Статья: УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД УНИВЕРСИТЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ (2024)

Читать онлайн

Особое место среди источников эмиссии парниковых газов, которые не попадают под обязательную углеродную отчетность, занимают университеты. Относясь к сфере услуг, они отличаются высокой долей косвенных выбросов парниковых газов в совокупном объеме эмиссии по сравнению с отраслями промышленности, где выбросы формируются непосредственно в циклах производства продукции. В статье представлены результаты расчета углеродного следа кампуса Новосибирского государственного университета (НГУ) - объем выбросов парниковых газов в 2021 г. составил 11,4 тыс. т, увеличившись на 20 % относительно предыдущего года. Авторами проанализированы показатели совокупных выбросов парниковых газов в расчете на 1 студента и 1 тыс. м2 площади, проведено сравнение полученных результатов с ведущими отечественными и зарубежными вузами. Обоснованы перспективные направления углеродного регулирования кампуса для сокращения углеродного следа, среди которых выделены меры по повышению энергоэффективности, перевод коммуникаций на альтернативные источники энергии, развитие программ по рециклингу отходов, формированию собственной транспортной стратегии и т. д. Исследование показало, что в России и мире наряду с методикой, рекомендованной МГЭИК, для оценки выбросов парниковых газов университетов широко применяются методические подходы, основанные на качественных показателях. Вместе с тем только количественный подход к расчету углеродного следа университета позволяет дать объективную оценку объема выбросов парниковых газов и разработать стратегию углеродного регулирования университета. Университеты играют большую роль в воспитательном процессе молодого поколения, формируют образ мышления и ответственности перед окружающим миром. Поэтому повышение климатической грамотности целесообразно проводить уже на начальной стадии формирования специалистов.

Ключевые фразы: климатическая грамотность, углеродный след, кампус, рейтинг российских вузов, прямые и косвенные выбросы, устойчивое развитие, стратегия углеродного регулирования
Автор (ы): Филимонова Ирина Викторовна, Савина Анжелика Ивановна, Кривошеева Ольга Игоревна, Гладких Кристина Дмитриевна
Журнал: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Биология
УДК
332.142.6. Учет экологических потребностей
Для цитирования:
ФИЛИМОНОВА И. В., САВИНА А. И., КРИВОШЕЕВА О. И., ГЛАДКИХ К. Д. УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД УНИВЕРСИТЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ // ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи