В статье анализируются идеи, высказанные Ку: кай в сочинении «Регламент [школы] Сюгэй сютиин, с предисловием» (828), в котором описывается создание школы на основе трёх принципов: комплексное обучение через изучение конфуцианских текстов и буддийских сутр, равный доступ к образованию для всех слоёв населения и материальная поддержка преподавателей и учащихся. Рассматриваются возможные источники вдохновения, которые могли побудить Ку: кай на создание школы, не соответствующей японским образовательным стандартам IX в., применяющимся в основном учебном центре страны, Школе чиновников Дайгаку. В частности, делается предположение о возможном знакомстве Ку: кай с системой буддийских научных центров, существовавших в то время в Индии. В тексте также приводятся цитаты из первого перевода сочинения на русский язык, выполненного автором статьи.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Философия
Ку: кай (774-835), чья деятельность пришлась на первую половину IX в., известен как религиозный деятель, просветитель и основатель школы эзотерического буддизма Сингон. Он оставил после себя огромное количество документов, писем и сочинений, однако часть его наследия до сих пор остаётся мало исследованной. «Регламент [школы] Сюгэй сютиин, с предисловием» (яп. 綜藝種智院式并序, «Сюгэй сютиин-сики нарабини-дзё»), написанный им в 828 г., относится именно к такой категории текстов1. Нами был составлен первый, пока не опубликованный, перевод текста на русский язык.
Список литературы
1. Ку:кай. Сюгэй сютиин-сики нарабини-дзё [綜藝種智院式并序]. Регла-мент Сюгэй сютиин со вступ-лением / Сэйтэн дидзитару а:каибу [聖典デジタル・アーカイブ] // Shuchiin University Alumni Association [Электронный ресурс]. URL: https://www.kechien.net/projects/scriptures_data(дата обра-щения: 12.08.2024).
2. Махавайрочана-сутра / пер. и примеч. А.Г. Фесюна. М.: Наука, 2022.
3. Прасол А.Ф. Генезис и развитие японского образования (VIII-начало XX вв.): диссертация … канд. ист. наук. Владивосток: ДВГУ, 2005. EDN: ZMXUYZ
4. Миёси-но Асоми Киёюки. Рекомендации в двенадцати пунктах // Грачёв М.В. Япония в эпоху Хэйан: (794-1185): хрестоматия / Orientalia et Classical. Труды Института восточных культур в античности. Т. 24 / под ред. И.С. Смирнова. Российский государственный гуманитарный университет. М., 2009.
5. Трубникова Н.Н. Распределение задач между тремя учениями в сочинении Ку:кай “Три учения указывают и направляют” // Сайт Надежды Николаевны Трубниковой. 2008. [Электронный ресурс]. URL: https://trubnikovann.narod.ru/Nara12.htm (дата обращения: 12.08.2024).
6. Ceremony for (the establishment of) the Shugei Shuchiin School, with preface / Kukai; transl.by R. S. Green // Academia [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/35837092/K%C5%ABkai_774_835_on_the_Shugei_Shuchiin_School (дата обращения: 12.08.2024).
7. Ferrer A.Integral Education in the Buddhist Tradition // International Journal of Research -Granthaalayah. 2018. Vol. 6. №. 6. P. 544-554.
8. Green R.S. English Table of Contents of Kūkai’s Henjō Hakki Shōryōshu // Academia [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/34293567/English_Table_of_Contents_for_K%C5%ABkais_Sh%C5%8Dry%C5%8Dsh%C5%AB (дата обращения: 12.08.2024).
9. Green R.S. Kūkai, Founder of Japanese Shingon Buddhism: Portraits of his life: A Dissertation … for the Degree of Doctor of Philosophy (Buddhist Studies). The University of Wisconsin-Madison, 2003.
10. Kukai - Mahavairocana as the Dharmakaya // Buddhism: The Way of Emptiness [Электронный ресурс]. URL: https://buddhism-thewayofemptiness.blog.nomagic.uk/kukai-mahavairocana-as-the-dharmakaya (дата обращения: 12.08.2024).
11. Matsuda W. J. Beyond Religious: Kūkai the Literary Sage: A Dissertation … for the Degree of Doctor of Philosophy in East Asian Languages and Literatures (Japanese). Honolulu: University of Hawaii at Manoa, 2014.
12. Wang S., Zhang L. A Comparison of Comenius’s Pansophia Education and Kūkai’s Zenjin Education //Creative Education. 2022. Vol. 13. № 5. P. 1729-1736. EDN: YSHEOU
13. Wong J. The Government Schools in T’ang China and Nara and Heian Japan: A Comparative Study: A Thesis … for the Degree of Master of Arts (Asian Studies). The Australian National University, 1979.
14. Ёсикава С. Ку:кай-но кё:ику: соно дзиссэнмэн-то гэндайтэки иги [空海の教育: その実践面と現代的意義]. Идеи Ку:кай в контексте образования: практическая сторона и значение для современности / С. Ёсикава. Ко:нан дзёсэй дайгаку кэнкю: киё: [甲南女子大学研究紀要]. 1968. №. 4. С. 182-198.
15. Кобаяси Н. Ку:кай-но сансукуритто гакусю. Гэндай-ни икиру синва [空海のサンスクリット学習.現代に生きる神話]. Изучение санскрита Ку:кай: современные мифы / Н. Кобаяси. Moмояма гакуин дайгаку нингэн кагаку [桃山学院大学人間科学]. 2009. № 37. С. 149-203.
16. Фурута Э. Сюгэй сютиин сирон [「綜藝種智院」試論]. Очерк о “Сюгэй сютиин” / Э. Фурута. Отэмаэ дайгаку дзинбукагакубу ронсю: [大手前大学人文科学部論集]. 2000. № 1. С. 51-69.
17. Ядзима Г. Сюгэй сютиин-о мэгуритэ [綜芸種智院をめぐりて]. О Сюгэй сютиин. Тисан гакухо: [智山学報]. 1969. № 17. С. 1-17.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется динамика исламских финансовых институтов и их значимость для современной экономики Саудовской Аравии. Рассматриваются ключевые показатели исламских традиционных банков, функции исламских окон, а также функционирование рынка сукук-облигаций и исламского страхования. Особое внимание уделяется вызовам, с которыми сейчас сталкивается сектор исламских финансов, и перспективам его дальнейшего развития. Исламские финансовые учреждения играют важную роль в мобилизации средств, финансировании инфраструктурных проектов и управлении рисками, способствуя инновациям и привлечению зарубежных инвестиций. Несмотря на то, что их вклад еще не сопоставим с традиционной финансовой системой, исламские финансы представляют собой стратегически важный инструмент для диверсификации экономики КСА и снижения зависимости от нефтяной отрасли. Быстрый рост этого сектора предвещает увеличение его значимости в финансовой системе страны и дальнейшее стимулирование экономического развития.
В статье рассматривается процесс институционализации буддизма в России в период с XVIII по XX век, с особым акцентом на его развитие в Восточной Сибири. Исследование охватывает ранние контакты Российской империи с буддистами Байкальского региона, роль местных и центральных органов власти в признании буддизма и регулировании буддийской сангхи, а также особенности религиозной политики в советский период и репрессии. Основной целью работы является выявление ключевых этапов и факторов, оказавших влияние на институционализацию буддизма, включая взаимодействие с государственной властью и адаптацию буддийского духовенства к новым условиям. Особое внимание уделяется институциональным изменениям, обусловленным деятельностью буддологов и представителей буддизма, что способствовало укреплению его позиций в культурном пространстве России.
Осмысление событий «культурной революции» (1966-1976) через призму литературного творчества продолжается по сей день, в связи с чем необходимо проследить, как менялось восприятие исторических событий представителями разных поколений и литературных течений. Статья посвящена отражению тем насилия и исторической памяти в романе Чжан Юэжань «Кокон» (茧, 2016), которые проявляются на уровне нарратива, образов персонажей, языковых средств и др. Исследование позволяет расширить представление о китайской литературе на рубеже XX-XXI вв., сделать важные выводы о специфике репрезентации травматических событий в произведениях поколения «поствосьмидесятников». Таким образом, в статье мы рассмотрим психологизм, обращение к понятиям памяти и «постпамяти», которые позволяют Чжан Юэжань по-новому продемонстрировать эмоциональный опыт переживания травмы людьми, рожденными после событий «культурной революции».
В данной статье мы обобщили результаты сравнительного лингвистического анализа 8-10 глав Цзю Тан шу («Старая история империи Тан») и Синь Тан шу («Новая история империи Тан»): рассмотрели лексические и синтаксические особенности утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений, а также наиболее часто встречаемые служебные слова. Было обнаружено, что эволюция китайского языка в эту эпоху неразрывно связана с периодами политической нестабильности и значительных социальных трансформаций.
В статье проводится сравнительный анализ концепции нормативного правителя, изложенной в работах Хань Фэя 韓非 (прибл. 325–250 гг. до. н. э. или 280–233 гг. до н. э.), изданных под названием Хань Фэй-цзы 韓非子 («[Трактаты] Учителя Хань Фэя»), и в сочинении Il Principe («Государь») Никколо Макиавелли (1469–1527). Хань Фэй и Н. Макиавелли традиционно сравниваются, потому что их философско-политические теории позиционируются как системы «реальной» политики, помогающие «средним» правителям, то есть обычным людям, не имеющим каких-либо выдающихся способностей априори, успешно действовать в рамках несовершенства административной системы. Новизна данной статьи заключается в том, что рассмотренные в ней концепции при имеющихся сходствах диаметрально противоположны представлениями о личных качествах нормативного правителя и о его отношении к государственной системе. У Хань Фэя правитель стремится к обезличивающему себя уподоблению «природе» (тянь 天) и превращению государственного аппарата в определенное подобие механизма, действующего как часы без какого-либо участия со стороны главы государства. Для Н. Макиавелли главную роль играет именно личность, собственные действия, амбиции, устремления государя, его попытка утвердить свою волю.
В данной статье рассматривается проблема представления восточной культуры в рамках европоцентристской культурной парадигмы. Основным способом представления другого, не западного субъекта, становится ориенталистская оптика, которая обуславливает романтизацию, а как следствие, искажение этого образа. Ориенталистская установка становится основной в условиях развивающихся колониальных отношений. Даже после окончания политического колониализма практики подчинения других культур продолжают работать, но уже в ином – эпистемологическом варианте. Такой эпистемологический колониализм задает определенные условия для представления и встраивания в общую межкультурную коммуникацию различных культур. Формируется модель цент-периферия, которая определяет ролевые особенности различных культурных субъектов. Случай Китая оказывается достаточно иллюстративным для того, чтобы показать основные практики эпистемологической колонизации. Нормы ориенталистского дискурса начинают работать как в рамках доминантной культуры, так и в пределах подчиненной. Внутри Китая они создают различные точки зрения относительно роли конфуцианства в дальнейшем развитии страны. Доминантная западная культура производит искаженные представления об идеальном мире Востока. Таким образом, ориенталистский дискурс возникает в рамках колонизации и усиливает ее эффекты, что приводит к нарастанию проблематизации межкультурных отношений.
С момента своего появления индийский кинематограф плотно проник в пространство национальной культуры, став ее неотъемлемой частью и достоянием. Несмотря на то, что Республика Индия быстро развивается и неизбежно меняется привычный уклад жизни, древнеиндийские памятники философии и искусства составляют фундамент духовного наследия страны. Например, в современных индийских фильмах исторического жанра проявляются этико-эстетические принципы древнеиндийского театрального искусства, описанные в древнеиндийском трактате «Натьяшастра». Исторические фильмы становятся трансляторами традиционных ценностей и играют большую роль в формировании национального самосознания современных индийцев. В статье рассматриваются конкретные принципы классической эстетической традиции, связанные с композиционным построением произведений, набором персонажей, эмоциональным восприятием и нравственными ценностями. Они реализуются в таких фильмах, как «Ашока» («Aśoka», реж. С. Сиван, 2001), «Баджирао и Мастани» («Bājīrāva Mastānī», реж. С. Л. Бхансали, 2015) и «Притхвирадж» (Pr̥thvīrāja, реж. Ч. П. Двиведи, 2022).
В работе исследуются истоки формирования экзистенциальной проблематики в японской художественной литературе эпохи после второй мировой войны. Выделяется круг тем и проблем, общих для японского экзистенциального романа. Экзистенциальная проблематика рассматривается в связи с историко-социальным и культурным контекстом, в котором оказалась Япония после поражения во второй мировой войне. Экзистенциальные проблемы решаются японскими авторами посредством обращения к буддийской концепции пустоты. Индивид, рассматриваемый как часть целого, тем не менее, признается носителем целого во всей его полноте, вместилищем величия пустоты.
Индийские школы хатха-йоги и ваджраяны связаны с разными религиозно-философскими системами Индии (даршанами): хатха-йога – с признающей авторитет вед ведантой, ваджраяна – с непризнающим авторитет вед буддизмом. Несмотря на это, они имеют довольно много общего в их теоретической и практической составляющих, поскольку принадлежат традиции эзотерических практик (тантре). Эти школы используют одинаковые сексуальные практики, ритуальные формулы и символизм, стремятся развить в ученике сверхъестественные силы и позволить ему соприкоснуться с высшей, нефизической реальностью, благодаря которой существуют физический мир и человек. Видимые сходства в содержаниях и принадлежность различным религиозно-философским системам порождают вопрос: как такое могло произойти? В данной статье рассматриваются тексты хатха-йоги и ваджраяны в трех аспектах: историческом, символическом и практическом с целью предложить новую схему, объясняющую характеристики тантризма школ хатха-йоги и ваджраяны. При анализе текстов мы сфокусируемся на концепции кундалини в хатха-йоге и ваджраяне, потому что, согласно учениям упомянутых школ, с помощью правильного пробуждения кундалини достигается главная цель, преследуемая адептами хатха-йоги и ваджраяны – достижение мокши (Sanskr. mokṣa – освобождение) или состояния Будды.
Издательство
- Издательство
- СоПСо
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129085, г. Москва, Звездный бульвар, д. 21, корп. 1, офис 18
- Юр. адрес
- 129085, г Москва, Останкинский р-н, Звёздный б-р, д 21 к 1, офис 18
- ФИО
- Покровский Никита Евгеньевич (ПРЕЗИДЕНТ)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______