедем» (гусыней / уткой / журавлем) был известен в Евразии позже 7 тыс. л. н., однако не позже 10–12 тыс. л. н. (есть в американской Арктике и на севере северо-западного побережья Северной Америки, но не на основной территории Нового Света). Характерная для эскимосов «Жена-лиса» находит параллели в Китае, Японии и на Сахалине. В Арктику этот мотив попал позже «Жены-гусыни». «Жена-голубка», скорее всего, распространилась во второй половине I тыс. н. э. Прямых доказательств связи мотива волшебной жены с тотемическими представлениями нет.
Издательство
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д.3
- Юр. адрес
- 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д.3
- ФИО
- Андрей Владимирович Головнёв (Директор)
- E-mail адрес
- info@kunstkamera.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3280812