Архив статей журнала

Система новостного информирования об открытой науке для научных библиотек (2024)
Выпуск: №1 (2024)
Авторы: Рябова Ирина Игоревна

Цель исследования – теоретически и практически обосновать необходимость совершенствования и внедрения в библиотечную практику системы новостного онлайн-информирования как части информационного сопровождения научной деятельности (на примере открытой науки). В работе теоретически обосновано, что совершенствование системы новостного информирования в библиотеках обусловлено развитием технологий, открытой науки, библиотечной деятельности и стремительным ростом разрозненных источников информации. Анализ опыта 130 библиотек по представлению различных новостных информационных продуктов позволил сделать вывод, что для реализации новостного информирования требуется соответствующая технология, которая позволит смоделировать последовательность процессов и операций генерации новостных библиотечно-информационных продуктов.

В результате исследования разработана модель системы новостного информирования об открытой науке, которая позволяет осуществлять поиск, сбор, обработку, синтез новостной информации по открытой науке, а также создание, размещение и распространение информационных продуктов, их качественную и количественную оценку эффективности. Она внедрена на веб-платформе ГПНТБ СО РАН «Библиотека для открытой науки» в полном объеме с января 2023 г. и демонстрирует постепенный рост числа всех вебаналитических показателей новостных информационных продуктов, созданных на ее основе.

Сохранить в закладках
Электронные библиотечные системы в фокусе цифровой дидактики и когнитивных особенностей цифрового поколения (2024)
Выпуск: №1 (2024)
Авторы: Косолапова Елена Витальевна, Гендина Наталья Ивановна

В статье раскрывается актуальность практического применения теории поколений Н. Хоува и В. Штрауса в условиях цифровизации. Цель статьи – проанализировать возможности электронных библиотечных систем как дидактических средств, призванных содействовать развитию когнитивных способностей цифрового поколения. Представлены результаты исследова - ния, проведенного в центре междисциплинарных исследований культуры Московского государственного института культуры. Характеризуется появление электронных библиотечных систем как реакция на избыточность и недостоверность информации в интернет-среде. Анализируется феномен цифрового поколения (поколения Z), взросление и социализация которого происходит при стремительном внедрении цифровых технологий во все сферы жизни современного человека: досуг, быт, учебу, работу. Представители этого поколения интегрированы в цифровое общество с рождения, поэтому им присущи взгляды, установки и ценности, отличающиеся от мировоззрения старших поколений. Рассматриваются отличительные черты и проблемы развития когнитивных способностей поколения Z. Приводятся результаты исследования ЭБС «Юрайт», «Лань», «Руконт», «Университетская библиотека онлайн», IPR Smart с позиций цифровой дидактики. Выявляются нарушения дидактических принципов систематичности, научности и наглядности. Формулируются рекомендации в адрес педагогов и библиотекарей об особенностях работы с поколением Z.

Сохранить в закладках
Потенциал дополненной реальности в библиотеке (2024)
Выпуск: №2 (2024)
Авторы: Баумгартнер-Киради Бернадетт, Хаберлер Микаэла, Цайллер Михаэль

Применение дополненной реальности (AR) становится все более популярным, поскольку она объединяет реальный и виртуальный мир. В статье основное внимание уделяется применению AR для публичных и научных библиотек. Существуют проекты и примеры реализации AR-приложений, специально разработанных для библиотек, но они редко встречаются на практике. Чтобы определить, существует ли потенциал для применения AR-приложений в библиотеках, представлены результаты качественного исследования, проведенного среди библиотекарей, работающих в публичных и научных библиотеках Австрии, и экспертов по AR. Поиск мультимедиа, правильного местоположения и отображение вспомогательной информации, такой как рейтинги, обзоры, вторичные медиа, ссылки и т. д., имеют самый высокий потенциал для пользователей. AR-приложения для книжных полок в библиотеке приносят реальную пользу библиотекарям, а также имеют высокий потенциал. Экскурсии по библиотекам с использованием приложений на основе дополненной реальности облегчают работу библиотекарей, знакомя с библиотекой новых пользователей. Возможность создания AR-приложения для библиотеки демонстрируется путем представления прототипа, который предоставляет пользователям библиотеки дополнительную информацию о фонде и самой библиотеке.

Сохранить в закладках
Публичные библиотеки зарубежных стран: от цифрового разрыва к цифровой инклюзии (2024)
Выпуск: №2 (2024)
Авторы: Варганова Галина Владимировна

Информационно-коммуникационные технологии влияют на деятельность библиотеки как общественного блага, призванного оперативно и полно обеспечивать потребности различных социально-демографических слоев населения. Цифровой разрыв оказывает воздействие на деятельность самой библиотеки, стремящейся создать условия для социального благополучия населения. Повышается роль публичных библиотек: в сокращении цифрового разрыва; укреплении материально-технической базы, технологической инфраструктуры; выявлении уязвимых слоев населения, не имеющих доступа к компьютерам, широкополосному интернету и не владеющих цифровой грамотностью. Большая работа проводится по цифровой инклюзии различных групп населения, которая рассматривается как инструмент решения личных, общественных и профессиональных проблем человека. Эффективность цифровой инклюзии во многом зависит от профессиональных компетентностей сотрудников библиотек, от их умения разработать программы овладения цифровой грамотностью обслуживаемого населения для его вхождения в цифровой мир. Охарактеризован сетевой подход к обучению библиотечных специалистов цифровой грамотности как наиболее гибкий и способствующий трансляции положительного опыта на большие группы обучающихся. Акцентируется значимость партнерства публичных библиотек в обучении населения цифровой грамотности с государственными органами власти, университетами, исследовательскими центрами и благотворительными фондами.

Сохранить в закладках
Сохранение и развитие библиотечной сети в условиях цифровой трансформации: анализ подходов и поиск комплексных решений (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: Ярутич Дарья Александровна

Статья посвящена анализу дискуссии между исследователями Вадимом Константиновичем Степановым и Евгением Александровичем Плешкевичем по вопросу сокращения числа библиотек в Московской области Российской Федерации. Авторы используют различные подходы к изучению этой темы: В. К. Степанов фокусируется на практических аспектах управления и финансирования библиотек в Московской области, в то время как Е. А. Плешкевич рассматривает проблему в более широком социокультурном контексте, акцентируя внимание на сохранении традиционных функций библиотек. Проведенный анализ позволяет выявить точки сближения и расхождения в позициях исследователей. В. К. Степанов подчеркивает необходимость адаптации библиотек к цифровым технологиям и трансформации их в многофункциональные коммуникационно-интеллектуальные центры, а Е. А. Плешкевич отстаивает приоритет культурно-просветительской миссии библиотек.

В статье также представлен опыт Республики Беларусь, где наблюдается аналогичная тенденция снижения числа библиотек, обусловленная технологическими, социально-демографическими, экономическими и управленческими факторами. Автор предлагает ряд практических мер, направленных на предотвращение дальнейшего сокращения библиотечной сети, включающий проведение комплексного анализа, разработку долгосрочной стратегии развития, внедрение инновационных форм обслуживания, повышение эффективности управления и обеспечение стабильного финансирования библиотек.

Сохранить в закладках
Альтернативные ресурсы для решения библиометрических задач исследователей и научных организаций (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: Прокофьева Юлия Дмитриевна

Цель статьи – проанализировать функциональные возможности доступных источников информации для решения библиометрических задач научных организаций и исследователей на основании критериев «Методики оценки развития междисциплинарных исследований и деятельности научных организаций», применяемой в Центральной научной библиотеке Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН). Рассмотрены системы поиска научной информации как альтернативные источники наукометрических данных в условиях отсутствия доступа к Web of Science и Scopus. Анализ систем проведен в соответствии с критериями Методики. Изучены их функциональные возможности, имеющиеся библиометрические показатели, аналитические инструменты и средства визуализации информации для оценки деятельности научных организаций и исследователей. Для информационных систем, обладающих функцией научного профиля, проведен сравнительный анализ количественных характеристик на примере конкретной научной организации и автора (Институт машиноведения УрО РАН и Ю. Ф. Майданик). Сделаны выводы о перспективах использования проанализированных ресурсов, в частности системы CoLab, для оценки публикационной активности научных организаций УрО РАН.

Сохранить в закладках
Альтернативные ресурсы для решения библиометрических задач исследователей и научных организаций (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: Прокофьева Юлия Дмитриевна

Цель статьи – проанализировать функциональные возможности доступных источников информации для решения библиометрических задач научных организаций и исследователей на основании критериев «Методики оценки развития междисциплинарных исследований и деятельности научных организаций», применяемой в Центральной научной библиотеке Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН). Рассмотрены системы поиска научной информации как альтернативные источники наукометрических данных в условиях отсутствия доступа к Web of Science и Scopus. Анализ систем проведен в соответствии с критериями Методики. Изучены их функциональные возможности, имеющиеся библиометрические показатели, аналитические инструменты и средства визуализации информации для оценки деятельности научных организаций и исследователей. Для информационных систем, обладающих функцией научного профиля, проведен сравнительный анализ количественных характеристик на примере конкретной научной организации и автора (Институт машиноведения УрО РАН и Ю. Ф. Майданик). Сделаны выводы о перспективах использования проанализированных ресурсов, в частности системы CoLab, для оценки публикационной активности научных организаций УрО РАН.

Сохранить в закладках
Современные технологии веб-архивирования (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: Редькина Наталья Степановна

Идея веб-архивирования, реализованная впервые в 1996 г. как способ сохранения веб-контента для будущих исследователей, не утратила своего значения в XXI веке, что подтверждается значительным количеством созданных веб-архивов, разработкой программного обеспечения и инструментов веб-архивирования, повышением осведомленности об инициативах по сохранению интернета, внесением изменений в законодательство некоторых стран по обеспечению доступа к целостности исторических данных в цифровом виде. Целью исследования стало определение технологий веб-архивирования, способствующих сохранению веб-контента на глобальном, национальном и локальном уровнях, а также в рамках формирования широкого спектра тематических коллекций. В результате исследования определены тренды развития веб-архивов, подходы к структурированию системы веб-архивов для более эффективной организации работы с ними, а также этапы и способы реализации веб-архивирования, позволяющие выполнить полный цикл сохранения: сбор, сохранение, предоставление доступа, распространение и оценка полученных результатов. Сделан вывод о перспективах развития веб-архивов с учетом стандартов, рекомендованных Международным консорциумом по сохранению интернета (IIPC), а также современных инструментов веб-архивирования, в том числе с открытым исходным кодом, позволяющих расширять возможности и функциональность веб-архивов как источников поиска открытой информации, получения новых знаний, восстановления утраченной информации, часто имеющей большое культурное, научное, образовательное, художественное и социальное значение, а также проверки ранее опубликованных данных.

Сохранить в закладках
Репозиторий исследовательских данных ГПНТБ СО РАН (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: Калюжная Татьяна Альбертовна, Плешакова Мария Александровна

Исходные данные, накопленные в процессе научно-исследовательской деятельности, – ценный ресурс, который может стать базой для дальнейшего изучения, новой интерпретации, пересмотра результатов, объединения или сравнения с другими наборами сопоставимых данных в конкретной области знания, проведения метаанализа и др. Предоставление этих данных в открытый научный доступ позволяет повысить видимость результатов исследований. В статье акцентируется внимание на форме организации исходных исследовательских данных: онлайн-репозитории. Цель статьи – представить репозиторий научной библиотеки как информационную систему, обеспечивающую открытый доступ к исходным исследовательским данным для их продвижения в научном информационном пространстве. Проведенный анализ отечественных и зарубежных публикаций по теме «Репозиторий исследовательских данных» (РИД) показал, что отечественных работ, посвященных данному вопросу, пока недостаточно, хотя круг рассматриваемых специалистами проблем достаточно широк: от теоретического осмысления различных аспектов изучения РИД до описания практического опыта. Зарубежные публикации отмечаются более высоким уровнем обобщения и теоретизации практического опыта. Присутствие ряда российских репозиториев исследовательских данных на просторах интернета и их малое количество, зарегистрированное в реестре re3data. org, говорит о том, что для России это достаточно новое явление или оно распространено не широко. Создание репозитория исходных исследовательских данных в ГПНТБ СО РАН является одним из примеров движения к открытости наборов данных: он позволит специалистам, экспертам и рецензентам размещать, хранить и обеспечивать доступ к исходным массивам данных для верификации полученных выводов.

Сохранить в закладках
За границами реальности: ложные библиографические записи и ссылки (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: Нещерет Марина Юрьевна

Статья посвящена проблеме ложных библиографических записей и ссылок, фабрикуемых чат-ботом с генеративным искусственным интеллектом. Генераторы текста стали популярными благодаря возможности экономии времени и автоматизации процесса создания контента. Оперируя массивами разнородных данных, искусственный интеллект способен объединять и интерпретировать различные источники информации и создавать на их основе новые тексты. Для библиографических же записей, представляющих собой особый тип текста, любое перефразирование становится гибельным, так как элементы библиографической записи являются уникальными идентификаторами конкретного информационного ресурса. Распространение в научной среде сфабрикованных библиографических записей и ссылок на несуществующие публикации свидетельствуют о том, что искусственный интеллект пока еще не способен безошибочно распознать, какие части текста следует рассматривать как библиографические данные, что существенно ограничивает возможности применения чат-ботов в научных исследованиях. Со временем, по мере совершенствования технологий, искусственный интеллект должен научиться выявлять библиографические записи и обрабатывать их иначе, чем обычный текст, – копировать их в точности, а не перефразировать. Однако пока эти проблемы не будут решены, исследователям следует проявлять осторожность: информация, полученная путем использования ChatGPT, должна подвергаться проверке. Автор статьи акцентирует внимание на важности создания превентивных мер для предотвращения распространения недостоверных библиографических записей и ссылок, поскольку это может привести к серьезным сбоям в функционировании системы библиографической информации.

Сохранить в закладках
Навигатор по цифровому пространству научных знаний Уральского региона: концепция и структура (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: Герасименко Алена Юрьевна

Одним из ключевых направлений государственной политики в области научно-технологического развития страны является создание инфраструктуры и условий для проведения исследований и внедрения наукоемких технологий. В статье представлен анализ реализуемых подходов к развитию научной инфосферы в условиях цифровой трансформации. На основании проведенного исследования автором составлена собственная концепция формирования структуры электронного научно-информационного пространства Уральского региона, в основу которой взят формат информационно-справочной системы – навигатор. Выполнен анализ и оценка существующих решений в области формирования навигационных систем по цифровому пространству научных знаний. С учетом полученных выводов и сформулированных задач разработана структура навигатора по научной инфосфере Уральского региона. Разрабатываемый навигатор обеспечит агрегацию, учет, систематизацию и доступность сведений о научных учреждениях Уральского региона и их информационных ресурсов в цифровом пространстве, что поспособствует раскрытию и популяризации результатов исследований и разработок, проводимых учеными и научными коллективами региона.

Сохранить в закладках