Статья посвящена образу смерти и его неочевидным проявлениям в раннем кинематографе Энди Уорхола. В качестве исследуемого материала выступили два ключевых фильма режиссера — «Минет» и «Спи». В работе предпринята попытка проанализировать кинематографические эксперименты Уорхола с точки зрения использования крупного плана, философию которого разрабатывали ведущие теоретики кино ХХ века. Также проводятся параллели между живописной традицией изображения смерти и образной системой Уорхола.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.69975/2074-0832-2024-59-1-134-144
Известно, что кадр может приобрести бесконечное количество прочтений и интерпретаций, если его встроить в определенную цепочку или контекст. Уорхол же не использует никакого монтажа, более того, есть ощущение (и, вероятно, так оно и было), что этот кустарный фильм снят по принципу «пока не закончится пленка».
Список литературы
1. Адорно Т. Эстетическая теория / пер. с нем. А. Дранова. М.: Республика 2001. 527 с. (Философия искусства).
2. Балаж Б. Становление и сущность нового искусства. М.: Прогресс, 1968. 143 с.
3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе / пер. с нем. под ред. Ю. Здорового. М.: Медиум, 1996. С. 15-65.
4. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / пер. с французского С. Зенкина. М.: РИПОЛ классик, 2021. 512 с.
5. Данто А. Мир искусства / пер. с англ. А. Шестакова. М.: Ад Маргинем, 2017. 64 с. (Серия Minima).
6. Делез Ж. Кино / пер. с франц. Скуратова Б. М.: Ад Маргинем, 2016. 560 с.
7. Остервайль А. ≪Минет≫ Уорхола / пер. с англ. Т. Астафьевой М.: Журнал ≪Логос≫. № 6 [90]. 2012. С. 228-259.
8. Урхол Э. Философия Энди Уорхола / пер. с англ. Г. Северской. М.: Ад Маргинем, Музей современного искусства ≪Гараж≫, 2022. 268 с.
9. Уорхол Э., Хэкетт П. ПОПизм. Уорхоловские 60-е / пер. с англ. Л. Речной М.: Ад Маргинем, 2016. 352 с.
10. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности / пер. с нем. Г. Снежинской. СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа, 2017. 224 с.
11. Хоффман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы / пер. с нем. А. Белобратова. СПб.: Академический проект, 2004. 600 с.
12. Шопенгауэр А. Мысли / пер. с нем. Ф. Черниговца СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. 192 с.
13. Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Просвещение, 1987. С. 387-393
14. Berg, G. Nothing to Lose: An Interview with Andy Warhol // Andy Warhol: Film Factory, 1989. 278 p.
15. Goldsmith, K., Wolf, R., Koestenbaum W. I’ll be your mirror: the selected Andy Warhol interviews: 1962-1987. NY: Carroll & Graf, 2004. 476 p.
16. Grundmann, R. Andy Warhol’s Blow job. Philadelphia, Temple University Press, 1993. 228 p.
17. Koestenbaum, W. Andy Warhol. NY: Viking, 2001. 248 p.
18. Sitney, P.A. Structural Film // Dixon, W. Win., Foster, G.A. Experimental film. N.Y.: Routledge Taylor & Francis Group, 2007. Pp. 227‒238
19. Williams, L. Screening sex. NY: Duke University Press, 2008. 426 p.
20. Wolf, R. The Flower Thief: The “film poem”, Warhol’s early films, and the beat writers. // Dixon, W. Win., Foster, G.A. Experimental film. N.Y.: Routledge Taylor & Francis Group, 2007. Pp. 189‒212
21. An Exploration of Vanitas: The 17th Century and the Present. URL: https://artsandculture. google.com/usergallery/oAKis1oFVGZ1KA (дата обращения: 08.01.2024).
22. ≪Начиная с Энди Уорхола≫ - интервью Жана Бодрийяра с Франсуазой Гайяр, май 1990 г. URL: https://fil.wikireading.ru/hc6ait5r2Y (дата обращения: 06.01.2024).
23. Тютькин А. Девять взглядов на ≪Эмпайр≫. URL: https://cineticle.com/empire (дата обращения: 16.01.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена созданию анимационных произведений в цифровой среде. Современные технологии вырабатывают новые подходы к формированию коммуникации зрителя и произведения. Анализ новых технологий создания компьютерной анимации позволяет выявить, что анимация на игровых движках с применением захвата движения и использованием компьютерной графики трансформирует процесс производства, а персонажи «одушевляются» с помощью оцифровки движения актера. Мимика и движения актера, передаваемые цифровому персонажу, зависят от умения актера сыграть характер персонажа. Появляются ограничения создания анимационного пластического движения, утрированности, гиперболизации, условности, что в свою очередь заставляет аниматоров искать новые подходы к визуальной образности и возможности усовершенствовать средства художественной выразительности, формирующие современную компьютерную анимацию.
В статье рассматривается история вопроса о «медленном» кинематографе. Анализ теоретических работ, посвященных проблеме, позволяет говорить о том, что данное явление отвечает идеям метамодернизма, сформулированным Т. Вермюленом и Р. ван ден Аккером в книге «Метамодернизм. Историчность, Аффект и Глубина после постмодернизма». Сопоставление двух тенденций — феномена «медленного» кино и движения метамодернизма — призвано полнее оценить перспективы и направленность культурно-исторического процесса первой трети XXI века.
Данная статья посвящена анализу становления нового медиа-языка в контексте сферического кинопространства. В работе рассматриваются особенности и конструкция сферического кинематографа, а также поднимаются вопросы адаптации классического киноязыка в новом, развивающемся кинематографическом формате с учетом его художественной уникальности и особенности зрительского восприятия.
В статье рассматриваются фильмы Михаила Лукачевского «Урун кун» («Белый день», 2013) и Степана Бурнашёва «Харахаар» («Черный снег», 2020). Анализируя образную структуру фильмов, относящихся к феномену новой якутской волны, автор исследует механизмы порождения смыслов, эстетику картин и специфику киноязыка, которая имманентно связана с мифологией народа саха.
В статье рассматривается феномен «женской волны» в современном российском кинематографе. Безусловно, прозвучавшие фильмы женщин-режиссеров в нулевые, десятые и двадцатые годы не тождественны, их образная система трансформируется под влиянием социально-политического контекста, однако в них можно выделить определенные общие тенденции. Автор выделяет три основные, обозначая их как: «о любви», «о политике», «о бунте». Эти тематические направления характеризуют процессы, происходящие в современном российском обществе, и выводят фильмы женщин-режиссеров за пределы исключительно «женского вопроса».
В статье анализируется характер мифологемы, содержащейся в двух фильмах, посвященных балету: «Большой» (2017) В. Тодоровского и «После тебя» (2017) Анны Матисон. По мнению автора, в современном отечественном кинематографе все отчетливее проявляется тенденция положительного обращения к достижениям советской эпохи. Одним из таких достижений является отечественная балетная школа. Это явное свидетельство того, что существовавшая постсоветская социокультурная парадигма начинает меняться. Основная задача статьи — рассмотреть типологию репрезентации мифологемы, связанной с советской балетной школой.
В статье рассказано об удачном сотрудничестве писателя Г. Троепольского и кинорежиссера С. Ростоцкого над фильмом «Белый Бим Черное ухо»; о более значительном влиянии на общество кинопроизведения в сравнении с литературным первоисточником; о различных, связанных с фильмом аспектах партиципаторной культуры. Показано, что критериями оценки фильма являются, помимо художественных качеств, его взаимодействие со зрителем и способность порождать различные культурные феномены.
В статье рассматриваются специфические черты советских антирелигиозных картин 1920-х гг. от первых агиток до полнометражных игровых фильмов. Реальная практика гонений на Церковь и верующих находилась вне пределов внимания кинематографистов. Основной задачей подобных картин являлись полномасштабная дискредитация Русской Православной Церкви, ее служителей и прихожан. Такого рода кинематограф был важнейшей частью политики воинствующего атеизма, целью которой должна была стать ликвидация христианства. В центре внимания автора статьи — прежде всего малоисследованные картины из собрания Госфильмофонда.
В статье рассматриваются вопросы репрезентации Первой мировой войны на отечественном дореволюционном экране. В работе дается типология военных игровых фильмов и анализируется ее трансформация с 1914 по 1916 годы. Особое место в работе уделяется исследованию характера формирования образа врага в кинематографе этого направления. Для понимания причин появления тех или иных экранных образов дается общеисторический и культурный контекст. В частности, внимание уделяется трудам русских философов (Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков), писавших о мировой войне, которая должна изменить политический и социокультурный ландшафты в Европе.
С течением времени изменяется ви́дение экранных образов, хотя их зримость остается неизменной. Связано это в том числе с изменением идей, привносимых зрителем в эти образы при просмотре. Монтажно выделанные кинокартины синтезируют на экране реальность, отличную от окружающего мира. Многозначность возникает в дореволюционном кинематографе с появлением приемов нарративно-смыслового монтажа.
В статье анализируются фильмы исторического жанра, вышедшие в советский период развития отечественного кинематографа, отразившие на экране знаковые исторические события и биографии выдающихся личностей. Раскрываются драматургические и художественные решения фильмов, созданных в разные годы известными режиссерами. Обосновывается актуальность заложенных в этих картинах нравственных и художественных принципов, позволяющих применять их в качестве инструмента просвещения и воспитания современных молодых поколений.
Издательство
- Издательство
- ВГИК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, город Москва, ул. Вильгельма Пика, д.3
- Юр. адрес
- 129226, город Москва, ул. Вильгельма Пика, д.3
- ФИО
- Малышев Владимир Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@vgik.info
- Контактный телефон
- +7 (499) 1811314
- Сайт
- https://vgik.info/