РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В ТУРЦИИ В 2023 Г (2024)
2023 г. стал юбилейным для Турецкой Республики, государству исполнилось 100 лет. На протяжении последних двух десятилетий страной неизменно правит Партия справедливости и развития (ПСР), которую возглавляет нынешний президент республики Реджеп Тайип Эрдоган. За период пребывания ПСР у власти в стране были проведены многочисленные реформы. В мае 2023 г. в Турции состоялись очередные президентские и парламентские выборы. Реджеп Тайип Эрдоган и возглавляемая им политическая коалиция «Народный альянс» снова одержали победу. Одним из важнейших политических итогов майских выборов стал фактический раскол оппозиции.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.31696/2227-5568-2024-02-042-049
- eLIBRARY ID
- 67226549
Придя к власти в 2002 г. под лозунгом «все для Турции», Партия справедливости и развития (ПСР) в качестве своей главной цели провозгласила построение современного демократического государства и интеграцию страны с Европейским союзом. Для лидеров ПСР (которую многие политологи охарактеризовали как «происламскую», «умеренно-исламскую» и т. д.) было важно на первых порах своего пребывания у власти
продемонстрировать совместимость ислама с демократией и светскостью [Сулейманов, 2013]. Примечательно, что именно на этот период пришелся наиболее значительный прорыв в отношениях Турции и ЕС. В результате в 2004 г. Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о приеме республики в состав Евросоюза в качестве полноправного
члена [Внешняя политика Турции …, 2023].
Список литературы
-
Внешняя политика Турции в период правления Партии справедливости и развития (2002-2023 гг.). К 100-летию республики: колл. монография / отв. ред. А. Г. Гаджиев. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2023. С. 138. Foreign policy of Turkey during the reign of the Justice and Development Party (2002-2023). To the 100th anniversary of the republic: coll. monograph / rep. ed. A. G. Gadzhiev. Moscow: Institute of Oriental Studies RAS, 2023. P. 138. (in Russian).
-
Евсеев В. В., Пивоваренко А. А., Гаджиев А. Г. Влияние политики Турции на страны Балканского региона // Геоэкономика энергетики. 2021. № 4. С. 70-95. EDN: EIPEUY Evseev V. V., Pivovarenko A. A., Gadzhiev A. G. The influence of Turkish policy on the countries of the Balkan region // Geoeconomics of Energy. 2021. No. 4. Pp. 70- 95. (in Russian). EDN: EIPEUY
-
Сулейманов А. В. Партия справедливости и развития: 10 лет у власти в Турции // Вестник Пермского университета. Политология. 2013. № 2. С. 4-9. EDN: QCEOKD Suleymanov A. V. Justice and Development Party: 10 years in power in Turkey // Bulletin of Perm University. Political science. 2013. No. 2. P. 4-9. (in Russian). EDN: QCEOKD
-
Ульченко Н. Ю. Новый путь Турции? // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 6. С. 90-101. EDN: PBTIVZ Ulchenko N. Yu. New path for Turkey? // World economy and international relations. 2012. No. 6. Pp. 90-101. (in Russian). EDN: PBTIVZ
-
Не все так плохо: опубликован комплексный анализ турецкой экономики // EADaily. 12.08.2023. URL:https://eadaily.com/ru/news/2023/08/12/ne-vse-tak-plohoopublikovan-kompleksnyy-analiz-tureckoy-ekonomiki(датаобращения:22.02.24).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Непростые отношения между Анкарой и Афинами значительно активизировались в период правления в Турции Партии справедливости и развития. Был внедрен целый ряд инструментов развития сотрудничества от политического диалога на высшем уровне до расширения экономических связей. Тем не менее, к 2023 г. стороны подошли в атмосфере взаимной напряженности. Трагические происшествия в обеих странах в начале года вновь запустили «дипломатию катастроф» и процесс нормализации. Апофеозом стал визит в Грецию турецкого президента Р. Т. Эрдогана, что способствовало подписанию ряда соглашений о взаимодействии в различных сферах. Турецко-греческие отношения отличаются цикличностью: за эскалацией всегда следует попытка разрядки и формирования «подушки безопасности».
После установления стратегического партнерства между Японией и Турцией в 2013 г. двусторонние отношения получили новый импульс к развитию по разным направлениям. Несмотря нато, что сегодня существуют различные сдерживающие факторы, влияющие на отношения между двумя странами, тенденция к расширению японотурецкого сотрудничества является устойчивой, так как обе стороны стремятся к многовекторности своей внешней политики, и у Анкары и Токио во внешнеполитических курсах нет принципиальных противоречий, препятствующих партнерству.
В статье рассматриваются особенности реализации политики Турции на Африканском континенте после завершения пандемии коронавируса. Особое внимание автор уделяет военной составляющей турецкой стратегии, а также наращиванию присутствия Анкары в Западной Африке и в районе Африканского рога.
Суть послания, которое излагал президент Турецкой Республики Р. Т. Эрдоган совместно с президентом Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Э. Татаром сводится к следующему: решением кипрского вопроса может быть лишь формула двух государств, опирающихся на равный суверенитет.
В данной статье автор рассматривает отношения Турции и Израиля в динамике с учетом существующих проблем в урегулировании палестино-израильского конфликта и на фоне открытия богатых месторождений в Восточном Средиземноморье. Отмечается, что в период правления Партии справедливости и развития турецко-израильские отношения представляются чередой кризисов и периодов восстановления отношений. Политические разногласия по большинству региональных вопросов сочетаются с плодотворным экономическим сотрудничеством между странами.
В статье делается вывод о многогранности внешней политики, которую проводит Анкара в связи с российско-украинским конфликтом. По мнению экспертов, использование украинского кризиса позволило Турции претендовать на статус международного игрока гораздо более высокого уровня, чем допускают ее фактические возможности. Несмотря на углубляющиеся российско-турецкие разногласия в связи с украинским кризисом, Турция продолжает сохранять равноудаленность от России и Запада. Закрытие в период специальной военной операции черноморских проливов показывает, по мнению российских политологов, субъектность и роль турецкого государства в региональном конфликте и в политике Черноморского региона, который сейчас относится к наиболее важным в мире. Следует сделать вывод, что все стороны конфликта на Украине ценят Турцию как «проливную» державу, с которой они могут могу иметь диалог.
В статье прослеживается взаимовлияние внешнеполитических установок Турции периода правления ПСР и наиболее важных задач, стоявших перед страной в области экономики. Как представляется, уровень этого взаимовлияния не оставался неизменным. Если первый период правления ПСР был отмечен высокой степенью ориентации на интересы экономики страны, в первую очередь развитие экспортных возможностей для анатолийского капитала, иначе - превращением Турции в «торгующее государство», то впоследствии усиление экономики страны стало восприниматься ее истеблишментом, и прежде всего президентом Р. Т. Эрдоганом, как возможность для более широкого внешнеполитического маневра и ослабления связей с западными партнерами на фоне так называемой неортодоксальной кредитно-денежной политики, предполагавшей замещение внешнего кредитования внутренним. Однако финансово-экономические трудности, с которыми столкнулась Турция, обусловили после выборов 2023 г. как возврат к классике кредитно-денежного регулирования, так и, по крайней мере, частичную нормализацию отношений с Западом, в том числе для восстановления интереса западных инвесторов к турецкому рынку.
В статье отмечается, что в XXI в. расширение географии внешнеторгового сотрудничества Турции имело важное значение, особенно в условиях многовекторности внешней политики. Демонстрируется, что наряду с традиционными партнерами, продолжающими играть важную роль, появлялись новые страны, организации и регионы. Обращается внимание на расширение масштабов применения политики географической диверсификации внешней торговли, а также на увеличивающуюся технологичность экспорта. Автором подробно изучены четыре плана экономического развития страны и выявлены их основные положения. Кроме того, даны подробный анализ и динамика доли стран и организаций во внешней торговле и сравнительная характеристика десятки стран, лидирующих в сотрудничестве с Турцией, за период с начала XXI в. до настоящего времени. Делаются выводы, что Турецкая Республика намерена и далее расширять долю имеющихся партнеров и наращивать число новых за счет увеличения рынков-целей и стран с высоким потенциалом сотрудничества.
Издательство
- Издательство
- ИВ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- Юр. адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- ФИО
- Аликберов Аликбер Калабекович (Директор)
- E-mail адрес
- inf@ivran.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6254262
- Сайт
- https:/www.ivran.ru