Архив статей журнала
Поздние сонаты Л. Бетховена, в которых ярко выражены инновации стиля композитора, предъявляют исполнителю высокие профессиональные требования, достижение которых невозможно без глубокого анализа нотного текста. В данной статье рассматривается финал Сонаты № 29 B dur, ор. 106, который по своей сути не имеет аналогов в фортепианной литературе, представляя собой двойную фугу с раздельной экспозицией, с использованием всех известных полифонических приёмов развития темы. Выполнен детальный разбор формы, тонального плана, фактуры, фокусируется внимание на особенностях формирования музыкального материала и его полифонической структуры, которые подчеркивают эмоциональную глубину и выразительность произведения. Финал, как завершающая часть сонаты открывает новые горизонты во взаимодействии мелодии и гармонии, влияние исторического контекста на формирование концепции финала, который стал знаковым в репертуаре классической музыки. Особое внимание уделяется полифонической структуре произведения, где автор использует контрапункт, который подчеркивает эмоциональную напряженность и динамизм. Доказана ведущая роль полифонического развития как основного приёма достижения вывода драматургической идеи в рамках данного сонатно-симфонического цикла. Практическая значимость данной статьи определяется её использованием в курсе истории фортепианного искусства и при подготовке сочинения к исполнению.