Архив статей журнала
Президентская программа подготовки управленческих кадров, осуществляемая по группе А (проектно-ориентированная подготовка) предполагает разработку и реализацию специальной методики обучения. В опубликованных источниках имеется информация о проектно-ориентированном обучении, применяемом в вузах, об обучении действием, применяемом в программах повышения квалификации, но обоснованной целостной методики, привязанной к целям программы группы А, обнаружить не удалось. Разработанная и реализованная авторами на практике уникальная методика представляет собой синтез нескольких подходов, технологий и инструментов. Слушатели Президентской программы направляются предприятием на учебу в образовательное учреждение, имея конкретные задания: разработать и организовать выполнение проектов, соответствующих планам стратегического развития. Им нужно получить соответствующие компетенции: знания, навыки, умения, развить способности. Пакет предоставляемых знаний должен соответствовать направлению «Менеджмент». Базовой дисциплиной образовательной программы, выполняющей системообразующую роль при проектировании и реализации программы, является дисциплина «Управление инновационными проектами». Программа открывается занятиями по актуализации и конкретизации исключительной роли руководителя проекта как активного субъекта управления в инициировании, разработке и реализации стратегически значимого проекта для предприятия, включает всестороннее изучение теории и лучшей практики инициирования и реализации инновационных проектов и завершается защитой на предприятии реальных проектов. Таким образом, базовая дисциплина, от открытия до завершения программы, выполняет свое предназначение координации и поддержания требуемого ритма подготовки. Базовая дисциплина в учебном плане представляется в трех форматах: лекционное изложение; работа в проектных командах; проектные сессии с выездом на предприятия. Лекционное изложение не должно превышать 50 % аудиторного времени. Практические занятия представляют собой работу в командах с освоением основных форматов и инструментов проектного менеджмента. Наиболее типичными форматами являются концепция, устав и план управления проектами. Представленные командами наработки презентуются и обсуждаются. Тем самым формируется набор приемов и инструментов, который потом используется слушателем при работе над индивидуальным проектом. Процесс выполнения индивидуальных проектов контролируется путем проведения трех проектных сессий непосредственно с выездом на предприятие. Заслушивание и обсуждение осуществляется в присутствии как представителей образовательного учреждения, так и руководителей предприятия. Тем самым обеспечивается непрерывный контроль качества выполнения проектов.
Моделирование деятельности организации способствует обеспечению ее долгосрочных конкурентных преимуществ. Наиболее распространенными являются модели по видам деятельности: стратегия, структуры, процессы, проекты, изменения. Развитие моделей идет в направлении комбинаторики и увеличения количества учитываемых факторов. Интегрированные модели позволяют обеспечить комплексный (экосистемный) подход к управлению организацией. В рамках данной статьи обоснована логика формирования многофакторной интегрированной модели управления организации, учитывающей достижения в области управления изменениями, управления процессами, управления стратегией, управления проектами, управление технологиями, управления инновациями. Учтены тренды, зафиксированные в концепции «Менеджмент 2.0». В качестве основного фактора успешности применения данной модели является развитая корпоративная культура организации. Процессный подход к управлению предполагает использование модифицированного Перечня процессов международной бенчмаркинговой палаты. Проектный подход предполагает использование традиционного каскадного управления. В модели заложено несколько вариантов производственных концепций, включая LEAN, QRM, Agile. Соответствующая корпоративная культура организации предполагает развитие лидерства, команд, креативности, наставничества. В основе каждого конкретного шага по развитию лежит Инициирующий импульс изменений. Основная задача корпоративной культуры с позиции устойчивого развития организации является обеспечение непрерывного потока Инициирующих импульсов изменений, их оценка и реализация. Оценка прогресса в развитии организации осуществляется в рамках интегрированной модели на основе подхода EFQM-2020 по схеме «целеполагание - действия - результаты». Применимость разработанной многофакторной интегрированной модели управления продемонстрирована на примере процессно-ориентированной компании ПАО «ПНППК». В компании используются современные методологии и системы управления, в том числе QRM, LEAN; функционирует корпоративная информационная система управления от уровня стратегического управления компанией до операционного цехового уровня. На основе модели показано, что, несмотря на высокие экономические достижения, в компании имеются существенные резервы по повышению эффективности ее деятельности.