Культ реликвий, унаследованный от поздней античности, стал одной из главных особенностей средневекового христианства. К этой теме обращаются многие медиевисты, поэтому систематический обзор состояния культа в предшествующую эпоху представляет определенный интерес. В своей книге Роберт Вишневский последовательно описывает разные аспекты почитания реликвий в IV–VI вв., обращая особое внимание на способы вступить в контакт со святыней и использовать ее сверхъестественную силу на благо людей. Автор делает интересные наблюдения, которые проливают свет на причины и обстоятельства широкого распространения культа реликвий. Вместе с тем концепция автора вызывает возражения: то, что Вишневский понимает под возникновением культа, можно считать скорее очередным этапом его развития. Рассматривая культ реликвий с определенной точки зрения и руководствуясь средневековыми критериями, автор отрицает его существование до середины IV в. Рецензент высказывает несогласие с этой позицией и приводит свидетельства раннехристианских источников о мемориальном, идеологическом и культовом значении гробниц святых.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Происхождение христианского почитания реликвий, которому посвятил свою книгу профессор Варшавского университета Роберт Вишневский, вполне может заинтересовать медиевистов. Именно в Средние века, как считается, культ реликвий достиг апогея. Священная реликвия воспринималась как средоточие божественного присутствия в материальном мире 1, соединявшее небо и землю, вечное и временное, миры живых и умерших2. Прошлое каждой реликвии, реальное или вымышленное, было частью священной истории христианства. Божественная сила, пребывавшая в реликвиях, придавала им чудесные свойства. Поэтому святыни были окружены особым почитанием: «значение, которое придавали реликвиям святых, было одной из характерных особенностей средневековой цивилизации – не только в религиозном и художественном аспектах, но и с точки зрения экономики, общества и права» 3.
Список литературы
1. Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в Средние века. СПб., 2004.
2. Ранние мученичества: Переводы, комментарии, исследования / пер. А.Д. Пантелеев. СПб., 2017.
3. Angenendt A. Heilige und Reliquien: Die Geschichte ihres Kultes vom frühen Christentum bis zur Gegenwart. München, 1997.
4. Bartlett R. Why Can the Dead Do Such Great Things? Saints and Worshippers from the Martyrs to the Reformation. Princeton, 2013.
5. Brown P. The Cult of the Saints: Its Rise and Function in Latin Christianity. Chicago, 1981.
6. Cronnier E. Les inventions de reliques dans l’Empire romain d’Orient (IVe-VIe siècles). Turnhout, 2015.
7. Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. 2e éd. Bruxelles, 1933 (Subsidia hagiographica; 20).
8. Delehaye H. Sanctus: Essai sur le culte des saints dans l’antiquité. Bruxelles, 1927 (Subsidia hagiographica; 17).
9. Eno R.E. Holiness and separation in the early centuries // Scottish Journal of Theology. 1977. Vol. 30. P. 523-542.
10. Frankfurter D. Christianizing Egypt. Syncretism and local worlds in Late Antiquity. Princeton; Oxford, 2018.
11. Frankfurter D. The cult of the martyrs in Egypt before Constantine: The evidence of the Coptic “Apocalypse of Elijah” // Vigiliae Christianae. 1994. Vol. 48. P. 25-47.
12. Geary P.J. Living with the Dead in the Middle Ages. Ithaca; London, 1994.
13. Greek and Latin Narratives about the Ancient Martyrs / Ed. É. Rebillard. Oxford, 2017.
14. James L. Dry bones and painted pictures: Relics and icons in Byzantium // Восточнохристианские реликвии / ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2003. С. 45-55.
15. Kirschner R. The Vocation of Holiness in Late Antiquity // Vigiliae Christianae. 1984. Vol. 38. P. 105-124.
16. Krautheimer R. Mensa-coemeterium-martyrium // Krautheimer R. Studies in Early Christian, Medieval, and Renaissance Art. N. Y.; L., 1969. P. 35-58.
17. Leclercq H. Reliques et reliquaires // Dictionnaire d’archéologie chrétienne et de liturgie. P., 1948. T. 14, pt. 2. Col. 2294-2359.
18. Les reliques: Objets, cultes, symboles: Actes du colloque international de l’Université du Littoral-Côte d’Opale (Boulogne-sur-Mer), 4-6 septembre 1997 / Éd.E. Bozóky, A.-M. Helvétius. Turnhout, 1999.
19. MacMullen R. The Second Church: Popular Christianity A.D. 200-400. Atlanta, 2009.
20. Maraval P. Les premiers développements du culte des XL Martyrs de Sébastée dans l’Orient byzantin et en Occident // Vetera Christianorum. 1999. Vol. 36. P. 193-209.
21. Markus R.A. How on earth could places become holy? Origins of the Christian idea of holy places // Journal of Early Christian Studies. 1994. Vol. 2. P. 257-271.
22. Märtyrerliteratur / Hrsg. H.R. Seeliger, W. Wischmeyer (TU, 172). B.; München; Boston, 2015.
23. Moss C.R. Miraculous events in Early Christian stories about martyrs // Credible, Incredible: The Miraculous in the Ancient Mediterranean / Ed.T. Nicklas, J.E. Spittler. Tübingen, 2013. P. 283-301.
24. Moss C.R. The Other Christs: Imitating Jesus in ancient Christian ideologies of martyrdom. Oxford; N. Y., 2010.
25. Munk A. Domestic piety in fourth century Rome: A relic shrine beneath the church of SS. Giovanni e Paolo // Hortus Artium Medievalium. 2009. Vol. 15. P. 7-19.
26. Pietri Ch. L’évolution du culte des saints aux premiers siècles chrétiens: du témoin à l’intercesseur // Les fonctions des saints dans le monde occidental (IIIe-XIIIe siècle). Roma, 1991. P. 15-36.
27. Polycarp’s “Epistle to the Philippians” and the “Martyrdom of Polycarp”: Introduction, text, and commentary / Ed. P. Hartog. Oxford, 2013.
28. Rapp C. Holy texts, holy men, and holy scribes: Aspects of scriptural holiness in Late Antiquity // The Early Christian Book / Ed. W.E. Klingshirn, L. Safran. Washington, 2007. P. 194-222.
29. Relics, Identity, and Memory in Medieval Europe / Ed. M. Räsänen, G. Hartmann, E.J. Richards. Turnhout, 2016.
30. Relics, Shrines and Pilgrimages: Sanctity in Europe from Late Antiquity / Ed. A.M. Pazos. Abingdon; N. Y., 2020.
31. Reliques et sainteté dans l’espace médiéval / Éd. J.-L. Deuffic. Saint-Denis, 2006 (Pecia. 2005. Vol. 8-11).
32. Saxer V. Morts, martyrs, reliques en Afrique chrétienne aux premiers siècles: les témoignages de Tertullien, Cyprien et Augustin à la lumière de l’archéologie africaine. P., 1980.
33. Séjourné P. Reliques // Dictionnaire de théologie catholique. P., 1937. T. 13, pt. 2. Col. 2312-2376.
34. Vita di Cipriano. Vita di Ambrogio. Vita di Agostino / Ed. A.A.R. Bastiaensen et al. Milano, 1975.
35. The Wiley Blackwell Companion to Christian martyrdom / Ed. P. Middleton. Hoboken (NJ), 2020.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В рецензируемой монографии история дипломатических отношений между ранними Тюдорами (1485–1558) и римской курией изучается в контексте существенных изменений, происходивших во внутренней эволюции европейских национальных государств – в первую очередь, Англии – на рубеже позднего Средневековья и раннего Нового времени, укрепления в них светской власти в ущерб универсалистским притязаниям папства. Этот путь прослеживается автором книги во всей его сложности и противоречивости, учитывая двойственную природу папской власти. Автору удалось показать англо-папскую дипломатию включенной в сложные международные отношения эпохи: Итальянские войны, растущую турецкую угрозу, преодоление последствий Столетней войны и др. Автор подробно анализирует состав английских дипломатических миссий в Риме и, наоборот, их функции, особенности, связанные с тем, что эти дипломаты, находясь на службе английского короля, нередко становились и служителями римской курии
Рецензируемый сборник содержит материалы семинара, который состоялся в 2015 г. в Венеции и был организован в честь выдающегося историка Б. Арбеля. Представленные исследования посвящены истории Венецианской морской империи в период раннего Нового времени, причем особое внимание уделяется осмыслению природы этого государственного образования, повседневным практикам его существования и институциональной среде венецианских владений в Восточном Средиземноморье. 15 статей, написанных специалистами в данной области, охватывают широкий круг тем, включая репрезентацию власти, формы политической коммуникации, распространение новостей, правовой статус физических лиц и кораблей, социальные сети, культурные и религиозные идентичности, миграции, механизмы передачи знания и перемещение материальных объектов. Рецензент дает сборнику высокую оценку, отмечая глубину анализа исторических источников и поиск новых подходов к решению поставленных проблем
В обзоре рассмотрены две новые книги британских исследователей, посвященные почитанию святого Кутберта в Средние века и восприятию прошлого членами его общины, которая первоначально располагалась на острове Линдисфарн, позднее переместилась в Честер-ле-Стрит, а затем в Дарем. Автор первой рецензируемой монографии, историк Ч. Розье, рассматривает широкий круг текстов, связанных с восприятием и конструированием прошлого членами этой общины (с конца VII по первую треть XII в.). Несмотря на отдельные неточности, работа представляется удачным примером комплексного анализа локальной средневековой историографической традиции на большом временном промежутке и с использованием широкой источниковой базы. Вторая рецензируемая книга написана филологом К. Уайтхед и посвящена всей средневековой истории культа святого Кутберта (конец VII – XV в.). Исследовательница, с одной стороны, выявляет основные черты, характерные для «кутбертовской» аскетической традиции, с другой – показывает многогранный образ святого, менявшийся в зависимости от исторического и географического контекста
В рецензии дается обзор монографии Д. М. Омельченко, являющейся первым в России комплексным исследованием личности Цезария, епископа Арелатского (ок. 470–542). Кроме общей характеристики глав, последовательно раскрывающих эпоху Цезария и направления проводимой им политики, особое внимание обращено на методологию исследования, а именно на попытку автора не только проанализировать деятельность епископа в сложных условиях переходного от Античности к Средневековью времени, но и проанализировать формы репрезентации им своего епископского служения, а также образ святого, сформированный в коллективной памяти современников
Рецензируемая монография представляет собой переиздание этой книги, вышедшее в свет на французском языке в 1992 г., дополненное автором с учетом новейших исследований. Она содержит богатый материал по истории латинского языка Поздней Античности и Раннего Средневековья и формирования на его основе западно-романских языков, но не является систематическим изложением фактов, характеризующих этот процесс. Перед нами исследование одного из важнейших его аспектов: соотношения в эту эпоху литературного латинского языка, с одной стороны, и разговорного – с другой. Анализируя самые разные источники (трактаты, проповеди, жития святых, хроники, акты церковных соборов, в меньшей мере документы и надписи), автор приходит к выводу, что до конца VIII в., в Италии – до конца IX в. и даже позднее, сохранялось определенное единство между языком образованной элиты и языком плохо или вовсе не образованного населения, что обеспечивало вертикальную коммуникацию между этими социальными группами. Сохранялась и возможность коммуникации на одном языке во всем ареале романской части Европы. Эти выводы очень важны для осмысления социокультурных процессов данной эпохи и информативности дошедших до нас источников. Критически воспринимая некоторые выводы, содержащиеся в данной книге, авторы рецензии оценивают ее очень высоко.
22 июля 2021 г. скончался Андрей Германович Глебов, доктор исторических наук, профессор Воронежского государственного университета, большой друг нашего журнала. Он принадлежал к тем историкам, для которых на первом месте стояло человеческое общение и только на втором – кабинетная работа. Вся его жизнь была связана с Воронежским университетом, и он был прекрасным преподавателем. Его не просто любили студенты, у него получалось преподавать, и эта его работа приносила результаты. При том, что он не дожил до 65 лет и последние годы сильно болел, двадцать его учеников защитили диссертации. Некоторые из его учеников стали уже признанными авторами нашего журнала
Вводится в научный оборот ранее не публиковавшаяся речь (некролог) С. Ф. Платонова, посвященная памяти бывшего декана историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета В. В. Бауера. Это первое публичное выступление после смерти профессора, где дана объективная оценка его преподавательской и научной деятельности. Выступавший наметил основные подходы к критериям для создания образа «идеального ученого», которые получат свое развитие и конкретизацию в более поздних исследованиях ученого.
Статья посвящена предыстории классического немецкого понятия «наследственный враг» и исследует его отличительные черты. На основании немецких памфлетов второй половины XVII в. рассматривается трансформация этого понятия в условиях австро-турецких войн конца XVII в. и войн Людовика XIV и переход от традиционного наследственного врага-турка к новому врагу-французу. Особое внимание уделяется использованию немецкими публицистами ранее сложившихся приемов и характеристик для формирования образа нового врага, представлявшего ту же опасность.
«Воровскими черкасами» назывались в официальных документах Московского государства конца XVI – первой половины XVII в. жители пограничных территорий Украины (запорожцы, реестровые и степовики), вторгавшиеся на русское пограничье из Речи Посполитой. Обычно они приходили для «поиска над татарами», но нередко нападали на посольские размены и даже станицы и города. В статье рассматривается причина враждебного отношения русских порубежных воевод к «воровским черкасам». В частности, их участие в Смуте, Московском походе 1618 г. и Смоленской войне. Основное внимание в статье уделяется внешнеполитическому контексту. На основе широкого архивного материала впервые показано, что на протяжении 1643–1647 гг. вопрос о наказании «воровских черкас» становится центральным в русско-польских переговорах о ратифицировании Поляновского договора и межевании границы. Показано, что победа магнатских группировок Речи Посполитой, выступавших против казачества, совпадает со стремлениями русских властей наказать «воровских черкас». Накануне восстания Б. Хмельницкого такое соглашение между государствами было достигнуто. В статье приводятся уникальные данные к биографии атамана Ивана Богуна, будущего знаменитого полковника, в частности, что ему был вынесен смертный приговор как русским царем, так и польским королем.
В статье рассматриваются иллюстрации в катехистических произведениях Мартина Лютера XVI в. – Большом и Кратком катехизисах, молитвослове, Пассионале. Авторы проанализировали 30 переизданий (20 – Большого и Краткого катехизиса и 10 – молитвословов, не учитывая копии и идентичные издания) из собраний РНБ, Баварской государственной библиотеки и Библиотеки герцога Августа. Иллюстрации к катехизисам были созданы в сотрудничестве виттенбергских теологов, Филиппа Меланхтона и Мартина Лютера, с различными художниками и граверами. Однако их подход к иллюстрациям довольно сильно разнился. Лютер, скорее, опирался на средневековую традицию, стремясь лишь к христоцентричности порождаемых образами смыслов: иллюстрации в молитвослове, пассионале, шмуцтитулы в Большом и Кратком катехизисе предназначались как для благочестивого размышления, так и для наглядного обучения. Меланхтон разработал новаторские принципы взаимодействия текста и образа, переходя через визуальный ряд от уровня обобщений к конкретным библейским примерам. Оба типа иллюстраций были объединены в изданиях Большого и Краткого катехизиса. Очевиден и заметен дисбаланс в распределении иллюстраций по разделам, а также наличие дублей. Ошибки повторялись из издания в издание. Лишь в отдельных переизданиях катехизиса XVI в. можно увидеть попытки преодолеть эти недостатки. Речь идет, в первую очередь, о замене дублирующих изображений. Кроме того, в некоторых изданиях была сделана попытка расширить визуальный ряд катехизиса, обогатив его иллюстрациями к разделу Символ веры, основываясь на образах пассионала (версия Иоганна Шпангенберга). Известно и издание второго молитвослова, дополненное иллюстрациями катехистической части. Существование таких синтетических изданий свидетельствуют о единстве в сознании современников иллюстраций катехистических текстов, формировавших визуальное ядро «конфессионального воображения».
Христианская проповедь – интересный и богатый разнообразными сведениями источник по социокультурной истории западноевропейского Средневековья. Будучи сложным культурным феноменом, проповедование представляло собой не просто назидательный монолог, но процесс взаимодействия духовенства со своей паствой, включавшей представителей всех сословий. Следовательно, по крайней мере некоторые гомилетические тексты зафиксировали картину мира, как служителей Церкви, так и их слушателей, представления и повседневную жизнь которых должен был учитывать вдумчивый проповедник. Для того чтобы определить, какие проповеди отвечают на подобную постановку вопроса, следует осмыслить их источниковедческие особенности, принятую в историографии типологию гомилетических текстов, а также найти подходящую методологию для реконструкции повседневности, нравов и мировоззрения слушателей, не оставивших письменных свидетельств собственного сочинения. Автор статьи демонстрирует потенциал проповедей, сохранившихся в виде конспектов-reportationes, а также очерчивает те исследовательские подходы, которые применимы к изучению городской культуры и мировоззрения средневекового человека, в первую очередь загадочного «простеца».
В статье рассматривается прощание с протестантским государем Эдуардом VI в условиях общей политической нестабильности и прихода к власти королевыкатолички Марии I. Автор анализирует комплекс вопросов, связанных с подготовкой завещания Эдуарда VI, поминальными церемониями и похоронами монарха. Траур по Эдуарду VI, включавший и протестантские, и католические элементы, оказывается принципиальным свидетельством политического и религиозного кризиса, в котором Англия находилась в середине XVI в. Параллельно публичной протестантской службе в Вестминстерском аббатстве в Тауэре проходит католическая месса, и именно на последней присутствует преемница почившего Эдуарда VI на английском престоле Мария I и послы иностранных государств. Работа основывается как на письменных (в том числе архивных) источниках, так и на изобразительных памятниках
В статье исследуются взаимосвязи между тремя памятниками историописания: «Деяниями датчан» Саксона Грамматика (ок. 1208/1206 г.), анонимной «Историей похода датчан в Иерусалим» (до 1202 г.) и привилегией Лундскому кафедральному собору (1186 г.). Текстологический анализ показал, что во всех этих источниках датский король Кнут VI (1182–1202) сопоставляется со своими предками-соименниками. Каждое такое сопоставление служит прославлению датского короля и легитимации его власти. Статья призвана показать, что на первый взгляд независимые друг от друга тексты в действительности образуют единое идеологическое поле.
Статья посвящена шотландскому индологу Джеймсу Тоду (1782-1835), открывшему для европейской публики историю и культуру раджпутов - военно-феодального сословия Западной, Северной и Центральной Индии. Книга нанесла удар по двум стереотипам, уже утвердившимся в индологии и массовом европейском восприятии Индии. Первый из них прокламировал «антиисторизм» индийской культуры, второй, даже в противовес популярному в Европе медиевализму, рассматривал историю Индии после падения древних царств исключительно как упадок и деградацию, отказывая стране в способности к самостоятельному развитию. Сочинение приобрело широкую известность и подверглось сокрушительной критике, особенно в связи с выводом автора о феодальном характере раджпутского общества. Категорическое неприятие данной концепции было связано с социальной практикой и идеологией британского колониализма, не готового увидеть в туземцах аналог благородных рыцарей средневековой Европы. Индийские читатели, напротив, приняли книгу Тода с восторгом; переведенная на местные языки, она стала одним из источников формирования исторического дискурса в индийском просветительстве и формировавшемся национализме.
Дорогие коллеги!
У нас давно не появлялись традиционные рубрики, с которыми наш журнал когда-то начинал новую жизнь в качестве ежеквартального издания. Сначала их можно было встретить чуть ли не в каждом выпуске, потом раз в два-три года, а позже… нельзя сказать, что мы о них забыли совсем, но изменились внешние обстоятельства. Десять–пятнадцать лет назад люди, занимающиеся примерно одним хронологическим периодом, были очень сильно разобщены, мало знали друг о друге и порой словно бы говорили на разных языках. За прошедшее время мы, кажется, познакомились лучше. Смею надеяться, что в какой-то мере это заслуга и нашего журнала
Издательство
- Издательство
- ИВИ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- Юр. адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- ФИО
- Михаил Аркадьевич ЛИПКИН (Директор)
- E-mail адрес
- dir@igh.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5938134
- Сайт
- https:/igh.ru