Архив статей журнала
В статье рассматриваются иллюстрации в катехистических произведениях Мартина Лютера XVI в. – Большом и Кратком катехизисах, молитвослове, Пассионале. Авторы проанализировали 30 переизданий (20 – Большого и Краткого катехизиса и 10 – молитвословов, не учитывая копии и идентичные издания) из собраний РНБ, Баварской государственной библиотеки и Библиотеки герцога Августа. Иллюстрации к катехизисам были созданы в сотрудничестве виттенбергских теологов, Филиппа Меланхтона и Мартина Лютера, с различными художниками и граверами. Однако их подход к иллюстрациям довольно сильно разнился. Лютер, скорее, опирался на средневековую традицию, стремясь лишь к христоцентричности порождаемых образами смыслов: иллюстрации в молитвослове, пассионале, шмуцтитулы в Большом и Кратком катехизисе предназначались как для благочестивого размышления, так и для наглядного обучения. Меланхтон разработал новаторские принципы взаимодействия текста и образа, переходя через визуальный ряд от уровня обобщений к конкретным библейским примерам. Оба типа иллюстраций были объединены в изданиях Большого и Краткого катехизиса. Очевиден и заметен дисбаланс в распределении иллюстраций по разделам, а также наличие дублей. Ошибки повторялись из издания в издание. Лишь в отдельных переизданиях катехизиса XVI в. можно увидеть попытки преодолеть эти недостатки. Речь идет, в первую очередь, о замене дублирующих изображений. Кроме того, в некоторых изданиях была сделана попытка расширить визуальный ряд катехизиса, обогатив его иллюстрациями к разделу Символ веры, основываясь на образах пассионала (версия Иоганна Шпангенберга). Известно и издание второго молитвослова, дополненное иллюстрациями катехистической части. Существование таких синтетических изданий свидетельствуют о единстве в сознании современников иллюстраций катехистических текстов, формировавших визуальное ядро «конфессионального воображения».