Читать онлайн

В статье на примере карельской деревни Пяльма, расположенной в Поонежье, рассмотрено характерное для нынешней социокультурной ситуации конструирование образа традиционной северорусской деревни бывшими горожанами. Опираясь на собственные представления об аутентичности сельского, они репрезентируют сельскую традицию для туристов-горожан, чьи знания о сельском опосредованы массовой культурой и не подкреплены практическими умениями. Сопоставляя историю Пяльмы с другими примерами общественной работы с природно-культурным наследием на Северо-Западе России, автор показывает, что типизация и музеефикация традиционной сельскости, характерная для многих деревень региона, во многом обусловлена индивидуальным стремлением сохранить их, обеспечить их развитие за счет привлечения туристов и деятельности в пространстве «экономики впечатлений». Автор отмечает, что для большинства «сезонных» жителей таких поселений (местных и дачников) историчность места не имеет принципиального значения, в отличие от его природных и инфраструктурных особенностей. Наблюдаемые сегодня городские проекции сельскости в исторических поселениях все отчетливее разделяются на общие и частные, коммеморативно-туристические и личные хозяйственные практики, которые вместе образуют постпродуктивистскую «новую сельскость» исторических деревень Русского Севера.

On the example of the Karelian village Pyalma, the author considers the construction of the image of the Russian traditional Northern village by former city dwellers. Based on their own ideas about the rural authenticity, they represent rural traditions to urban tourists, whose knowledge of the rural is determined by popular culture and is not supported by practical skills. By comparing the history of Pyalma with other examples of the contemporary public work with natural-cultural heritage in North-West Russia, the author shows that the typification and museumification of traditional rurality in many villages are determined by the individual desire to preserve them and ensure their development by attracting tourists and introducing activities of the ‘economy of impressions’. The author notes that for most ‘seasonal’ residents (local and urban summer residents), the historicity of the place is not as important as the natural-infrastructural features of the village location. Thus, today urban projections of rurality in historical settlements are clearly divided into general and private, commemorative-tourist and personal economic practices, which together form a post-productivist ‘new rurality’ of historical villages in the Russian North.

Ключевые фразы: новая сельскость, СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ, русская деревня, РУССКИЙ СЕВЕР, НАСЛЕДИЕ, природно-культурный ландшафт
Автор (ы): Королев Кирилл Михайлович
Журнал: КРЕСТЬЯНОВЕДЕНИЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Социология
УДК
31. Демография. Социология. Статистика
Для цитирования:
КОРОЛЕВ К. М. КАРЕЛЬСКАЯ ДЕРЕВНЯ ПЯЛЬМА: ГОРОЖАНИН И ЕГО ДЕРЕВНЯ // КРЕСТЬЯНОВЕДЕНИЕ. 2023. Т. 8 № 4
Текстовый фрагмент статьи