Статья посвящена актуальной проблеме музыкальной психологии - изучению феномена музыкального воображения в структуре музыкального творчества. Как правило, музыкальное воображение ассоциировано с музыкальной импровизацией. Наименее исследована область музыкального воображения как активной психической деятельности в процессе активного слушания. Цель статьи заключается в анализе основных концепций музыкального воображения в аспекте активного слушания. Исследование осуществлялось на основе релевантного анализа публикаций, посвященных проблеме музыкального воображения, по базам данных eLibrary, Scopus. В статье было установлено, что в современных исследованиях музыкального воображения оформились два методологических подхода, которые и конкурируют друг с другом, и взаимно пересекаются. Это социологический и нейроэстетический подходы. В рамках социологического подхода обосновывается взаимная обратная связь при восприятии музыки трех факторов: произведения искусства, слушателя и ситуации восприятия музыки. Нейроэстетический подход базируется на феномене активного слушания, которое включает в себя не только музыкальное восприятие как таковое, но и музыкальное воображение, что в совокупности формирует музыкальное переживание субъекта. Активное слушание музыки с точки зрения нейропсихологии задействует три компонента: области аффективных, гедонистических и эстетических реакций. Точкой пересечения данных подходов является концепция креативности. В контексте этой концепции музыкальное воображение можно трактовать как источник внутренних когнитивных процессов, участвующих в музыкальном восприятии и создании музыки. Основной тезис, который постулируется в современной экспериментальной эстетике, базируется на трактовке музыкального творчества как одного из аспектов более крупного феномена, в основе которого лежит именно музыкальное воображение.
Предпросмотр статьи
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство