Христианская проповедь – интересный и богатый разнообразными сведениями источник по социокультурной истории западноевропейского Средневековья. Будучи сложным культурным феноменом, проповедование представляло собой не просто назидательный монолог, но процесс взаимодействия духовенства со своей паствой, включавшей представителей всех сословий. Следовательно, по крайней мере некоторые гомилетические тексты зафиксировали картину мира, как служителей Церкви, так и их слушателей, представления и повседневную жизнь которых должен был учитывать вдумчивый проповедник. Для того чтобы определить, какие проповеди отвечают на подобную постановку вопроса, следует осмыслить их источниковедческие особенности, принятую в историографии типологию гомилетических текстов, а также найти подходящую методологию для реконструкции повседневности, нравов и мировоззрения слушателей, не оставивших письменных свидетельств собственного сочинения. Автор статьи демонстрирует потенциал проповедей, сохранившихся в виде конспектов-reportationes, а также очерчивает те исследовательские подходы, которые применимы к изучению городской культуры и мировоззрения средневекового человека, в первую очередь загадочного «простеца».
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Вопрос о том, как средневековый человек представлял мир, волнует не одно поколение медиевистов. Интерес к нему наиболее ярко проявился в 70-х годах XX столетия, когда появились такие направления исторических исследований, как история ментальностей, историческая антропология, история повседневной жизни. Историки обратили внимание на сложность реконструкции мировоззрения illiterati – людей, не владевших письмом, коих было абсолютное большинство. Проблема осмысления народной культуры Средневековья в те годы была поставлена в работах Ж. Ле Гоффа 1, Р. Манселли 2, Ж.-К. Шмитта 3, Ф.-А. Изамбера 4, к чуть более позднему времени относятся исследования в этом направлении А. Я. Гуревича 5. Однако чаще всего этот вопрос рассматривался в контексте позднего Средневековья или раннего Нового времени (Н. Земон Дэвис, Э. Ле Руа Ладюри, Б. Геремек, К. Гинзбург и др.).
Список литературы
1. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. EDN: SGSZLB
2. Гуревич А.Я. Семья, секс, женщина, ребенок в проповеди XIII века: (Франция и Германия) // Историческая демография докапиталистических обществ Западной Европы: проблемы исследования. М., 1988. С. 154-185.
3. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников: Exempla XIII в. М., 1989.
4. Гуревич А.Я. Средневековая проповедь как исторический источник: (Бертольд Регенсбургский) // Мировая культура: Традиции и современность. М., 1991. С. 216-223.
5. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 2012 (1-е изд. - 1912 г.). EDN: QVXCZH
6. Ле Гофф Ж. Средневековье и деньги: очерк исторической антропологии. СПб., 2014.
7. Словарь средневековой культуры / под ред. А.Я. Гуревича. М., 2003. EDN: QORWSR
8. Филиппов И.С. Паства и общество: кому проповедовал Цезарий Арелатский // Universitas historiae: Сборник статей в честь П.Ю. Уварова. М., 2016. С. 185-194. EDN: WJPIRD
9. Bataillon L.-J. Les instruments de travail des prédicateurs au XIIIème siècle // Culture et travail intelléctual dans l’Occident médiéval / éd. G. Hasenohr, J. Longère. P., 1981. P. 197-209.
10. Bataillon L.-J. Sermons rédigés, sermons réportés (XIIIe siècle) // Medioevo e Renascimento. Firenze, 1989. Vol. 3. P. 69-86.
11. Bériou N. La prédication de Ranulphe de la Houblonnière: Sermons aux clercs et aux simples gens à Paris au XIIIe siècle. P., 1987. 2 vol.
12. Bériou N. L’avènement des maîtres de la Parole: La prédication à Paris au XIIIe siècle. P., 1998. 2 vol.
13. Bériou N. Les sermons latins après 1200 // The Sermon / Ed. B.M. Kienzle. Turnhout, 2000. P. 363-448 (Typologie des Sources du Moyen Âge Occidental; Fasc. 81-83).
14. Capelle G.C. Autour du Décret de 1210: III. Amaury de Bène: é tude sur son panthéisme formel. P., 1932.
15. Coletti V. L’éloquence de la chaire. Victoires et défaites du latin entre Moyen Âge et Renaissance. P., 1987.
16. Cross J.E. Vernacular Sermons in Old English // The Sermon / Ed. B.M. Kienzle Turnhout, 2000. P. 561-596 (Typologie des Sources du Moyen Âge Occidental; Fasc. 81-83).
17. Dal Pra M. Amalrico di Bene. Milano, 1951.
18. D’Avray D.L. The Preaching of the Friars. Sermons Diffused from Paris before 1300. Oxford, 1985.
19. De Lubac H. Exégèse médiévale: les quatre sens de l’Écriture. P., 1959-1964. 2 vol.
20. Delcorno C. Medieval Preaching in Italy (1200-1500) // The Sermon / Ed. B.M. Kienzle. Turnhout, 2000. P. 449-560 (Typologie des Sources du Moyen Âge Occidental; Fasc. 81-83).
21. Demacopoulos G.E. Gregory the Great: Ascetic, Pastor, and First Man of Rome. Notre Dame, 2015.
22. Hall T.N. Old Norse-Icelandic Sermons // The Sermon / Ed. B.M. Kienzle. Turnhout, 2000. P. 661-710 (Typologie des Sources du Moyen Âge Occidental; Fasc. 81-83).
23. Hall T.N. The Early Medieval Sermon // The Sermon / Ed. B.M. Kienzle. Turnhout, 2000. P. 203-270 (Typologie des Sources du Moyen Âge Occidental; Fasc. 81-83).
24. Isambert F.-A. Religion populaire, sociologie, histoire et folklore // Archives de sciences sociales des religions. 1977. Vol. 43, N2. P. 161-184.
25. Kienzle B.M. Introduction // The Sermon / Ed. B.M. Kienzle. Turnhout, 2000. P. 143-174 (Typologie des Sources du Moyen Âge Occidental; Fasc. 81-83).
26. Kienzle B.M. The Twelfth-Century Monastic Sermon // The Sermon / Ed. B.M. Kienzle. Turnhout, 2000. P. 271-317 (Typologie des Sources du Moyen Âge Occidental; Fasc. 81-83).
27. Klingshirn W. Caesarius of Arles: The Making of a Christian Community in Late Antique Gaul. Cambridge, 1994.
28. Le Goff J. Les mentalités, une histoire ambiguë // Faire de l’histoire / ed. J. Le Goff, P. Nora. P., 1974. Vol. 3.
29. Le Goff J. Pour un autre Moyen Âge: Temps, travail et culture en Occident: 18 essais. P., 1977.
30. Longère J. La prédication médiévale. P., 1983.
31. Manselli R. La religion populaire au Moyen Âge: Problèmes de méthode et d’histoire. Montréal, P., 1975.
32. Marcus R.A. Gregory the Great and His World. Cambridge, 1997.
33. McKitterick R. The Frankish Chirch and the Carolingian Reforms (789-895). L., 1977.
34. McLaughlin R.E. The Word Eclipsed? Preaching in the Early Middle Ages // Traditio. 1991. Vol. 46. P. 77-122.
35. Mohrmann Ch. Praedicare-tractare-sermo: essai sur la terminologie de la prédication chrétienne. P., 1954.
36. Mohrmann Ch. Études sur le latin des chrétiens. R., 1961-1977. 4 vol.
37. Murphy J.J. Rhetoric in the Middle Ages: A History of Rhetorical Theory from St. Augustine to the Renaissance. Berkeley; Los Angeles; London, 1981.
38. Parkes M.B. Scribes, Scripts and Readers: Studies in the Communication, Presentation and Dissemination of Medieval Texts. L., 1991.
39. Rouse M., Rouse R. “Statim invenire”: Schools, Preachers and New Attitudes to the Page // Authentic Witnesses: Approaches to Medieval Texts and Manuscripts / Ed.M. Rouse, R. Rouse. Notre Dame, 1991. P. 191-219.
40. Rouse R. Cistercian Aids to Study in the Thirteenth Century // Studies in Medieval Cistercian History / Ed. J.R. Sommerfeldt. Kalamazoo, 1976. P. 123-134.
41. S. Vicent Ferrer. Sermons de Quadragesma / ed. M. Sanchis Guarner. Valencia, 1973. 2 vol.
42. Sánchez M.A.S. Vernacular Preaching in Spanish, Portuguese and Catalan // The Sermon / Ed. B.M. Kienzle. Turnhout, 2000. P. 759-860 (Typologie des Sources du Moyen Âge Occidental; Fasc. 81-83).
43. Schiewer H.-J. German Sermons in the Middle Ages // The Sermon / Ed. B.M. Kienzle. Turnhout, 2000. P. 861-962 (Typologie des Sources du Moyen Âge Occidental; Fasc. 81-83).
44. Schmitt J.-C. “Religion populaire” et culture folklorique // Annales. E.S.C. 1976. Vol. 31, N5. P. 941-953.
45. Schmitt J.-C. Le Saint lévrier: Guinefort, guérisseur d’enfants depuis le XIIIe siècle. P., 1979.
46. Schneyer J.B. Repertorium der lateinischen Sermones des Mittelalters für die Zeit von 1150-1350. Münster, 1969-1990. Bd. 1-11.
47. Sharpe R. Richard Barre’s Compendium Veteris et Noui Testamenti // The Journal of Medieval Latin. 2004. Vol. 14. P. 128-146.
48. Spencer H.L. English Preaching in the Late Middle Ages. Oxford, 1993.
49. Spencer H.L. Middle English Sermon // The Sermon / Ed. B.M. Kienzle. Turnhout, 2000. P. 597-710 (Typologie des Sources du Moyen Âge Occidental; Fasc. 81-83).
50. Taylor L.J. French sermons, 1215-1535 // The Sermon / Ed. B.M. Kienzle. Turnhout, 2000. P. 711-758 (Typologie des Sources du Moyen Âge Occidental; fasc. 81-83).
51. Wenzel S. The Appearance of Artes praedicandi in Medieval Manuscripts // Medium Aevum Quotidianum Sonderband. 2013. Vol. 31. P. 102-111.
52. Zier M. Sermons of the Twelfth Century: Schoolmasters and Canons // The Sermon / Ed. B.M. Kienzle. Turnhout, 2000. P. 325-362 (Typologie des Sources du Moyen Âge Occidental; Fasc. 81-83).
53. Zink M. La prédication en langue romane avant 1300. P., 1976.
54. Zink M. La prédication en langues vernaculaires // Le Moyen Âge et la Bible / Ed.P. Riché, G. Lobrichon. P., 1984. P. 363-447.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В рецензируемой монографии история дипломатических отношений между ранними Тюдорами (1485–1558) и римской курией изучается в контексте существенных изменений, происходивших во внутренней эволюции европейских национальных государств – в первую очередь, Англии – на рубеже позднего Средневековья и раннего Нового времени, укрепления в них светской власти в ущерб универсалистским притязаниям папства. Этот путь прослеживается автором книги во всей его сложности и противоречивости, учитывая двойственную природу папской власти. Автору удалось показать англо-папскую дипломатию включенной в сложные международные отношения эпохи: Итальянские войны, растущую турецкую угрозу, преодоление последствий Столетней войны и др. Автор подробно анализирует состав английских дипломатических миссий в Риме и, наоборот, их функции, особенности, связанные с тем, что эти дипломаты, находясь на службе английского короля, нередко становились и служителями римской курии
Рецензируемый сборник содержит материалы семинара, который состоялся в 2015 г. в Венеции и был организован в честь выдающегося историка Б. Арбеля. Представленные исследования посвящены истории Венецианской морской империи в период раннего Нового времени, причем особое внимание уделяется осмыслению природы этого государственного образования, повседневным практикам его существования и институциональной среде венецианских владений в Восточном Средиземноморье. 15 статей, написанных специалистами в данной области, охватывают широкий круг тем, включая репрезентацию власти, формы политической коммуникации, распространение новостей, правовой статус физических лиц и кораблей, социальные сети, культурные и религиозные идентичности, миграции, механизмы передачи знания и перемещение материальных объектов. Рецензент дает сборнику высокую оценку, отмечая глубину анализа исторических источников и поиск новых подходов к решению поставленных проблем
В обзоре рассмотрены две новые книги британских исследователей, посвященные почитанию святого Кутберта в Средние века и восприятию прошлого членами его общины, которая первоначально располагалась на острове Линдисфарн, позднее переместилась в Честер-ле-Стрит, а затем в Дарем. Автор первой рецензируемой монографии, историк Ч. Розье, рассматривает широкий круг текстов, связанных с восприятием и конструированием прошлого членами этой общины (с конца VII по первую треть XII в.). Несмотря на отдельные неточности, работа представляется удачным примером комплексного анализа локальной средневековой историографической традиции на большом временном промежутке и с использованием широкой источниковой базы. Вторая рецензируемая книга написана филологом К. Уайтхед и посвящена всей средневековой истории культа святого Кутберта (конец VII – XV в.). Исследовательница, с одной стороны, выявляет основные черты, характерные для «кутбертовской» аскетической традиции, с другой – показывает многогранный образ святого, менявшийся в зависимости от исторического и географического контекста
В рецензии дается обзор монографии Д. М. Омельченко, являющейся первым в России комплексным исследованием личности Цезария, епископа Арелатского (ок. 470–542). Кроме общей характеристики глав, последовательно раскрывающих эпоху Цезария и направления проводимой им политики, особое внимание обращено на методологию исследования, а именно на попытку автора не только проанализировать деятельность епископа в сложных условиях переходного от Античности к Средневековью времени, но и проанализировать формы репрезентации им своего епископского служения, а также образ святого, сформированный в коллективной памяти современников
Рецензируемая монография представляет собой переиздание этой книги, вышедшее в свет на французском языке в 1992 г., дополненное автором с учетом новейших исследований. Она содержит богатый материал по истории латинского языка Поздней Античности и Раннего Средневековья и формирования на его основе западно-романских языков, но не является систематическим изложением фактов, характеризующих этот процесс. Перед нами исследование одного из важнейших его аспектов: соотношения в эту эпоху литературного латинского языка, с одной стороны, и разговорного – с другой. Анализируя самые разные источники (трактаты, проповеди, жития святых, хроники, акты церковных соборов, в меньшей мере документы и надписи), автор приходит к выводу, что до конца VIII в., в Италии – до конца IX в. и даже позднее, сохранялось определенное единство между языком образованной элиты и языком плохо или вовсе не образованного населения, что обеспечивало вертикальную коммуникацию между этими социальными группами. Сохранялась и возможность коммуникации на одном языке во всем ареале романской части Европы. Эти выводы очень важны для осмысления социокультурных процессов данной эпохи и информативности дошедших до нас источников. Критически воспринимая некоторые выводы, содержащиеся в данной книге, авторы рецензии оценивают ее очень высоко.
Культ реликвий, унаследованный от поздней античности, стал одной из главных особенностей средневекового христианства. К этой теме обращаются многие медиевисты, поэтому систематический обзор состояния культа в предшествующую эпоху представляет определенный интерес. В своей книге Роберт Вишневский последовательно описывает разные аспекты почитания реликвий в IV–VI вв., обращая особое внимание на способы вступить в контакт со святыней и использовать ее сверхъестественную силу на благо людей. Автор делает интересные наблюдения, которые проливают свет на причины и обстоятельства широкого распространения культа реликвий. Вместе с тем концепция автора вызывает возражения: то, что Вишневский понимает под возникновением культа, можно считать скорее очередным этапом его развития. Рассматривая культ реликвий с определенной точки зрения и руководствуясь средневековыми критериями, автор отрицает его существование до середины IV в. Рецензент высказывает несогласие с этой позицией и приводит свидетельства раннехристианских источников о мемориальном, идеологическом и культовом значении гробниц святых.
22 июля 2021 г. скончался Андрей Германович Глебов, доктор исторических наук, профессор Воронежского государственного университета, большой друг нашего журнала. Он принадлежал к тем историкам, для которых на первом месте стояло человеческое общение и только на втором – кабинетная работа. Вся его жизнь была связана с Воронежским университетом, и он был прекрасным преподавателем. Его не просто любили студенты, у него получалось преподавать, и эта его работа приносила результаты. При том, что он не дожил до 65 лет и последние годы сильно болел, двадцать его учеников защитили диссертации. Некоторые из его учеников стали уже признанными авторами нашего журнала
Вводится в научный оборот ранее не публиковавшаяся речь (некролог) С. Ф. Платонова, посвященная памяти бывшего декана историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета В. В. Бауера. Это первое публичное выступление после смерти профессора, где дана объективная оценка его преподавательской и научной деятельности. Выступавший наметил основные подходы к критериям для создания образа «идеального ученого», которые получат свое развитие и конкретизацию в более поздних исследованиях ученого.
Статья посвящена предыстории классического немецкого понятия «наследственный враг» и исследует его отличительные черты. На основании немецких памфлетов второй половины XVII в. рассматривается трансформация этого понятия в условиях австро-турецких войн конца XVII в. и войн Людовика XIV и переход от традиционного наследственного врага-турка к новому врагу-французу. Особое внимание уделяется использованию немецкими публицистами ранее сложившихся приемов и характеристик для формирования образа нового врага, представлявшего ту же опасность.
«Воровскими черкасами» назывались в официальных документах Московского государства конца XVI – первой половины XVII в. жители пограничных территорий Украины (запорожцы, реестровые и степовики), вторгавшиеся на русское пограничье из Речи Посполитой. Обычно они приходили для «поиска над татарами», но нередко нападали на посольские размены и даже станицы и города. В статье рассматривается причина враждебного отношения русских порубежных воевод к «воровским черкасам». В частности, их участие в Смуте, Московском походе 1618 г. и Смоленской войне. Основное внимание в статье уделяется внешнеполитическому контексту. На основе широкого архивного материала впервые показано, что на протяжении 1643–1647 гг. вопрос о наказании «воровских черкас» становится центральным в русско-польских переговорах о ратифицировании Поляновского договора и межевании границы. Показано, что победа магнатских группировок Речи Посполитой, выступавших против казачества, совпадает со стремлениями русских властей наказать «воровских черкас». Накануне восстания Б. Хмельницкого такое соглашение между государствами было достигнуто. В статье приводятся уникальные данные к биографии атамана Ивана Богуна, будущего знаменитого полковника, в частности, что ему был вынесен смертный приговор как русским царем, так и польским королем.
В статье рассматриваются иллюстрации в катехистических произведениях Мартина Лютера XVI в. – Большом и Кратком катехизисах, молитвослове, Пассионале. Авторы проанализировали 30 переизданий (20 – Большого и Краткого катехизиса и 10 – молитвословов, не учитывая копии и идентичные издания) из собраний РНБ, Баварской государственной библиотеки и Библиотеки герцога Августа. Иллюстрации к катехизисам были созданы в сотрудничестве виттенбергских теологов, Филиппа Меланхтона и Мартина Лютера, с различными художниками и граверами. Однако их подход к иллюстрациям довольно сильно разнился. Лютер, скорее, опирался на средневековую традицию, стремясь лишь к христоцентричности порождаемых образами смыслов: иллюстрации в молитвослове, пассионале, шмуцтитулы в Большом и Кратком катехизисе предназначались как для благочестивого размышления, так и для наглядного обучения. Меланхтон разработал новаторские принципы взаимодействия текста и образа, переходя через визуальный ряд от уровня обобщений к конкретным библейским примерам. Оба типа иллюстраций были объединены в изданиях Большого и Краткого катехизиса. Очевиден и заметен дисбаланс в распределении иллюстраций по разделам, а также наличие дублей. Ошибки повторялись из издания в издание. Лишь в отдельных переизданиях катехизиса XVI в. можно увидеть попытки преодолеть эти недостатки. Речь идет, в первую очередь, о замене дублирующих изображений. Кроме того, в некоторых изданиях была сделана попытка расширить визуальный ряд катехизиса, обогатив его иллюстрациями к разделу Символ веры, основываясь на образах пассионала (версия Иоганна Шпангенберга). Известно и издание второго молитвослова, дополненное иллюстрациями катехистической части. Существование таких синтетических изданий свидетельствуют о единстве в сознании современников иллюстраций катехистических текстов, формировавших визуальное ядро «конфессионального воображения».
В статье рассматривается прощание с протестантским государем Эдуардом VI в условиях общей политической нестабильности и прихода к власти королевыкатолички Марии I. Автор анализирует комплекс вопросов, связанных с подготовкой завещания Эдуарда VI, поминальными церемониями и похоронами монарха. Траур по Эдуарду VI, включавший и протестантские, и католические элементы, оказывается принципиальным свидетельством политического и религиозного кризиса, в котором Англия находилась в середине XVI в. Параллельно публичной протестантской службе в Вестминстерском аббатстве в Тауэре проходит католическая месса, и именно на последней присутствует преемница почившего Эдуарда VI на английском престоле Мария I и послы иностранных государств. Работа основывается как на письменных (в том числе архивных) источниках, так и на изобразительных памятниках
В статье исследуются взаимосвязи между тремя памятниками историописания: «Деяниями датчан» Саксона Грамматика (ок. 1208/1206 г.), анонимной «Историей похода датчан в Иерусалим» (до 1202 г.) и привилегией Лундскому кафедральному собору (1186 г.). Текстологический анализ показал, что во всех этих источниках датский король Кнут VI (1182–1202) сопоставляется со своими предками-соименниками. Каждое такое сопоставление служит прославлению датского короля и легитимации его власти. Статья призвана показать, что на первый взгляд независимые друг от друга тексты в действительности образуют единое идеологическое поле.
Статья посвящена шотландскому индологу Джеймсу Тоду (1782-1835), открывшему для европейской публики историю и культуру раджпутов - военно-феодального сословия Западной, Северной и Центральной Индии. Книга нанесла удар по двум стереотипам, уже утвердившимся в индологии и массовом европейском восприятии Индии. Первый из них прокламировал «антиисторизм» индийской культуры, второй, даже в противовес популярному в Европе медиевализму, рассматривал историю Индии после падения древних царств исключительно как упадок и деградацию, отказывая стране в способности к самостоятельному развитию. Сочинение приобрело широкую известность и подверглось сокрушительной критике, особенно в связи с выводом автора о феодальном характере раджпутского общества. Категорическое неприятие данной концепции было связано с социальной практикой и идеологией британского колониализма, не готового увидеть в туземцах аналог благородных рыцарей средневековой Европы. Индийские читатели, напротив, приняли книгу Тода с восторгом; переведенная на местные языки, она стала одним из источников формирования исторического дискурса в индийском просветительстве и формировавшемся национализме.
Дорогие коллеги!
У нас давно не появлялись традиционные рубрики, с которыми наш журнал когда-то начинал новую жизнь в качестве ежеквартального издания. Сначала их можно было встретить чуть ли не в каждом выпуске, потом раз в два-три года, а позже… нельзя сказать, что мы о них забыли совсем, но изменились внешние обстоятельства. Десять–пятнадцать лет назад люди, занимающиеся примерно одним хронологическим периодом, были очень сильно разобщены, мало знали друг о друге и порой словно бы говорили на разных языках. За прошедшее время мы, кажется, познакомились лучше. Смею надеяться, что в какой-то мере это заслуга и нашего журнала
Издательство
- Издательство
- ИВИ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- Юр. адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- ФИО
- Михаил Аркадьевич ЛИПКИН (Директор)
- E-mail адрес
- dir@igh.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5938134
- Сайт
- https:/igh.ru