Анализируется взаимосвязь и взаимопроникновение вузовской и военной подготовки в Воронежском государственном университете (ВГУ). Обозначены некоторые вехи, пройденные университетом почти за столетний период в деле подготовки военных кадров. Изложен продуктивный опыт сотрудничества факультетов и подразделений военного образования в университете, который может быть полезным ресурсом для решения актуальных задач, стоящих перед ВГУ и другими вузами страны.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Сегодня ВГУ является единственным гражданским вузом России, где ведется подготовка кадровых офицеров в интересах Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ по специальности «Военная журналистика». В ее реализации на равных правах участвуют факультет журналистики и ВУЦ, опираясь на ранее накопленный опыт сотрудничества. И это уже не просто взаимодействие военной и вузовской подготовки, а единое целое. На факультете философии и психологии на базе специальности «Психология служебной деятельности» в ВУЦ готовят офицеров по учетновоенной специальности «Военная психология» в интересах Департамента психологической работы Министерства обороны РФ.
Список литературы
1. URL: https://www.vsu.ru/ru/publishing/npvu/docs/vsu_201425.pdf (дата обращения: 06.03.2025).
2. Ендовицкий Д. А. На страже мира и безопасности государства: 90 лет военному образованию в Воронежском государственном университете / Д. А. Ендовицкий, В. Г. Шамаев. - Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2017. - 187 с. EDN: XTKMZI
3. Медиакоммуникации в современном мире: учеб. пособие для студентов вузов / отв. ред. В. В. Тулупов. - Воронеж: Кварта, 2021. - 129 с.
4. Организация информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: учебное пособие / под ред. Р. Х. Цаликова. - Москва: Редакционно-издательский центр Министерства обороны Российской Федерации, 2021. - 456 с.
5. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 803 “Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации” (п. 18).
6. Ендовицкий Д. А. Военно-политическая работа: учебное пособие / Д. А. Ендовицкий, Ю. Н. Коренчук, В. Г. Шамаев. - Москва: КНОРУС, 2021. - 416 с. EDN: NZRTKH
7. Указания Начальника Главного управления кадров МО РФ от 26 октября 2020 г. (исх. № 173/ УВО/25579).
8. Микрюков В. Ю. Основы военной службы: учебник / В. Ю. Микрюков. - Москва: КНОРУС, 2017. - 499 с.
9. Микрюков В. Ю. Основы военной службы: учебник / В. Ю. Микрюков, В. Г. Шамаев. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: КНОРУС, 2021. - 512 с.
10. Ендовицкий Д. А. Основы начальной военной подготовки и обороны государства: учебник / Д. А. Ендовицкий, В. Г. Шамаев. - Москва: КНОРУС, 2024. - 372 с. EDN: WCUTXG
11. Ендовицкий Д. А. Основы военной подготовки и обороны государства: учебник / Д. А. Ендовицкий, В. Г. Шамаев. - Москва: КНОРУС, 2024. - 480 с. EDN: VCAJSC
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензируемое издание исключительно актуально в современных условиях. В его 10 главах рассматриваются и тщательно анализируются события, имевшие место на последнем этапе освободительной войны с гитлеризмом. Подробно и скрупулезно, на большом источниковом материале исследуются наступательные операции по освобождению стран Восточной Европы и Северной Норвегии. Можно с уверенностью говорить о том, что эта книга займет свое достойное место в вузовских библиотеках и будет востребована в образовательном процессе при изучении одного из самых решающих и самых знаменательных для судеб страны периодов ее истории.
Представлена рецензия на учебное пособие, посвященное исследованиям в области бионанотехнологии, направленным на создание наноструктур и наноматериалов для их биомедицинского применения.
Представлена рецензия на монографию, посвященную актуальным проблемам современного отечественного педагогического образования, проанализированным авторами в философско-педагогическом контексте. Убогость современной педагогической мысли, по мнению авторов, проявляется в ее нефилософичности, схоластичности и несамостоятельности. Преодолеть их возможно через утверждение начал русского мировидения, сквозь призму которого человек неотделим от его национальных духовно-ценностных ориентиров; остановив выхолащивание из педагогики и образования человека.
В 2025 г. легендарный детский лагерь на Крымском побережье Чёрного моря «Артек» отмечает 100-летие. В статье на основе опыта, полученного автором во время работы вожатой одного из лагерей «Артека», анализируется педагогическая система этого Международного детского центра, ключевые элементы которой являются практически неизменными на протяжении всей его вековой истории и обусловливают становление личности как детей, так и работающих с ними студентов-практикантов в роли вожатых.
Представленные неопубликованные воспоминания выпускниц Московских высших женских курсов начала XX в. позволяют выявить взгляд курсисток на высшее женское образование как средство повышения социального статуса, способ саморазвития личности, раскрыть уровень их политизированности, отношение к преподаваемым дисциплинам и профессуре.
В статье анализируются особенности формирования и развития воронежской высшей школы в первые годы советской власти. Показаны процесс создания новых советских вузов, трудности и достижения в их деятельности. Освещается роль профессорско-преподавательских кадров разных поколений в становлении воронежских вузов.
Статья посвящена исследованию специфики африканского образования в доколониальный период. Диахронический анализ позволяет глубже взглянуть на тогдашнее состояние образования на континенте, обусловленное культурно-историческими факторами. Результаты научного поиска, изложенные в статье, вносят вклад в развитие не только исторической педагогики, но и методики преподавания африканцам русского языка как иностранного с учетом этнокультурных аспектов местных образовательных практик. Их применение актуально в рамках поддержки иностранных студентов, проходящих социокультурную адаптацию в неродной образовательной среде российской высшей школы.
Представлены результаты исследования, направленного на теоретическое обоснование процесса формирования у будущих учителей поликультурно-медиативной компетенции в образовательном процессе педагогического вуза. Поликультурно-медиативная компетенция педагога рассматривается как социальное и как профессионально важное качество. Приведено определение данной компетенции; выявлен ее компонентный состав (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-поведенческий, рефлексивно-оценочный); обозначены технологии, предполагающие создание личностно развивающих ситуаций поликультурной медиации.
В статье представлены результаты анализа практики диагностики, профилактики и коррекции профессиональных дефицитов педагогов. Актуальность исследования обусловлена обращением к аспекту дефицитарности в контексте реализации национальной системы профессионального роста педагогов. Опыт практического решения накапливается параллельно разработке необходимого теоретического обоснования. Регулирующим основанием выступают методические рекомендации различного уровня. Выделены ведущие формы организации сопровождения педагогов в ситуации выявления профессиональных дефицитов.
С помощью анализа основных принципов нравственно-эстетического образования обобщается опыт и правила его реализации в вузе. Нравственно-эстетическое образование рассматривается как один из сценариев иммерсивного обучения. Педагогическая практика показывает, что нравственно-эстетическое образование - это образование, основанное на опыте, эффект которого должен достигаться за счет эмоционального резонанса преподавателей и студентов. Проведенный анализ позволяет заключить, что в эпоху цифровых медиа развитие новых технологий, таких как виртуальная реальность, дополненная реальность и концепции метавселенной, предоставляет больше возможностей для иммерсивного эстетического образования и вносит большой вклад в личностное становление студентов.
С помощью анализа основных принципов нравственно-эстетического образования обобщается опыт и правила его реализации в вузе. Нравственно-эстетическое образование рассматривается как один из сценариев иммерсивного обучения. Педагогическая практика показывает, что нравственно-эстетическое образование - это образование, основанное на опыте, эффект которого должен достигаться за счет эмоционального резонанса преподавателей и студентов. Проведенный анализ позволяет заключить, что в эпоху цифровых медиа развитие новых технологий, таких как виртуальная реальность, дополненная реальность и концепции метавселенной, предоставляет больше возможностей для иммерсивного эстетического образования и вносит большой вклад в личностное становление студентов.
В статье рассматриваются проблемы адаптации иностранных студентов к образовательной среде вуза. Отмечается, что в связи с ростом академической мобильности иностранных обучающихся по программам высшего образования бакалавриата, магистратуры и аспирантуры проблемы адаптации иностранных студентов приобретают особую значимость. Адаптация иностранных студентов к образовательной среде рассматривается как активный процесс взаимодействия с другими студентами и преподавателями, что служит ключевым механизмом освоения новой среды и развития устойчивых адаптационных стратегий. Рассматриваются виды адаптации иностранных студентов: социальная, организационная, учебно-мотивационная и психологическая. Автор приходит к выводу, что эффективная адаптация способствует укреплению психологического здоровья иностранного студента, повышает его учебную мотивацию и улучшает общую атмосферу взаимодействия.
Статья посвящена уникальному человеку, физику, ученому с мировым именем, незаурядному педагогу и основателю известной во всем мире научной школы Воронежского государственного университета профессору Эвелине Павловне Домашевской. Яркие и важные моменты биографии ученого и учителя приводятся наряду с оригинальными и особенными штрихами многогранной деятельности и достижений Эвелины Павловны для науки, образования и университета.
В статье рассматриваются педагогические условия, способствующие эффективному овладению курсантами вузов МВД России антикоррупционной культурой. Описывается и уточняется каждое из условий. Автор указывает на тесную взаимосвязь всех педагогических условий для достижения желаемого результата.
В статье раскрываются возможности использования телекоммуникационных проектов в высшей школе; описываются их особенности, способствующие развитию критического мышления, эмоционального отношения к действительности. Дается описание создания телекоммуникационного проекта в сотрудничестве университетов Пскова и Липецка; с помощью SWOT-анализа определяются основные позиции экологической ситуации в этих городах и факторы загрязнения атмосферы. Доказывается эффективность использования телекоммуникационного проекта в формировании экологического отношения у студентов.
В статье представлен опыт реализации практической подготовки бакалавров, получающих образование по направлению подготовки 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности». Результаты исследования показали, что наилучшая результативность практической подготовки обучающихся достигается при практико-ориентированном обучении в рамках деятельностно-компетентностного подхода. Выявленные педагогические условия эффективного осуществления практической подготовки создадут предпосылки успешного трудоустройства и позволят студентам не только получать опыт профессиональной деятельности, но и активно взаимодействовать с работодателями.
В статье анализируется психологический феномен любви педагога к детям, раскрывается его роль, содержание, структура и показатели проявления, в том числе обеспечивающие личностные и социально-психологические условия его формирования. Обосновывается идея о том, что, выступая главной ценностью в педагогической профессии, любовь к детям составляет ценностнонравственный фундамент подготовки преподавательских кадров вузе.
Рассматривается инновационный подход к развитию научно-исследовательской компетентности обучающихся посредством интеграции технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательный процесс. Показаны преимущества применения ИИ-инструментов в обучении: повышение эффективности формирования исследовательских навыков, развитие критического мышления, возможность персонализации образовательных траекторий. Вместе с тем отмечены потенциальные риски чрезмерного использования ИИ, такие как снижение креативности и критического восприятия информации.
Фундаментальное образование, в первую очередь математическое и естественно-научное, лежит в основе национального суверенитета Российской Федерации, неотъемлемыми составляющими которого выступают технологический суверенитет и не менее важный с точки зрения будущего нации мировоззренческий суверенитет. В настоящей статье приводится краткий анализ происходящих и грядущих изменений в сфере образования, в том числе высшего, с опорой на богатый опыт проведения реформ образовательной системы в нашей стране в различные исторические периоды.
В статье представлен анализ психологической безопасности в учебных группах студентов. Исследованы функциональные и структурные аспекты безопасности как комплексной групповой характеристики. В структуре безопасности группы выделены когнитивный, эмоциональный, поведенческий, ценностно-нормативный и организационный компоненты. Выявлены и описаны ключевые факторы безопасности: стабильность групповой структуры, качество коммуникаций, особенности лидерства, групповая сплоченность, распределение ролей и управление конфликтами. Предложены методы диагностики психологической безопасности студенческих групп.
На основе современных требований к изучению истории в вузе рассматривается возможность включения в изложение учебного материала и организацию самостоятельной учебной деятельности студентов медиаматериалов. Излагаются задачи, методы, критерии, которые следует иметь в виду и применять на практике педагогу высшего образования.
Статья раскрывает проблему потенциала нового обязательного учебного курса «Основы российской государственности». Акцент сделан на реализации воспитательного потенциала, формировании патриотических компетенций у студентов, метапредметных и межпредметных связях нового курса, гражданственности. Проанализирован опыт проведения практических и лекционных занятий. На основе анкетирования студентов подведены промежуточные итоги, выработаны рекомендации и предложения по корректировке основного содержания учебного курса.
В статье анализируются проблемы вторичной занятости студентов российских университетов с позиции интересов будущего страны. Авторы исходят из того, что мотивации и амбиции, побуждающие студентов выходить на рынок труда во время обучения по очной форме, формируются под влиянием ценностных ориентаций, которые в последние годы претерпели значительные изменения. В результате теоретико-эмпирического исследования выявлено, что совмещение очной формы обучения в вузе и трудовой деятельности влечет за собой неоднозначные эффекты для профессионального становления будущих специалистов. Оптимизировать ситуацию, по мнению авторов, возможно на основе переосмысления концепции «работающих студентов» и создания продуманной системы мер по приобщению обучающихся старших курсов к работе по осваиваемой профессии.
В статье обсуждается проблема такого психологического ресурса самоопределения в студенческом возрасте, как вера. Раскрывается сущность веры в ее психологическом смысле, многопредметность и многофункциональность веры как сложного личностного образования, пронизывающего сознание, деятельность, мотивационную и эмоционально-волевую сферы, описываются основные различия между религиозной и нерелигиозной верой. Определены некоторые направления воспитательной и психологической работы со студентами, испытывающими дефицит веры, что препятствует их эффективному самоопределению.
В год празднования 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, объявленный Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина Годом защитника Отечества, работа всех вузов страны проходит под знаком этого значимого события, имеющего без преувеличения исторический, геополитический и экзистенциальный смыслы. В связи с этим редакция серии «Проблемы высшего образования» журнала «Вестник Воронежского государственного университета» провела интервью с ректорами ряда региональных вузов, чтобы получить развернутую картину деятельности вузов, направленной на сохранение исторической памяти и патриотическое и гражданское воспитание студентов, а также с целью ознакомить научно-педагогическую общественность с эффективными практиками вузовской жизни, которые могут быть масштабированы на работу самых разных высших учебных заведений.
Образование всегда было результатом фиксирования научных достижений. Передача знаний и опыта от старшего поколения младшему проходило со скоростью, меньшей или равной скорости появления новых научных теорий. Это позволяло методически подготавливать образовательный процесс большинства специалистов. Исключение состояло лишь в подготовке непосредственно научных кадров, где предметом опыта являлось не только освоение материала, но и сам процесс появления нового знания. В текущий момент технологии искусственного интеллекта развиваются со значительной скоростью, но с еще большей скоростью эти технологии применяются для решения прикладных и даже повседневных задач, в том числе и в обучении. Это создает для образовательного сообщества вызовы не только оптимального описания современных технологий, но и их непосредственного, причем эффективного, применения. А как известно, использовать не проверенные временем технологии намного труднее, поскольку это влечет за собой некоторые риски. Этой проблеме посвящена настоящая статья.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/