Статья: ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СКОЛЬЗЯЩЕГО ДАВЛЕНИЯ ПАРА ПРИ МАНЕВРИРОВАНИИ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ПЕРЕРАСХОДА ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА НА АТОМНЫХ ЛЕДОКОЛАХ (2025)

Читать онлайн

В работе предлагается возможный вариант снижения перерасхода ядерного топлива на маневрирование за счет использования технологии скользящего давления пара. Отмечается, что с начала эксплуатации атомных ледоколов в Арктике существует значительный перерасход ядерного топлива на маневрирование ядерной энергетической установкой и актуальной целью является поиск решений для его снижения. Предлагается (кратковременный переход на скользящее давление пара в главном паропроводе по инициативе судоводителя, который осуществляет маневрирование ледоколом, имея возможность управлять мощностью только гребной электрической установки. В настоящее время судоводитель самостоятельно не имеет возможности увеличивать мощность реактора даже если это требуется по условиям безопасного судовождения. Отмечается, что на всех проектах атомных ледоколов предусмотрено ограничение мощности гребной электрической установки, которое устанавливается из центрального по ста управления оператором ядерной паропроизводящей установки, и судоводитель не может самостоятельно увеличить мощность реактора для экстренного маневра. Обращается внимание на то, что если судоводитель все же задает мощность гребной электрической установки больше заданного ограничения мощности, то нагрузка с главных турбогенераторов автоматически списывается и восстанавливается прежнее ограничение мощности. Предлагается модернизация, при которой судоводитель без запроса нового увеличения мощности реактора в центральный пост управления имеет возможность самостоятельно увеличить мощность реактора в период выполнения экстренного маневра. Это позволяет существенно снизить величину ограничения мощности гребной электрической установки и соответствующую мощность реакторов при выполнении работ в Арктике на конкретном участке пути без ущерба безопасности судовождения. Отмечается, что данное решение обеспечивает экономию ядерного топлива и увеличивает кампанию активной зоны. Выполненные в работе оценки показывают существенную экономию ядерного топлива при использовании технологии скользящего давления для преодоления кратковременных маловероятных препятствий, возникающих в сложных ледовых условиях Арктики.

Ключевые фразы: атомные ледоколы, ледовая обстановка, маловероятные препятствия, высокая маневренность, перерасход ядерного топлива, реакторная установка, система раздельного управления, ограничение мощности, оперативный запас, списание нагрузки
Автор (ы): Королёв Владимир Ильич, ЛЕБЕДЕВ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ
Журнал: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМ. АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
621.039. Ядерная техника. Ядерная (атомная) энергетика. Атомная промышленность. Прикладная ядерная физика
629.12. Водные средства транспорта. Плавучие средства. Судостроение
Для цитирования:
КОРОЛЁВ В. И., ЛЕБЕДЕВ А. И. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СКОЛЬЗЯЩЕГО ДАВЛЕНИЯ ПАРА ПРИ МАНЕВРИРОВАНИИ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ПЕРЕРАСХОДА ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА НА АТОМНЫХ ЛЕДОКОЛАХ // ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМ. АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА. 2025. Т. 17 № 2
Текстовый фрагмент статьи