Данная статья разделена на две части и рассматривает пазырыкскую культуру с точки зрения китайских исследователей. Первая часть включает в себя перевод и публикацию работ на иностранном языке, которые можно разделить на два этапа: под руководством правительства (период 1950-1980 гг.) и спонтанный перевод, сделанный китайскими научными сотрудниками в XXI веке. Вторая часть описывает непосредственно исследования китайских ученых по пазырыкской культуре. Китайские ученые проделали большую работу, но тем не менее остаются некоторые проблемы. Самая заметная из них заключается в том, что китайские ученые не вполне понимают пазырыкскую культуру. Причина кроется в том, что китайские исследователи недостаточно осведомлены о научных работах советских и российских ученых. Чтобы понять направление будущих изысканий, нам следует проанализировать процесс исследования пазырыкской культуры в Китае.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 902. Архелогия
В 2023 году Му Цзиньшань и Ли Фэй (李菲) опубликовали статью «Обзор исследований керамических изделий пазырыкской культуры» (Му Цзиньшань, 2023). В статье автор разделил процесс исследований керамических изделий пазырыкской культуры советскими и российскими учеными на три этапа, обобщив вклад и недостатки каждого этапа. Затем автор обобщает имеющиеся достижения и недостатки исследований по темам (например, типологическое изучение, функции, производство и распространение, происхождение керамического изделия пазырыкской культуры и т. д.). Наконец, отмечается, что будущие исследования керамических изделий пазырыкской культуры должны развиваться в трех направлениях: всесторонней систематизации информации и данных, интернационализации сравнительных исследовании, диверсификации теоретического и методологического инструментария.
Список литературы
1. Бао Шугуан, Ван юйфу. 包曙光, 王禹夫. 巴泽雷克文化葬马习俗研究 (Исследование площади Пазырыкской культуры) // 边疆考古研究 (Пограничные археологические исследования). 2019. № 2. C. 321-336 (на кит. яз.).
2. Бусова В. 巴泽雷克文化早期马面具复原研究 (Исследование маски лошади на ранним этапе Пазырыкской культуры) // 北方民族考古 (Археология северных этносов). 2016. № 3. C. 319-329 (на кит. яз.).
3. Ван Пэн, Комиссаров С.А. Распространение в Китае Советской и Российской археологической литературы // Вестник Новосибирского государственного университета, Серия: История, филология. 2013. № 12(4). C. 45-51.
4. Го У. 三道海子文化初论 (О Сандаохайцзыской культуре) // 欧亚学刊 (Международный журнал евразийских исследований). 2005. № 7. C. 29-59 (на кит. яз.).
5. Го У.游牧兴,丝路通 (Кочевник расцвет, Пропуск по Великому шелковому пути) // 中国博物馆公开课 (Открытая лекция Китайского музея). 16. 01. 2021 г.
6. Го У. 草原丝绸启幕-沟通东西文明的阿尔泰部落 (Начало Великий шелковый путь степи - Алтайские племена, соединяющие восточную и западную цивилизации) // 丝路岁月系列讲座 (лекции из серии “ Годы Великого шелкового пути “). 01. 09. 2019 г.
7. Грязнов М.П. 格里亚兹诺夫. 阿尔泰巴泽雷克的五座古冢 (Пять древних пазырыкских курганов на Алтае) // 考古 (Археология). 1960. № 7. C. 63-80 (на кит. яз.).
8. Киселёв С.В. 南西伯利亚古代史 (Древняя история Южной Сибири). Урумчи: синьцзян жэньминь чубаньшэ, 1981 (на кит. яз.).
9. Константинов Н.А., Урбушев А.У. 阿尔泰东南的巴泽雷克扰乱葬 (Потревоженное погребение пазырыкской культуры) // 北方民族考古 (Археология северных этносов) 2022. № 14. C. 300-312 (на кит. яз.).
10. Лоергрен Б. 巴泽雷克的古代竖琴 (Древняя арфа Пазырыка) // 音乐研究 (Музыкальные исследования). 2004. № 2. C. 94-101 (на кит. яз.).
11. Ма Цзянь. 马健 公元前8 3世纪的萨彦 阿尔泰-早期铁器时代欧亚东部草原文化交流 (Саяно-Алтай в VIII-III веках до нашей эры: взаимодействие кочевых культур Восточной Евразии в раннем железном веке) // 欧亚学刊 (Международный журнал евразийских исследований). 2008. № 8. C. 38-84 (на кит. яз.).
12. Му Цзиньшань, Ли фэй. 巴泽雷克文化陶器研究综述(Обзор исследований керамической посуды пазырыкской культуры) // 边疆考古研究 (Пограничные археологические исследования). 2023. № 1. C. 345-356 (на кит. яз.).
13. Му Цзиньшань, Чжан цзяян. 巴泽雷克文化彩陶的来源研究及相关问题探讨 (Исследование происхождения расписной керамики пазырыкской культуры и изучение связанных с ним вопросов) // 考古与文物 (Археология и культурные реликвии). 2024. № 7. C. 82-90 (на кит. яз.).
14. Му Цзиньшань. Керамическая посуда из курганов Пазырыкской культуры Синьцзяна // Теория и практика археологических исследований. 2020. № 2. С. 138-147. EDN: ZGYUOV
15. Му Цзиньшань. 巴泽雷克文化与史前丝绸之路 (Пазырыкская культура и доисторический Шелковый путь) // 大众考古 (популярная археология). 2022. № 7. C. 78-87 (на кит. яз.).
16. Очир-Горяева M.А. 神兽的化身 巴泽雷克文化马饰研究(Воплощение мифических зверей: исследование пазырыкских культурных орнаментов на лошадях) // 北方民族考古 (Археология северных этносов). 2018. № 6. C. 175-182 (на кит. яз.).
17. Очир-Горяева M.А. 马丽娜·奥切尔-嘎力雅耶娃 巴泽雷克墓葬的地理方位 (Географическое положение могильника Пазырыкской культуры) // 北方民族考古 (Археология северных этносов). 2018. № 6. C. 198-214 (на кит. яз.).
18. Пан Линг. 漫谈俄罗斯考古同行的中国情结 (Разговор о китайском комплексе русских археологов) 2020. URL: http://kaogu.cssn.cn/zwb/kgyd/kgsb/202011/t20201112_5215716.html. Дата обращения 12.11.2020 (на кит. яз.).
19. Руденко С.И., Пан Менгтао. С.И. 论中国与古代阿尔泰部落的关系 (О взаимоотношениях Китая и древних алтайских племен) // 考古学报 (Китайский Археологический Журнал). 1957. № 2. C. 37-48 (на кит. яз.).
20. Тишкин А.А. 通往国家之路: 阿尔泰巴泽雷克人群社会发展水平评估 (О государственности “пазырыкцев”) // 北方民族考古 (Археология северных этносов). 2020. Вып. № 10. C. 200-222 (на кит. яз.).
21. Тишкин А.А. 阿尔泰早期游牧民族墓葬出土的中国古代漆器 (Древняя китайская лаковая посуда, обнаруженная в курганах ранних алтайских кочевников) // 北方民族考古 (Археология северных этносов). 2018. № 5. C. 188-197 (на кит. яз.).
22. Тишкин А.А. 阿尔泰的古代民族 (Древние народы Алтая) // 大众考古 (Популярная археология). 2017. № 7. C. 72-83 (на кит. яз.).
23. Хань Цзянье. 先秦时期阿尔泰及以西地区陶壶的来源-兼论公元前一千纪后半叶阿尔泰及以西地区和阴山-天山地区的文化交流 (Происхождение глиняных кувшинов Западного Алтая в доцинский период: к дискуссии о культурных связях между Западным Алтаем и Иньшань-Тяньшанским регионом во второй половине первого тысячелетия до н.э.) // 西域研究 (Исследования западных регионов). 2017. № 2. С. 37-47(на кит. яз.).
24. Ц.Тэрбат, Тербайер. 蒙古国阿尔泰巴泽雷克墓葬的研究 (Исследование пазырыкских курганов Алтая в Монголии) // 草原文物 (Степные культурные реликвии). 2013. № 2. C. 133-140 (на кит. яз.).
25. Ци Жунцин. 论巴泽雷克文化 (Пазырыкская культура). 吉林大学硕士学位论文 (Дисс.. магистр Цзилиньского Университета). Чанчунь, 2008. 97 c. (на кит. яз.).
26. Ци Жунцин. 巴泽雷克文化的中小型墓葬形制 (Исследования малых и средних курганов в Пазырыкской культуре) // 内蒙古师范大学学报 (Известия педагогического университета Внутренней Монголии). 2010. № 5. C. 76-85 (на кит. яз.).
27. Чжан Лянжэнь, Лу Энго, Чжан Юн. 吐鲁番地区早期铁器时代考古 (Археология раннего железного века в Турфане) // 早期中国研究 (Исследования Раннего Китая). 2016. C. 116-155 (на кит. яз.).
28. Шао Хуйцю. 巴泽雷克文化在新疆的扩张与影响 (Расширение и влияние Пазырыкской культуры в Синьцзяне) // 边疆考古研究 (Пограничные археологические исследования). 2017. № 1. C. 179-195 (на кит. яз.).
29. Шао Хуйцю.百兽率舞:商周时期中国北方动物纹装饰综合研究(Танец сотни животных: всестороннее исследование орнамента с животными в Северном Китае во времена династий Шан и Чжоу). Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2020 (на кит. яз.).
30. Ю Цзяньцзюнь, Ма Цзянь. 新疆哈巴河东塔勒德墓地初步研究 (Предварительное исследование Могильника хабахэдунталэдэ, Синьцзян) // 文物 (Культурные реликвии). 2013. № 3. C. 53-57 (на кит. яз.).
31. Ян Цзяньхуа, Бао Шугуан. 俄罗斯图瓦和阿尔泰地区的早期游牧文化 (Ранняя кочевая культура в Тыве и на Алтае России) // 西域研究 (Исследования западных регионов). 2014. № 2. C. 75-84 (на кит. яз.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье вводится в научный оборот клад обрезанных вкруг куфических дирхемов, найденный в 1970-х гг. в верховьях р. Тускарь Курской области. Из его состава в Курский областной краеведческий музей поступило 60 вырезок, выполненных в своем большинстве из саманидских монет. Комплекс датируется 2-й половиной 980-х гг. Хронологическое распределение и метрология выявили его принадлежность к финальному этапу специфического денежного обращения, получившего распространение в одном из регионов Северской земли - «Посемье».
В данной статье, посвященной путевым заметкам американского востоковеда Оуэна Латтимора о Монгольско-Синьцзянском пути на верблюдах с 1926 по 1927 год, исследуются практические навыки и система знаний на этой ветви Великого Шелкового пути в начале нового времени. Благодаря подробному изучению выбора верблюжьими караванами способов передвижения, организации и разделения труда в караванах, туристического снаряжения и обеспечения безопасности, сезонности и выбора маршрута, снабжения и медицинского обслуживания, управления логистикой, рыночных операций, адаптации валютных курсов, а также сбора и передачи информации о деловых поездках, в этой статье раскрываются различные аспекты повседневных навыков, которые поддерживали функционирование Великого Шелкового пути, и показывается, как караваны верблюдов использовали эти навыки для преодоления экологической и социальной неопределенности и содействия торговле и культурным обменам. В исследовании делается вывод о том, что именно эти многолетние наработки и постоянное применение на практике навыков превратили Шелковый путь в торговую и культурную сеть по всей Евразии. Путевые заметки О. Латтимора имеют большое историческое и практическое значение для понимания этого процесса.
Роговые накладки-пластины для укрепления луков, появившиеся в гуннский период, к IX-X векам претерпели значительные изменения. Существует мнение, что они появились для усиления отдельных частей конструкции, а затем, в связи с усовершенствованием методов сборки, перестали использоваться. Вероятно, синхронно с этими конструктивными изменениями появилось налучье для длительного ношения оружия в готовом (натянутом) для выстрела положении. Это не только избавляло владельца лука от необходимости натягивать тетиву, но и давало значительное боевое преимущество.
На территории Алейской степи (юг Западной Сибири) зафиксировано большое число погребальных памятников, которые отражают военно-политические и этнокультурные процессы в период раннего Средневековья. В связи с существенным сокращением раскопок таких археологических комплексов в Алтайском крае обозначилась необходимость изучения коллекций в муниципальных музеях. В Краеведческом музее г. Рубцовска хранится небольшое собрание находок, которые происходят из разрушенных погребений и стоянок. Среди них имеется серия изделий из цветного металла, датирующихся периодом раннего Средневековья и относящихся к сросткинской культуре. Эти артефакты впервые вводятся в научный оборот в полном объеме вместе с результатами рентгенофлюоресцентного анализа. Они расширяют источниковую базу для изучения украшений конского снаряжения. В статье также демонстрируются разрозненные случайные находки. Аналогичную работу стоит осуществить в музеях других ближайших городов и районных центров.
В 2021 и 2022 годах на территории Республики Хакасия проводились масштабные охранно-спасательные работы. В ходе исследования погребальных памятников археологических культур Минусинской котловины был обнаружен не только погребальный инвентарь, но и деревянные срубные конструкции. Части бревен и спилы были отправлены в лаборатории для проведения дендрохронологического датирования. Начав работу, исследователи столкнулись с плохим состоянием сохранности древесного материала, что не позволило выполнить измерение годичных колец. Археологическая древесина представляет собой хрупкую структуру с изменённым химическим составом и физическими характеристиками, отличающимися от здоровой. В статье описан поиск решения проблемы предварительной консервации археологических спилов. Представлены критерии анализа сохранности древесного материала. На основании эксперимента сделан вывод о том, что основные методы, применяемые реставраторами для консервации сухой археологической древесины, препятствуют выполнению дальнейшей пробоподготовки для дендрохронологического анализа. Поднимается вопрос об организации хранения спилов с соблюдением оптимального температурно-влажностного режима. Предложено применение метода цифровой пробоподготовки спилов для ускорения процесса датирования археологических памятников.
В статье раскрывается значение Боградского района как территории интенсивного археологического исследования, насчитывающей 300-летнюю историю изучения начиная с XVIII века, когда были проведены первые академические раскопки, с пиком изучения в XX веке в связи со строительством Красноярской ГЭС, и по настоящий момент, когда выявляются объекты археологического наследия в ходе хозяйственного освоения земель. Боградский район отличается локализацией в границах своей территории ряда археологических культур, таких как афанасьевская, окуневская, карасукская, тагарская, таштыкская. Кроме того, на территории Боградского района представлено различное многообразие типов археологических памятников, таких как поселения, стоянки, курганные могильники, писаницы и т. д. Также на сегодняшний день сохраняется вопрос о дальнейшем исследовании, проведении спасательных археологических работ в регионе в связи с функционированием Красноярского водохранилища. Памятники в прибрежной зоне могут быть утрачены для потомков.
В статье приведены и охарактеризованы изделия из кости, неопределенных материалов и другие источники с золотоордынского городища Увек по сохранившимся архивным материалам. Все находки поступили в музей Саратовской ученой архивной комиссии (СУАК), но впоследствии были списаны и утрачены для научных исследований. Однако Книга записи вещей музея СУАК, архивы СУАК (их главная часть сейчас находится в фондах Государственного архива Саратовской области) и отдельные опубликованные работы сохранили небольшие данные о найденных вещах. Эта информация была систематизирована, описание изделий было дополнено указаниями на места и даты находок, лица, которые предоставили артефакты, а также на источники, где они были зафиксированы. Указанные в приведенных архивных данных предметы были обнаружены в 1891-1915 гг. на городище Увек.
Автор останавливает свое внимание на холодном оружии с прямым или слабо изогнутым клинком. У двух третей клинков такого оружия верхняя часть - одноострая, нижняя - двуострая. Рукоять и лезвие развиты на одной оси. Для гарды этого оружия характерны эллипсовидная втулка сверху и горизонтальное отверстие снизу, а плечевые концы - закругленные и плоские. Это оружие было распространено в степях Восточной и Центральной Европы и по своим характеристикам было близко к сабле, а через несколько столетий получило название «палаш». Кроме того, оружие с такими характеристиками можно связать с одним из самых обсуждаемых терминов в письменных источниках раннего Средневековья - παραμήριον. Без сомнения, это оружие использовалось конными воинами в степях, но примеры с территорий на Балканах - зоны военных конфликтов и технологического обмена между Первым Болгарским царством и Византийской империей - является дополнительным подтверждением вклада степных конных воинов в это технологическое новшество Евразии (VIII-X вв.).
Комплекс Алтыншокы (обл. Улытау, Казахстан) представляет собою сопку с курганом на вершине. У подножия кургана находился камень с надписью на двух языках: арабском и чагатайском. Камень в 1936 году был доставлен по инициативе советского геолога К. И. Сатпаева в Государственный Эрмитаж. С этого момента начинается история изучения комплекса Алтыншокы. Первый перевод надписи востоковедом Н. Н. Поппе в 1940 году доказал отношение эпиграфического памятника к событиям похода Амира Тимура против хана Тохтамыша в 1391 году. Последующие переводы надписи лингвистами и историками подтвердили связь комплекса с «кыпчакским» походом Тамерлана и строительством кургана его воинами в виде «высокого знака». Первое картографическое упоминание о знаке Тамерлана в горах Улытау относится к XVIII веку. В 2018-2020 гг. междисциплинарное исследование комплекса учеными из Казахстана, Узбекистана, Литвы, США установило, что курган является теплотехническим сооружением. Он был предназначен для зажигания сильного огня. В его насыпи сохранились шлаки и отверстия воздуходувных каналов. Результаты радиоуглеродного датирования шлака совпадают с датой похода Тимура против Тохтамыша через Дешт-и-Кыпчак в 1391 году. Курган был построен в связи с культом поклонения Мировой горе и духам предков. Комплекс сохранил первоначальный общий вид в ландшафте гор Улытау. Копия «камня Тимура» с надписью установлена на кургане. В городском пространстве столицы Астаны оформлена «Аллея Улытау» с копией эпиграфического памятника с сопки Алтыншокы.
В работе рассмотрены находки клепаных железных казанов на северо-западной периферии Саяно-Алтая из погребений кочевников второй половины IX-XIII вв. Пуб-ликуются описания находок и приводятся данные по датировке и этнокультурной принадлежности погребений, в которых они были найдены. Отмечается место казанов в погребальной обрядности кочевников Восточного Дешт-и Кипчак как подчеркивающее высокий социальный статус погребенных. Фиксируется сходство в технологии производства, форме железных клепаных казанов и их места в могилах восточных кипчаков и бронзовых клепаных казанов половцев в Восточной Европе. Высказана гипотеза о появлении у половцев клепанных бронзовых казанов, схожих с железными оригиналами восточных кипчаков, в связи с миграцией последних в степи Восточной Европы.
Авторы статьи рассматривают историю изучения раннесредневековых изваяний Алтая, которая насчитывает больше двухсот лет. Они условно выделяют три периода в их изучении: 1 - начало XVIII - 60-е гг. XIX вв.; 2 - 1860-е - 1920-е гг.; 3 - 1920-е гг. - по настоящее время. Если в течение первого периода участники рудно-поисковых партий и первых естественно-научных экспедиций просто фиксировали каменные изваяния, то второй период отмечен первыми археологическими раскопками поминальных оградок, зарисовкой и публикаций изваяний. Третий, современный этап характеризуется проведением широкомасштабных и планомерных археологических работ, их государственным финансированием, созданием научно-исследовательских организаций. Именно в этот период было обнаружено наибольшее количество изваяний, число которых в настоящий момент составляет 320 экземпляров. Несмотря на длительную историю изучения изваяний Алтая, необходимо продолжить работу над различными аспектами в интерпретации раннесредневековых изваяний и поминальных сооружений: их семантикой, костюмом тюркоязычных кочевников, выделением женских изваяний, традицией помещения вотивных, нефункциональных вещей в поминальные оградки и др.
Статья посвящена анализу проблем периодизации и локальных вариантов культуры енисейских кыргызов на территории Южной Сибири. Концепт «долгий девятый век» использован применительно к истории и археологии средневекового населения, занявшего после 840 г. Усинскую котловину в Западных Саянах. Под ним понимается целостность ключевых элементов культуры усинских кыргызов, ее хронологическая непрерывность и инерционность, позволявшая сохранять эволюционный характер развития в течение нескольких столетий. К настоящему времени раскопано около 16 средневековых археологических памятников - стоянок и погребально-поминальных комплексов, содержащих захоронения, совершенные по обряду трупосожжения на стороне. Топография крупных могильников Мутная I и Эйдиктыр-кыр имеет такие же особенности, что и у памятников I варианта культуры кыргызов, расположенных в Центральной Туве и Енисейском каньоне. Металлические наборы снаряжения всадника и верхового коня из погребений с кремациями также составляют единый предметный комплекс. Своеобразием отличается лишь орнаментация керамических сосудов. Выдвинута гипотеза о вхождении усинских кыргызов в одно из «шести подразделений» в составе области Кэм-Кэмджиут и создании ими в последующее время известного по письменным источникам самостоятельного социально-политического образования «область Усы». Верхняя дата завершения «долгого девятого века» - 1293 г. - определяется переселением монголами усинских кыргызов за пределы Саяно-Алтайского нагорья.
В работе вновь затрагивается актуальность проведения работ по редокументированию на памятниках наскального искусства Горного Алтая. Несмотря на длительную историю изучения таких памятников, многие опубликованные материалы содержат неточности, в частности из-за методов копирования, которые не позволяли точно воспроизводить изображения. Приведены частные примеры неточного копирования изображений, относящихся к раннему средневековью, и полученные на основании этих копий не совсем верные интерпретации семантического и хронологического характера. Автором проведена редокументация некоторых уже известных памятников наскального искусства в Караколькой долине (Центральный Алтай), в ходе которой были уточнены некоторые изображения и зафиксированы новые на таких памятниках, как Талда и Дьаан-Кобы. Изображения, выполненные гравированными линиями, по сюжетно-стилистическим особенностям и приведенным реалиям отнесены к VI-VII и VII-VIII вв. н. э. соответственно.
Все учтенные нами дуговые варганы золотоордынского Поволжья имеют корпус формы, которую ведущий специалист по европейским варганам Г. Коллтвейт охарактеризовал как «hairpin-shaped» (в форме шпильки для волос). Поволжские находки, вероятно, принадлежат к выделенному Г. Коллтвейтом типу Kuusisto, хотя не всегда мы располагаем их полными характеристиками для уверенной типологизации. Они датированы общими рамками 2-й пол. XIII - XIV в. (в одном случае XIV-XV вв.), а в двух случаях еще более узко - 2-й третью XIV в. К настоящему моменту уже ясно, что все самые ранние находки дуговых варганов происходят из Азии, где они датируются последними веками I-го тыс. н. э., и что именно инструменты в виде «шпильки» являются там самой древней формой дуговых варганов, которая продолжает существовать и во II-м тыс. н. э.
В статье рассматриваются металлические зеркала, обнаруженные в Волжской Болгарии и Болгарской области Золотой Орды. Находятся они в фондах музеев Татарстана и личных коллекциях. Изучено 778 экземпляров металлических зеркал. Часть из них сохранилась полностью, часть артефактов - в виде фрагментов. Все они изготовлены из сплава цветных металлов. Автор в исследовании опирался на разработанную Г. А. Федоровым-Давыдовым классификацию средневековых металлических зеркал с дополнениями, основанную на сюжетах изображений на зеркалах. Отделы, в которые объединены зеркала по этому принципу, обозначены буквами русского алфавита. Систематизация этих артефактов показала, что зеркала, где имеются изображения двух рыб, тюльпанов и так называемых «мудрецов», использовались населением рассматриваемого региона чаще всего. У всех этих изделий различные культурные истоки. Это Китай, Дальний Восток, Иран. Тем не менее данные сюжеты органично включились в ментальное болгарское пространство. Автор утверждает, что широкое, феноменальное распространение их в эпоху Золотой Орды не связано с мусульманской традицией. Основу их составило традиционное использование металлических зеркал кочевниками, которые находились на территории Волжской Болгарии в домонгольское время и составляли существенную часть населения Болгарской области в эпоху Золотой Орды. Также очень небольшая вероятность, что металлические зеркала, за исключением тиражирования небольшого количества популярных типов, изготавливались в Болгаре. Основная их часть импортировалась, включая фрагменты зеркал.
Рассматривается применение нейронных систем для анализа градостроительных технологий золотоордынского города Укека на основе строительных материалов - кирпича и керамических водопроводных труб. Показаны основные подходы, алгоритмы и методы обработки данных, включая методы геоинформационных систем (ГИС), алгоритмы кластеризации и оптимизации, а также различные типы нейронных сетей (свёрточные, рекуррентные и глубокие). Исследование базировалось на анализе исторических и археологических материалов Увекского городища. Выявлены сложные паттерны и ассоциации между археологическими, историческими и геологическими данными разных лет. Программные средства включали свёрточные нейронные сети для анализа изображений, рекуррентные для анализа временных последовательностей и глубокие нейронные сети для сложных задач классификации, моделирования и верификации. В результате анализа выявлены ключевые аспекты строительства и инфраструктуры Укека, такие как локализация мест добычи сырья, количество строительных площадок, объём произведённого кирпича, водопроводных линий и территориальное разграничение городской территории на основе цифровой модели рельефа (ЦМР). Рассмотрена хронология оползней и их влияние на развитие города. Результаты исследований подтверждает эффективность смешанных и разноуровневых нейронных сетей для анализа археологических данных, связанных с особенностями средневековых технологий, процессом концентрации производительных сил и средств производства.
Статья посвящена последним исследованиям памятников эпохи Улуса Джучи на территории Западного Казахстана. Исследование памятников развитого и позднего Средневековья проводилось по трем основным направлениям: обработка и анализ имеющихся материалов, полученных в результате исследований по территории области со второй половины XIX века по нынешнее время, проведение разведочных мероприятий по выявлению наиболее перспективных районов расположения золотоордынских памятников и рекогносцировочные раскопки. Обследование по Уило-Кобдинскому локальному микрорайону было связано с исследованием крупного некрополя и поселения Коптам, окрестностей культового мавзолея Абат Байтак. Расположенный на берегу Каргалинского водохранилища мавзолей Кызылтам также в позднем Средневековье был маркером центра крупной кочевой группы. На памятниках Улуса Джучи отчетливо прослеживаются этапы постепенной исламизации населения, когда погребальный обряд проходит «стандартизацию», а в комплектах инвентаря наблюдается распространение общей моды, так называемого «имперского» стиля. По погребальным памятникам прослеживается принудительная переселенческая политика монгольских ханов, присутствуют объекты, связанные с южносибирским населением.
В данной работе речь пойдет об одном редком типе находок на золотоордынских городищах. Это амулеты с «магическим квадратом» на одной стороне и арабографической надписью на другой. «Магический квадрат», изображенный на этом типе амулетов, является квадратом третьего порядка и отражает суфийские магические представления и способы общения со сверхъестественными силами методом числовой и буквенной шифровки. Вторая сторона амулетов содержит надписи, очевидно связанные с квадратом на обороте. На двух амулетах представлены две различные надписи, для каждой из которых предложены варианты перевода. Судя по их содержанию, они представляли собой охранительные молитвы-дуа. Наиболее вероятно, что данные находки на городищах связаны с распространением суфизма в городах Золотой Орды.
В середине I тыс. до н. э. фиксируется значительное увлажнение степей по сравнению с предшествующим сухим и более холодным периодом. Биопродуктивность степных и лесостепных территорий в это время стала очень высокой, что привело к значительному росту населения Минусинских котловин и стимулировало заселение тагарцами обширных лесостепных пространств Южной Сибири. Расширение на север области тагарского расселения привело к завершению изолированной, «тепличной» инкубации раннетагарских традиций, динамика трансформации которых (погребальных в том числе) в значительной степени детерминировалась как внешними факторами, так и внутренними процессами развития тагарского общества. Значительную роль в этом сыграли иные по сравнению с Минусинской котловиной геоморфологические условия новых для тагарской культуры территорий в лесостепи, а также кризис перенаселения. Кардинальное изменение погребального обряда: распространение коллективных могил - склепов, содержащих порой от нескольких десятков и до сотен захороненных в несколько слоев. Это были квадратные в плане большие погребальные камеры со срубами в несколько венцов и бревенчатым, в несколько накатов, перекрытием. Во многих поздних комплексах рост могил с кремацией. Решающее значение в процессе культурогенеза населения степей и лесостепей Южной Сибири в эпоху железа должно отводиться миграционным процессам - движущему фактору культурогенеза сменяющих друг друга социумов начиная с эпохи палеометалла Минусинских котловин.
Предметом данной статьи является уникальная для болгарских земель золотая монета, обнаруженная при раскопках крепости Кокалянски Урвич недалеко от Софии. Она была отчеканена по приказу индийского султана Мухаммада бин Туглука, правившего в Дели между 1325 и 1351 годами. На одной стороне начертаны панегирики аббасидскому халифу Аль-Хакиму II в Каире, номинальному лидеру всех мусульман мира в то время. Монета имеет высокий карат и необычно большой для наших стран вес - 11,05 г. Золотые монеты этого правителя называются динарами, танками или мухрами и считаются основным средством платежа. Монета из Урвича, по-видимому, является самой западной находкой известной на сегодняшний день золотой индийской монеты. Эти памятники проникают главным образом через государство Золотая Орда, с которым Болгария была связана на протяжении десятилетий в ХІІІ в. Интересно подсчитать стоимость золотого индийского динара делийского султана Мухаммада бин Туглука на тогдашнем болгарском рынке. По золотому содержанию его можно было обменять более чем на шесть современных византийских иперпирей, что составляет около 120-130 серебряных аспри с первых двух чеканок царя Ивана Александра Асена. Находка показывает экономические связи Второго Болгарского царства со странами Азии в ХІІІ-ХІV вв.
Исследование предпринято с целью реконструкции караванных путей через степи Центральной Евразии, связывавших в древности и средневековье Центральную Азию с лесными и лесостепными районами Зауралья и Западной Сибири. Восстановление маршрутов караванных путей возможна при синтезе археологических, письменных, картографических источников, данных топонимики, географии. При этом необходимо учитывать два постоянных фактора: «естественные коридоры» через крупные природные препятствия и особенности вьючных животных, которые использовались для перевозки грузов. Исходной базой для этих реконструкций могут служить картографические материалы XVIII - начала XX в. Результатом работы стало восстановление маршрутов основных караванных путей через степи Центральной Евразии, которые могли использоваться в древности и средневековье.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- Академия наук РТ
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- 420111, г. Казань, ул. Баумана, д. 20
- Юр. адрес
- 420111, г. Казань, ул. Баумана, д. 20
- ФИО
- Салахов Мякзюм Халимулович (Руководитель)
- E-mail адрес
- anrt@rambler.ru
- Контактный телефон
- +7 (843) 2924034
- Сайт
- https:/www.antat.ru/