ISSN 2618-8600 · EISSN 2687-0789
Языки: ru · en

Статья: Моральные установки и оптимальная кооперация у карачаевцев* (2024)

Читать онлайн

В свете современной научной парадигмы «мораль как сотрудничество» мораль играет значимую роль в кооперации между людьми. Долгое время оставался открытым вопрос универсальности морали у представителей разных этнических групп. Сегодня специалисты различных научных профилей, в том числе социальные антропологи и кросс-культурные психологи, подтверждают существование общепринятых для всех народов представлений о моральном поведении. В данной работе нами были исследованы этические установки у проживающего на территории Северного Кавказа традиционного общества — карачаевцев. Респондентам было предложено оценить степень социальной приемлемости поведения, изображенного на картинках. Каждая из картинок предварительно подбиралась с учетом мировоззренческих особенностей респондентов карачаевской национальности. Тестовые иллюстрации отражали разные аспекты морали: лояльность к группе, уважение к частной собственности, семейные ценности, защиту и героизм. В ходе анализа полученных данных было показано, что карачаевцы считают важным проявлять почтительное отношение к пожилым людям; женщины карачаевской национальности признают недопустимым рукоприкладство по отношению к детям. В этой работе мы предприняли попытки прокомментировать и объяснить полученные данные с эволюционных позиций и показали еще один подход к изучению менталитета традиционных и постиндустриальных обществ в контексте теории «мораль как сотрудничество». Наша интерпретация не претендует на роль единственной и неопровержимой точки зрения.

Ключевые фразы: кооперация, традиционные общества, моральные ценности, карачаевцы, национальный менталитет
Автор (ы): Бутовская Марина Львовна, Имамеев Эмиль Рустамович
Журнал: ЭТНОГРАФИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.77. Социальная коммуникация. Социология коммуникации
Для цитирования:
БУТОВСКАЯ М. Л., ИМАМЕЕВ Э. Р. МОРАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И ОПТИМАЛЬНАЯ КООПЕРАЦИЯ У КАРАЧАЕВЦЕВ* // ЭТНОГРАФИЯ. 2024. № 2 (24)