РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ В СМЕНЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ВЕКТОРА ТУРЦИИ ПОСЛЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ И ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2023 Г (2024)
В статье прослеживается взаимовлияние внешнеполитических установок Турции периода правления ПСР и наиболее важных задач, стоявших перед страной в области экономики. Как представляется, уровень этого взаимовлияния не оставался неизменным. Если первый период правления ПСР был отмечен высокой степенью ориентации на интересы экономики страны, в первую очередь развитие экспортных возможностей для анатолийского капитала, иначе - превращением Турции в «торгующее государство», то впоследствии усиление экономики страны стало восприниматься ее истеблишментом, и прежде всего президентом Р. Т. Эрдоганом, как возможность для более широкого внешнеполитического маневра и ослабления связей с западными партнерами на фоне так называемой неортодоксальной кредитно-денежной политики, предполагавшей замещение внешнего кредитования внутренним. Однако финансово-экономические трудности, с которыми столкнулась Турция, обусловили после выборов 2023 г. как возврат к классике кредитно-денежного регулирования, так и, по крайней мере, частичную нормализацию отношений с Западом, в том числе для восстановления интереса западных инвесторов к турецкому рынку.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 338.1. Экономическое положение. Конъюнктура. Развитие хозяйственной структуры. Экономический рост
- Префикс DOI
- 10.31696/2227-5568-2024-02-021-031
- eLIBRARY ID
- 67226547
В 2002 г. к власти в Турции пришла Партия справедливости и развития. Удержание ею властных позиций как партией нового типа требовало обновления устоявшихся подходов, в том числе в сфере внешней
политики.
Список литературы
-
Ульченко Н. Ю. Не только институты: что стоит за изменением траектории роста экономики Турции во втором десятилетии XXI в. // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2022. Выпуск 3. C. 111-123. DOI: 10.31857/S086919080020402-9 EDN: NVTIUP
-
Aydın-Düzgit S., Kutlay M., Keyman E. F. How Erdoğan Rules Through Crisis // Journal of Democracy. Vol. 34. No. 4. October 2023. Pp. 80-93. EDN: SOJXJW
-
Ashri K. Titanic Shift in the Republic of Turkey from Stasisto Homonoia // Perspectives on Turkey’s Multi-regional role in the 21st century. Ed. by Mujib Alam. New Delhi, KW Publishers Pvt Ltd, 2015.
-
Ekonomik Rapor 2002. Ankara, TOBB, 2003.
-
Ekonomik Rapor 2007. Ankara, TOBB, 2008.
-
Ekonomik Rapor 2009. Ankara, TOBB, 2010.
-
Ekonomik Rapor, 2022. Ankara, TOBB, 2023.
-
Economic Report 2004. Ankara, TOBB, 2005.
-
Economic Report 2012. Ankara, TOBB, 2013.
-
Guven ve İstikrar içinde durmak yok yola devam. Ankara: Parti Bünyesinde, 2007. 230 s.
-
Hüseyin Emrah Karaoğuz H. E., Kutlay M. The ties that don't bind: trading state debates and role of state capacity in Turkish foreign policy // Southeast European and Black Sea Studies. 2022. No. 23(2). Pp. 409-429. 10.1080/14683857.2022.21 09828. DOI: 10.1080/14683857.2022.2109828
-
Turan I. Advetures in Causal Analysis: The Whys of Turkey's Deteriorating Relations with Israel. GMF Analysis. On Turkey Series. Wash., September 15, 2011.
-
Ziya Ö., Kutlay M. The anatomy of Turkey's new heterodox crisis: the interplay of domestic politics and global dynamics // Turkish Studies. 2020. No. 22(1). DOI: 10.1080/14683849.2020.1833723
-
Özel Sektörün Yurt Dışından Sağladığı Uzun Vadeli Kredi Borcu İstatistikleri. Şubat 2024. 35 s. URL:https://www.tcmb.gov.tr/wps/wcm/connect/5f0d9420-724c-4243b424-615181559e56/uzun.pdfMOD=AJPERES&CACHEID=ROOTWORKSPACE-5f0d 9420-724c-4243-b424-615181559e56-oSMJMEr.
-
Министр финансов Турции назвал главные цели экономической программы // Smi.today. 06.07.2023. URL:https://www.smi.today/ru_smi/2571613-ministrfinansov-turcii.html(датаобращения:20.07.2023).
-
Официальный сайт Турецкого статистического общества. URL:https://www.tuik.gov.tr(accessed:20.02.2024).Натур.яз.
-
Официальный сайт Центрального банка Турецкой Республики. URL:https://www.tcmb.gov.tr(accessed:19.02.2024).Натур.яз.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Непростые отношения между Анкарой и Афинами значительно активизировались в период правления в Турции Партии справедливости и развития. Был внедрен целый ряд инструментов развития сотрудничества от политического диалога на высшем уровне до расширения экономических связей. Тем не менее, к 2023 г. стороны подошли в атмосфере взаимной напряженности. Трагические происшествия в обеих странах в начале года вновь запустили «дипломатию катастроф» и процесс нормализации. Апофеозом стал визит в Грецию турецкого президента Р. Т. Эрдогана, что способствовало подписанию ряда соглашений о взаимодействии в различных сферах. Турецко-греческие отношения отличаются цикличностью: за эскалацией всегда следует попытка разрядки и формирования «подушки безопасности».
После установления стратегического партнерства между Японией и Турцией в 2013 г. двусторонние отношения получили новый импульс к развитию по разным направлениям. Несмотря нато, что сегодня существуют различные сдерживающие факторы, влияющие на отношения между двумя странами, тенденция к расширению японотурецкого сотрудничества является устойчивой, так как обе стороны стремятся к многовекторности своей внешней политики, и у Анкары и Токио во внешнеполитических курсах нет принципиальных противоречий, препятствующих партнерству.
В статье рассматриваются особенности реализации политики Турции на Африканском континенте после завершения пандемии коронавируса. Особое внимание автор уделяет военной составляющей турецкой стратегии, а также наращиванию присутствия Анкары в Западной Африке и в районе Африканского рога.
Суть послания, которое излагал президент Турецкой Республики Р. Т. Эрдоган совместно с президентом Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Э. Татаром сводится к следующему: решением кипрского вопроса может быть лишь формула двух государств, опирающихся на равный суверенитет.
В данной статье автор рассматривает отношения Турции и Израиля в динамике с учетом существующих проблем в урегулировании палестино-израильского конфликта и на фоне открытия богатых месторождений в Восточном Средиземноморье. Отмечается, что в период правления Партии справедливости и развития турецко-израильские отношения представляются чередой кризисов и периодов восстановления отношений. Политические разногласия по большинству региональных вопросов сочетаются с плодотворным экономическим сотрудничеством между странами.
2023 г. стал юбилейным для Турецкой Республики, государству исполнилось 100 лет. На протяжении последних двух десятилетий страной неизменно правит Партия справедливости и развития (ПСР), которую возглавляет нынешний президент республики Реджеп Тайип Эрдоган. За период пребывания ПСР у власти в стране были проведены многочисленные реформы. В мае 2023 г. в Турции состоялись очередные президентские и парламентские выборы. Реджеп Тайип Эрдоган и возглавляемая им политическая коалиция «Народный альянс» снова одержали победу. Одним из важнейших политических итогов майских выборов стал фактический раскол оппозиции.
В статье делается вывод о многогранности внешней политики, которую проводит Анкара в связи с российско-украинским конфликтом. По мнению экспертов, использование украинского кризиса позволило Турции претендовать на статус международного игрока гораздо более высокого уровня, чем допускают ее фактические возможности. Несмотря на углубляющиеся российско-турецкие разногласия в связи с украинским кризисом, Турция продолжает сохранять равноудаленность от России и Запада. Закрытие в период специальной военной операции черноморских проливов показывает, по мнению российских политологов, субъектность и роль турецкого государства в региональном конфликте и в политике Черноморского региона, который сейчас относится к наиболее важным в мире. Следует сделать вывод, что все стороны конфликта на Украине ценят Турцию как «проливную» державу, с которой они могут могу иметь диалог.
В статье отмечается, что в XXI в. расширение географии внешнеторгового сотрудничества Турции имело важное значение, особенно в условиях многовекторности внешней политики. Демонстрируется, что наряду с традиционными партнерами, продолжающими играть важную роль, появлялись новые страны, организации и регионы. Обращается внимание на расширение масштабов применения политики географической диверсификации внешней торговли, а также на увеличивающуюся технологичность экспорта. Автором подробно изучены четыре плана экономического развития страны и выявлены их основные положения. Кроме того, даны подробный анализ и динамика доли стран и организаций во внешней торговле и сравнительная характеристика десятки стран, лидирующих в сотрудничестве с Турцией, за период с начала XXI в. до настоящего времени. Делаются выводы, что Турецкая Республика намерена и далее расширять долю имеющихся партнеров и наращивать число новых за счет увеличения рынков-целей и стран с высоким потенциалом сотрудничества.
Издательство
- Издательство
- ИВ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- Юр. адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- ФИО
- Аликберов Аликбер Калабекович (Директор)
- E-mail адрес
- inf@ivran.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6254262
- Сайт
- https:/www.ivran.ru