Распространение и обновление рекомендательных библиографических ресурсов, популяризирующих научные знания среди общественности, становится одной из важнейших задач библиотеки. Цель статьи – показать возможность использования сообщений средств массовой информации (СМИ) как одного из источников для создания таких библиографических ресурсов. Представлены полученные автором результаты мониторинга 146 российских СМИ с использованием базы данных «Медиалогия» (69 федеральных, 77 региональных), проводившегося в марте – апреле 2023 года. Анализ сообщений в СМИ позволил выявить объекты (организации, персоны, названия проектов), участвующие в коммуникации науки и общества. В результате исследования сформирован перечень 334 сообщений, ставших наиболее заметными информационными поводами. Эти сообщения могут послужить объектами библиографического описания, а также фактографической информацией при создании рекомендательных библиографических ресурсов (списков, обзоров, информационных бюллетеней, дайджестов, баз данных, путеводителей), направленных на повышение осведомленности общества о развитии науки и распространение научной грамотности.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20913/1815-3186-2024-2-51-59
Для понимания рекомендательного библиографического сообщения читателем требуется соблюдение принципа доступности. Под доступностью в рекомендательной библиографии подразумевается соответствие содержания, характера и объема чтения уровню подготовки читателей (Рекомендательно-библиографическое…, 1987).
Список литературы
1. Агратин Е. Особенности каталогизации источников в поисковых базах данных средств массовой информации // Информационные ресурсы России. 2017. № 1. С. 2-7
2. Беленькая Л. И. Ребенок и книга. О читателе восьми - девяти лет. Москва : Книга, 1969. 167 с.
3. Белоусова Т. И. Газета как информационно-библиографический ресурс раскрытия фондов // Румянцевские чтения - 2023 : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 18-20 апр. 2023 г. Москва, 2023. С. 54-57
4. Белых Т. В. Психологические интерактивные развивающие программы в системе образования : учеб. пособие. Ч. 1. Москва : Перо, 2022. 82 с.
5. Вохрышева М. Г. «Информационные ресурсы», «библиографические ресурсы»: определения понятий и новые подходы // Национальное культурное наследие России: региональный аспект : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 2019. Ч. 2. С. 3-9
6. Вохрышева М. Г. Теория библиографии : учеб. пособие. Самара : Изд-во СГАКИ, 2004. 368 с.
7. Вохрышева М. Г. Широта охвата читательской аудитории как показатель эффективности различных средств пропаганды литературы // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. Москва, 1973. С. 108-117
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва : АСТ : Астрель, 2010. 671 с.
9. Гамель И. Х. Описание способа взаимного обучения по системам Белла, Ланкастера и других, в коем изложены начало и успехи сего способа в Англии, во Франции и в других странах и подробно изъяснены правила и порядок употребления оного в училищах : сочинения. Санкт-Петербург, 1820. 352 с.
10. Гольдштейн Д. А. О действенности рекомендательной библиографии для школьников // Рекомендательная библиография и руководство чтением : сб. ст. по теории и методике. Москва, 1967. С. 152-163
11. Горбунов А. М., Добрынина Н. Е. Книжная иллюстрация во взаимодействии с информационным полем текста // Человек в мире искусства. Информационные аспекты : тез. докл. Междунар. науч. конф. Краснодар, 1994. Ч. 2. С. 232-235
12. Добрынина Т. Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования. 2-е изд. Новосибирск : НГПУ, 2014. 177 с.
13. Инькова Л. М. Массовая советская библиотека в системе пропаганды книги // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. Москва, 1973. С. 118-130
14. Колегаева С. Д. О состоянии пропаганды книги на телевидении // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. Москва, 1973. С. 147-153
15. Колесникова Н. С. Проблемы активизации чтения старшеклассников в целях профориентации // Влияние рекомендательного библиографического пособия на мотивацию выбора старшеклассниками научно-популярной книги в помощь профориентации : сб. науч. тр. Москва, 1982. С. 11-30
16. Кузнецова Т. Я. Чтение как инструмент социализации личности в цифровую эпоху // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 6. С. 164-170
17. Куликова А. П. Некоторые особенности рекомендательной библиографии в периодической печати // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. Москва, 1973. С. 131-146
18. Куликова А. П. Новые подходы в библиографической пропаганде научно-технических знаний // Новые подходы к развитию системы рекомендательно-библиографических пособий : метод. рекомендации. Москва, 1991. С. 38-51
19. Ларикова Л. А. Рекомендательная библиография научно-познавательной литературы как средство активизации чтения подростков : дис. ... канд. пед. наук. Ленинград, 1984. 177 с.
20. Ноздрякова Е. В. Принцип интерактивности в образовании: ретроспективный обзор педагогической теории и практики // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 3. С. 17-21
21. Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого : сб. ст. / сост. Ю. В. Новикова. Москва : Педагогика, 1976. 120 с.
22. Плюснина Е. М., Третьякова И. В. Целостно-ценностный подход в развивающем чтении : (метод. пособие). Санкт-Петербург, 2004. 67 с.
23. Рекомендательно-библиографическое пособие: составление и использование : метод. рекомендации / сост.: Н. А. Гришанина [и др.]. Москва, 1987. 113 с.
24. Терешин В. И. О библиотечной педагогике и руководстве чтением. Москва, 1993. 34 с.
25. Трубников С. С., Тугов Ю. М. Система пособий рекомендательной библиографии. Современные проблемы и решения // Новые подходы к развитию системы рекомендательно-библиографических пособий : метод. рекомендации. Москва, 1991. С. 6-22
26. Тугов Ю. М. Теоретические основы целостности рекомендательно-библиографического пособия // Рекомендательное библиографическое пособие: проблемы его целостности. Москва, 1979. С. 5-21
27. Фомина Е. Н. Не сумма слагаемых, а диалектическое единство // Советская библиография. 1978. № 2. С. 21-24
28. Шеломенцева М. Б. Основы руководства чтением научно-познавательной литературы в детских библиотеках : учеб. пособие. Ленинград, 1977. 44 с.
29. Юкляевская А. В. Рекомендательные библиографические ресурсы для продвижения научных знаний на веб-сайтах библиотек России // Библиосфера. 2023. № 1. С. 65-72. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-65-72.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Гражданская наука (ГН) – это набор практик организации научных исследований в широком спектре тематических направлений с привлечением на различных этапах исследовательского процесса добровольцев, не являющихся профессиональными учеными. В статье анализируется деятельность зарубежных библиотек в целях осуществления проектов гражданской науки. Академические, научные и публичные библиотеки за рубежом принимают участие в этих проектах: реализуют краудсорсинговые проекты по созданию цифровых коллекций; помогают волонтерам ориентироваться в информационных интернет-ресурсах ГН; создают на своих сайтах руководства по использованию необходимого оборудования и программного обеспечения для выполнения задач ГН; рекламируют и визуализируют проекты, поддерживают их обсуждение и размещают в репозиториях данные, собранные добровольцами.
Цель статьи – определить роль внешних примет многотомных изданий в системе маркирования книг и в решении практических задач воссоздания первоначального состава книжного собрания Колывано-Воскресенских горных заводов (КВЗ) XVIII – начала XIX в. Эта тема рассматривается в продолжение уже привлекавших внимание исследователей таких вопросов реконструкции книжного собрания КВЗ, как формирование фонда, его каталогизация, перераспределение книг по периферийным алтайским казенным библиотекам и др. В статье впервые идет речь не о механической фиксации тех или иных признаков экземпляров, а об изучении «механизмов взаимодействия» этих признаков в условиях перераспределения сохранившихся экземпляров по разным сибирским хранилищам. В фокусе внимания находятся приметы только раннего периода существования книжного собрания (оттиски штампов, текстовые и числовые служебные записи, особенности родных переплетов книг и др.) и относящийся к тому же времени самый ранний учетный документ – «Опись книг Барнаульской казенной библиотеки, составленная П. К. Фроловым» в 1809 г. Это дает возможность даже на ограниченном количестве ранних примет всего нескольких экземпляров детально показать связь служебных знаков с соответствующими статьями в современном этим книгам делопроизводственном документе, а также определить первоначальный состав разрозненных многотомных комплектов либо, напротив, избежать объединения в один комплект не соответствующих друг другу томов. Структуру статьи определил анализ многих деталей, связанных с каждым экземпляром из трех государственных хранилищ: ГПНТБ СО РАН, НГОНБ, НТБ ТПУ. Главным объектом исследования стали записи о «рядовых» и «частных» номерах экземпляров, служебные числовые записи, рукописные свидетельства о вхождении в состав книжных блоков многочисленных чертежей как неотъемлемой части этих изданий, разные стили вычеркивания железистыми чернилами типографских литер и другие приметы. Учтены особенности оттисков штампов. В некоторых случаях показана первостепенная важность характеристик переплета. Роль внешних примет в объединении разрозненных экземпляров в качестве комплектов многотомных изданий признана ведущей. Сделан вывод о том, что не просто фиксация, а именно тщательное изучение внешних примет сохранившихся комплектов и разрозненных томов многотомных изданий является одним из базовых условий успешной реконструкции книжного собрания КВЗ.
Оценка состояния книготорговой инфраструктуры путем создания интерактивной карты книжных магазинов страны в целях выявления потенциала ее развития и поисков путей оптимизации представляется важным фактором совершенствования информационного обмена книжной отрасли. В статье анализируются итоги первого этапа (2023 г.) мониторинга книготорговых предприятий Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в рамках проекта «Карта книжных магазинов России» («Культурная карта России. Литература. Чтение»). Методология исследования базируется на сочетании сравнительно-типологического анализа данных мониторинга и ландшафтно-реконструирующего подхода. Обобщены статистические данные по числу книготорговых объектов и обеспеченности ими в федеральных округах и городах России. Детально исследуется информация о размещении и количестве книготорговых объектов в городах Сибири и Дальнего Востока, выявляются лидеры и аутсайдеры. Рассматривается представленность в регионе федеральных, региональных, местных сетевых формирований и независимых книжных магазинов. Оценивается деятельность предприятий-лидеров, много лет функционирующих в регионе, и недавно отрытых книжных магазинов. Определены общероссийские тенденции и региональные особенности развития книготорговой инфраструктуры. Анализ данных мониторинга книготорговых объектов Сибири и Дальнего Востока показал, что современная книготорговая инфраструктура региона наряду с присущими ей общероссийскими чертами характеризуется: расширением и укреплением положения федеральной книготорговой сети «Читай город»; значимым ростом интернет-канала за счет продолжающегося укрупнения основных игроков и роста популярности маркетплейс-площадок. При этом книготорговая инфраструктура обладает рядом региональных особенностей: сокращение деятельности старейших региональных сетевых формирований; успешная адаптация и расширение местных крупных и средних сетевых формирований; появление и успешная деятельность специальных детских книжных магазинов-клубов, а также магазинов клубно-кулуарного формата.
Цель статьи – показать влияние новых геополитических и экономических реалий, в которых оказалась Россия после 2020–2022 гг., на издательскую систему страны. Приводится сравнительная динамика показателей книгоиздания в целом по рынку и по его основным сегментам за последние годы. Анализируется соотношение новых изданий и переизданий, а также книг отечественных авторов и переводной литературы. Показан дисбаланс в репертуарной политике российских издательств в пользу зарубежного литературного продукта и предложены способы нормализации ситуации.
В современном мире большое значение приобретает понимание культуры и культурных традиций разных стран. Африканские библиотеки в силу новейших политических тенденций разделяют это понимание. Цель статьи – познакомить аудиторию журнала с неизвестной для них библиотечной системой Намибии. Автор описывает и систематизирует цели национальной библиотеки и национального архива, а также историю их появления; задачи публичных, специальных, вузовских и школьных библиотек; приводит статистику услуг, предлагаемых публичными библиотеками, а также число пользователей библиотечных услуг. В статье обозначены вызовы, стоящие перед библиотеками, архивами и информационными центрами. Автор приходит к заключению, что библиотечная система Намибии развивается с момента обретения государством независимости (с 1990 г.), однако требует приложения дальнейших усилий.
Применение дополненной реальности (AR) становится все более популярным, поскольку она объединяет реальный и виртуальный мир. В статье основное внимание уделяется применению AR для публичных и научных библиотек. Существуют проекты и примеры реализации AR-приложений, специально разработанных для библиотек, но они редко встречаются на практике. Чтобы определить, существует ли потенциал для применения AR-приложений в библиотеках, представлены результаты качественного исследования, проведенного среди библиотекарей, работающих в публичных и научных библиотеках Австрии, и экспертов по AR. Поиск мультимедиа, правильного местоположения и отображение вспомогательной информации, такой как рейтинги, обзоры, вторичные медиа, ссылки и т. д., имеют самый высокий потенциал для пользователей. AR-приложения для книжных полок в библиотеке приносят реальную пользу библиотекарям, а также имеют высокий потенциал. Экскурсии по библиотекам с использованием приложений на основе дополненной реальности облегчают работу библиотекарей, знакомя с библиотекой новых пользователей. Возможность создания AR-приложения для библиотеки демонстрируется путем представления прототипа, который предоставляет пользователям библиотеки дополнительную информацию о фонде и самой библиотеке.
Цель статьи – рассмотреть вопросы сохранения и актуализации этнокультурного достояния народов РФ в рамках деятельности музеев, домов народного творчества, высших учебных заведений, академических научно-исследовательских институтов и библиотек. Охарактеризованы учреждения, для которых сохранение культурного наследия не является основной сущностной деятельностью: федеральные и национальные университеты и научно-исследовательские учреждения Российской академии наук. Университеты успешно интегрируют знания, связанные с нематериальным культурным наследием, в образовательные программы. Научные учреждения стали опорными базами в своих регионах в области изучения и сохранения национальных языков как объектов нематериального культурного наследия, национальной литературы и этнографии. Рассматриваются перспективы подобной деятельности библиотек, новая роль которых закреплена Федеральным законом № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». Выявлена возможность оцифровки и формирования в библиотеках цифровых коллекций объектов нематериального этнокультурного наследия, зафиксированных в виде текстов и статических изображений; информационных объектов, существующих в форме временной репрезентации (записи музыкальных произведений, танцев, фольклора). Особое внимание при оцифровке источников в библиотеках следует уделять фондам на национальных языках, коллекциям аудиозаписей народной музыки и этнографическим коллекциям. Приведены примеры практики представления нематериального этнокультурного наследия на федеральных и региональных порталах/сайтах.
Статья посвящена проблемам совершенствования системы подготовки и экспертизы научных кадров в области библиотечно-информационных наук. Актуальность обусловлена снижением качества диссертационных исследований по библиотековедению, библиографоведению и книговедению вследствие недостаточной готовности молодых научных кадров к научно-исследовательской деятельности. Цель статьи – обосновать компетентностный подход как методологическую базу теоретического проектирования программ кандидатского экзамена и предложить практические инструменты для оценки уровня готовности соискателей ученой степени кандидата наук к научной работе по специальности 5.10.4. «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». Дано определение кандидатского экзамена в русле компетентностного подхода, сформирована система компетентностных ориентиров в подготовке аспирантов по библиотековедению, библиографоведению и книговедению. Представлены разработанные и реализуемые в Московском государственном институте культуры контрольно-измерительные материалы кандидатского экзамена по специальности 5.10.4, готовые для внедрения в образовательные и экспертные практики других вузов и научных организаций.
Информационно-коммуникационные технологии влияют на деятельность библиотеки как общественного блага, призванного оперативно и полно обеспечивать потребности различных социально-демографических слоев населения. Цифровой разрыв оказывает воздействие на деятельность самой библиотеки, стремящейся создать условия для социального благополучия населения. Повышается роль публичных библиотек: в сокращении цифрового разрыва; укреплении материально-технической базы, технологической инфраструктуры; выявлении уязвимых слоев населения, не имеющих доступа к компьютерам, широкополосному интернету и не владеющих цифровой грамотностью. Большая работа проводится по цифровой инклюзии различных групп населения, которая рассматривается как инструмент решения личных, общественных и профессиональных проблем человека. Эффективность цифровой инклюзии во многом зависит от профессиональных компетентностей сотрудников библиотек, от их умения разработать программы овладения цифровой грамотностью обслуживаемого населения для его вхождения в цифровой мир. Охарактеризован сетевой подход к обучению библиотечных специалистов цифровой грамотности как наиболее гибкий и способствующий трансляции положительного опыта на большие группы обучающихся. Акцентируется значимость партнерства публичных библиотек в обучении населения цифровой грамотности с государственными органами власти, университетами, исследовательскими центрами и благотворительными фондами.
Издательство
- Издательство
- Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- Юр. адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- ФИО
- Лизунова Ирина Владимировна (Руководитель)
- E-mail адрес
- office@spsl.nsc.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2662585