Введение. Представления об онтологии образовательного пространства в формате философских, социологических, педагогических наук приобретают все более распространенный дискурс в российской и зарубежной философии образования.
Постановка задачи. Обзорная статья имеет целью осмысление ключевых положений онтологических подходов к исследованию образования.
Методика и методология исследования. Методология обзорного материала задается рамками критического анализа научных статей в научном журнале «Философия образования/Philosophy of education» в период 2016–2020 гг. на основе аналитического фрейма авторских дискурсов в виде краткого изложения ряда основных идей.
Результаты. Изучение исследовательских программ развития онтологии образования позволило выделить идеи, теории и концепции, ставшие фундаментальными для перспектив развития теории и практики философии образования. На фоне глобализации и унификации образовательной политики онтология образовательного пространства рассматривается в соотношении с социальной онтологией, поскольку является ее частью и свидетельствует о ней.
Выводы. Обзор публикаций в журнале представлен всеми регионами Российской Федерации, авторами из более двадцати стран мира. В целом за период с 2016 по 2020 г. опубликовано 416 научных статей. Исследователи в области гуманитарных и естественно-научных областей знания – философы и политологи, социологи и культурологи, экономисты и юристы, учителя и воспитатели, архитекторы и художники.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 316. Социология
- Префикс DOI
- 10.20913/2618-7515-2024-4-18
Проблемы международной интеграции высшего образования активно обсуждаются в казахском академическом сообществе. Перспективы региональных образовательных систем рассматриваются авторами в тесной связи и интеграцией в Европейское образовательное пространство.
Список литературы
1. Яковлева И. В., Косенко Т. С., Майер Б. О. Философия образования. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. 280 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49421288; EDN: XLDZPQ
2. Косенко Т. С., Яковлева И. В., Лигостаев А. Г. Категория «качество образования» как объект философско-педагогического осмысления (сущность и территориальные характеристики категории качества образования) (стенограмма вебинара) // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 193-204. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37279163; EDN: MXVFEX
3. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Образование - неиссякаемый источник социальной энергии» // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 202-213. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844604; EDN: YWWMFZ
4. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Соотношение философии и философии образования как методологическая основа управления развитием системы отечественного образования в современных условиях» // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 194-198. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36276960; EDN: YLCBDN
5. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Яковлева И. В. Соотношение социальных и педагогических факторов как фундаментальная основа стратегии управляемого развития образования в условиях глобализации (стенограмма вебинара) // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 173-192. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36276960; EDN: PWVGFQ
6. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Изменение роли образования в ХХI в. // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 199-219. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36276961; EDN: YLCBDV
7. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Социальные и педагогические ценностные ориентиры современного образования в России» // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 214-219. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844605; EDN: YWWMGI
8. Турбовской Я. С., Иванова С. В., Захлебный А. Н., Долженко О. В., Наливайко Н. В., Круглый В. И., Пивоварова Ж. Ф., Кондратьева Т. Н., Олейникова О. Д., Филинова В. С., Тзгарская А. А. Взаимоотношение экологии и образования в современных условиях (Стенограмма вебинара 28 октября 2015 г.) // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 221-235. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29427806; EDN: YTZEOX
9. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Экологизация образования: формирующие цели и пути их достижения» // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 138-143. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29715449; EDN: ZAGVQV
10. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Школа и вуз в условиях Великой Отечественной войны (уроки для современного образования)» // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 144-150. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29715450
11. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Нужен ли общеобразовательной школе и отечественному образованию Макаренко в современных условиях» // Философия образования. 2017. № 4 (73). С. 232-249. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30754592
12. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Гармонизация эмпирического и теоретического мышления как формирующая основа образования в XXI веке» // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 234-239. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35193191
13. Яковлева И. В. Становление и определение исходных оснований науки об образовании в журнале «Философия образования» (2001-2005 гг.) // Философия образования. 2012. Т. 21, № 3. С. 18-45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46643936
14. Яковлева И. В., Косенко Т. С. Сущность, проблемы и перспективы отечественного образования в журнале «Философия образования» (2006-2011 гг.) // Философия образования. 2021. Т. 21, № 4. С. 39-114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47359821
15. Яковлева И. В., Косенко Т. С., Ушакова Е. В. Концептуальный плюрализм теории и практики развития образования в журнале «Философия образования» (2011-2015 гг.) // Философия образования. 2022. Т. 22, № 3. С. 136-209. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49504194
16. Касаткин П. И. Современное образовательное пространство: особенности и перспективы // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 3-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29715435
17. Полянкина С. Ю. Онтология образования как основа национальной образовательной доктрины // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 18-30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=mrgvax; EDN: MRGVAX
18. Черных С. И., Казанцев К. Ю. Интеллектуальный капитал регионального вуза: опыт построения онтологической модели // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 5-17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=bwqnoo; EDN: BWQNOO
19. Пфаненштиль И. А. Особенности становления евразийского вектора отечественного образования // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 3-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871800; EDN: VUDYYH
20. Андронникова О. О. Геополитические аспекты виктимных изменений образования // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 60-69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871806; EDN: TPNZDD
21. Кузнецов Д. И., Симанова Н. В. Проблема развития глокальных цивилизаций в рамках глобального образовательного мира // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 3-14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26417018; EDN: WGCEHN
22. Андриенко Е. В. Влияние мировых трендов на реализацию стратегических проектов развития российского образования // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 64-79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=tfconr; EDN: TFCONR
23. Петров В. В. Университет в условиях глобализации: организация, структура, управление // Философия образования. 2016. № 4 (67). С. 20-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26603797; EDN: WKELHP
24. Фёдорова Л. А., Коршикова Л. Ю. Аксиологический подход к проблемам образования // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 153-164. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137056; EDN: VZYWVV
25. Бегалинова К. К. Косенко Т. С., Наливайко Н. В. Принцип неопределенности в образовании как социально-философская проблема // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 122-128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137053; EDN: VZYWUR
26. Щербинина Л. Ф. Конкретизация в нормотворчестве субъектов РФ как одно из условий реализации права: образовательный аспект // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 149-153. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844597; EDN: YWWMDO
27. Щербинина Л. Ф. Отдельные аспекты контрольной деятельности законодательного органа власти субъекта федерации в юридическом образовании: правовой контекст // Философия образования. 2016. № 6 (69). С. 89-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28130794; EDN: XRPGAD
28. Пугачёв А. В. Правосознание и философия образования // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 45-53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26417022; EDN: WGCEJB
29. Вахитов Д. Р., Зиннатуллин А. З. Кондратьева Т. Н. Нормативно-правовая основа современных исследований в области этнокультурного образования // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 53-63. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=wgcejl; EDN: WGCEJL
30. Черных C. И. Борисенко И. Г. Цифровые технологии в образовании и их влияние на изменение человеческого капитала // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 5-20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=osfzbw; EDN: OSFZBW
31. Рубанцова Т. А. Современная парадигма образования: традиции и инновации // Философия образования. 2017. № 1 (70). С. 23-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ygxkqf; EDN: YGXKQF
32. Яковлева И. В. Эпистемологический анализ образовательных парадигм и поиск путей выстраивания нового образовательного вектора (социокультурный подход) // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 38-50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29715438; EDN: ZAGVMP
33. Вихман В. В. Локальная архитектоника пространства конструирования теоретических прообразов феномена образования: дисциплинарный аспект // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 5-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44534041; EDN: TSZRXM
34. Кудряшова Е. В., Сорокин С. Э. Модели трансформации российских университетов: факторы выбора // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 14-30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41159799
35. Полянкина С. Ю. Общее проблемное содержание процессов интеграции и дифференциации в системе отечественного образования // Философия образования. 2017. № 1 (70). С. 29-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ygxkqp; EDN: YGXKQP
36. Новосадов С. А. Формирование новой методологии образования путем выхода из существующей техногенной и социокультурной парадигмы // Философия образования. 2020. Т. 20, № 1. С. 5-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42658322; EDN: YLVVKF
37. Наливайко Н. В. Фотина О. В. Философский уровень рефлексии специфики развития российского образования // Философия образования. 2017. № 1 (70). С. 3-12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ygxkpl; EDN: YGXKPL
38. Мамонов О. В., Черных С. И., Гуляевская Н. В. Экосистема современного регионального вуза: социально-философский анализ // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 3-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35193171
39. Маджуга А. Г., Синицина И. А., Кагарманова Г. Г., Саляхова З. И., Малярчук Н. Н. Фрактальная педагогика: онтологические смыслы и методологические возможности // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 173-189. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=vzywwp; EDN: VZYWWP
40. Князев Н. А., Буянкина Р. Г., Зуков Р. А. Научные основания в структурном развитии философии образования // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 17-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137042; EDN: VZYWQL
41. Абрамова М. А., Балганова Е. В. Качество высшего образования как детерминанта общественного развития // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 3-12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36828942; EDN: YUTHMD
42. Петров В. В. Образовательная автономия и академическая легитимность: реструктуризация системы // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 34-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35193173
43. Рахинский Д. В. Особенности универсалистских тенденций в современном образовании // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 21-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35193172
44. Изгарская А. А., Изгарская М. В. Образование и творчество в современных миросистемных условиях // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 20-36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41596043; EDN: OXGDHA
45. Петров М. А. Творчество как онтогносеологический базис современного образования // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 161-171. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871816; EDN: VUDZEL
46. Абрамова М. А. Модель единого образовательного пространства и (или) сохранение национальной системы образования? // Философия образования. 2020. Т. 20, № 1. С. 25-37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42658323; EDN: KQPQVA
47. Тарасова О. И. Образование: между прошлым и будущим // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 17-31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44534042; EDN: FICRCG
48. Бабушкин И. Е., Воронцов П. Г., Елисеев В. А., Ушакова Е. В. Социокультурная специфика социально-педагогических трансформаций в условиях кризиса образования (западный и российский подходы) // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 145-165. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43091661; EDN: NVHXYQ
49. Яковлева И. В., Глиос Г. Н. Условия интеграции инновационных и традиционных подходов в образовании (аксиологический аспект) // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 83-93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41596047; EDN: HJZGGQ
50. Барболин М. П. Методологическая концепция оптимизации взаимодействия образования, государства и бизнеса: онтоантропосоциогенетический подход // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 52-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36276949
51. Цигулева О. В. Рыночная трансформация отечественной системы высшего образования: мифы и реальность // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 80-87. URL: https://elibrary.ru/nryggn; EDN: NRYGGN
52. Ушакова Е. В., Косенко Т. С. Сидоровъ Н. С. Проблема коммерциализации медицинской сферы и медицинского образования: социальный и экономический аспекты // Философия образования. 2020. Т. 20. № 1. С. 94-112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42658328; EDN: SZWZXQ
53. Цыцкун Т. А. Эффективное экономическое образование как модернизационный базис // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 130-138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25871813; EDN: VUDZDH
54. Кузнецова М. Ф. Предпринимательские университеты в контексте современных образовательных реформ // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 108-115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844593
55. Кудряшова Е. В., Сорокин С. Э. «Предпринимательский университет» как модель трансформации образовательных организаций: теоретические подходы и российский опыт // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 5-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41596042
56. Майер Б. О. Посвящается памяти профессора Нины Васильевны Наливайко (06. 02. 1945-13. 07. 2019) // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 5-13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41159798
57. Дудина М. Н. Образование в условиях неопределенности: проблемы антропологической соразмерности // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 20-35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38505558
58. Стожко Д. К. К вопросу об образовательном бриколаже: философско-антропологический аспект // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 176-190. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41159810
59. Новиков С. Г. Антропологические последствия современного глобального транзита и задачи российского образования // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 77-86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26417026
60. Рубанцова Т. А., Крутько Е. А. Процессы отчуждения в современном образовании // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 197-203. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35193187
61. Бабошина Е. Б. Образование: в поисках смысла // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 36-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137044
62. Наливайко Н. В., Ушаков П. В., Ушакова Е. В. Глобальный антропный кризис и ключевая роль образования в судьбах мира // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 15-34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871801
63. Ан С. А., Ушакова Е. В., Наливайко Н. В. Образование XXI в. в условиях воздействия полярных цивилизаций // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 31-41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27298673
64. Черный Д. С. Особенности информационного управления в глобальном мире: истоки, механизмы и последствия // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 42-50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871804
65. Сергеев М. Ю., Чумаков А. Н. Глобализация и религия: проблемы и перспективы // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 178-193. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36276959
66. Вахитов Д. Р., Кондратьева Т. Н., Габдуллин Н. М. Значение сферы образования в процессе сохранения суверенитета государства // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 84-91. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137049
67. Новиков С. Г. Отечественное образование перед лицом вызовов современной глобальной социокультурной транзиции // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 31-35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844585
68. Гордиенко А. А. Советские непотребительский модерн, постиндустриальная контрреволюция в России и инновационное развитие. Статья 1. Цивилизационные особенности России и модерн // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 17-30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27298672
69. Петров В. В. Специфика формирования регионального научно-образовательного потенциала: вектор оттока // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 141-152. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44048558
70. Ларионова Т. В. Устойчивость региональных образовательных систем // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 34-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871803
71. Борисенко И. Г., Яценко М. П., Черных С. И. Информационная политика в образовательной системе как отражение проблем общества // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 51-60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25871805
72. Новосадов С. А. Изменение парадигмы образования путем ее вписывания в мировоззренческую матрицу социального развития общества // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 109-122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137052; EDN: VZYWUH
73. Баксанский О. Е., Фурсов В. В. Образование в условиях трансдисциплинарности и конвергентного социального взаимодействия // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 44-62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844587
74. Сохраняева Т. В. Университет как пространство социального взаимодействия: современный контекст проблемы // Философия образования. 2017. № 2 (71). С. 24-33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29204084; EDN: YPBXBZ
75. Скачкова Н. В. Признаки социальных трансформаций в российской системе профессионального образования // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 176-187. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26417036; EDN: WGCEOL
76. Полянкина С. Ю. Проблемное поле социальных интеграции и дифференциации в системе отечественного образования // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 17-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29715436
77. Балынская Н. Р., Кузнецова Н. В. Взаимодействие образовательной организации и бизнес-сообщества: точки соприкосновения // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 25-30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32844584; EDN: YWWLZB
78. Сторожук А. Ю. Образование между наукой и культурой: смена стиля мышления // Философия образования. 2016. № 6 (69). С. 28-33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=xrpfyf; EDN: XRPFYF
79. Ушаков Д. В. Многонациональные школы и образование детей мигрантов в современных условиях (на примере г. Новосибирска) // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 103-113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29715445; EDN: ZAGVPH
80. Ушаков Д. В. Роль системы образования в гармонизации этно-конфессиональных отношений молодежи (на примере Новосибирской области) // Философия образования. 2016. № 4 (67). С. 89-98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=wkeljx; EDN: WKELJX
81. Вахитов Д. Р., Лукина М. А., Гриневецкая Т. Н. Влияние социально-экономических и природно-климатических аспектов на перспективы развития современного образования // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 90-96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ywwmbm; EDN: YWWMBM
82. Синицина И. А., Корчаловская Н. В., Сундукова А. Х. Системно-синергетический подход в интерпретации социальных феноменов (на примере управления образованием) // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 97-107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ywwmbv; EDN: YWWMBV
83. Петров В. В. Сдерживающие факторы формирования социального потенциала в условиях системных трансформаций // Философия образования. 2029. Т. 19, № 3. С. 57-70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41159802; EDN: FHTLTD
84. Лескова И. А. Традиция в ракурсе постнеклассического подхода: педагогический аспект // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 101-115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=edwpnn; EDN: EDWPNN
85. Карнаухов О. П. Актуализация системно-синергетического подхода в понимании общества: социально-философский и образовательный аспекты // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 67-82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41596046; EDN: CSLDKW
86. Гухман В. Б. Формирование культурной элиты как стратегическая цель образования // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 116-136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=xywgea; EDN: XYWGEA
87. Лепешев Д. В., Захлебаева В. В. Юногогика для развития общества и образования // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 98-109. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44534047; EDN: UEEYKN
88. Абрамова М. А. Диалектика интернационального и национального и российская система образования // Философия образования. 2016. № 5 (68). С. 59-68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27298675; EDN: WZJUOJ
89. Загорулько Л. П. Двуязычие как инструмент социального взаимодействия // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 154-159. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ywwmdx; EDN: YWWMDX
90. Мадюкова С. А. Модель этнокультурного образования и его роль в интеграции межэтнических сообществ современной России // Философия образования. 2020. Т. 20, № 4. С. 65-82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44534045; EDN: COBBIZ
91. Ерохина Е. А. Общественная экспертиза в интегративно-коммуникативной модели регулирования этносоциальных процессов: дилемма родного языка // Философия образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 137-150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41159807; EDN: OTFVGZ
92. Кокина М. Н. Соотношение «Своего» и «Чужого» в правовой и конституционной культуре современной России и правовом образовании: социально-философский анализ // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 37-52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41596044; EDN: PVLRQJ
93. Никитенко В. Н. Народное образование в природно-социальной целостности: нереализованные возможности // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 71-79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32844589; EDN: YWWMAU
94. Белокопытов Ю. Н., Никитина Н. А., Панасенко Г. В. «Блеск и нищета» реализации функции философии образования в США // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 139-147. URL: https://elibrary.ru/ywwmdf; EDN: YWWMDF
95. Санти А. Основные допущения модернизма и соответствующая школа // Философия образования. 2017. № 4 (73). С. 64-69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30754575
96. Белокопытов Ю. Н., Панасенко Г. В. Философия образования «самураев бизнеса» для «экономического чуда» Японии // Философия образования. 2019. Т. 19. № 1. С. 88-110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37279156; EDN: TNIEAN
97. Ян С. Современное развитие образования Китая: ключевые концепции, базовые ориентации и дальнейшие перспективы // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 79-105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35193178; EDN: XSCTID
98. Тумээ О., Одонхуу М., Баттулга Д., Шарав Ц. Трансформация понятия «молодежь» в среде монгольского студенчества // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 127-133. URL: https://elibrary.ru/zcqfmd; EDN: ZCQFMD
99. Ушаков Д. В. Российско-монгольское образовательное сотрудничество: от моделей к реализации (часть II) // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 111-126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37279157; EDN: AMZLSJ
100. Ушаков Д. В. Импорт образования в сотрудничестве России и Монголии // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 125-137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41596050; EDN: GACHBN
101. Алпыспаева Г. А., Нурмуханова К. Ж., Оспанова Ш. К. Модернизация университетов Казахстана: современные контексты проблемы // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 81-99. URL: https://elibrary.ru/zgxwov; EDN: ZGXWOV
102. Бегалинов А. С., Ашилова М. С., Бегалинова К. К. О некоторых аспектах образования и цифровизации общества // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 100-112. URL: https://elibrary.ru/jmrmqw; EDN: JMRMQW
103. Соловьева Г. Г., Жанабаева Д. М. Казахстан: новая модель университета и политика формирования национальной идентичности // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 153-172. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44048559; EDN: WKZFTZ
104. Тарасова Н. В., Тарасова К. В. Компетенции ХХI века в национальных стандартах школьного образования стран Центральной и Восточной Азии // Философия образования. 2019. Т. 19, № 4. С. 94-113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41596048
105. Юдин И. В. Москаленко М. Р. Индивидуальные траектории обучения как возможность подготовки ценностно-ориентированных специалистов в российских вузах // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 127-137. URL: https://elibrary.ru/sdvcfc; EDN: SDVCFC
106. Жданова Н. С. Формирование ценностных ориентаций студентов в процессе изучения традиционной архитектуры Урала // Философия образования. 2017. № 1 (70). С. 109-116. URL: https://elibrary.ru/ygxkuv; EDN: YGXKUV
107. Касатова Г. А., Седова Ю. С. Аксиологические основы процесса формирования профессиональных компетенций у бакалавров // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 66-70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35193176; EDN: XSCTHN
108. Зинкевич Е. Р., Кульбах О. С. Ценностные ориентации первокурсников медицинского вуза как основа становления профессиональной культуры будущего специалиста // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 179-191. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43091663
109. Иванова С. В., Пастухова Л. С. О понятии «гражданская идентичность» и путях ее формирования у молодежи // Философия образования. 2018. № 3 (76). С. 3-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36276945; EDN: VJSAVU
110. Краснова Н. Н. Трансформация прав человека с позиции культуры, правового образования и обязанностей гражданина // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 44-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36828946; EDN: YUTHNJ
111. Панасенко Ю. А. Система ценностей - ядро культуры воинской службы // Философия образования. 2017. № 3 (72). С. 125-129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29715447; EDN: ZAGVQB
112. Харченко О. А. Значение волевых качеств офицера при организации деятельности по педагогической профилактике противоправного поведения военнослужащих // Философия образования.2016. № 2 (65). С. 92-99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26137050; EDN: VZYWTN
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу документов личного происхождения (мемуаров и дневников) как исторических источников, отражающих историю Гражданской войны (1918–1922 г.) на территории Сибири1, авторами которых являются участники Белого движения. Эти источники в статье обозначены обобщающим термином «эго-документы», который в XXI в. стал общепринятым в социально-гуманитарных науках. Для решения задач исследования выявлен документальный поток публикаций, содержащих эго-документы, основу которого составили материалы крупнейшей региональной библиографической базы данных «Научная Сибирика: природа, история, экономика, культура, наука Сибири и Дальнего Востока», генерируемой ГПНТБ СО РАН, с дополнением данными публикаций из других авторитетных источников.
Целью статьи является характеристика документального потока эго-документов, опубликованных в постсоветский период по проблеме.
В документальный поток также включены историографические публикации по изучению эго-документов. Проведен анализ контента документального потока: изучен типо-видовой состав публикаций; динамика публикаций во временном ракурсе (1990–2023 гг.); определен социальный состав авторов эго-документов; выявлены сайты, содержащие полные тексты эго-документов (или их фрагментов) и дана оценка их значимости; обозначены места хранения рукописей отдельных печатных изданий; показаны некоторые тенденции в издании эго-документов. Определена устойчивая тенденция увеличения публикаций эго-документов, особенно в первые два десятилетия XXI в. Отмечено, что социальный статус авторов эго-документов достаточно высокий: это в основном белые офицеры, треть из которых – представители генералитета; как тенденцию можно рассматривать наличие в документальном потоке публикаций эго-документов рядовых участников Белого движения. Подчеркнуто, что для историков-исследователей оптимальным является сочетание наличия печатных изданий с полными текстами в интернет-пространстве, на сайтах; при этом ценность имеют сайты, располагающие поисковыми сервисами. Сделан вывод о необходимости представления в интернет-пространстве полных текстов всех эго-документов о Белом движении.
Новизна исследования: впервые выявлен и комплексно изучен документальный поток мемуаров и дневников (опубликованных в 1990–2023 гг.) участников Белого движения в Гражданской войне в России (на территории Сибири).
Введение. Статья посвящена исследованию психического здоровья студентов колледжа в условиях распространения скулшутинга.
Постановка задачи. Цель исследования заключается в обосновании тезиса о том, что психолого-педагогическое сопровождение студентов в образовательном процессе положительно отражается на их психологическом состоянии.
Методика и методология исследования. Методологическую основу исследования составляют тест СМОЛ, Опросник жизненного стиля, методика САН, статистические методы обработки полученных данных.
Результаты. В связи с участившимися случаями скулшутинга, происходившими в 2021 г., возникла острая необходимость психолого-педагогического сопровождения участников образовательной среды, в частности студентов. Полное отсутствие информирования и психологического сопровождения студентов привело к нестабильной тревожной психологической атмосфере в стенах учебных заведений. В исследовании со студентами контрольной и экспериментальной групп был проведен констатирующий эксперимент по диагностике степени психического здоровья. Впоследствии с экспериментальной группой проведена программа психокоррекционной и развивающей поддержки субъектов образовательного процесса. Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей поддержки субъектов проверена проведением формирующего эксперимента путем повторной диагностики контрольной и экспериментальной групп.
Выводы. Автором сделаны соответствующие выводы о том, что в условиях отсутствия целенаправленной психокоррекционной и развивающей работы с субъектами образования у учащихся не будет существенных позитивных изменений в состоянии их психического здоровья.
Введение. Статья посвящена частному аспекту проблемы психологического исследования процесса дидактической коммуникации. В качестве центрального объекта исследования выступает субъективный образ учебного времени, возникающий у обучаемого в ходе дидактической коммуникации.
Постановка задачи. Проблема, обусловившая необходимость проведения исследования, заключается в недостаточной психологической проработанности конструкта «время учебного взаимодействия», что в практике преподавания приводит к снижению потенциала дидактической коммуникации.
Методика и методология исследования. Методологическую основу исследования составили отечественные представления школы А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна о единстве сознания и деятельности. Дидактическая коммуникация, в которую вступает обучаемый, во всех своих аспектах отражена в системе его субъективных представлений, важнейшим из которых является представление о «времени учебного взаимодействия». В исследовании приняли участие студенты разных направлений подготовки Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского. Эмпирические данные получены на основе специально разработанного нами Ориентировочного опросника.
Результаты. В исследовании прослежен ряд тенденций психологического восприятия времени в контексте дидактической коммуникации. Время действует как конститутивное измерение человеческого опыта, которое существенно влияет на то, как люди осмысливают свой мир, свою образовательную активность, отношения в ней.
Выводы. Респонденты в целом увязывают психологический комфорт с хорошо структурированным и регламентированным временем учебного взаимодействия. При этом концепт «комфортное время учебного взаимодействия» оказывается более операционализированным в сознании обучаемых, чем концепт «удобное для учебных занятий время». Учебное содержание у примерно трети респондентов от общей выборки ассоциируется с конкретным временем дидактической коммуникации. Наиболее частотно испытуемые упоминают «неоднозначные, контрастные» ощущения, ассоциирующиеся у них со временем учебного взаимодействия. Также восприятие времени учебного взаимодействия обнаруживает высокую динамичность, поскольку частотно упоминается практически каждая темпоральная модальность (при некотором преобладании в целом по выборке частоты упоминания модальности «будущего»).
Введение. Актуальность исследования состоит в том, что недостаточно изучено предположение, что эмоции и нравственность являются базовыми психологическими потребностями. Мы сообщаем об эмпирическом доказательстве на предмет того, следует ли считать эмоции и нравственность необходимостью.
Постановка проблемы. Зависимость возникновения или невозникновения эмоции от количества информации, которой располагает субъект для удовлетворения какой-либо потребности. Отрицательные эмоции возникают, когда субъект располагает недостаточным количеством информации, а положительные – когда информация оказывается в избытке. Научение нравственности через переживание (как в личностном, так и в социальном плане не менее, а быть может, и более важно, чем накопление информации).
Методика и методология исследования. В нашем исследовании мы применили новаторский метод в динамике, социально-эмоциональное обучение самонаблюдения в форме ведения эмоциональных и структурированных дневников, основанные на регистрации показателей эмоциональных состояний. В качестве показателей, отражающих величину потребности ее удовлетворения, – различные виды деятельности и частоты проявления эмоций, их взаимодействия с нравственностью.
Результаты исследования. Наши результаты показывают, что чувство нравственности может помочь студенту определить моменты, когда жизнь складывается хорошо. Кроме того, она предполагает, что нравственность может быть фундаментальной психологической потребностью и требует дальнейшего изучения.
Выводы. В процессе усвоения личностью нравственности меняются эмоции, иерархия жизненных ценностей, начиная от достойного любому возрасту понятия любви и заканчивая смыслом жизни как высшей духовной ценностью, данной человеку. Нам удалось проследить динамику нравственных качеств среди учащихся подростков и студентов.
Введение. В статье рассматривается методика преподавания курса «Основы научной коммуникации» магистрантам первого курса философского факультета с целью ее совершенствования. Критическому анализу подвергаются существующие методики преподавания курса и предлагается новое определение сущности научной коммуникации.
Постановка задачи. По мнению авторов, научная коммуникация представляет собой систему общественных связей, которые включают в себя взаимодействие факторов внутренних и внешних уровней коммуникаций между наукой и обществом, направленных на формирование определенного образа науки и научной деятельности в обществе.
Методика и методология исследования. В результате специально подготовленного, авторского опросника и применения метода анкетирования авторами выявлены показатели понимания студентами сущности коммуникативно-образовательной структуры по преподаванию предмета.
Результаты. В статье рассматриваются исследования в области образовательных процессов, вопросов теории и методологии научной коммуникации, а также раскрываются основные структурные элементы научной коммуникации, определяются ее основные функции и их особенности.
Выводы. Обобщены представленные методики и показатели, выявленные в результате работы над курсом.
Введение. В системе образования остается актуальной проблема степени сформированности компетенности учителей-предметников в области проектирования личностно-ориентированных авторских ЦОР, а также разработки инструментов, позволяющих сделать это максимально эффективно. Одним из ресурсов для проектирования личностно-ориентированного ЦОР выбрана образовательная платформа «Степик» https://stepik. org/.
Постановка задачи. Цель статьи – определить текущее состояние программ повышения квалификации для учителей-предметников; какие компетенции необходимо повысить и какие для этого необходимы инструменты.
Методика и методология исследования. Методологической основой исследования стало формирование компетенции учителей-предметников, которое осуществляется в процессе прохождения программ повышения квалификации, направленное на усовершенствование знаний, умений и навыков при проектировании личностно-ориентированных цифровых образовательных ресурсов.
Результаты. В ходе исследований проводился анализ практики разработки и применения открытого онлайн-курса повышения квалификации «Формирование компетентности учителя в области проектирования ЦОР». В исследовании приняли участие 105 слушателей курса. Комплекты оценочных средств включали по 30 вопросов, отражающих степень сформированности нескольких общепрофессиональных компетенций. При прохождении тестов обучающие показали положительные результаты. Для обеспечения соответствия подготовки разработаны теоретические и методические подходы к формированию компетентности учителя-предметника и реализации возможностей информационных технологий в области проектирования личностно-ориентированных цифровых образовательных ресурсов.
Выводы. Практическая значимость работы состоит в том, что предложенный онлайн-курс является учебным материалом и одновременно платформой, на которой учителя-предметники могут проектировать собственные авторские ЦОР.
Введение. Научные социальные сети (ResearchGate, Academia. edu, SciPeople, Social Science Research Network, CoLab и др.) получают все большее развитие и расширяют свой функционал не только как платформы для научной коммуникации, но и как полноправные инструменты для поиска разнородной информации и обмена результатами исследований. Одной из наиболее популярных сетей в мире является ResearchGate, позволяющая не только значительно расширить сеть научных контактов и представить результаты своих исследований научному сообществу, получить оценку и определить распространенность и востребованность тематических направлений, влияние ученых и организаций, но и осуществлять поиск научного контента, изучать исследовательские интересы, продвигать свои публикации.
Постановка задачи. В исследовании ставятся задачи изучения востребованности и функциональных характеристик научной социальной сети ResearchGate, а также ее применимости для поиска информации при проведении исследований и в образовательных процессах, отслеживания вовлеченности российских ученых в научную коммуникацию с помощью данной сети.
Методика и методология исследования. Работа проводилась с использованием методов сравнительного и системного анализа, математических методов обработки статистических данных, контент-анализа документальных источников информации. Методологической основой стал практико-ориентированный подход, направленный на развитие навыков информационного поиска у исследователей и использование ресурсов открытого доступа в научных и образовательных целях.
Результаты. Проведенный анализ позволил сделать выводы о широких функциональных возможностях ResearchGate (загрузка полных текстов, обмен данными, отслеживание рекомендаций, подписка на аналогичные материалы, участие в группах, оценка исследовательского интереса, расширенный поиск в системе и др.), способствующих развитию системы научных коммуникаций и получению открытого доступа к научной информации.
Выводы. С целью изучения степени использования ResearchGate в Российской Федерации были выявлены и проанализированы 284 научных и образовательных учреждения. Данные собраны по учреждениям и количеству участников, далее был составлен рейтинг организаций с наибольшим (> 1000) представительством пользователей, в который вошло 28 российских научных и образовательных учреждений. Сделан вывод, что ResearchGate не дает возможности проводить исследование по странам с помощью существующих поисковых механизмов, но позволяет определить тренды по вовлечению в сеть ученых отдельных учреждений. Результаты исследования показали, что российские пользователи присутствуют в сети, а учреждения неравномерно представлены по количеству участников. Отмечено, что полученные данные требуют дополнительного уточнения (детальный анализ по профилям ученых и отдельных учреждений либо полномасштабный опрос), учитывая, что часть профилей на ResearchGate не создается самими учеными, а автоматически добавляются сервисом. Вместе с тем полученный результат свидетельствует о том, что для выявления тенденций вовлечения учреждений, данный метод применим. В списке лидеров – ведущие университеты России, которые попадают в рейтинги открытости, и платформа ResearchGate для них – еще один способ заявить о себе и получить дополнительные возможности для представления и обмена результатами своих исследований.
Введение. В сети Интернет доступен значительный объем образовательной и научной технической информации, имеющей разное качество. Справиться с вызовами, связанными с ограниченным доступом к достоверной информации, содержащейся во Всемирной паутине, помогают открытые образовательные ресурсы и навигаторы, которые ориентируют в их поиске.
Постановка задачи. Авторы ставят задачу определения роли ООР технических наук за рубежом и необходимость их включения в отраслевой «Навигатор по ООР технических наук» (далее – «Навигатор», http://lib-os. ru/issledovatelyam/resursy/obrazovatelnye-resursy/navigator-oor-techn-nauk /). Необходимо также рассмотреть опыт использования и возможности открытых образовательных ресурсов в различных формах образования.
Методика и методология исследования. Методология исследования предусматривает изучение и анализ зарубежных научных трудов, посвященных развитию движения открытых образовательных ресурсов по техническим наукам, их роль и практическое применение в современной мировой образовательной системе.
Результаты исследования. В статье проведен анализ опыта различных стран мира в использовании открытых образовательных ресурсов с целью улучшения доступа к обучающим материалам и повышения качества образования в области технических наук. Изучены подходы к использованию открытых образовательных ресурсов в различных образовательных формах.
Выводы. Открытые образовательные ресурсы открывают возможности для улучшения качества образования и решения ряда ключевых задач в системе образования. Материалы разработанного «Навигатора» будут полезны студентам, преподавателям, аспирантам, специалистам и научным сотрудникам сферы технических наук, а также всем, кто заинтересован в самообразовании.
Введение. Трансформация стратегии повышения финансовой доступности ставит новые задачи по формированию и развитию экосистемы на базе интегрируемых ресурсов образовательных организаций. В настоящее время практики партисипаторного (инициативного) бюджетирования как одного из новых механизмов системы общественных финансов, прямого участия граждан, получателей общественных благ в бюджетном процессе получают стремительное развитие. Складывающийся опыт бюджетирования на основе общественного участия, являющийся одним из направлений Минфина России, имеет свои особенности для повышения прозрачности и доступности информации об управлении общественными (государственными и муниципальными) финансами и большой потенциал для вовлечения студенческой молодежи в обсуждение и принятие решений по вопросам внутривузовского значения. Запуск в сентябре 2024 г. пилотного проекта в России по внедрению в определенных университетах студенческого инициативного бюджетирования формирует новую модель эффективного использования гражданских инициатив студентов для повышения не только эффективности планирования и расходования бюджета вуза, проектов общественных финансов, но и финансовой грамотности и гражданской идентичности молодежи через саморазвитие.
Постановка задачи. Автор подчеркивает исключительную роль и большое значение студенческого инициативного бюджетирования в свете компетентностного подхода, отвечающего современной парадигме высшего образования. Формирование финансовой культуры молодежи как фундамента для обеспечения в будущем полноценной социальной реализации составляет предметное поле научного исследования, что включает в себя методики стимулирования молодежи к саморазвитию в соответствующей области, инструментарий вовлечения молодежи в проекты, подразумевающие формирование компетенций и навыков в деятельностном формате.
Методика и методология исследования. Вопросы инициативного бюджетирования недостаточно освещены в научной литературе в силу инновационности практики, проекцию на студенческий сегмент предметно можно будет обсуждать после получения первых результатов пилотного проекта в 55 вузах в 41 субъекте РФ (два из которых в Новосибирской области – Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ) и Новосибирский государственный аграрный университет (НГАУ).
Результаты. НГУЭУ как предпринимательский вуз имеет большой опыт проектной работы, кроме того, является флагманом в образовательной среде по организации проектов по финансовой грамотности, инициатором проведения Всероссийского финансового диктанта, соучредителем Дома финансового просвещения Новосибирской области. Студенческое инициативное бюджетирование в НГАУ – пилотном вузе в регионе по этому направлению, имеющем особенности студенчества как социальной группы, – может рассматриваться не только как способ удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей обучающихся в вузах, но и как инструмент повышения качества профессиональной подготовки будущего специалиста и способ взаимодействия обучающегося с социальной действительностью в условиях перспектив аграрного сектора экономики, влияющего на развитие сельских территорий и финансовой доступности.
Выводы. Благодаря студенческому инициативному бюджетированию можно усилить открытость вузов для партнерства, в первую очередь нацеленных на социальное предпринимательство. Межвузовское партнерство и вовлечение преподавателей, сотрудников, заинтересованность администраций вузов в общей задаче, способствуют формированию влиятельного корпоративного университетского сообщества в регионе.
Введение. Поиск ассоциативных правил – один из методов машинного обучения, который позволяет обнаруживать в данных закономерности. Первые попытки его реализации, связанные с маркетингом и рекламой, были затратными. Но с развитием информационных технологий (ИТ) и наличием возможности получения большого разнообразия данных из разных источников поиск ассоциативных правил стал популярен, в том числе и для анализа рынка труда. Онлайн-статистика бирж труда позволяет оперативно отслеживать спрос на навыки и знания соискателей, выявлять характеристики, влияющие на предлагаемый уровень заработной платы.
Постановка задачи. Цель исследования – выявление ассоциативных правил между наборами «предлагаемый уровень заработной платы» и «компетенции» на примере вакансий Product-менеджера.
Методика и методология исследования. Для реализации поиска ассоциативных правил использовалися алгоритм Априори; оценка показателей поддержки, достоверности и лифта проводилась с помощью платформы Deductor Studio. Сбор онлайн-данных по вакансиям Product-менеджера с сайта HeardHunter реализован с помощью языка программирования Python. Основными методами исследования стали монографический, абстрактно-логический, библиографический, интеллектуальный и статистический анализы. Объем выборки содержит 282 вакансии.
Результаты работы представляют научную и практическую ценность для развития инструментария исследования рынка труда. Выявлены 15 ассоциативных правил для вакансий с уровнем заработной платы до 50 тыс. руб., от 75 тыс. руб. и выше (в объявлениях рассмотрены предложения от этой суммы (нижняя граница)). Для оставшегося нерассмотренного диапазона оплаты труда получено низкое качество ассоциативных правил.
Выводы. Выделенные в ассоциативных правилах компетенции можно разделить на мягкие, обеспечивающие коммуникации, и жесткие, связанные с навыками в области ИТ, экономики, в частности финансов, и статистического анализа. Полученные закономерности показывают, какие навыки обеспечат более высокую заработную плату. Низкие значения поддержки ассоциативных правил для вакансий от 50 тыс. руб. до 75 тыс. руб. связаны, на наш взгляд, с региональными различиями в оплате труда. Интеллектуальный анализ вакансий позволяет не только соискателям и работодателям лучше ориентироваться на рынке труда, но и образовательным организациям реагировать на потребности корректировкой учебных программ.
Введение. Актуальным направлением информатизации менеджмента образования является моделирование управления деятельностью образовательного учреждения по организации перехода на дистанционную форму обучения.
Цель статьи – разработать и оценить структурно-функциональную модель организации перехода образовательной организации на дистанционную форму обучения на основе компаративного анализа зарубежной академической литературы, обобщающей опыть аврального введения дистанционного обучения в связи с пандемией коронавируса.
Постановка задачи. Цель статьи – на основе компаративистского анализа зарубежной научно-методической литературы разработать и оценить структурно-функциональную модель организации перехода образовательной организации на дистанционную форму обучения.
Методология и методы исследования. Разработка и оценка модели системы управления деятельностью образовательного учреждения по организации ДО включала решение следующих задач: 1) компаративный анализ зарубежной академической литературы; 2) разработка универсальной модели организации ДО для образовательных организаций; 3) оценка качества модели.
Результаты. Разработана модель системы управления деятельностью образовательного учреждения по организации дистанционного обучения. Прототипом послужила модель организации учебного процесса ADDIE (Analysis, Design, Development, Implement, Evaluate). Методология оценки модели организации перехода образовательной организации на дистанционную форму соответствовала подходу ТАМ (Technology Acceptance Model). Оценка модели проведена путем анкетирования 44 экспертов, имеющих опыт организации учебного процесса в дистанционном формате. Статический анализ мнений экспертов Structural Equation Modeling (SEM) показал, что предложенная модель демонстрирует достаточное соответствие установленным требованиям и подходит по своему назначению.
Выводы. Разработанная модель системы управления деятельностью образовательного учреждения по организации дистанционного обучения предназначена для использования в учебных заведениях РФ всех уровней образования в ситуации оценки подготовки к внедрению обучения в полностью интерактивном режиме во время чрезвычайных ситуаций.
Введение. Несмотря на самоочевидность того, что инновации порождают стрессы для всех субъектов образования, являются потенциальными источниками дидактогений (психологических нарушений, возникающих в результате травм, нанесенных деформированными образовательными отношениями), исследований в этой области крайне мало.
Постановка задачи. Цель исследования – анализ места стресса инноваций в системе проблем устойчивости современного образования и его субъектов. Новизна исследования связана с разработкой авторской интегративной концепции стресса инноваций в образовании.
Методика и методология исследования. Методы исследования – теоретический анализ и синтез актуальных проблем устойчивости современного образования и его субъектов в контексте представления о стрессах инноваций. В работе представлена попытка системного осмысления современного состояния исследований стресса инноваций в образовании и обеспечении его устойчивости по отношению к негативным результатам реформ и к иным угрозам.
Результаты. Чтобы уменьшить стресс и травмы, возникающие в ситуации образовательных инноваций, нужна направленная, развернутая, осознанная работа со всеми субъектами образования по предвосхищению, осознанию и рефлексии опыта инноваций в их жизни в целом и образовании в частности.
Выводы. Профилактика и коррекция стрессов инноваций связана с развитием прогнозирующих и антипационных способностей человека, наличие направленных усилий индивида и организации к предвосхищению и прогнозированию перемен помогает людям и учреждениям справляться с ними намного успешнее, использовать периоды кризисов для освобождения от деструктивных, но устойчивых в обычном состоянии аспектов их деятельности и развивать и формировать новые, конструктивные формы деятельности и отношений.
Введение. В отечественной медийной методологии, в частности в теории журналистики, заявлена и обоснована субъект-субъектная парадигма. В ней утверждаются взаимозависимость и обоюдная ответственность авторов медийного контента и аудитории массовой коммуникации. Однако в сфере журналистского образования проявляется иная ментальная установка: студенческая аудитория лучше воспринимает концепции, в которых аудитории отводится роль пассивного реципиента. Данной ситуации способствует неоднозначность понимания субъект-объектных отношений в медиологии.
Постановка задачи. Задачей исследования является рассмотрение семантики субъект-субъектной парадигмы и ее присутствия в образовательном пространстве с целью совершенствования методов ее усвоения.
Методика и методология исследования. В качестве методологических оснований использованы принцип единства логического и психологического в исследовании методологического дискурса; социально-психологическая концепция когнитивной установки, элементы дискурс-анализа.
Результаты. В статье рассмотрена семантика субъект-объектной бинарной оппозиции. На основании анализа понятий «развлекательный контент», «манипулятивный текст», «документализм» детализируется представление о субъектности аудитории медиа. Высказывается мнение, что субъект-объектная оппозиция является актуальным концептом, посредством которого выражается позиция личности (в данном случае студенческой аудитории) в коммуникативном пространстве. При этом бинарная оппозиция характеризуется неполнотой репрезентации и недостаточной рефлексивностью, что связано со сложностью методологического дискурса и требует специальной методической работы. Когнитивная установка, затрудняющая принятие субъект-субъектной парадигмы, проявляется в некритичном принятии теорий, акцентирующих пассивную роль аудитории медиа. Высказывается предположение о причинах существования данной предиспозиции. В их числе – популярность субъект-объектной парадигмы в медийной коммуникации; особенность медийной коммуникации, состоящая в том, что на феноменологическом уровне явлены результаты в основном деятельности адресанта; центрированность образовательного процесса на формировании субъектных качеств медийных специалистов.
Выводы. По итогам проведенного в статье анализа сделаны следующие обобщения: субъектность адресата выражается в смыслопорождении и смыслоизвлечении. Методический аспект определен как работа с когнитивными установками, включающая экспликацию противоречий в системе предиспозиций, выявление причин их происхождения и устойчивости.
Введение. Статья посвящена рассмотрению существующих способов понимания философии образования как самостоятельной отрасли знания. Обсуждается круг специфических проблем философии образования. Анализируется соотношение социально-философских, эпистемологических, этических и аксиологических ориентиров в развитии философии образования.
Постановка задачи. Авторы предпринимают попытку системного представления философии образования как условно выделяемой сферы, включающей в себя как изучение философских и методологических проблем отдельных наук и практических отраслей (педагогика, дидактика, методика, дизайн образовательных курсов, управление образовательными организациями и т. д.), так и рефлексию социальных и общемировоззренческих проблем, возникающих в связи с вопросами образования.
Методика и методология исследования. В ходе исследования авторами использовались методы концептуального анализа, сравнения и содержательного сопоставления рассматриваемых определений, критически рефлексировались различные позиции относительно понимания предмета и специфики философии образования, представленные в отечественной и зарубежной литературе.
Результаты исследования. Осуществленное исследование позволило авторам прийти к заключению о том, что существует несколько стратегий конституирования философии образования как дисциплины. Первая из них – это обобщение под наименованием «философия образования» любых опытов философского осмысления проблематики, прямо или косвенно касающейся воспитания, обучения и образования человека. Вторая стратегия – это формирование сферы философии образования путем включения в нее всех исследований общих и методологических проблем наук об образовании. Третья стратегия заключается во включении образовательных вопросов в более широкую философскую перспективу.
Выводы. Многообразию способов понимания философии образования соответствует множество способов исследовательской активности. Важным является то обстоятельство, что использованию конкретного определения философии образования сопутствует и возникновение обязательств, касающихся идентификации и оценки собственных исследовательских результатов.
Введение. В статье рассматривается гуманитаризация медицинского образования как способ преодоления противоречий между биомедицинской парадигмой современной медицины, медицинского образования и необходимостью развития пациенто-ориентированного подхода.
Постановка задачи. Цель статьи заключается в обосновании необходимости включения Medical Humanities в современное медицинское образование, что предполагает конкретизацию понимания Medical Humanities и уточнение последствий отказа от доминирующей объективистской парадигмы в медицинском образовании.
Методика и методология исследования. Для достижения поставленной задачи применяются общенаучные методы исторической реконструкции, сравнительного анализа, отдельные методы компаративистского анализа, элементы индуктивных рассуждений, а также анализ правовых документов.
Результаты. Определено, что цифровизация в области медицины усиливает биомедицинскую парадигму, что не всегда соотносится с пациенто-ориентированным подходом, а также с изменением общетеоретической парадигмы понимания человека. Обосновано, что выходом из сложившейся ситуации является включение Medical humanities в подготовку медицинских работников. Необходимость этого связана с пересмотром взаимоотношений «врач – пациент», формированием профессиональной идентичности медицинского работника, формированием «сострадательных ценностей» «просвещенного врача», развитием необходимых когнитивных навыков и многим другим.
Выводы. Включение и расширение Medical Humanities в медицинском образовании формирует навыки пациенто-ориентированного подхода и тем самым позволяет минимизировать негативные последствия биомедицинской парадигмы современной медицины.
Применение технологий генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) непрерывно распространяется. В связи с этим увеличивается количество этических коллизий, имеющих как положительные, так и негативные коннотации. В статье рассматриваются проблемы, связанные с этическими аспектами использования ГИИ для создания контента. Делается вывод о том, что такое использование может расцениваться двояко: как в положительном (саморазвитие субъекта образовательных взаимодействий через промпт-инжиниринг и др.), так и в отрицательном (новые формы академического мошенничества и др.) векторах.
Издательство
- Издательство
- НГАУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630039, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
- Юр. адрес
- 630039, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
- ФИО
- Рудой Евгений Владимирович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@nsau.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2673811
- Сайт
- https://nsau.edu.ru/