Статья: Учебная ситуация как базовый конструкт урока в парадигме деятельностного подхода (2025)

Читать онлайн

В статье предпринята попытка обосновать роль учебной ситуации как базового конструкта в парадигме деятельностного урока, способствующего достижению обучающимися планируемых образовательных результатов. Авторы описывают актуальные противоречия в понимании деятельностного подхода и способов его реализации на уроке; анализируют подходы некоторых ученых к трактовке понятия «учебная деятельность»; выделяют элементы учебной деятельности как структурные компоненты учебной ситуации; описывают учебную деятельность обучающихся как организуемый учителем процесс, способствующий становлению субъектности школьника. Авторы определяют учебные ситуации в структуре урока как способ организации процесса обучения, соответствующий классическому деятельностному подходу (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) и направленный на достижение обучающимися предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов. В статье предлагается понимание учебной ситуации по достижению образовательных результатов на уроке как самостоятельной единицы учебной деятельности обучающихся со всеми составляющими (мотив, цель, освоение способа деятельности, контроль, оценка), проектируемыми педагогом. Предлагаются авторские выводы по проектированию урока в парадигме деятельностного подхода на основе учебных ситуаций, представленных с точки зрения ученика и учителя. Авторы описывают характеристики включенности обучающихся в учебные ситуации на уроке. В статье приводится описание некоторых видов учебных ситуаций, предлагаемых в авторском пособии по конструированию урока.

Ключевые фразы: деятельностный подход, конструкт урока, УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, компоненты учебной деятельности, учебные ситуации, виды учебных ситуаций
Автор (ы): Четвертных Татьяна Владимировна, Горбунова Татьяна Станиславовна
Журнал: КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
373.1. Организация учебного процесса в общеобразовательной школе
Для цитирования:
ЧЕТВЕРТНЫХ Т. В., ГОРБУНОВА Т. С. УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ КАК БАЗОВЫЙ КОНСТРУКТ УРОКА В ПАРАДИГМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА // КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ. 2025. № 1 (25)
Текстовый фрагмент статьи