Архив статей журнала

ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАТОПЛЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ НА СЕВЕРНОМ БЕРЕГУ ОЗЕРА ИССЫК-КУЛЬ В 2023-2024 ГГ (2025)
Выпуск: № 1 (51) (2025)
Авторы: Меньшиков Максим Юрьевич, Кольченко Валерий Анатольевич, Лужанский Дмитрий Вячаславович

В 2023-2024 гг. на озере Иссык-Куль (Кыргызская Республика) проводились подводные археологические работы на памятниках, расположенных на дне озера в районе с. Тору-Айгыр. Под водой были обнаружены остатки кирпичных построек, кольцевые глиняные (сырцовые) конструкции горнов или тандыров, большое количество подъемного материала в виде фрагментов керамических сосудов, костей животных, жженого кирпича. Кроме того, на дне удалось выявить участки с сохранившимся культурным слоем. Все это вместе позволяет говорить о том, что в прошлом на берегу Иссык-Куля располагалось крупное поселение, ушедшее под воду. Исследование данного памятника является важным шагом к пониманию вопросов освоения Иссык-Кульской котловины в древности, а также будет способствовать развитию и выработке новых методик изучения затопленных археологических объектов.

Сохранить в закладках
НОВЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ХАНСКОЙ СТОЛИЦЫ ГОРОДА КАСИМОВА (2025)
Выпуск: № 1 (51) (2025)
Авторы: Ахметгалин Фарид Альбертович, Ситдиков Айрат Габитович

В статье представлены результаты археологических исследований 2008-2024 гг. культурных слоев средневекового Касимова. Выделены этапы археологического изучения. Прослежена динамика развития средневекового города, этапы освоения территорий, преемственность развития средневековых поселений от домонгольского Касимовского археологического комплекса (IX-XIII вв.) к Городцу Мещерскому в районе, известном как Старый Посад (XIII - первая половина XV в.), на территории которого с второй половины XV в. формируется ханская столица. К середине XVI в. политический центр ханства переносится на территорию, известной сейчас как Татарская слобода (Хан-Керман). Установлено, что культурный слой в районе Татарской слободы города Касимова начал формироваться не ранее конца первой половины XVI в. Обобщены результаты исследований Ханской мечети и мавзолея хана Шах Али. Анализ картографического материала и данные полевых исследований позволил локализовать предполагаемое место расположения ханского дворца. Установлены границы культурного слоя исторических районов средневекового города: Старопосадское кладбище, городище Старое Мещерское, резиденция баскака Мусина. Представлены результаты исследований мавзолея Афган Мухаммед султана на Старопосадском татарском кладбище и выявленного рядом остатками мавзолея хана Арслана.

Сохранить в закладках
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ НА ПРИМЕРЕ УРБАНИСТИКИ КРЫМСКОГО ПОЛУОСТРОВА (XIII-XIV ВВ.) (2025)
Выпуск: № 1 (51) (2025)
Авторы: Бочаров Сергей Геннадиевич

Параллельное сосуществование на огромной территории Золотой Орды мира многочисленных, развитых, благоустроенных по меркам своего времени городов и мира степи с кочевыми племенами на протяжении почти двух веков требует теоретического осмысления. В статье концепция грядообразования на территории Золотой Орды, основанная на результатах новейших археологических исследований, проводимых последние двадцать лет на памятниках европейской части этого государства, рассматривается на материалах городов Крымского полуострова. В развитии городов золотоордынского государства выделится семь различных хронологических периодов, которые охватывают временной диапазон от 40-х гг. XIII в. до 20-х гг. XV в. В XIII в. кардинально меняется историческая ситуация в Северном Причерноморье. Земли, ранее принадлежавшие Византийской империи, переходят под протекторат империи Монгольской (позднее Золотой Орды). Тогда же в регионе появляется еще одно государственное образование, основанное выходцами из Северной Италии, - Генуэзская Газария. В результате на территории Крымского полуострова в XIII-XV вв. сосуществуют сразу три различные градостроительные традиции. Первая из них - византийская. Вторая градостроительная традиция - золотоордынская (восточная). Третья традиция - североитальянская (генуэзская, эпохи Возрождения). Процессы грядообразования на Крымском полуострове XIII-XV вв. протекали в рамках золотоордынской урбанистики, несмотря та то, что в регионе соседствовали три разных градостроительных традиций.

Сохранить в закладках
АЗАК В ПЕРИОД «ВЕЛИКОЙ ЗАМЯТНИ» (1359-1380 ГГ.) (2025)
Выпуск: № 1 (51) (2025)
Авторы: Масловский Андрей Николаевич

Представлен очерк археологии Азака в период смуты после убийства хана Бердибека и до захвата власти Тохтамышем (1359-1381 гг.). После кризиса и стагнации в предшествующий период (1343-1359 гг.), которые, не сопровождались заметным сокращением городской территории, за время смуты произошло уменьшение площади города в 4 раза. Связи Азака с другими регионами достигают минимального уровня. На первом этапе (до 1369/1370 г.) фиксируется подъём благосостояния и расцвет ремесел, в частности гончарного, что, вероятно, связано с притоком нового населения. Восстановление города до докризисного уровня не произошло. К этому времени относится большинство наиболее богатых комплексов, исследованных в Азаке. Происходит массовая чеканка медной монеты. Фиксируются следы локальных погромов на городских окраинах. Затем начинается период нестабильности, о чем свидетельствует сооружение оборонительного рва. Зимой 1369/1370 гг. в городе происходят драматические события, которые привели к появлению массовых санитарных захоронений и запустению периферийных районов. На городском центре это отразилось слабо. Последствия оказались отложенными во времени. После этого почти полностью исчезает эмиссия медной монеты. Это затрудняет датировку комплексов 1370-1381 гг. Можно констатировать, что в центре города значительных изменений не произошло, и сохранилась прежняя плотность застройки, но на периферии центрального района были заброшены многие участки. Захват власти Тохтамышем также сопровождался эксцессами, о чём говорят находки санитарного захоронения и кладов в Азаке и окрестностях.

Сохранить в закладках
«ДЛИННЫЕ СТЕНЫ» И «ДЛИННЫЕ ВАЛЫ» КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ФОРТИФИКАЦИИ НА ГРАНИЦАХ СТЕПНОЙ ЗОНЫ (2025)
Выпуск: № 1 (51) (2025)
Авторы: Коваль Владимир Юрьевич

Целью исследования является сравнение различных по конструктиву протяженных линий фортификационных укреплений и попытка четче обозначить их назначение, способы строительства и использования в обороне. «Длинные стены» и «длинные валы» создавались в разных странах и в разные периоды истории, однако чаще всего они использовались на границах степного мира для защиты ареалов оседлости от вторжений кочевнических армий. До наших дней руины этих сооружений сохраняются в виде земляных гряд, называемых обычно валами, однако такие гряды могли представлять собой остатки как насыпных земляных валов, так и древо-земляных стен, а также стен из сырцового кирпича и земляных стен европейского бастионного типа либо стен, построенных по китайскому методу «ханту». Для определения конструкции этих сооружений необходимы тщательные археологические раскопки по современной методике. Все эти протяженные сооружения (независимо от их конструктива) не могли полностью предотвратить вторжение кочевнических орд, но они были способны задержать их движение либо направить их в те места, где размещались военные силы, ожидавшие врага.

Сохранить в закладках
ДИНАМИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ УРБАНИЗАЦИИ АЗЕРБАЙДЖАНА В IX-XVII ВВ (2025)
Выпуск: № 1 (51) (2025)
Авторы: Достиев Тарих Мейрут оглы

Статья посвящена определению этапов становления и развития средневековых мусульманских городов Азербайджана. В комплексном исследовании определена динамика развития мусульманского города Азербайджана: этапы формирования, подъема и упадка. В раннеисламскую эпоху города-крепости Азербайджана превратились в крупные административные, ремесленные, торговые и культурные центры, приобрели обще-мусульманский облик. В сельджукском периоде сложились благоприятные условия для развития городов и городской культуры, с новой силой проявилась творческая энергия и строительный потенциал тюркского этноса. В XI-XII веках процессы урбанизации ускорились, и города достигли высокого уровня как по территории, так и по численности населения. Последствия монгольского завоевания и владычества в различных регионах Азербайджана не были одинаковыми. В Южном Азербайджане негативные последствия монгольских походов были быстро ликвидированы, расширилась градостроительная деятельность, высокими темпами развивались города. XVI-XVII века были периодом застоя и упадка средневековых мусульманских городов Азербайджана. Население покидает города, начинается процесс аграризации города. Результаты данного исследования применимы в теоретических работах по средневековой городской культуре Азербайджана.

Сохранить в закладках
ВКЛАД ЧЖУРЧЖЭНЕЙ ПЕРИОДА ГОСУДАРСТВА ВОСТОЧНОЕ СЯ (1215-1233 ГГ.) В ЭВОЛЮЦИЮ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФОРТИФИКАЦИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (2025)
Выпуск: № 1 (51) (2025)
Авторы: Артемьева Надежда Григорьевна

Чжурчжэньские городища периода существования государства Восточное Ся (1215-1233 гг.) представляют собой сложную систему фортификации. Готовясь к обороне от монголов, чжурчжэни начинают строить новый тип горных городищ, которые превратились в города-крепости со сложной системой обороны. Каждое городище имело свои функции, от которых зависели их месторасположение, размеры, внутренняя топография. Применяя богатый опыт своих предшественников, они создают свою традицию в градостроительстве, рационально используя естественно-географические условия. Города-крепости возводят на горных отрогах, которые контролировали, прилегающую долину, обеспечивая наиболее выгодную позицию для защиты. Внутри отрога находился распадок, позволявший следить за движением врагов, тогда как враги лишались возможности наблюдать за действиями защитников крепости. Стены крепости сооружались с учетом отвесности скал, что устраняло необходимость возведения рвов. Ворота укрепляли дополнительными сооружениями в виде барбакан. Валы строились в основном земляные, с дополнительными фортификационными сооружениями - башнями, ронделями, барбетами. Дополнительные фортификационные сооружения имели характерные особенности для городов XIII в. и исполняли защитные функции, сочетающиеся со сторожевыми и наблюдательными. Введение чжурчжэнями новых технических решений в градостроительство горных городищ явилось вкладом в эволюцию средневековой фортификации народов Восточной Азии

Сохранить в закладках
НЕКРОПОЛЬ ХАЗАРСКОГО ВРЕМЕНИ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА У С. МАЯКИ (СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН ДНР) (2025)
Выпуск: № 1 (51) (2025)
Авторы: Кравченко Эдуард Евгеньевич

Работа посвящена систематизации материалов могильника 3 археологического комплекса у с. Маяки (Царино городище). Материалы раскопок отдельных его участков ранее публиковались. Погребения Царина считали сходными с погребениями могильников «зливкинского» типа. Введение в научный оборот неопубликованных материалов в сочетании с ранее изданными показало, что рассмотренный некрополь отнести к могильникам «зливкинского» типа нельзя. К таким объектам более применимо название «безынвентарные некрополи хазарского времени». Эти некрополи сосуществовали в среднем течении Северского Донца наряду с мусульманскими кладбищами и языческими могильниками «зливкинского» типа. По обряду же они имеют сходство со степными некрополями последующего периода, от которых отличаются присутствием высокого процента скорченных погребений. Указанные некрополи возникли на позднем этапе салтово-маяцкой культуры, не ранее конца IX в. Они были оставлены полиэтничным и поликонфессиональным населением, на формирование которого повлияло перемещение групп населения из лесостепи. В их погребальном обряде прослеживается влияние христианства и ислама, без преобладания признаков какой-либо из этих религий. Городища, у которых были обнаружены такие кладбища, несут следы военных действий, завершившихся разгромом. Сходство обряда указанных могильников со степными некрополями постсалтовского времени является свидетельством того, что после гибели салтово-маяцкой культуры это население приняло участие в этнических процессах, связанных с формированием степного оседлого населения последующей эпохи.

Сохранить в закладках
ЗАПАДНОАЗИАТСКАЯ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ СТЕПНОЙ ЗОНЫ: ТЮРКИ И МОНГОЛЫ (2025)
Выпуск: № 1 (51) (2025)
Авторы: Кызласов Игорь Леонидович

Лексика ранних письменных памятников, как и особенности материальной и духовной культуры, свидетельствуют о том, что первичная прародина тюркоязычных народов в глубокой древности находилась где-то в Западной Азии. Тюркские народы Центральной Азии и Южной Сибири в эпоху раннего Средневековья представляли собою ветвь западной цивилизации, далее всего продвинувшейся на восток. С середины XII в. почти на всей территории современной Монголии господствовали уже монголоязычные племена. Западная культурная принадлежность, до этого веками присущая тюркоязычным племенам Средневековья, была вытеснена и заменена дальневосточными культурными устоями, принесёнными монгольскими народами.

Сохранить в закладках
ДИСКУССИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ СТРУКТУР КОЧЕВНИКОВ ВНУТРЕННЕЙ АЗИИ В VI-IX ВВ (2025)
Выпуск: № 1 (51) (2025)
Авторы: Васютин Михаил Александрович

Предметом работы являются социально-политические институты кочевых обществ Внутренней Азии VI-IX вв. (Тюркские и Уйгурский каганаты, каганат Сеяньто и другие объединения) и их трактовка исследователями на основе археологических и письменных данных. Цель статьи - характеристика особенностей общественно-политического устройства кочевников Внутренней Азии второй половины I тыс. н. э. в сравнении с земледельческо-городскими социумами и характеристика основных мнений специалистов по данному вопросу. В работах исследователей основное внимание отводится сравнению кочевых империй Внутренней Азии с Китаем. Такой подход и дает наиболее полярные оценки исследователями политической организации кочевников. Автором было предложено сравнение кочевых социумов с так называемыми «варварскими» обществами Европы (франки и даны). Результатом сопоставления является относительность применения к указанным «варварским» обществам и номадам понятия «государство». Третье направление - сравнение кочевых обществ Внутренней Азии с Уйгурским каганатом, достигшим уровня раннего государства. В итоге другие номадные сообщества выступают как конфедерации, чифдомы и ситуационные государства. Преобладающее мнение о схожести общественно-политического устройства Уйгурского каганата и кочевых империй тюрков недостаточно учитывает результаты археологических исследований в Монголии за последние 20 лет. Благодаря этим данным выявлено, что городская жизнь функционировала не только в столице Орду-балыке, но и на других уйгурских городищах. Наряду с другими факторами, урбанизация в Уйгурском каганате обусловила социальные трансформации и новые политические практики (министры правительства, усиление региональных властей, налог).

Сохранить в закладках
ОГУЗСКИЙ ФОРПОСТ ЖЕЗДЫ НА СЕВЕРНЫХ ЧИНКАХ УСТЮРТА: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (51) (2025)
Авторы: Ахатов Газиз Аманжолович, Хаванский Алексей Иванович, Бисембаев Арман Ауганович

В статье рассматриваются предварительные итоги изучения интересного памятника - небольшого городища огузского времени Жезды, расположенного на севере Устюрта. Территория столового плато отличается суровыми природно-географическими условиями. Выделено три периода жизни людей в данном месте. Первый относится к бронзовому веку, когда существовало поселение, одновременное Токсанбаю. Второй период - гунно-сарматское время - отмечен погребальными комплексами и находками керамики. Максимального расцвета поселение достигло в период государства огузских джабгу, политический центр которых в период IX-XI вв. находился южнее Аральского моря в Жанкенте. Об этом свидетельствует культурный слой, заполненный керамикой IX-XI вв. н. э. На городище были исследованы часть стены и три жилища с суфой, теплым полом и остатком тандыра. Полностью изучено центральное жилище со сложной архитектурой постройки, стрельчатым входом и опорами, державшими купольный потолок. В южной части крепости расчищено жилище, которое имело суфу-кан рядом с очагом у западной стены, длинный коридор-вход с севера и еще один очаг у восточной стены. Культурный слой городища содержал большое количество керамики и костей животных, среди которых преобладающими являются кости сайги. На Устюрте, на северных рубежах, содержались небольшие мобильные военные гарнизоны, предназначенные для охраны караванных путей и границ. Исследование крепости Жезды позволяет проследить формирование и функционирование государственных образований раннего и развитого Средневековья Западного Казахстана.

Сохранить в закладках
О ГЕНЕЗИСЕ АЛТАЙСКОГО ВАРИАНТА КУЛАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ (2025)
Выпуск: № 1 (51) (2025)
Авторы: Казаков Александр Альбертович

В работе рассмотрены основные сложности в изучении кулайских материалов, выделены универсалии, характерные для формирования локальных вариантов кулайской культуры в различных регионах. На основе анализа имеющихся источников выделен один из этапов, который является началом культурогенетических процессов, приведших к формированию алтайского варианта кулайской культуры. Охарактеризован керамический комплекс этого этапа, получившего название «бочанцевский» по наиболее яркому памятнику. На основании инвентарного комплекса одного из наиболее ранних кулайских памятников (Чудацкая гора) предложены хронологические границы его существования: конец III - II вв. до н. э. Кратко охарактеризованы процессы, которые подтверждают выделенные универсалии, охарактеризованы региональные особенности кульутрогенеза.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →