Применение дополненной реальности (AR) становится все более популярным, поскольку она объединяет реальный и виртуальный мир. В статье основное внимание уделяется применению AR для публичных и научных библиотек. Существуют проекты и примеры реализации AR-приложений, специально разработанных для библиотек, но они редко встречаются на практике. Чтобы определить, существует ли потенциал для применения AR-приложений в библиотеках, представлены результаты качественного исследования, проведенного среди библиотекарей, работающих в публичных и научных библиотеках Австрии, и экспертов по AR. Поиск мультимедиа, правильного местоположения и отображение вспомогательной информации, такой как рейтинги, обзоры, вторичные медиа, ссылки и т. д., имеют самый высокий потенциал для пользователей. AR-приложения для книжных полок в библиотеке приносят реальную пользу библиотекарям, а также имеют высокий потенциал. Экскурсии по библиотекам с использованием приложений на основе дополненной реальности облегчают работу библиотекарей, знакомя с библиотекой новых пользователей. Возможность создания AR-приложения для библиотеки демонстрируется путем представления прототипа, который предоставляет пользователям библиотеки дополнительную информацию о фонде и самой библиотеке.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20913/1815-3186-2024-2-34-45
AR-дисплеи должны быть способны сочетать реальную и виртуальную среду. В оптическом сквозном (прозрачном) дисплее используется оптический элемент (частично пропускающий и частично отражающий элемент) для объединения взгляда пользователя на реальный мир с компьютерными изображениями виртуальных объектов (Schmalstieg, Höllerer, 2016).
Список литературы
1. Armstrong G, Hodgson J, Manista F and Ramirez M (2012) The SCARLET Project: Augmented Reality in special collections. SCONUL Focus 54: 52-57.
2. Atteslander P (2010) Methoden der empirischen Sozialforschung. 13th ed. Berlin: Erich Schmidt.
3. Azuma R (1997) A survey of augmented reality. Presence: Teleoperators and Virtual Environments 6 (4): 355-385.
4. Baumgartner-Kiradi B (2018) Potential für augmented Reality Anwendungen für öffentliche und wissenschaftliche Bibliotheken in Hinblick auf das Informationsverhalten der Nutzerinnen und Nutzer: Master thesis. Univ. of Applied Sciences Burgenland, Austria.
5. Broll W (2013) Augmentierte Realität. Virtual und augmented reality (VR/AR): Grundlagen und Methoden der virtuellen und augmentierten Realität. Springer, pp. 241-294.
6. Ceynowa K (2012) Information “On the Go”: innovative Nutzungsszenarien für digitale Inhalte - die Augmented-Reality-App “Ludwig II.” der Bayerischen Staatsbibliothek. Bibliothek Forschung und Praxis 36 (1): 64-69.
7. Freyberg L and Wolf S (2016) Dienstleistungen einer SmART Library - Anwendungspotentiale von augmented Reality in Bibliotheken. Medienproduktion: Online-Zeitschrift für Wissenschaft und Praxis 9: 11-15.
8. Frick C and Lange-Mauriège S (2017) Augmented reality: Anwendungsmöglichkeiten in Bibliotheken. B.I.T. Online 20 (1): 7-14.
9. Gläser J and Laudel G (2010) Experteninterviews und qualitative Inhaltsanalyse: als Instrumente rekonstruierender Untersuchungen. 4th ed. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften.
10. Haberler M (2018) Machbarkeitsstudie einer Augmented Reality App für die Hochschulbibliothek der Fachhochschule Burgenland: Bachelor thesis. Univ. of Applied Sciences Burgenland, Austria.
11. Hahn J (2017) The Internet of Things: mobile technology and location services in libraries. Library Technology Reports 53 (1). https://doi.org/10.5860/ltr.53n1.
12. Hahn J, Ryckman B and Lux M (2015) Topic Space: rapid prototyping a Mobile Augmented Reality Recommendation App. Code{4}lib Journal 30. URL: https://journal.code4lib.org/articles/10881 [в настоящее время для отечественных пользователей доступа нет].
13. Mayring P (2010) Qualitative Inhaltsanalyse: Grundlagen und Techniken. 11th ed. Weinheim: Beltz.
14. Milgram P and Kishino F (1994) A taxonomy of mixed reality visual displays. IEICE Transactions on Information and Systems E77-D (12): 1321-1329.
15. Milgram P, Takemura H, Utsumi A and Kishino F (1994) Augmented reality: a class of displays on the reality-virtuality continuum. Proceedings of SPIE, the International Society for Optical Engineering 2351: 282-292.
16. Panetta K (2019) 5 Trends emerge in the Gartner hype cycle for emerging technologies, 2018. Gartner: website. URL: https://www.gartner.com/smarterwithgartner/5-trends-emerge-in-gartner-hype-cycle-for-emerging-technologies-2018
17. Pluta W (2011) ShelvAR: Augmented Reality für Bibliotheken. Golem.de: IT-news for profis. URL: https://www.golem.de/1104/82994.html
18. Schmalstieg D and Höllerer T (2016) Augmented reality. Boston: Addison-Wesley Professional.
19. Siddappa P (2014) Librari: Where is the Book? URL: https://www.pradeepsiddappa.com/work/librari.html
20. Stefanidis K and Tsakonas G (2015) Integration of library services with Internet of Things technologies. Code{4} lib Journal 30. URL: https://journal.code4lib.org/articles/10897
21. Tönnis M (2010) Augmented reality: Einblicke in die erweiterte Realität. Berlin: Springer.
22. Wójcik M (2016) Internet of Things - potential for libraries. Library Hi Tech 34 (2): 404-420. https://doi.org/10.1108/LHT-10-2015-0100.
23. Wolf S and Büttner S (2015) Mobile Anwendungen in Bibliotheken. Bibliotheksdienst 49 (1): 14-21. https://doi.org/10.1515/bd-2015-0004.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Гражданская наука (ГН) – это набор практик организации научных исследований в широком спектре тематических направлений с привлечением на различных этапах исследовательского процесса добровольцев, не являющихся профессиональными учеными. В статье анализируется деятельность зарубежных библиотек в целях осуществления проектов гражданской науки. Академические, научные и публичные библиотеки за рубежом принимают участие в этих проектах: реализуют краудсорсинговые проекты по созданию цифровых коллекций; помогают волонтерам ориентироваться в информационных интернет-ресурсах ГН; создают на своих сайтах руководства по использованию необходимого оборудования и программного обеспечения для выполнения задач ГН; рекламируют и визуализируют проекты, поддерживают их обсуждение и размещают в репозиториях данные, собранные добровольцами.
Цель статьи – определить роль внешних примет многотомных изданий в системе маркирования книг и в решении практических задач воссоздания первоначального состава книжного собрания Колывано-Воскресенских горных заводов (КВЗ) XVIII – начала XIX в. Эта тема рассматривается в продолжение уже привлекавших внимание исследователей таких вопросов реконструкции книжного собрания КВЗ, как формирование фонда, его каталогизация, перераспределение книг по периферийным алтайским казенным библиотекам и др. В статье впервые идет речь не о механической фиксации тех или иных признаков экземпляров, а об изучении «механизмов взаимодействия» этих признаков в условиях перераспределения сохранившихся экземпляров по разным сибирским хранилищам. В фокусе внимания находятся приметы только раннего периода существования книжного собрания (оттиски штампов, текстовые и числовые служебные записи, особенности родных переплетов книг и др.) и относящийся к тому же времени самый ранний учетный документ – «Опись книг Барнаульской казенной библиотеки, составленная П. К. Фроловым» в 1809 г. Это дает возможность даже на ограниченном количестве ранних примет всего нескольких экземпляров детально показать связь служебных знаков с соответствующими статьями в современном этим книгам делопроизводственном документе, а также определить первоначальный состав разрозненных многотомных комплектов либо, напротив, избежать объединения в один комплект не соответствующих друг другу томов. Структуру статьи определил анализ многих деталей, связанных с каждым экземпляром из трех государственных хранилищ: ГПНТБ СО РАН, НГОНБ, НТБ ТПУ. Главным объектом исследования стали записи о «рядовых» и «частных» номерах экземпляров, служебные числовые записи, рукописные свидетельства о вхождении в состав книжных блоков многочисленных чертежей как неотъемлемой части этих изданий, разные стили вычеркивания железистыми чернилами типографских литер и другие приметы. Учтены особенности оттисков штампов. В некоторых случаях показана первостепенная важность характеристик переплета. Роль внешних примет в объединении разрозненных экземпляров в качестве комплектов многотомных изданий признана ведущей. Сделан вывод о том, что не просто фиксация, а именно тщательное изучение внешних примет сохранившихся комплектов и разрозненных томов многотомных изданий является одним из базовых условий успешной реконструкции книжного собрания КВЗ.
Оценка состояния книготорговой инфраструктуры путем создания интерактивной карты книжных магазинов страны в целях выявления потенциала ее развития и поисков путей оптимизации представляется важным фактором совершенствования информационного обмена книжной отрасли. В статье анализируются итоги первого этапа (2023 г.) мониторинга книготорговых предприятий Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в рамках проекта «Карта книжных магазинов России» («Культурная карта России. Литература. Чтение»). Методология исследования базируется на сочетании сравнительно-типологического анализа данных мониторинга и ландшафтно-реконструирующего подхода. Обобщены статистические данные по числу книготорговых объектов и обеспеченности ими в федеральных округах и городах России. Детально исследуется информация о размещении и количестве книготорговых объектов в городах Сибири и Дальнего Востока, выявляются лидеры и аутсайдеры. Рассматривается представленность в регионе федеральных, региональных, местных сетевых формирований и независимых книжных магазинов. Оценивается деятельность предприятий-лидеров, много лет функционирующих в регионе, и недавно отрытых книжных магазинов. Определены общероссийские тенденции и региональные особенности развития книготорговой инфраструктуры. Анализ данных мониторинга книготорговых объектов Сибири и Дальнего Востока показал, что современная книготорговая инфраструктура региона наряду с присущими ей общероссийскими чертами характеризуется: расширением и укреплением положения федеральной книготорговой сети «Читай город»; значимым ростом интернет-канала за счет продолжающегося укрупнения основных игроков и роста популярности маркетплейс-площадок. При этом книготорговая инфраструктура обладает рядом региональных особенностей: сокращение деятельности старейших региональных сетевых формирований; успешная адаптация и расширение местных крупных и средних сетевых формирований; появление и успешная деятельность специальных детских книжных магазинов-клубов, а также магазинов клубно-кулуарного формата.
Цель статьи – показать влияние новых геополитических и экономических реалий, в которых оказалась Россия после 2020–2022 гг., на издательскую систему страны. Приводится сравнительная динамика показателей книгоиздания в целом по рынку и по его основным сегментам за последние годы. Анализируется соотношение новых изданий и переизданий, а также книг отечественных авторов и переводной литературы. Показан дисбаланс в репертуарной политике российских издательств в пользу зарубежного литературного продукта и предложены способы нормализации ситуации.
Распространение и обновление рекомендательных библиографических ресурсов, популяризирующих научные знания среди общественности, становится одной из важнейших задач библиотеки. Цель статьи – показать возможность использования сообщений средств массовой информации (СМИ) как одного из источников для создания таких библиографических ресурсов. Представлены полученные автором результаты мониторинга 146 российских СМИ с использованием базы данных «Медиалогия» (69 федеральных, 77 региональных), проводившегося в марте – апреле 2023 года. Анализ сообщений в СМИ позволил выявить объекты (организации, персоны, названия проектов), участвующие в коммуникации науки и общества. В результате исследования сформирован перечень 334 сообщений, ставших наиболее заметными информационными поводами. Эти сообщения могут послужить объектами библиографического описания, а также фактографической информацией при создании рекомендательных библиографических ресурсов (списков, обзоров, информационных бюллетеней, дайджестов, баз данных, путеводителей), направленных на повышение осведомленности общества о развитии науки и распространение научной грамотности.
В современном мире большое значение приобретает понимание культуры и культурных традиций разных стран. Африканские библиотеки в силу новейших политических тенденций разделяют это понимание. Цель статьи – познакомить аудиторию журнала с неизвестной для них библиотечной системой Намибии. Автор описывает и систематизирует цели национальной библиотеки и национального архива, а также историю их появления; задачи публичных, специальных, вузовских и школьных библиотек; приводит статистику услуг, предлагаемых публичными библиотеками, а также число пользователей библиотечных услуг. В статье обозначены вызовы, стоящие перед библиотеками, архивами и информационными центрами. Автор приходит к заключению, что библиотечная система Намибии развивается с момента обретения государством независимости (с 1990 г.), однако требует приложения дальнейших усилий.
Цель статьи – рассмотреть вопросы сохранения и актуализации этнокультурного достояния народов РФ в рамках деятельности музеев, домов народного творчества, высших учебных заведений, академических научно-исследовательских институтов и библиотек. Охарактеризованы учреждения, для которых сохранение культурного наследия не является основной сущностной деятельностью: федеральные и национальные университеты и научно-исследовательские учреждения Российской академии наук. Университеты успешно интегрируют знания, связанные с нематериальным культурным наследием, в образовательные программы. Научные учреждения стали опорными базами в своих регионах в области изучения и сохранения национальных языков как объектов нематериального культурного наследия, национальной литературы и этнографии. Рассматриваются перспективы подобной деятельности библиотек, новая роль которых закреплена Федеральным законом № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». Выявлена возможность оцифровки и формирования в библиотеках цифровых коллекций объектов нематериального этнокультурного наследия, зафиксированных в виде текстов и статических изображений; информационных объектов, существующих в форме временной репрезентации (записи музыкальных произведений, танцев, фольклора). Особое внимание при оцифровке источников в библиотеках следует уделять фондам на национальных языках, коллекциям аудиозаписей народной музыки и этнографическим коллекциям. Приведены примеры практики представления нематериального этнокультурного наследия на федеральных и региональных порталах/сайтах.
Статья посвящена проблемам совершенствования системы подготовки и экспертизы научных кадров в области библиотечно-информационных наук. Актуальность обусловлена снижением качества диссертационных исследований по библиотековедению, библиографоведению и книговедению вследствие недостаточной готовности молодых научных кадров к научно-исследовательской деятельности. Цель статьи – обосновать компетентностный подход как методологическую базу теоретического проектирования программ кандидатского экзамена и предложить практические инструменты для оценки уровня готовности соискателей ученой степени кандидата наук к научной работе по специальности 5.10.4. «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». Дано определение кандидатского экзамена в русле компетентностного подхода, сформирована система компетентностных ориентиров в подготовке аспирантов по библиотековедению, библиографоведению и книговедению. Представлены разработанные и реализуемые в Московском государственном институте культуры контрольно-измерительные материалы кандидатского экзамена по специальности 5.10.4, готовые для внедрения в образовательные и экспертные практики других вузов и научных организаций.
Информационно-коммуникационные технологии влияют на деятельность библиотеки как общественного блага, призванного оперативно и полно обеспечивать потребности различных социально-демографических слоев населения. Цифровой разрыв оказывает воздействие на деятельность самой библиотеки, стремящейся создать условия для социального благополучия населения. Повышается роль публичных библиотек: в сокращении цифрового разрыва; укреплении материально-технической базы, технологической инфраструктуры; выявлении уязвимых слоев населения, не имеющих доступа к компьютерам, широкополосному интернету и не владеющих цифровой грамотностью. Большая работа проводится по цифровой инклюзии различных групп населения, которая рассматривается как инструмент решения личных, общественных и профессиональных проблем человека. Эффективность цифровой инклюзии во многом зависит от профессиональных компетентностей сотрудников библиотек, от их умения разработать программы овладения цифровой грамотностью обслуживаемого населения для его вхождения в цифровой мир. Охарактеризован сетевой подход к обучению библиотечных специалистов цифровой грамотности как наиболее гибкий и способствующий трансляции положительного опыта на большие группы обучающихся. Акцентируется значимость партнерства публичных библиотек в обучении населения цифровой грамотности с государственными органами власти, университетами, исследовательскими центрами и благотворительными фондами.
Издательство
- Издательство
- Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- Юр. адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- ФИО
- Лизунова Ирина Владимировна (Руководитель)
- E-mail адрес
- office@spsl.nsc.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2662585