В статье рассматривается круг проблем, связанных с состоянием богослужения в Риме в XI в. Разбирается гипотеза «германизации» римского обряда, сформулированная М. Андриё и Т. Клаузером, и ее критика в современной историографии. Анализируются восприятие римского обряда за пределами Рима и папская политика по его продвижению. Особое внимание уделяется инициативам папы Григория VII в сфере богослужения и вопросу о появлении в Латеране каноников Сан-Фредиано и их литургического Ординария (Ordo officiorum ecclesiae Lateranensis). Автор предлагает новую датировку и определяет место составления Ординария из церкви св. Николая в Пассау, доказывая его связь с церквами Сан-Микеле, Сан-Джакомо и Сан-Мартино в римском районе Борго, где папа Иннокентий II провел масштабные строительные работы, вероятно, задумывая реформу ватиканского капитула по образцу капитула Латеранской базилики.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Хронист Фрутольф из Михельсберга († 1103) рассказывает об одном происшествии, которое случилось во время торжественного богослужения в Вормсе в день памяти диакона-первомученика Стефана. Праздничную мессу в присутствии папы Льва IX и императора Генриха III совершал Майнцский архиепископ Лиутпольд I († 1059). Когда подошло время читать Священное Писание, местный диакон Гумберт «стал распевать чтение» (lectionem decantavit). Римляне из папской свиты возмутились тем, что диакон поступил не «по римскому обычаю» (more romano), и убедили папу сделать ему замечание. Однако Гумберт дважды проигнорировал замечания и не остановился, пока не дочитал до конца. Тогда папа подозвал его и за непослушание лишил сана, несмотря на ходатайство архиепископа. В знак протеста архиепископ Лиутпольд остановил службу перед самым освящением Даров, так что папа был вынужден уступить и вернуть сан диакону. Тем самым, по мнению Фрутольфа, он проявил похвальное смирение и уважение к достоинству архиепископа
Список литературы
1. Balboni D. San Pier Damiano, maestro e discepolo in Pomposa // Benedictina. 1975. Vol. 22. Fasc. 1-2. P. 73-89.
2. Bernal Palacios A. La redacción breve del c. In die resurrectionis en las colecciones canónicas pregracianas // Proceedings of the Ninth International Congress of Medieval Canon Law (Munich, 13-18 July 1992) / Ed. P. Landau, J. Mueller. Vat., 1997. P. 923-952. (Monumenta Iuris Canonici, Ser. C; Subsidia; 10).
3. Blaauw S., de. The Medieval Church of S. Michele dei Frisoni in Rome // Mededelingen van het Nederlands Historisch Instituut te Rome. Assen, 1992/1993. Vol. 51/52. S. 151-221.
4. Blaauw S., de. Hildesheim und Rom - Architektur und Liturgie: Die römischen Eindrücke Bischof Bernwards // 1000 Jahre St. Michael in Hildesheim: Kirche-Kloster-Stifter / Hrsg. G. Lutz, A. Weyer. Petersberg, 2012. S. 66-76.
5. Blumenthal U.-R. Codex 173, Biblioteca Alessandrina, Rome: The Pontifical of the Gregorian Reform? // Procession, Performance, Liturgy, and Ritual: Essays in Honor of B.R. Gillingham. Ottawa, 2007. P. 65-82.
6. Blumenthal U.-R., Jasper D. “Licet nova consuetudo” - Gregor VII. und die Liturgie // Bishops, Texts and the Use of Canon Law around 1100: Essays in Honour of M. Brett / Ed. B.C. Brasington, K.G. Cushing. L., 2008. P. 44-68.
7. Boe J. Music Notations in Archivio San Pietro C105 and in the Farfa Breviary, Chigi C.VI.177 // Early Music History. 1999. Vol. 18. P. 1-45.
8. Boynton S. Uses of the “Liber Tramitis” at the Abbey of Farfa // Studies in Medieval Chant and Liturgy: In Honour of D. Hiley / Ed. T. Bailey, L. Dobszay. Ottawa, 2007. P. 87-104.
9. Buchanan Ch. Spiritual and Spatial Authority in Medieval Lucca: Illuminated Manuscripts, Stational Liturgy and the Gregorian Reform // Art History. 2004. Vol. 27. N 5. P. 723-744.
10. Cattaneo E. La vita comune dei chierici e la liturgia // La vita comune del clero nei secoli XI e XII: Atti della Settimana di studio, Mendola, settembre 1959. Milano, 1962. Pt. 1. P. 241-272.
11. Cattaneo E. La liturgia nella riforma gregoriana // Chiesa e riforma nella spiritualità del secolo XI: Todi, 13-16 ottobre 1963. Todi, 1968. P. 169-190.
12. Cattaneo E. Il culto сristiano in Occidente: Note storiche. R., 1978.
13. Cazal Y. Les Voix du people / Verbum Dei: Le bilinguisme Latin / langue vulgaire au Moyen Âge. Genève, 1998.
14. Connolly Th.H. The “Graduale” of S. Cecilia in Trastevere and the Old Roman Tradition // Journal of the American Musicological Society. 1975. Vol. 28. N 3. P. 413-458.
15. Cowdrey H.E.J. Pope Gregory VII (1073-1085) and the Liturgy // The Journal of Theological Studies. 2004. Vol. 55. P. 55-83. EDN: JJJYSF
16. Dereine Ch. Note sur l’influence de la règle de Grégoire VII pour chanoines réguliers // Revue d’histoire ecclésiastique. 1948. Vol. 43. P. 512-514.
17. Dereine Ch. La prétendue règle de Grégoire VII pour chanoines réguliers // Revue bénédictine. 1961. Vol. 71. P. 108-118.
18. Dijk S.J.P., van, Walker J.H. The Origins of the Modern Roman Liturgy: The Liturgy of the Papal Court and the Franciscan Order in the Thirteenth Century. L., 1960.
19. Duchesne L. Les Monastères desservants de Sainte-Marie-Majeure // Mélanges d’archéologie et d’histoire. 1907. Vol. 27. P. 487-494.
20. Dunn C.E. The Farced Epistle as Dramatic Form in the Twelfth Century Renaissance // Comparative Drama. 1995. Vol. 29, N 3. P. 363-381.
21. Dyer J. The Eleventh-Century Epistolary of Santa Cecilia in Trastevere // Archiv für Liturgiewissenschaft. 2004. Bd. 46/3. S. 311-349.
22. Dyer J.H. The Double Office at St Peter’s Basilica on “Dominica de Gaudete” // Music in Medieval Europe: Studies in Honour of Bryan Gillingham / Ed. T. Bailey, A.C. Santosuosso. Burlington, 2007. P. 200-219.
23. Elze R. Gregor VII. und die römische Liturgie // Studi Gregoriani. 1989. Vol. 13. P. 179-188.
24. Ernetti Pellegrino M. La riforma musicale di Guido monaco pomposiano // Analecta Pomposiana: Atti del primo convegno internazionale di studi storici pomposiani (6-7 maggio 1964) / Ed. A. Samaritani. Codigoro, 1965. P. 129-141.
25. Ferrari G. Early Roman Monasteries: Notes for the History of the Monasteries and Convents at Rome from the V through the X Century. R., 1957.
26. Gehrt W. Die Verbände der Regularkanonikerstifte S. Frediano in Lucca, S. Maria in Reno bei Bologna, S. Maria in Porto bei Ravenna und die cura animarum im 12. Jahrhundert. Frankfurt am Main, 1984.
27. Gittos H. Is There Any Evidence for the Liturgy of Parish Churches in Late Anglo-Saxon England? The Red Book of Darley and the Status of Old English // Pastoral Care in Late Anglo-Saxon England / Ed. F. Tinti. Woodbridge, 2005. P. 63-82.
28. Gjerlöw L. A Twelfth-Century Victorine or Cistercian Manuscript in the Library of Elverum // Revue bénédictine. 1972. Vol. 82. N 3-4. P. 331.
29. Grégoire R. Liturgia ed agiografia a Lucca durante gli episcopati di Giovanni II (1023-1056), Anselmo I (1056-1073) e Anselmo II (1073-1086) // Sant’Anselmo Vescovo di Lucca (1073-1086) nel quadro delle trasformazioni sociali e della riforma ecclesiastica.
30. Atti del convegno internazionale di studio, Lucca 25-28 settembre 1986 / Ed. C. Violante. R., 1992. P. 273-282.
31. Gy P.-M. L’influence des chanoines de Lucques sur la liturgie du Latran // Revue des sciences religieuses. 1984. Vol. 58/1-3. P. 31-41.
32. Gy P.-M. The Missal of a Church Adjacent to the Lateran: Roma Archivio di Stato, MS Sanctissimo Salvatore 997 // Songs of the Dove and the Nightingale: Sacred and Secular Music, c. 900 - c. 1600 / Ed. G.M. Hair, R.E. Smyth. Basel et al., 1995. P. 63-73.
33. Gyug R.Н. The Pontificals of Monte Cassino // L’età dell’abate Desiderio: Atti del IV Convegno di Studi sul Medioevo Meridionale (Montecassino, 4-8 ottobre 1987) / Ed. F. Avagliano. Montecassino, 1992. Т. 3/1: Storia, arte e cultura. Р. 413-439.
34. Hamilton L.I. A Sacred City: Consecrating Churches and Reforming Society in Eleventh-Century Italy. N.Y., 2010.
35. Hamilton S. Pastoral Care in Early Eleventh-Century Rome // Dutch Review of Church History. 2004. Vol. 84. P. 37-56.
36. Hamilton S. The Practice of Penance, 900-1050. Woodbridge, 2001.
37. Harris M. Sacred Folly: A New History of the Feast of Fools. Ithaca; L., 2011. EDN: YCTLRR
38. Hiley D. The Norman Chant Traditions - Normandy, Britain, Sicily // Proceedings of the Royal Musical Association. 1980/1981. Vol. 107. P. 1-33.
39. Huelsen Chr. Le chiese di Roma nel Medio Evo. Firenze, 1927.
40. Jounel P. Le culte des saints dans les Basiliques du Latran et du Vatican au XIIe siècle. Torino et al., 1977.
41. Kennedy V.L. The “De divinis Officiis” of Ms. Bamberg Lit. 134 // Ephemerides Liturgicae. R., 1938. Vol. 52. P. 312-326.
42. Klauser Th. Die liturgischen Austauschbeziehungen zwischen der römischen und fränkisch-deutschen Kirche vom achten bis zum elften Jahrhundert // Historisches Jahrbuch. 1933. Bd. 53. S. 169-189.
43. Leclercq J. Un témoignage sur l’influence de Grégoire VII dans la réforme canoniale // Studi gregoriani. 1959/1961. Vol. 6. P. 173-228.
44. Manitius M. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. München, 1931. Bd. 3: Vom Ausbruch des Kirchenstreites bis zum Ende des 12. Jahrhunderts.
45. McCarthy T.J.H. Frutolf of Michelsberg’s Chronicle, the Schools of Bamberg and the Transmission of Imperial Polemic // Haskins Society Journal. 2011. Vol. 23. P. 51-70.
46. McCarthy T.J.H. Chronicles of the Investiture Contest: Frutolf of Michelsberg and his Continuators. Manchester; N.Y., 2014.
47. Mews C.J. Liturgists and Dance in the Twelfth Century: The Witness of John Beleth and Sicard of Cremona // Church History. 2009. Vol. 78, N 3. P. 512-548.
48. Misonne D. La législation canoniale de Saint-Ruf d’Avignon à ses origines: Règle de saint Augustin et coutumier // Annales du Midi. 1963 Vol. 75. P. 471-489 = Revue bénédictine. 2001. Vol. 111. P. 246-266.
49. Morin G. Règlements inédits du pape saint Grégoire VII pour les chanoines réguliers // Revue Bénédictine. 1901. Vol. 18. P. 177-183.
50. Munier Ch. Le pape Léon IX et la réforme de l’Église (1002-1054). Strasbourg, 2002. Parkes Н. The Making of Liturgy in the Ottonian Church. Camb., 2015.
51. Parkes Н. Questioning the Authority of Vogel and Elze’s Pontifical Romano-Germanique // Understanding Medieval Liturgy: Essays in Interpretation / Ed. Н. Gittos, S. Hamilton. Farnham, 2016. Р. 75-101.
52. Parkes H. Henry II, Liturgical Patronage and the Birth of the Romano-German Pontifical // Early Medieval Europe. 2020. Vol. 28, N 1. P. 104-141. EDN: KPXKSA
53. Reynolds R. Liturgical Scholarship at the Time of the Investiture Controversy: Past Research and Future Opportunities // The Harvard Theological Review. 1978. Vol. 71. P. 109-124.
54. Reynolds R.E. The Subdiaconate as a Sacred and Superior Order // Idem. Clerics in the Early Middle Ages: Hierarchy and Image. L.; N.Y., 1999. Ch. IV. P. 41-39. (Variorum Collected Studies; 669).
55. Reynolds R. The Liturgy of Rome in the Eleventh Century: Past Research and Future Opportunities // Scientia veritatis: Festschrift für H. Mordek zum 65. Geburtstag. Ostfildern, 2004. S. 227-239.
56. Ropa G. Su alcuni libri liturgici medioevali attributi a Pomposa-Ravenna // La Bibliofilía. 1983. Vol. 85, N 2. P. 187-200.
57. Salmon P. Un “Libellus officialis” du XIe siècle // Revue Bénédictine. 1977. Vol. 87. P. 257-288.
58. Saxer V. L’Épître farcie de la Saint-Étienne “Sesta Lesson” // Provence historique. 1973. Vol. 23. P. 318-326; 1974. Vol. 24. P. 423-467.
59. Schmidt T. Die Kanonikerreform in Rom und Papst Alexander II // Studi gregoriani. 1972. Vol. 9. P. 199-221.
60. Stevens J. Words and Music in the Middle Ages: Song, Narrative, Dance and Drama, 1050-1350. Camb., 1986. P. 239-243.
61. Stroll M. Symbols as Power: The Papacy following the Investiture Contest. Leiden et al., 1991.
62. Taylor D.S. Bernold of Constance, Canonist and Liturgist of the Gregorian Reform: An Analysis of the Sources in the Micrologus de ecclesiasticis observationibus: Diss. Toronto, 1995.
63. Vogel C. Introduction aux sources de l’histoire du culte chrétien au Moyen Âge. Spoleto, 1975.
64. Vogel C. Medieval Liturgy: An Introduction to the Sources / Trans. and rev. W.G. Storey, N.K. Rasmussen. Wash., 1986.
65. Vones-Liebenstein U. The “Liber ecclesiastici et canonici ordinis” of Lietbert of Saint-Ruf // Shaping Stability: The Normation and Formation of Religious Life in the Middle Ages / Ed. K. Pansters, AG. Plunkett-Latimer. Turnhout, 2016. P. 175-204.
Выпуск
Другие статьи выпуска
25 января 2021 г. от осложнений коронавируса скончался доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Борис Соломонович Каганович – потеря для отечественной исторической науки во многом невосполнимая. В Санкт-Петербургском институте истории, вблизи архивов, где он черпал важнейший для себя материал, Борис Соломонович нашел то пристанище, которое позволило ему развернуть наиболее полно свои научные замыслы, охватившие со временем и период Нового времени. Надо признать, что ни по первоначальной подготовке на кафедре классической филологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, которую он окончил в 1975 г., ни по настоящему предмету его зрелых исследований Борис Соломонович не мог подходить прямо под категорию исследователя-медиевиста. Однако его мысли и находки придавали новый смысл и порою новое направление работам коллег, исследовавших конкретные явления средневековой истории
В номере No 80 (4) «Средних веков» за 2019 г. была опубликована статья М. Б. Бессудновой «Перспективы изучения ганзейских квитанций из Томского государственного университета», в которой анализируются документы, связанные с экономическими мерами, введенными в ганзейских городах в связи с войной против Дании в 1367–1370 гг. Эти небольшие по размеру документы (238 единиц хранения), смонтированные немцами на специальные картоны по несколько штук, имеют трофейное происхождение и являются частью обширной коллекции фонда фунтовой пошлины из архива ганзейского города Любека
В статье рассматривается проблема греко-английских взаимоотношений в XV в., обусловленных турецкими завоеваниями и гибелью империи ромеев. Палеологовские дипломаты пытались вовлечь в борьбу с османами даже тех правителей, которые не имели оснований опасаться турецкого оружия. В ходе переговоров с ними акцент делался на избавлении христианства от его попрания иноверцами. В начале XV в. византийский император Мануил II посетил Англию в надежде получить военную помощь. Однако переговоры происходили в неблагоприятное для королевства время. Война в Шотландии, крупнейшее восстание в Уэльсе и проблемы в Ирландии стали причиной того, что король ограничился предоставлением императору денежных субсидий. Несмотря на то, что вопрос спасения христиан Востока находился на периферии английской политики, духовные и светские власти королевства все же откликались на призывы Святого Престола. В Англии периодически проводились компании по сбору средств для крестовых походов, а после падения Константинополя греческие беженцы прибывали в королевство за деньгами на выкуп пленников. Таким образом, в XV в. крестоносная идея поддерживалась в Англии преимущественно финансовыми ресурсами.
Статья посвящена анализу представлений о Франции в трактатах французских полемистов первой половины XV в. Показано, что Французское королевство этого времени соотносилось с термином «государство», понимаемом не только в частно-правовом, но и в публичном аспектах. Делаются выводы о восприятии Франции авторами исследуемых сочинений в качестве родины. Акцентируется внимание на том, что помимо идеи Природы («естественная любовь» человека к отчизне, которая предопределяет круг его обязанностей), патриотические взгляды полемистов основывались также на представлениях о «гражданском» долге и обязанностях каждого перед государством как «делом общественным».
В статье дается обзор основных подходов, сложившихся в науке конца XX - начала XXI в., к изучению творчества Магна Феликса Эннодия, галло-римского ритора и миланского диакона начала VI в. Показано, что за последние десятилетия было пересмотрено традиционное пренебрежительное отношение к Эннодию как к автору, оторванному от действительности и стремившемуся в литературном творчестве исключительно к риторическому изяществу. Современная историческая и филологическая наука представляет Эннодия в качестве выразителя особой римской идентичности, носителя новых представлений о светской и духовной власти, интеллектуала, ищущего примирения между языческой школьной традицией и христианской верой.
Мы выехали из Москвы 14 октября 1925 г. Вот документ, полученный за два дня до отъезда – за подписью В. П. Волгина3 (уже значительно выцветшей!), – 12 октября 1925 г. Волхонка 18, РАНИОН. Это была направленная полномочному послу СССР в Великобритании4 просьба о содействии в получении доступа к лондонским архивам и книгохранилищам* 5
Авторы публикации знакомят читателя с воспоминаниями и впечатлениями В. М. Лавровского о посещении им Великобритании в ходе научной командировки 1925 г. (совместно с Е. А. Косминским). Этот документ из личного фонда исследователя в Архиве РАН (АРАН) никогда ранее не публиковался. Во вступительной статье рассматривается краткая научная биография каждого из ученых на фоне зарождения и развития советской исторической науки в 1920-х - 1960-х годах. Особое внимание авторами уделяется вопросам, касающимся способов решения различных исследовательских задач в ходе этих командировок, общения советских и английских историков на международных конференциях, семинарах, коллоквиумах, а также политики советского правительства и научных организаций в области заграничных командировок в 1925-1960 гг. Эти воспоминания особенно ценны сведениями, которые обычно нельзя отыскать в официальных научных отчетах: личными впечатлениями ученого от посещения английских городов (в первую очередь - Лондона) и графств, библиотек, архивов, научных учреждений и университетов; от неформального общения с коллегами - профессорами, молодыми исследователями и студентами, - и обсуждения развития научных, культурных и дипломатических отношений СССР и Великобритании.
Отчасти уже в дореволюционные годы, в начале ХХ в., но еще больше после нашей Революции, при Советской власти, если не под прямым, то несомненно под косвенным давлением того яркого расцвета, который имел место в науке западной палеографии, определяется движение и в науке палеографии славяно-русской. Сменяя друг друга ровно через десяток лет, в годы 1908, 1918 и 1928 появляются солидные и во многих отношениях замечательные труды: «Славяно-русская палеография» акад. А. И. Соболевского, «Учебник русской палеографии» В. Н. Щепкина и «Славянская кирилловская палеография» акад. Е. Ф. Карского
Вступительная заметка предваряет публикацию статьи выдающегося историка западного Средневековья и палеографа О. А. Добиаш-Рождественской (1874-1939). Она явилась следствием интереса к работе коллег, с которой Добиаш-Рождественская постоянно соприкасалась в Отделе рукописей Государственной публичной библиотеки. Написанная в 1936 г. эта статья не утратила своего интереса для специалистов.
Статья посвящена характерному для западноевропейского Средневековья явлению - использованию образа святого-покровителя в качестве «юридического лица». Святого представляли как обладателя имущественных и других прав, которыми на деле пользовалась церковная община. Чаще всего образ «святого-собственника» фигурировал в дарственных грамотах (как получатель дарения). В статье сделана попытка продемонстрировать на примере лиможского соборного капитула, как использование образа святого (в данном случае - мученика Стефана, которому был посвящен кафедральный собор) помогало реализовать имущественные права общины, формально такими правами не обладавшей. Документы, сохранившиеся в соборном картулярии, позволяют проследить развитие представлений о правах соборного капитула. В каролингских документах юридические права принадлежат «Лиможскому престолу» или «Лиможской церкви», т. е. локальной церковной организации во главе с епископом, обладающей единым штатом служителей и общим патримонием. В частных актах X-XI вв. руководящая роль епископа упоминается все реже, а получателем дарений и владельцем церковного имущества обычно именуется св. Стефан. Со временем в качестве равноправных участников сделок начинают упоминаться каноники (как группа лиц, а не община). Право каноников на доходы от подаренного имущества постепенно сменяется владельческими правами (для их обозначения используются разные термины). Несмотря на терминологию частноправовых актов, существование общины каноников так и не было формализовано, о чем свидетельствует папская привилегия 1105 г.: в ней подтверждаются владельческие права «Лиможской церкви», а каноники упомянуты только как группа церковных должностных лиц в подчинении у епископа. Важно, что каноники не стремились к обособлению от епископа и признавали его главенство. Этому во многом способствовали специфические местные условия, в том числе конкуренция с могущественным бенедиктинским аббатством св. Марциала. Прикрываясь образом св. Стефана, соборная община получила возможность обладать и распоряжаться имуществом, не претендуя при этом на формальную автономию.
«Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного традиционно служит базовым источником по истории Британии VI-VIII вв., в том числе и в изучении распространения христианства в этот период среди германоязычного населения острова - англов, саксов и ютов. Согласно Беде, ключевую роль в этом процессе играли Августин, Павлин и другие миссионеры, направленные в Британию папой Римским Григорием I Великим. Напротив, бриттские священнослужители отказывались проповедовать своим английским соседям и вступили в конфронтацию с римскими миссионерами. У Беды они предстают своего рода аналогом новозаветных иудеев, отказавшихся принять Христа. Однако анализ иных источников (включая данные археологии и ономастики) свидетельствует, что по крайней мере в некоторых регионах (Кент, Западный Мидленд) существовал континуитет церковной жизни, несмотря на изменение этнического состава населения. В случае с Нортумбрией альтернативой рассказу Беды служат валлийские сочинения «История бриттов» и «Анналы Камбрии». Согласно им, короля Эдвине крестил не римлянин Павлин, а бритт Рун, сын Уриена, короля Регеда. Участие бриттов в начальном этапе христианизации Нортумбрии подтверждает анализ фигуры диакона Иакова, который, согласно Беде, был помощником Павлина. Его имя указывает на то, что он почти наверняка был не выходцем из континентальной Европы или англичанином, а бриттом. Центром его церковного служения был Каттерик, который в валлийской поэзии был связан с фигурой короля Уриена. Таким образом, Иаков либо принадлежал к правящему дому Регеда, либо пользовался его покровительством. Молчание Беды о связях Нортумбрии и Регеда не могло быть случайным. В статье ставится вопрос об опасности, которую для современного исследователя таит недостаточно критическое восприятие образов прошлого, заимствованных даже у самых авторитетных средневековых авторов.
В Средние века духовенство не зря считалось первым сословием. Церковь не только была ближе к Богу, она была ближе к самой сути средневекового общества. Трудно понять внутреннюю логику развития средневекового Запада без углубленного изучения различных аспектов церковной истории, ведь, с одной стороны, церковь является несущей опорой всего социума, а с другой – сохраняет столь сильную специфику, что часто представляется почти герметически закрытой для непосвященных. По этой, а также ряду других причин в нашей стране до революции история церкви изучалась в основном в духовных заведениях, а после революции, если и появлялась на страницах монографий и статей, то по большей части как объект стигматизации
Издательство
- Издательство
- ИВИ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- Юр. адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- ФИО
- Михаил Аркадьевич ЛИПКИН (Директор)
- E-mail адрес
- dir@igh.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5938134
- Сайт
- https:/igh.ru