На фоне продолжительного миграционного оттока сельских жителей переезд горожан в сельскую местность, особенно тех, кто не меняет городскую прописку или проживает на селе сезонно, почти не заметен. Однако на сельские территории приток новых жителей оказывает большое влияние, поскольку горожане имеют богатый социальный капитал и иные ресурсы для преобразования сельской местности. В зарубежной науке для описания таких процессов стал применяться термин «сельская джентрификация». В статье на примере Верховажского района Вологодской области показано, как горожане включаются в разные сферы экономической и социальной жизни села или предлагают новые виды деятельности, которые можно было бы охарактеризовать как ростки модернизации сельской жизни, если бы не их тесная связь с традиционным укладом сельской жизни. Статья опирается на полевые исследования последних пяти лет (2019-2023), которые сочетали глубинные и экспертные интервью с включенным наблюдением. В селах долины Ваги расположены гостевые дома, центр дровяного обжига керамических изделий, база реставраторов деревянного зодчества и другие объекты, созданные горожанами. В то же время бывшие горожане работают и в объектах сельской социальной инфраструктуры: школах, домах культуры, магазинах и администрациях, предлагая сельским жителям новые, принятые в городах практики (публичные лекции, бук-кроссинг, раздельный сбор мусора, секонд-хенд). С одной стороны, бывшие горожане способствуют изменению отдельных сторон сельской жизни, с другой стороны, сами перенимают элементы сельского образа жизни, что проявляется в одежде, повседневных практиках и образе мышления.
Under the long-term rural outflow to cities, urban migration to rural areas, especially of those not changing urban registration or staying in the countryside seasonally, is almost invisible. However, the influx of new residents affects rural areas greatly since city dwellers have rich social capital and other resources to transform the countryside. Foreign researchers suggest the term ‘rural gentrification’ to describe such processes. On the example of the Verkhovazhsky district of the Vologda oblast, the author shows how city dwellers participate in different spheres of the rural economic and social life or introduce new types of activities that could be characterized as sprouts of rural modernization if not for their close connection with the traditional rural life. The paper is based on the field studies conducted from 2019 to 2023, combining in-depth and expert interviews with participant observation. In the villages of the Vaga valley, there are guest houses, a center for wood-fired ceramics, a base for restorers of wooden architecture and other facilities created by city dwellers. At the same time, former city residents work in the rural social infrastructure - schools, cultural centers, shops, administrations, offering rural residents new, urban practices (public lectures, book crossing, separate waste collection, second-hand stores). On the one hand, former city residents contribute to changes in certain aspects of rural life; on the other hand, they adopt elements of rural lifestyle, which is manifested in clothing, everyday practices, and way of thinking.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
Russian authors, primarily sociologists, anthropologists, economic geographers and demographers, have been increasingly concerned about city dwellers moving to the countryside. Such interdisciplinary attention determines terminological confusion increased by journalists presenting cases of resettlement in rural areas. Thus, economic geographers (Nefedova, Pokrovsky, Treyvish, 2015) and some sociologists (Townspeople…, 2016) have long used the term ‘disurbanization’; sociologists collaborating with foreign colleagues and relying on the European tradition (Zhdanova, 2014) more often use the term ‘counterurbanization’. Many researchers (Pokrovsky, Makshanchikova, Nikishin, 2020; Zvyagintsev, Neuvazhaeva, 2015) use the term ‘reverse migration’, which could be justified for those who in the recent past had moved to cities and now returned to the countryside. However, the study presented in this article, like the research of other colleagues, shows that often outflows from the village and from the city run in parallel and consist of different social groups.
Список литературы
1. Averkieva K., Nefedova T. (2016) Dachas and the colonization of rural areas by urban residents in Russia: The case of the Kostroma Region. Mir Rossii, vol. 25, no 1, pp. 103-128. (In Russian). EDN: WCCOPT
2. Bell M., Osti G. (2010) Mobilities and ruralities: An introduction. Sociologia Ruralis, vol. 50, no 3, pp. 199-204.
3. Between Home and… Home. The Return Spatial Mobility of Population in Russia (2016). T. Nefedova, K. Averkieva, A. Makhrova (Eds.), Moscow: New Chronograph. (In Russian).
4. Makhrova A., Medvedev A., Nefedova T. (2016) Gardening and dacha communities of city dwellers in the rural settlement system. Bulletin of the Moscow University. Series 5: Geography, vol. 2, pp. 64-74. (In Russian).
5. Malinova-Tziafeta O. (2013) From the City to the Dacha: Social-Cultural Factors of the Dacha Space Development around Saint Petersburg (1860-1914), Saint Petersburg: European University in Saint Petersburg. (In Russian).
6. Melnikova E. A. (2020) Village in urban projections of Russians. Ethnographic Review, vol. 6, pp. 5-11. (In Russian). EDN: KNONEK
7. Nefedova T., Pokrovsky N., Treivish A. (2015) Urbanization, desurbanization and rural-urban communities under the growing horizontal mobility. Sociological Studies, no 12, pp. 60-69. (In Russian). EDN: VGMFRD
8. Nelson P., Oberg A., Nelson L. (2010) Rural gentrification and linked migration in the United States. Journal of Rural Studies, vol. 26, pp. 343-352.
9. Old-Developed Areas of Russia: History and the Present Time (2021) T. Nefedova, A. Starikova, Moscow: KMK. (In Russian).
10. Ovchintseva L. (2021) New villagers: Motives and factors for moving from the city to the countryside.RUDN Journal of Sociology, vol. 21, no 2, pp. 296-310. (In Russian). EDN: DPWQED
11. Phillips M. (2010) Counterurbanization and rural gentrification: An exploration of the terms. Population, Space and Place, vol. 16, pp. 539-558.
12. Pokrovsky N., Makshanchikova A., Nikishin E. (2020) Reverse migration under the pandemic: Russia’s out-of-town spaces as an adaptation resource. Sociological Studies, no 12, pp. 54-64. (In Russian). EDN: DXJBMV
13. Pokrovsky N., Nefedova T. (2013) ‘Cellular globalization’ and trends in rural communities of the Near North. Sociological Studies, no 4, pp. 13-23. (In Russian). EDN: QBDQIZ
14. Shchepetkova I. O. (2018) Territorial organization of gardening and dacha communities in the suburbs of Perm. News of the Russian Academy of Sciences. Geographical Series, no 4, pp. 46-54. (In Russian). EDN: XXYWDB
15. Shepanskaya T. (2021) On the dynamics of the post-agrarian development: Recycling of a rural fur farm in the Republic of Karelia. Literature and History, no 2, pp. 108-124. (In Russian).
16. Solana M. (2010) Rural gentrification in Catalonia, Spain: A case study of migration, social change and conflicts in the Empordanet area. Geoforum, vol. 1, pp. 508-517.
17. Stockdale A. (2010) The diverse geographies of rural gentrification in Scotland. Journal of Rural Studies, vol. 26, no 1, pp. 31-40.
18. Townspeople in the Village. A Sociological Study in the Russian Hinterland: Disurbanization and Rural-Urban Communities (2016). V. I. Il’yin, N. E. Pokrovsky (Eds.), Moscow: University Book. (In Russian).
19. Zhadnova E. (2014) Methodological approaches to the study of the city-village interaction. Historical and Social-Educational Thought, no 1, pp. 194-199. (In Russian). EDN: SMCTNF
20. Zvyagintsev V., Neuvazhaeva M. (2015) Migration from urban to rural areas: The phenomenon of ‘counter-urbanization’ in modern Russia. Mir Rossii, vol. 24, no 1, pp. 101-135. (In Russian). EDN: TLOKAF
Выпуск
Другие статьи выпуска
In September 2023, 385 scholars from 36 countries participated in the 7th International Conference of the European Rural History Organization (EURHO) in Cluj-Napoca (Romania). The program of the conference consisted of 76 panels, some of which combined two or three thematic sessions. Such a thematic variety is a result of the organization’s development since the mid-2000s, when two working groups focused on the conceptual and methodological foundations of research on agrarian history. Officially the EURHO started its work in the 2010s, which includes organizing its international conference every second year.
Рецензия на книгу: Ой Ч. Ж. (2023). Экономический взлет сельских районов Китая. Институциональные основы экономической реформы, СПб.: Academic Studies Press/Библиороссика.
Рецензия на книгу: Скунс Я. (Ред.) (2023). Скотоводство, неопределенность и развитие, Регби: Изд-во «Практическое действие», 180 с. URL: https://practicalactionpublishing. com/ book/2667/pastoralism-uncertainty-and-development
В статье на примере карельской деревни Пяльма, расположенной в Поонежье, рассмотрено характерное для нынешней социокультурной ситуации конструирование образа традиционной северорусской деревни бывшими горожанами. Опираясь на собственные представления об аутентичности сельского, они репрезентируют сельскую традицию для туристов-горожан, чьи знания о сельском опосредованы массовой культурой и не подкреплены практическими умениями. Сопоставляя историю Пяльмы с другими примерами общественной работы с природно-культурным наследием на Северо-Западе России, автор показывает, что типизация и музеефикация традиционной сельскости, характерная для многих деревень региона, во многом обусловлена индивидуальным стремлением сохранить их, обеспечить их развитие за счет привлечения туристов и деятельности в пространстве «экономики впечатлений». Автор отмечает, что для большинства «сезонных» жителей таких поселений (местных и дачников) историчность места не имеет принципиального значения, в отличие от его природных и инфраструктурных особенностей. Наблюдаемые сегодня городские проекции сельскости в исторических поселениях все отчетливее разделяются на общие и частные, коммеморативно-туристические и личные хозяйственные практики, которые вместе образуют постпродуктивистскую «новую сельскость» исторических деревень Русского Севера.
В центре внимания статьи находятся родовые поместья - участки земли не менее одного гектара, которые стали так называться с начала 2000-х годов, после выхода в свет серии книг Владимира Мегре «Звенящие кедры России». Мегре описал историю своего знакомства с сибирской отшельницей Анастасией и ее ностальгические рассказы о родовых поселениях Ведической Руси. Читатели, вдохновленные повествованием о «золотом веке», принялись воссоздавать эту утопию в разных регионах России - сегодня существует более 500 таких поселений. Родовое поместье чаще всего обустраивается на земле сельскохозяйственного назначения и требует создания всей инфраструктуры, поэтому среди участников ценятся практические навыки, технические знания и креативность. Во многом такие поселения следуют мировой тенденции экопоселений, которые считаются лабораторией устойчивого развития, автономности, гармоничного сосуществования человека и природы, а также уделяют немалое внимание духовному развитию и целительству. В статье показано, как экономический и идеологический кризис 1990-х годов повлиял на расцвет альтернативных учений и подпитывал энтузиазм строителей светлого будущего. В то же время отмечается, что многие активные участники первых экопоселений и родовых поместий были ориентированы на советский дискурс, в частности, подчеркивали значимость советской морали и творческой самодеятельности. Статья основана на полевых материалах, собранных в 2008-2021 годы в поселениях родовых поместий и на встречах анастасийцев, а также на Интернет-источниках.
В статье рассмотрены основные тенденции экономического развития Республики Татарстан с 1990 по 2020 год, отмечено влияние на эти тенденции введенных в 2022 году санкций, показана роль республики в жизни европейской части России с учетом пространственной структуры ее расселения и экономики. Автор обозначает различия промышленного производства, торговли и сельского хозяйства по районам республики, а ключевые тенденции их изменения за тридцать лет отражены на картах и в графиках. Специфика сельской местности охарактеризована в статье, исходя из особенностей этнического состава населения, удаленности от городов и экономических преобразований в сельском хозяйстве. Особое внимание автор уделяет агрохолдингам, которые играют важную роль в социально-экономическом развитии Татарстана, и приводит примеры из истории отдельных предприятий, чтобы показать их воздействие на экономическое развитие сельской местности, однако охарактеризована и роль малого бизнеса. Статья заканчивается перечнем главных проблем в развитии Республики Татарстан.
Рост крестьянского землевладения в аграрных обществах обычно связан с сокращением социальных иерархий вследствие улучшения социально-экономических условий, снижения доли крупного землевладения и развития мелких хозяйственных форм. Исследователи подтвердили, что воздействие крестьянского землевладения на развитие сельского хозяйства и социальную дифференциацию крайне вариативно, поскольку зависит от социально-исторического контекста. Статья призвана внести вклад в соответствующие дискуссии, показав, как рост крестьянского землевладения может порождать противоречивую динамику социально-пространственной дифференциации вследствие неоднородной «взаимосвязи земли и родства» или «воспроизводственных паттернов» крестьянских семей. Для проверки этой гипотезы автор рассматривает два европейских сельских региона - в северной Франции и Венето, сосредоточившись на развитии землевладения и аренды, систем родства и социально-профессиональных характеристик населения в выборке муниципалитетов с середины XIX до конца ХХ века. Помимо анализа совокупных данных на муниципальном уровне, автор рассматривает также развитие небольших районов в каждом изучаемом муниципалитете, используя качественный подход - «биографическое» описание некоторых видов собственности, землевладений, конкретных крестьян и их семей. Исследование опирается на такие открытые источники, как переписи населения, кадастровые записи и аграрные опросы, включая интервью и обращение к частным архивам.
Статья предлагает непривычное основание для изучения крестьянства в Аргентине - понятие сельскости. Статья опирается на давно обсуждаемые концептуализации сельско-городской дихотомии, но автор разрабатывает аналитический подход, который предполагает комплексную трактовку пространства вне его бинарных форм. Такой подход включает и иные переменные в изучение общества, связанного с аграрным миром, который давно избавился от устаревших однозначных определений. Для разработки такого подхода автор реконструирует ряд дискуссий о разложении крестьянства и наемном характере сельского труда в Аргентине. Такие споры обновили понимание современного крестьянского и наемного труда в Аргентине с учетом того, что исторически крестьянство было сосредоточено за пределами Пампасов. Лишь в 1960-е годы здесь оформилось крестьянское самоопределение и крестьянские организации - под влиянием сокращающейся потребности промышленного сектора в рабочей силе. Проанализировав документальные источники из разных регионов страны, автор утверждает, что сельские работники сегодня не имеют крестьянского происхождения, и это можно подтвердить эмпирически. Их трудовые практики характеризуются классическими крестьянскими чертами. Сельскохозяйственные рабочие и сельские жители сегодня - это необязательно одни и те же субъекты, которые трудятся на ежедневной основе и являются результатом агропромышленных трансформаций, запущенных в 1980-е годы. С того периода сельский труд обрел типичные черты глобального капиталистического способа производства. Парадоксальным образом на рубеже ХХ - XXI веков в некоторых регионах Аргентины глобализация порождает крестьянство.
Статья представляет собой первую попытку исследования классовой дифференциации в сельских сообществах современной Галисии. Сначала автор реконструирует дискуссии по «аграрному вопросу» в истории испанского государства - с реформистской мысли конца XIX века по настоящее время, сосредоточившись на том, как данный вопрос преломлялся в галисийском контексте и в галисийской аграрной историографии. В значительной степени это исследовательское направление оформилось благодаря изучению доступа крестьян к собственности на землю, в частности, различных инструментов либерального капиталистического государства, посредством которых оно ущемляло крестьян в правах. Автор уделяет особое внимание последствиям того режима землевладения, что доминировал в Галисии, - «форо», или долгосрочной аренде. Все больше крестьян становились собственниками земли, что аграрная историография считала важнейшим фактором социально-экономических изменений с конца XIX века до первой трети ХХ века. Другими взаимосвязанными трансформациями этого периода стали: аграрная мобилизация против режима долгосрочной аренды земли, возрастающая коммерциализация аграрного производства, денежные переводы галисийских мигрантов из двух Америк и технологическое совершенствование производства. Автора особенно интересует, как социальное неравенство меняло сельские сообщества, и акцент сделан на последствиях либерально-капиталистической государственной политики для социальной структуры, для чего привлекаются данные многочисленных публикаций об усилении социального неравенства. В заключении автор описывает социальные изменения в последние годы диктатуры Франко. Таким образом, статья представляет собой первый шаг в исследовании того, как классовые различия трансформируют современные крестьянские сообщества.
В статье рассмотрен зарубежный, преимущественно европейский, опыт типологизации сельских территорий. Описаны особенности и различия критериев выделения «сельских» территорий в странах Европейского Союза. Объясняются причины формирования запроса на комплексные типологии, учитывающие транспортную доступность территорий, траектории их трансформаций, а также макрорегиональные особенности. Конкретизируются основные методологические трудности в разработке универсальной типологии сельских территорий для всех регионов мира. Отмечены страновые различия в используемых для типологизации показателях и их пороговых значениях, а также в уровне административно-территориального анализа. Представлен справочный материал, отражающий методологический фокус современных страновых типологий и научные новации, характерные для этих исследовательских работ. Подчеркиваются основные общие черты представленных типологий и их методологические ограничения.
Научно фундированный разговор о нынешнем состоянии сельских территорий, перспективах сельского человеческого капитала и тенденциях сельской дифференциации невозможен без опоры на концептуальные разработки и футуристические проекты великих российских аграрников. Статья посвящена сравнению футуристических воззрений двух замечательных социальных мыслителей начала XX века - Александра Богданова и Александра Чаянова, выраженных в их утопических произведениях, которые в художественной форме запечатлели особенности (пролетарские и крестьянские) их социально-экономических и культурно-этических взглядов. Богданов и Чаянов отличались энциклопедическими познаниями и блестящими организаторскими способностями, опубликовали оригинальные работы в области социальной философии и политической экономии, были яркими социально-политическими лидерами альтернативных направлений русской революции, а также писателями-футурологами. Богданов в своих утопиях развивал марксистские идеи пролетарской революции и построения социализма не только на земле, но и в космосе. Чаянов в своей утопии умеренного кооперативного социализма отстаивал новое революционное значение крестьянства. Пролетарский идеолог Богданов скептически относился к политическому потенциалу крестьянства, опасаясь, что противники пролетарской революции могут использовать крестьянский консерватизм против социалистической революции. Крестьянский идеолог Чаянов скептически оценивал творческий потенциал рабочего класса, полагая, что в грядущем социальном перевороте рабочий класс может быть использован для построения авторитарно-бюрократического социализма. Оба мыслителя стремились через анализ альтернатив взаимодействия человека и природы оценить перспективы глобального сельско-городского развития. Несмотря на игнорирование положительного революционного потенциала пролетариата (Чаянов) и крестьянства (Богданов), оба внесли огромный вклад в теорию и практику русской революции, а их утопические идеи по-прежнему вдохновляют на поиски нового справедливого, гуманного и счастливого мира.
В 2024 году исполняется 125 лет с учреждения при Петровской сельскохозяйственной академии Высшего семинария сельскохозяйственной экономии и политики, из которого впоследствии вырос знаменитый Научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономии (НИИСХЭ). Широкую известность Институт получил благодаря А. В. Чаянову, руководившему им в 1920-е годы. Впервые для англоязычного читателя публикуется перевод его статьи «Краткий обзор центров экономической мысли в области сельского хозяйства в Европе и других странах», вышедшей в «Бюллетене Научно-исследовательского института сельскохозяйственной экономии» в 1927 году. Чаянов дает краткую характеристику важнейшим центрам аграрно-экономической мысли, в том числе тем, с которыми Институту удалось наладить переписку и обмен литературой. Обзор завершается условной классификацией направлений науки об организации сельскохозяйственного производства в 1920-е годы. Очевидно, предполагалось, что столь длинный перечень научных учреждений и исследователей-партнеров будет свидетельствовать о принципиальной важности и полезности НИИСХЭ для укрепления престижа советской науки и Советской России на международной арене. Однако судьба распорядилась иначе: в 1928 году Чаянов был отстранен от руководства; в 1929 году Институт был реорганизован и объединен с Институтом крупного хозяйства в Институт организации крупного хозяйства и сельскохозяйственной экономии; в 1930 году, после окончательного устранения Чаянова из штата научных сотрудников, Институт был преобразован в Колхозный институт, и все международные контакты были оборваны. Чаяновский институт, объединявший представителей разных подходов и взглядов на предмет и задачи сельскохозяйственной экономии как научной дисциплины, был фактически уничтожен, а материалы Чаянова о международных связях по злой иронии легли в основу будущего репрессивного сценария карательных органов (судя по материалам допросов Чаянова начальником секретного отдела ОГПУ Я. С. Аграновым). Дискуссионным является вопрос о переводе на английский язык используемых Чаяновым применительно к области научного знания понятий «сельскохозяйственная экономия» и «экономия земледелия». Полемика со специалистами по истории экономической мысли и творчеству Чаянова выявила два возможных варианта: agricultural economics и agricultural economy. Высказывалось предположение, что agricultural economy позволит точнее передать разнообразие подходов в советской аграрно-экономической мысли 1920-х годов, включавшей и общую экономическую теорию (в приложении к сельскому хозяйству) в современном для мировой науки 1920-х годов смысле; и технико-технологические (агрономические) подходы к организации хозяйства; и теорию и практику аграрной политики с акцентом на ее социальной стороне; и счетоводство и таксацию. Не нужно понимать «экономию» как нечто большее, чем исторический, устаревший к концу XIX века синоним экономической науки, от которого в конце XIX - начале XX веков начали отказываться в пользу «экономики» по всему миру, в том числе в России (Б. Д. Бруцкус, Н. Н. Кажанов, А. И. Скворцов, А. Ф. Фортунатов и др.). Заголовок известной работы Г. А. Студенского, изданной в 1925 году, был продублирован издателем на английском языке как «Outlines of Agricultural Economics». Иными словами, еconomics - не более чем обозначение экономической науки в целом и не сводится к фигуре А. Маршалла, и использование слова «economy» воспрепятствует правильному пониманию текста Чаянова англоязычным читателем, создавая неверные коннотации с реальными экономическими явлениями - отраслью и хозяйством. Текст снабжен примечаниями, уточняющими и дополняющими факты, изложенные Чаяновым.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832