Адаптивные ситуации в медиадискурсе молодежной политики (2024)
Цель статьи — установление смысловой структуры речевого воздействия в медиадискурсе молодежной политики. В качестве основного использовался социоречевой метод анализа публикаций традиционных и новых медиа, предполагающий исследование обусловленности социальными факторами речевой формы медиадискурса и состава коммуникативно-речевых действий в нем. Адаптация ключевых сообщений к разным группам молодежной аудитории - важнейшая задача по реализации коммуникативной стратегии. В ходе исследования выделено четыре типа адаптивных ситуации – ценностная, деятельностная, эмоциональная и коммуникативная. У каждой из них своя адаптационная цель и речевые действия по их достижению: у первой – приятие молодежью культурных норм, традиционных нравственных ценностей, у второй – достижение ориентации в обновляющейся ситуации, выбор адекватного текущим запросам общества способа социального поведения, а также творческой самореализации, у третьей – эмоциональная поддержка социальных действий, у четвертой – выработка адекватной целям и запросам аудитории формы речевого поведения.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- https://doi.org/10.14258/filichel(2024)2-11
Список литературы
1. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
2. Быкова Е. В. Медиалингвистические исследования PR-речи: отечественный опыт // Медиалингвистика, 2022. 9 (2). С. 79–95. DOI: 10.21638/spbu22.2022.201. URL: https://medialing.ru/medialingvisticheskie-issledovaniya-pr-rechi-otechestvennyj-opyt/ (дата обращения: 04.11.2023)
3. Вислова А.Д. Вариативность понимания «адаптации» как научной категории // Вестник Владимирского госуниверситета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия “Педагогические и психологические науки”, 2017, № 29(48). С. 9-17.
4. Власова Е.Г. Адаптивная роль современной журналистики и приемы ее реализации (на материале урбанистически ориентированных сетевых изданий) // Медиалингвистика, 2022, 9 (2), 113–125 - Режим доступа:https://doi.org/10.21638/spbu22.2022.203 (дата обращения: 1.10.2022).
5. Вьюгина Д.М. Особенности медиапотребления современной российской молодежи (на примере Москвы и Московской области). Дис. канд. наук. М., 2019.
6. Гришина Н.В. Восприятие и анализ конфликтной ситуации как фактор эффективности её преобразования // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990.
7. Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. М., 2001.
8. Дементьев П.А. Организация политической деятельности молодежи как способ ее социальной адаптации // Вестник СВФУ. 2013. Т. 10, № 4. С.133-138.
9. Дикая Л.Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 17-42
10. Ивин А.А. Логика оценок и норм. Философские, методологические и прикладные аспекты. М., 2022.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2021.
12. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1987.
13. Капица С. И. Понятие социальной адаптации в социологии // Вестник Чувашского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2009. № 4. С. 204-209.
14. Корель Л.В. Архитектоника адаптивных механизмов социальных систем: социологический дискурс // Регион. Экономика и социология. 2007. № 1. С. 169-185.
15. Кузнецов П.С. Социологическая теория социальной адаптации. Дис. д-ра социол. наук. Саратов, 2000. 30 с.
16. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
17. Макмиллан Д.В., Чавис Д.М. Чувство сообщества: определение и теория. Журнал общественной психологии. 1986. 14 (1). С. 6-23. – Психологический смысл сообщества: теория Макмиллана и Чависа.- https://communityhub.ru/meaning?ysclid=lkv47um64n403166796 (дата обращения 02.02.2022)
18. Мамонова Н. В. Особенности репрезентации медиаобраза науки (на материале регионального новостного сетевого издания 1obl.ru) // Медиалингвистика. 2023. 10 (3). 376–393. DOI: 10.21638/spbu22.2023.306 - URL: https://medialing.ru/osobennosti-reprezentacii-mediaobraza-nauki-na-materiale-regionalnogo-novostnogo-setevogo-izdaniya-1obl-ru/ (дата обращения: 06.06.2023).
19. Медведева Е.В. Instagram*: пространство продвигающей коммуникации // Медиалингвистика, 2019. 6(3). С. 369–380. https://doi.org/10.21638/spbu22.2019.307 (дата обращения: 04.11.2023).
20. Меркулов А.П. Новый федеральный закон как завершение процесса конституциализации молодежной политики в Российской Федерации // Вестник Поволжского института управления. 2021. Т.21. № 2. С. 4-19.
21. Мороденко Е.В. Социально-психологическая адаптация и дезаптация в процессе социализации личности // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 8 (86). С.108-111.
22. Перини Р. Социальная связь. 1977. – цит. по: Психологический смысл сообщества: теория Макмиллана и Чависа.- https://communityhub.ru/meaning?ysclid=lkv47um64n403166796 (дата обращения 02.02.2022).
23. Посохова С.Т. Оптимизм: психологическое содержание и личностный смысл // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2009, вып. 1, ч.1. С. 5.
24. Соколова М.С. К вопросу о классификации социальной поддержки как составляющей позитивной коммуникации // Известия ВГПУ. Филологические науки. 2017. 7 (120). С. 95-102.
25. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. Под ред. Ф.М. Березина, Е.Ф. Тарасова. М., 1990.
26. Рубчевский К. В. Формы прохождения социализации личности. Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 86-92.
27. Соколова М.С. Адаптация к собеседнику в процессе межличностной коммуникации. Дис. канд. филол. наук. Волгоград, 2012.
28. Хворова В.А. Ценностные ориентиры «цифровой молодёжи» мегаполиса и региона: сравнительный аспект // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 6(45). С. 623-627. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.6(45). С. 623-627
29. Хомутова А.Е. Информационно-коммуникативные детерминанты политического поведения молодежи. Дис… канд. полит. наук. М., 2010.
30. Шелестюк Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования. М., 2014.
31. References
32. Brushlinsky A.V. Problemy psychologii subjecta. [Problems of psychology of the subject]. Moscow, 1994. (In Russ.).
33. Bykova E. V. Medialingvisticheskie issledovaniya PR-rechi: otechestvenny`j opy`t [Medialinguistic studies of PR-speech: Domestic experience] // Media Linguistics. 2022. 9 (2). 79–95. (In Russian) DOI: 10.21638/spbu22.2022.201 - URL: https://medialing.ru/medialingvisti-cheskie-issledovaniya-pr-rechi-otechestvennyj-opyt/ (accessed: 04.11.2023)
34. Grishina N.V. Vospriyatiye i analiz konfliktnoy situacii kak factor effektivnosti yeyo preobrazovaniia [Perception and analysis of a conflict situation as a factor of the effectiveness of its transformation] // Konflikt v konstruktivnoy psihologii. [Conflict in constructive psychology] Krasnoyarsk, 1990.
35. Dement`ev P. A. (Organizaciya politicheskoj deyatel`nosti molodezhi kak sposob ee social`noj adaptacii [Organization of political activity of youth as a way of its social adaptation] // Vestnik SVFU. [Bulletin of NEFU]. 2013. Vol. 10, No. 4. Pp.133-138. (In Russ.).
36. Demidov A.I. Ucheniye o politike: filisofskiye osnovaniya [The doctrine of politics: philosophical foundations]. Moscow, 2001.
37. Dikaya L.G. Adaptaciya: metodologicheskie problemy` i osnovny`e napravleniya issledovanij [Adaptation: methodological problems and main research directions] // Psixologiya adaptacii i social`naya sreda: sovremenny`e podxody`, problemy`, perspektivy`[Psychology of adaptation and the social environment: modern approaches, problems, prospects] / Otv. red. L.G. Dikaya, A.L. Zhuravlev. Moscow, 2007. Рр.17-42.
38. Ivin A.A. Logika ocenok i norm. Filosofskie, metodologicheskie i prikladny`e aspekty` [The logic of assessments and norms. Philosophical, methodological and applied aspects]. Moscow, 2022.
39. Ilyin E.P. E`mocii i chuvstva [Emotions and feelings]. St. Petersburg, 2021.
40. Information and communication determinants of political behavior of youth. Dis… cand. polit. Moscow, 2010. Access mode: https://pandia.ru/144051 / (Date of reference: 11/25/2020).
41. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel`nost` [Human activity]. Moscow, 1987.
42. Kapicza S. I. Ponyatie social`noj adaptacii v sociologii sociol [The concept of social adaptation in sociology] // Vestnik Chuvashskogo universiteta. Seriya «Gumanitarny`e nauki» [Bulletin of the Chuvash University. The series “Humanities”]. 2009. No. 4. S. 204-209. (In Russ.).
43. Khomutova A.E. Informacionno-kommunikativny`e determinanty` politicheskogo povedeniya molodezhi [Information and communication determinants of political behavior of youth]. Abstract of Polit. Cand. Diss. Moscow, 2010 (In Russ.).
44. Khvorova V.A. Cennostnye orientiry «cifrovoj molodyozhi» megapolisa i regiona: sravnitel’nyj aspect [Value orientations of the “digital youth” of the megalopolis and the region: comparative aspect] // Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Memoirs of NovSU], 2022, no. 6(45), pp. 623-627. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.6(45). Рр. 623-627
45. Korel` L.V. Arhitektonika adaptivny`h mehanizmov social`ny`h sistem: sociologicheskij diskurs [Architectonics of adaptive mechanisms of social systems: sociological discourse] // Region. E`konomika i sociologiya [Region. Economics and sociology]. 2007. № 1. Pp. 169-185. (In Russ.).
46. Kuzneczov P.S. Sociologicheskaya teoriya social`noj adaptacii [The sociological theory of social adaptation]. Dis. of sociol. Saratov, 2000. (In Russ.).
47. Leont`ev A.A. Deyatel`nost`. Soznanie. Lichnost`[Activity. Conscience. Personality]. Moscow,1977. (In Russ.).
48. Makmillan D.V., Chavis D.M. Chuvstvo soobshchestva: opredelenie i teoriya [A sense of community: Definition and theory] // Zhurnal obshchestvennoj psihologii. [Journal of Social Psychology] 1986. 14 (1). Pp. 6-23. – Psihologicheskij smysl soobshchestva: teoriya Makmillana i Chavisa - https://communityhub.ru/meaning?ysclid=lkv47um64n403166796 (дата обращения 02.02.2022)
49. Mamonova N. V. Osobennosti reprezentacii mediaobraza nauki (na materiale regional`nogo novostnogo setevogo izdaniya [The representation of the science media image (exemplified by mediatexts of the regional online news publication] // Media Linguistics. 2023. 10 (3). Pp. 376–393. (In Russian). DOI: 10.21638/spbu22.2023.306 - URL: https://medialing.ru/osobennosti-reprezentacii-mediaobraza-nauki-na-materiale-regionalnogo-novostnogo-setevogo-izdaniya-1obl-ru/ (accessed: 06.06.2023).
50. Medvedeva, E.V. Instagram*: the space of the promoting communication [] // Media Linguistics. 2019. 6(3). Рр. 369–380. https://doi.org/10.21638/spbu22.2019.307 (In Russian) - (accessed: 04.11.2023).
51. Morodenko E.V. Social`no-psixologicheskaya adaptaciya i dezaptaciya v processe socializacii lichnosti [Socio-psychological adaptation and disaptation in the process of personality socialization] // Vestnik TGPU. [Bulletin of the TSPU] 2009. Iss. 8 (86). Pp.108-111. (In Russ.).
52. Perini R. Social’naya svyaz’. [Social connection.] In: Psihologicheskij smysl soobshchestva: teoriya Makmillana i Chavisa [The psychological meaning of community: the theory of Macmillan and Chavis]. 1977. - https://communityhub.ru/meaning?ysclid=lkv47um64n403166796 (data obrashcheniya 02.02.2022).
53. Posohova S.T. Optimizm: psihologicheskoe soderzhanie i lichnostnyj smysl [Optimism: psychological content and personal meaning] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. [Bulletin of St. Petersburg University] Ser. 12. 2009, iss. 1., pt 1, р. 5.
54. Rechevoe vozdejstvie v sfere massovoj kommunikacii. [Speech impact in the field of mass communication] Moscow, 1990. (In Russ.).
55. Rubchevskij K. V. Formy` proxozhdeniya socializacii lichnosti. Psixologicheskaya nauka i obrazovanie. [Forms of personal socialization. Psychological science and education] 2002. No. 2. Pp. 86-92. (In Russ.).
56. Sokolova M.S. K voprosu o klassifikacii social`noj podderzhki kak sostavlyayushhej pozitivnoj kommunikacii [On the classification of social support as a component of positive communication] // Izvestiya VGPU. Filologicheskie nauki. [Izvestiya VSPU. Philological sciences]. 2017. 7 (120). pp. 95-102. (In Russ.).
57. Shelestyuk E.V. Rechevoe vozdejstvie: ontologiya i metodologiya issledovaniya [Speech influence: Ontology and research methodology]. Moscow, 2014. (In Russ.).
58. Vislova A.D. (2017). Variativnost` ponimaniya «adaptacii» kak nauchnoj kategorii [Variability of understanding “adaptation” as a scientific category // Bulletin of the Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov. The series “Pedagogical and psychological sciences”] // [Vestnik Vladimirskogo gosuniversiteta imeni A.G. i N.G. Stoletovy`x. Seriya “Pedagogicheskie i psixologicheskie nauki”]. No 29(48). Pp. 9-17. (In Russ.).
59. Vlasova E.G. Adaptivnaya rol` sovremennoj zhurnalistiki i priemy` ee realizacii (na materiale urbanisticheski orientirovanny`x setevy`x izdanij) [The adaptive role of modern journalism and methods of its implementation (based on the material of urbanistically oriented online publications)] // Medialingvistika. 2022. 9 (2). 113–125. Rezhim dostupa:https://doi.org/10.21638/spbu22.2022.203 (data obrashheniya: 1.10.2022). (In Russ.).
60. Vyugina D.M. Osobennosti mediapotrebleniya sovremennoj rossijskoj molodezhi (na primere Moskvy i Moskovskoj oblasti) [Features of media consumption of modern Russian youth (on the example of Moscow and the Moscow region)]. Abstract of Philol. Cand. Diss. M., 2019.
В переломные периоды истории страны в условиях роста объемов и интенсивности информационных потоков становится актуальным социоречевое исследование медиа, рассчитанных на молодежь. Это позволяет увидеть не только эффективные формы речевого взаимодействия, но и понять речевую архитектонику их адаптирующего коммуникативного воздействия. Наша цель — выявить корреляцию между коммуникативными адаптивными ситуациями и коммуникативно-речевыми действиями, применяемыми для оказания влияния на молодежную аудиторию. Актуальность такого исследования вызвана научной потребностью в знаниях о закономерностях использования продвигающих коммуникаций. Об этом говорится во многих изысканиях, см., например: [Быкова, 2022; Мамонова, 2023; Медведева, 2019; Соколова, 2012].
Выпуск
Другие статьи выпуска
Ареальные исследования являются ценным источником для выявления исторических взаимосвязей между родственными и неродственными языками. Благодаря подобным исследованиям обнаруживаются древние особенности, которые показывают становление и функционирование литературного языка. Ареальная лингвистика тесно связана и с другими науками, особенно с диалектологией, историей народа и этнографией, так как комплексное изучение говоров методом лингвистической географии позволяет выяснить вопросы возникновения и развития татарских говоров, некоторые проблемы, касающиеся этногенеза татарского народа. В статье изучается процесс формирования татарской ареальной лингвистики как науки в ее историческом развитии, при этом не ставится цель описать нынешнее состояние данной отрасли языкознания.
В статье описываются лексико-семантические особенности французской единицы terme, выражающей понятие научного термина. Данная частотная единица рассматривается в системе лексико-семантических и понятийных отношений с другими единицами французского языка, использование которых не ограничивается языковедческой областью, а также в сравнении с русскими лексическими единицами, применяемыми для выражения соответствующих и смежных понятий. На основе словарных дефиниций и контекстных употреблений в статьях по языкознанию демонстрируется многозначность и омонимичность данной единицы. Указывается на первостепенность пространственно-временных характеристик в понятийной структуре, с которой соотносится семантическая структура terme. На основе анализа русскоязычных терминоведческих текстов и перевода франкоязычных текстов Ф. де Соссюра показывается сложность в передаче данной единицы на русский язык, в связи с чем предлагаются такие переводческие стратегии, которые бы учитывали асимметричность французской и русской метаязыковых систем.
Данное исследование представляет собой анализ оценочного компонента антропоморфных и артефактных метафор в поэтических текстах современного российского поэта Владимира Андреева, отражающих характер взаимодействия человека с окружающей действительностью. Проведенный анализ позволяет увидеть способы репрезентации различных явлений в авторской картине мира с позиций современных когнитивных исследований, а также изучить доминантные метафоры и метафорические модели, которые встречаются в его текстах и определить их роль и функцию. Материалом исследования послужили тексты из сборника стихов Менситовские дубы: Избранное. В исследовании используются следующие методы: наблюдение и описание языковых фактов, метод дискурсивного анализа, элементы концептуального и контекстуального анализа. Авторы приходят к заключению: В. Андреев одушевляет и превозносит природу, выражая положительную оценку, а объекты технического прогресса, такие как компьютер, порицает и подчеркивает их враждебность, выражая отрицательную оценку. Также с помощью метафор поэт раскрывает свое отношение к самому себе, к родине, к свободе и переменам в обществе, что характерно для авторов, пишущих верлибром, поскольку в их произведениях поднимаются общественно значимые темы.
В настоящей работе активно исследуется вопрос об актуальности употребления сленга в игровой локализации. В прошлом, когда «пиратский» перевод был более распространенным явлением, эта практика была приемлема, однако впоследствии использование игрового сленга иногда рассматривалось как недостаток профессионализма или некомпетентность переводчика. Исходя из полученных данных, отношение профессионального сообщества к этому явлению меняется. При анализе крупных официальных проектов было выявлено употребление неоднозначных лексических единиц, которые нельзя отнести к нормативной лексике, что подтверждает актуальность и тенденцию к их использованию. Учитывая диахронический характер явления, данное исследование предполагает последовательный и продолжительный анализ проблемы, поскольку в настоящий момент можно получить лишь данные по употреблению сленговых слов и выражений в уже вышедших играх, а также учесть отношение самих переводчиков и других специалистов к практике их употребления в переводе.
В статье рассматриваются тексты объявления о вакансии с точки зрения использования в них англо-американских заимствований. Отмечается, что особенно много заимствований наблюдается в рекламе, в том числе и в текстах объявлений о вакансии, которые принято относить к рекламным текстам. В результате исследования выявлено, что англо-американизмы активно используются как в заголовках объявлений о вакансиях, так и в самих текстах объявлений. В статье также отмечается, что не только сам заголовок нередко представлен английским обозначением профессии, но и сам текст объявления о вакансии полностью прописывается на английском языке. Сделан вывод о том, что в процессе заимствования происходят обоюдные процессы: английский язык сохраняет влияние на орфографию, произношение и словообразование заимствованных лексических единиц, но одновременно они подвергаются влиянию немецкого языка, так как заимствования часто трансформируются под воздействием формальных и функциональных средств немецкого языка.
В статье рассматривается языковая специфика и особенности употребления устойчивых сочетаний слов, или фразеологизмов, в медицинских текстах на английском языке. Источниками для отбора материала послужили тексты статей, инструкций и аннотаций к лекарственным препаратам на английском языке. Рассматриваются критерии определения устойчивости сочетаний слов и классы фразеологизмов на основе анализа научной литературы по изучаемой проблеме. Анализируются такие характеристики устойчивых сочетаний, как семантическая слитность, переосмысленность, фиксированность, воспроизводимость. На основе количественного и статистического методов анализа делается вывод, что наименьшим по количественному составу и наибольшим по частоте употребления в медицинских англоязычных текстах является класс устойчивых сочетаний слов, представляющих собой формульные клише, лишенные переосмысленности и метафоричности, но представляющие собой фиксированные сочетания слов, воспроизводящиеся в проанализированных текстах без изменений.
В статье рассматриваются дискуссионные вопросы лингвистической экспертизы законопроектов. Представлены результаты исследования особенностей официального определения понятия «лингвистическая экспертиза законопроекта», закрепленного в Регламенте Государственной Думы, рекомендуемых аспектов и технологических этапов экспертизы, задач, которые выполняет эксперт при проведении лингвистического (редакционного) анализа языка и стиля законопроекта. Обозначена цель лингвистической экспертизы законопроекта, а также базовые критерии экспертного лингвистического анализа: «соответствие нормам правописания и грамматики», «соответствие стилю (жанру)», «логичность изложения», «достоверность фактического материала», «отсутствие графических ошибок и недочетов». С учетом круга рекомендуемых задач дана иллюстрация и процедур, осуществляемых на разных этапах экспертизы законопроектов. В заключение, в соответствии с критериями, предъявляемыми к законодательным текстам, рассмотрены примеры типичных ошибок в их оформлении.
В данной статье рассматриваются основные положения эстетики и принципы неореализма, которые прослеживаются в ряде произведений современной художественной литературы. Данные принципы получили особое преломление в романе современного американского писателя Д. Эггерса «Душераздирающее творение ошеломляющего гения», который послужил материалом для настоящего исследования. Цель статьи – проанализировать способы реализации эстетики и принципов неореализма в исследуемом романе и продемонстрировать, что неореалистические тенденции обнаруживают особую специфику в художественно-документальной прозе. Анализ показал, что в романе Д. Эггерса имеют место такие черты, как определенный тип мимезиса; совместное конструирование реальности автором и читателем; традиционные для автобиографий и мемуаров темы семьи, дружбы, ответственности; наличие романтического и реалистического мотивов; пост-ирония, соединяющая постмодернистскую иронию и глубокую искренность, создание положительного образа главного героя.
Цель данной статьи - выявление жанровых, тематических и мотивно-образных особенностей современной детской литературы Южно-Якутского региона. Для анализа выбраны наиболее популярные в регионе авторы - Людмила Носкова и Татьяна Демина, не являющиеся профессиональными писателями, но активно участвующие в культурной жизни района. Материалом исследования послужили драматические, стихотворные и прозаические произведения указанных авторов. В результате проведенного жанрового, тематического, мотивно-образного анализа произведений убедительно доказана их ценность как средства формирования устойчивого интереса к чтению у юных читателей, расширения представлений о родном крае, а также осознания значимости вклада в общее культурное наследие страны мастеров слова, являющихся современниками и соотечественниками. Необходимость включения произведений писателей-регионалистов в российский литературный процесс обусловлена самобытностью их творчества, сочетающего в себе местный колорит, традиции русской литературы и фольклора и оригинальное авторское мироощущение.
В статье рассматривается проблема использования исторических преданий и соотносимых с ними по жанровым признакам форм устной несказочной прозы в художественной иносреде. Исследование проведено на материале путевых очерков В.Г. Короленко «У казаков», которые, по признанию современников писателя, являются одним из лучших образцов в его литературном наследии. Своеобразие приемов построения повествовательной структуры «У казаков» и принципы авторской интерпретации отобранных фольклорных претекстов определяются сложной задачей, стоявшей перед литератором. На протяжении многих лет он собирал материал для исторического романа о Е.И. Пугачеве «Набеглый царь», рассчитывая сказать новое слово в литературе об этой знаковой для российской истории и противоречивой личности. Пытаясь найти ответы на сложные вопросы, связанные с генезисом пугачевщины, он превратил путевые очерки о Приуралье в лабораторию по моделированию эстетической концепции будущего романа. Такая установка позволила ему максимально расширить жанровый потенциал произведения, добиться иного уровня функциональности заимствованных элементов. В статье представлен подробный анализ ключевых эпизодов очеркового цикла, позволяющий сделать выводы об эффективности авторского метода и особенностях творческой лаборатории прозаика.
Статья посвящена выявлению специфики топоса леса в произведениях А.П. Чехова в его последнеее творческоее десятилетиее. Актуальность исследования обусловлена необходимостью пересмотра границ начала модернизма в русской литературе, их переносом с 1900-х гг на 1880-е гг. В статье на пространственном материале демонстрируются неклассические изменения чем и обуславливается новизна исследования. В рамках работы выделено и проанализировано 112 текстовых фрагментов с топосом леса, описаны модальности данного пространства, характерные для классической и неклассической литературы, проведен анализ модальностей топоса в произведениях А. П. Чехова. Топос леса в последнем творческом десятилетии писателя выступает в трех модальностях: живой лес, лес как символ бесхозяйственности, место нанесения вреда и лес как место наваждения. Топос во всех случаях сконструирован сложно, построен на сочетании библейской традиции, сказочной традиции и индивидуального авторского мифа. Исследование подтверждает результаты, ранее полученные нами при анализе других пространственных компонентов в произведениях Чехова данного периода, что позволяет говорить о более раннем начале процессов модернизации.
В статье рассматривается образ Смердякова, героя романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Устойчивое в литературоведении понимание этого героя как «карикатуры» или «двойника» Ивана Карамазова, на наш взгляд, недостаточно для раскрытия его роли в романе. Цель работы — рассмотреть признаки, предположительно указывающие на принадлежность Смердякова к секте скопцов, а также выяснить соотношение темы скопчества с криминальным сюжетом отцеубийства. Изучение признаков принадлежности Смердякова к скопчеству, подтверждённых историко-правовыми и религиоведческими исследованиями феномена сектантства, позволяют отметить высокую вероятность предположения. Достоевский приходит к выводу о том, что скопчество оказалось убийственным не только по отношению к потомству, но и к родителям. Более того, Достоевский предвосхищает криминологические открытия современной науки: преступник-сектант, реализуя в своих поступках внушенные ему деструктивные идеи, действуя под чужим влиянием, оказывается и преступником, и жертвой одновременно. Такого рода преступником и является Смердяков, так и не дождавшийся того, что браться назовут его братом.
В работе рассмотрены особенности использования курсива в статье Н.М. Карамзина «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице», опубликованной им в 1802 г. в журнале «Вестник Европы». Установлено, что в тексте имеется 25 фрагментов с использованием курсива, причем в большинстве случаев курсивом выделяются слова и словосочетания, являющиеся различными членами предложения. Анализ материала позволил определить две основные функции курсива. Первая из них связана с вводом в текст «чужого слова», которое может относиться к одному из установленных типов: введение в текст номинации, неизвестной ранее автору и/или читателю; использование архаизмов и авторских неологизмов; оформление прецедентных текстов; цитирование нарративных фрагментов и прямой речи, восходящих к текстам других авторов. Вторая функция связана с акцентированием внимания читателя на коммуникативно значимых частях текста, при этом чаще всего выделяются слова, на которые падает фразовое ударение. Обнаружено, что в большинстве случаев выделение курсивом позволяет реализовать обе эти функции одновременно. Соотнесение особенностей использования курсива в рассмотренной публицистической статье и поэтических произведениях Н.М. Карамзина, исследованных И.М. Борисовой, позволило установить существенные различия в функциональной нагрузке данного графического средства, связанные прежде всего с жанровой принадлежностью текстов.
Издательство
- Издательство
- АлтГУ
- Регион
- Россия, Барнаул
- Почтовый адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- Юр. адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- ФИО
- Бочаров Сергей Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@asu.ru
- Контактный телефон
- +7 (385) 2291291
- Сайт
- https://www.asu.ru/