Архив статей журнала
Рассмотрены проблемы обучения студентов магистратуры во взаимосвязи с их предшествующим образованием. Определены основные проблемы реализации магистерских программ на примере Удмуртского государственного университета. Целью статьи является определение взаимосвязи процесса обучения в магистратуре студентов с различным академическим бэкграундом, т. е. предшествующим направлением подготовки магистрантов. Выявлены основные проблемы магистерского образования и способы их решения. Были применены методы полуформализованных интервью с руководителями магистерских программ и анкетного опроса студентов. Результаты исследования показали, что непрофильные студенты являются более мотивированными и ответственными, чем профильные. Анкетный опрос позволил создать предварительный социальный портрет студента, обучающегося не по профилю магистратуры: это, как правило, студенты социально-гуманитарных направлений, чаще женщины, более старшего возраста, при этом наибольшая часть из них закончила свое обучение раньше, чем в году, предшествующему обучению в магистратуре. Выявлен ряд проблем, например, недостаточная базовая подготовка обучающихся с непрофильным образованием, как фактор снижения мотивации к обучению у этой группы обучающихся. Также проблематичными являются более низкие оценки качества обучения у магистрантов с профильной подготовкой. Основными рекомендациями студентов по повышению качества подготовки являются повышение практической составляющей образования, увеличение доли дисциплин, направленных на получение специфических профессиональных навыков, повышение возможности выбора дисциплин, обеспечение гибкости расписания. Эти трудности должны решаться посредством развития индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивающих поддержку образовательных и карьерных маршрутов выпускников.