Одно из направлений совершенствования стратегического планирования в российской Арктике - повышение степени учета арктической специфики в стратегиях социально-экономического развития. Это определило цель исследования - оценить степень проявленности арктической специфики в текстах стратегий социально-экономического развития регионов и муниципалитетов Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) методом контент-анализа. Использована авторская методика контент-анализа текстов стратегий социально-экономического развития на основе сформированного перечня 34 слов-маркеров, которые отбирались исходя из соответствия семи первичным элементам арктической специфики и их сочетаниям. Проведен контент-анализ текстов 61 действующих стратегий социально-экономического развития, определена встречаемость слов-маркеров, выявлены наиболее и наименее употребляемые слова-маркеры перечня. Среди наиболее встречаемых: «удаленность/отдаленность», «самобытность/уникальность» и «Крайний Север». Наименее встречаемые: «фронтир», «таяние льдов», «арктические технологии». 12 слов-маркеров из 34 исследованных обнаружены более чем в половине стратегий. Рассмотрено соотношение встречаемости понятий «АЗРФ» и «Крайний Север» в региональных и муниципальных стратегиях, обнаружено превалирование «АЗРФ» в стратегиях муниципалитетов на границе Арктической зоны. На примере Ямало-Ненецкого автономного округа разобраны различия между городскими и районными стратегиями по употреблению слов-маркеров, связанных с климатом. Не подтвердилась гипотеза о прямой связи между объемом стратегий и отражением в них арктической специфики. Выделены четыре группы муниципальных стратегий в зависимости от степени проявления арктической специфики и объема стратегий. Выявлены различия в уровне проявления арктической специфики в муниципальных стратегиях социально-экономического развития в зависимости от географического положения.
Идентификаторы и классификаторы
Социально-экономическое развитие Российской Федерации проходит в условиях глобальной геоэкономической и геополитической трансформации. Арктические муниципалитеты России оказались перед проблемой выбора стратегических приоритетов. Стремление к «управляемому хозяйственному сжатию» в терминологии Т. Г. Нефедовой [10] в ряде регионов Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ) не всегда согласуется с федеральными инициативами (изложенными, например, в «Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года» [15] и в «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [19]).
Список литературы
1. Городецкий А.Е., Иванов В.В., Филин Б.Н. Правовые и методические проблемы стратегического планирования развития арктических регионов России // Арктика: экология и экономика. 2014. № 4 (16). С. 4-13. EDN: TFYHVD
2. Жихаревич Б.С., Гресь Р.А., Прибышин Т.К. Эволюция содержания стратегий российских городов (1997-2022) // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2023. № 2 (73). С. 38-49. DOI: 10.52897/2411-4588-2023-2-38-49 EDN: IWCLDH
3. Замятина Н.Ю., Пилясов А.Н. Региональный консалтинг: приглашение к творчеству. Опыт разработки документов стратегического планирования регионального и муниципального уровня. СПб.: Маматов, 2017. 196 с. EDN: ZQRNAD
4. Зотов В.Б. Стратегическое планирование в системе местного самоуправления (проблемный обзор и рекомендации) // Научн. труды Вольного экон. общества России. 2018. Т. 210. № 2. С. 412-421.
5. Иванова П.Ю., Потравная Е.В. Социально-экономическое развитие поселка Тикси в российской Арктике: стратегия и потенциал роста // Арктика: экология и экономика. 2020. № 4 (40). С. 117-129. DOI: 10.25283/2223-4594-2020-4-117-129 EDN: RQJCYD
6. Ковров Д.Ю., Шеломенцев А.Г. Стратегии развития арктических муниципалитетов: методология и практика [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление. 2019. № 3 (59). URL: https://eee-region.ru/article/5923/(дата обращения 10.01.2024).
7. Колесникова К.И., Пшеничная О.В., Галай О.Ю. Стратегия социально-экономического развития Ямальского района ЯНАО // Дискуссия. 2012. № 6 (24). С. 50-57. EDN: OZBEUF
8. Методические рекомендации к документам стратегического планирования [Электр. ресурс] // Министерство экономики Республики Саха (Якутия). URL: https://mineconomic.sakha.gov.ru/strukt/departament-strukturnih-preobrazovaniy/metodicheskie-rekomendatsii-k-dokumentam-strategicheskogoplanirovanija (дата обращения 09.01.2024).
9. Методические рекомендации по разработке органами местного самоуправления Стратегий социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов края [Электр. ресурс] // Министерство экономики и регионального развития Красноярского края. URL: http://econ.krskstate.ru/ ser_mo (дата обращения 09.01.2024).
10. Нефедова Т.Г. Две жизни современной нечерноземной глубинки // Настоящее и будущее Ближнего Севера: экономика, экология, сообщества. М.: Сообщ. професс. социологов, 2012. С. 106-135.
11. Пилясов А.Н., Путилова Е.С. Современный ресурсный проект Арктики для промышленной политики России: полюс роста национальной экономики или “собор в пустыне”? // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2020. № 3. С. 4-17. DOI: 10.37614/2220-802X.2.2020.69.001 EDN: GUAHFB
12. Прибышин Т.К., Жихаревич Б.С. Обзор результатов конкурса стратегий арктических муниципальных образований 2021 // Региональная экономика. Юг России. 2022. Т. 10. № 1. С. 4-15. DOI: 10.15688/re.volsu.2022.1.1 EDN: UEXWLP
13. Прибышин Т.К. Стратегическое планирование в Арктической зоне Российской Федерации: применение и специфика на муниципальном уровне // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2021. № 3 (66). С. 76-84. DOI: 10.52897/2411-4588-2021-3-76-84 EDN: PIHYQE
14. Проект Стратегии социально-экономического развития Чукотского автономного округа на период до 2035 года [Электр. ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://economy.gov.ru/material/file/5beac845d37410434e031a21674ccb54/proekt_strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_chukotskogo_avtonomnogo_okruga_do_2035_goda.pdf (дата обращения: 16.04.2024).
15. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р “Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года” [Электр. ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://economy.gov.ru/material/dokumenty/rasporyazhenie_ot_13_fevralya_2019_g_207_r.html (дата обращения: 08.01.2024).
16. Рослякова Н.А., Каневский Е.А., Боярский К.К. Особенности стратегического планирования регионов Крайнего Севера (исследование с помощью анализатора текста) // II Лаверовские чтения. Арктика: актуальные проблемы и вызовы. Архангельск, 13-17 ноября 2023. Архангельск: ООО “Типография № 2”, 2023. С. 743-748. EDN: YCNDAA
17. Рослякова Н.А., Митрофанова И.В., Каневский Е.А., Боярский К.К. Особенности социально-экономического развития регионов севера и юга России: методика полуавтоматического анализа документов стратегического планирования // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 61-77. DOI: 10.37614/2220-802X.3.2023.81.004 EDN: CLYVGV
18. Серова Н.А. Стратегическое планирование в северных муниципалитетах России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 4. С. 203-214. EDN: RSDDGH
19. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 “О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года”.
20. Городецкий А.Е., Иванов В.В., Филин Б.Н. Правовые и методические проблемы стратегического планирования развития арктических регионов России // Арктика: экология и экономика. 2014. № 4 (16). С. 4-13. EDN: TFYHVD
21. Жихаревич Б.С., Гресь Р.А., Прибышин Т.К. Эволюция содержания стратегий российских городов (1997-2022) // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2023. № 2 (73). С. 38-49. DOI: 10.52897/2411-4588-2023-2-38-49 EDN: IWCLDH
22. Замятина Н.Ю., Пилясов А.Н. Региональный консалтинг: приглашение к творчеству. Опыт разработки документов стратегического планирования регионального и муниципального уровня. СПб.: Маматов, 2017. 196 с. EDN: ZQRNAD
23. Зотов В.Б. Стратегическое планирование в системе местного самоуправления (проблемный обзор и рекомендации) // Научн. труды Вольного экон. общества России. 2018. Т. 210. № 2. С. 412-421.
24. Иванова П.Ю., Потравная Е.В. Социально-экономическое развитие поселка Тикси в российской Арктике: стратегия и потенциал роста // Арктика: экология и экономика. 2020. № 4 (40). С. 117-129. DOI: 10.25283/2223-4594-2020-4-117-129 EDN: RQJCYD
25. Ковров Д.Ю., Шеломенцев А.Г. Стратегии развития арктических муниципалитетов: методология и практика [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление. 2019. № 3 (59). URL: https://eee-region.ru/article/5923/(дата обращения 10.01.2024).
26. Колесникова К.И., Пшеничная О.В., Галай О.Ю. Стратегия социально-экономического развития Ямальского района ЯНАО // Дискуссия. 2012. № 6 (24). С. 50-57. EDN: OZBEUF
27. Методические рекомендации к документам стратегического планирования [Электр. ресурс] // Министерство экономики Республики Саха (Якутия). URL: https://mineconomic.sakha.gov.ru/strukt/departament-strukturnih-preobrazovaniy/metodicheskie-rekomendatsii-k-dokumentam-strategicheskogoplanirovanija (дата обращения 09.01.2024).
28. Методические рекомендации по разработке органами местного самоуправления Стратегий социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов края [Электр. ресурс] // Министерство экономики и регионального развития Красноярского края. URL: http://econ.krskstate.ru/ ser_mo (дата обращения 09.01.2024).
29. Нефедова Т.Г. Две жизни современной нечерноземной глубинки // Настоящее и будущее Ближнего Севера: экономика, экология, сообщества. М.: Сообщ. професс. социологов, 2012. С. 106-135.
30. Пилясов А.Н., Путилова Е.С. Современный ресурсный проект Арктики для промышленной политики России: полюс роста национальной экономики или “собор в пустыне”? // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2020. № 3. С. 4-17. DOI: 10.37614/2220-802X.2.2020.69.001 EDN: GUAHFB
31. Прибышин Т.К., Жихаревич Б.С. Обзор результатов конкурса стратегий арктических муниципальных образований 2021 // Региональная экономика. Юг России. 2022. Т. 10. № 1. С. 4-15. DOI: 10.15688/re.volsu.2022.1.1 EDN: UEXWLP
32. Прибышин Т.К. Стратегическое планирование в Арктической зоне Российской Федерации: применение и специфика на муниципальном уровне // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2021. № 3 (66). С. 76-84. DOI: 10.52897/2411-4588-2021-3-76-84 EDN: PIHYQE
33. Проект Стратегии социально-экономического развития Чукотского автономного округа на период до 2035 года [Электр. ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://economy.gov.ru/material/file/5beac845d37410434e031a21674ccb54/proekt_strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_chukotskogo_avtonomnogo_okruga_do_2035_goda.pdf (дата обращения: 16.04.2024).
34. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р “Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года” [Электр. ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://economy.gov.ru/material/dokumenty/rasporyazhenie_ot_13_fevralya_2019_g_207_r.html (дата обращения: 08.01.2024).
35. Рослякова Н.А., Каневский Е.А., Боярский К.К. Особенности стратегического планирования регионов Крайнего Севера (исследование с помощью анализатора текста) // II Лаверовские чтения. Арктика: актуальные проблемы и вызовы. Архангельск, 13-17 ноября 2023. Архангельск: ООО “Типография № 2”, 2023. С. 743-748. EDN: YCNDAA
36. Рослякова Н.А., Митрофанова И.В., Каневский Е.А., Боярский К.К. Особенности социально-экономического развития регионов севера и юга России: методика полуавтоматического анализа документов стратегического планирования // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2023. № 3. С. 61-77. DOI: 10.37614/2220-802X.3.2023.81.004 EDN: CLYVGV
37. Серова Н.А. Стратегическое планирование в северных муниципалитетах России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 4. С. 203-214. EDN: RSDDGH
38. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 “О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года” льевичу за поддержку, конструктивные предложения и методическое сопровождение при подготовке данной статьи. Особая благодарность - моему научному руководителю и наставнику, д.г.н., профессору Федорову Геннадию Михайловичу, который оказал большую помощь в подготовке данной статьи. гресь Р.А. региональные исследования №1 (83), 2024100 [Электр. ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972 (дата обращения: 08.01.2024).
39. Фаузер В.В., Фаузер Г.Н., Чупрова Е.А. Север и Арктика: глобальные противоречия или общий вектор развития [Электр. ресурс] // Персональный сайт Фаузера Виктора Вильгельмовича. URL: https://vvfauzer.ru/fauzer_spb_ipreh_ran_2023.pdf (дата обращения 09.01.2024).
40. XIII Международный форум “Арктика: Настоящее и будущее” [Электр. ресурс] // Факультет городского и регионального развития НИУ “ВШЭ”. URL: https://gorod.hse.ru/news/880758522.html (дата обращения 09.01.2024).
41. Gres R.A., Zhikharevich B.S., Pribyshin T.K. Arctic specifics in arctic municipal strategies // Regional Research of Russia. 2022. Vol. 12, № 2. P. 192-203. DOI: 10.1134/s2079970522020125 EDN: PAHOMC
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье предпринята попытка анализа развития комплексообразования и кластерной активности в туристском секторе Пермского края в 2010-2022 гг. во взаимосвязи с системой мер региональной кластерной политики, реализованной в данный период. Основу исследования составляют элементы EDA (разведочного анализа) статистических данных по туристско-рекреационным территориям Пермского края, закреплённых в региональных нормативных документах как места потенциального размещения туристских кластеров. Представленный анализ дополняется результатами контент-анализа и анализа контента соответствующих теме публикаций региональных СМИ за рассматриваемый период, нормативных документов, а также серии авторских опросов 2015-2022 гг. В ходе исследования было установлено, что региональная кластерная политика не оказала значимого воздействия на развитие комплексообразования и кластерной активности в границах туристско-рекреационных территорий. Кроме того, было установлено, что полноценные кластеры в рассматриваемый период действовали лишь в рамках двух туристско-рекреационных территорий из семи. В остальных присутствовали только протокластерные формирования. Далее на основе показателей комплексообразования и кластерной активности, с учётом результатов предыдущих аналитических процедур, существующие туристско-рекреационные территории методом k-means были разделены на 4 группы. Для каждой группы разработана система рекомендаций по развитию туризма.
Исследования границ как междисциплинарная область развиваются в России с 1990-х гг., но только в последние годы они стали предметом науковедческой рефлексии, которая осуществляется в основном в форме частных экспертных оценок. Целью статьи является количественный анализ состояния и тенденций динамики российских исследований границ на основе библиометрических данных, извлеченных из базы публикаций eLIBRARY. RU. Библиометрический анализ позволил выявить периодизацию подъемов и спадов в публикационной активности исследователей границ и потребителей их продукции, масштабы этой научной области, ее дисциплинарный состав и географию, выделить некоторые особенности проблематики российских исследований границ и оценить уровень их внутреннего единства. Были подтверждены экспертные мнения о высокой фрагментированности отечественных исследований границ и слабости тенденций к их теоретической, методологической и концептуальной консолидации. Высказано предположение о формировании полиядерной сетевой структуры этой научной области, и о том, что ведущую роль в процессах ее постепенной интеграции сегодня играют междисциплинарное распространение количественных методов и решение синтетических прикладных проблем.
Определены основные географические параметры портового кластера на примере крупнейшего в мире порта Нинбо Чжоушань (КНР). Увеличение глубины осадки судов и размера их грузоподъёмности привело к смещению портов к глубоководным акваториям, и, как следствие, кардинальному изменению их пространственного распределения, возникновению новых форм их концентрации - портовых агломераций (плотных скоплений портов на близлежащей акватории) и портовых кластеров (их дисперсному скоплению). Основными отличиями портового кластера от портовой агломерации, выявленными на примере анализа функциональной и морфологической структуры порта Нинбо Чжоушань, являются его очень сложный функциональный и пространственно-морфологический состав, относительно большие расстояния между отдельными его элементами (в среднем от 16 км до 68 км при максимальных значениях в 120-207 км) и единая институциональная структура (единое портовое управление). Картометрически обнаружены 11 полифункциональных (сочетаются 2-7 разных групп грузов) и 19 монофункциональных портовых зон (всего 30), в которых сосредоточено 68 портовых терминалов и пунктов. Выявлены следующие пространственные этапы расширения этого портового кластера: 1) вытягивание портового ареала в виде полосы с запада на восток с охватом соседних островов; 2) возникновение узкоспециализированных терминалов на малонаселенных островах архипелага Чжоушань, изолированных от основной портовой полосы-дуги и сильно удаленных от главного портового ядра Нинбо (на 80-100 км); 3) дальнейшее удлинение главной портовой полосы на юг.
Возвращение на траекторию устойчивого роста с учетом текущей экономической повестки - принципиально актуальный вопрос. Одним из ключевых драйверов может стать повышение производительности труда. Однако, региональные различия в динамике научно-технологического потенциала могут препятствовать достижению этой цели. Исследование направлено на выявление характерных особенностей изменения показателей технологического развития у российских регионов со схожей динамикой производительности за период 2011-2021 гг. Учтена дифференциация регионов по уровню научно-технологического развития (НТР). Основным методическим подходом выступила комбинация регрессионного анализа и метода паттерн-кластеризации. Выявлено 5 типичных паттернов, которым следовали российские регионы с разной динамикой производительности. Показано, что высокие темпы роста производительности у регионов с высоким уровнем НТР поддерживались ростом внутренних затрат на исследования и разработки, затрат на инновационную деятельность организаций и на внедрение цифровых технологий. Регионы-лидеры НТР, демонстрирующие низкие темпы роста производительности, характеризуются практически нулевым приростом объемов ВЗИР за исследуемый период. В группе регионов со средними и низкими уровнями НТР наиболее высокие темпы роста производительности характерны для регионов с высокими темпами роста капиталовооруженности и затрат на внедрение цифровых технологий. Полученные выводы могут быть учтены при разработке региональных инструментов политики повышения производительности труда.
География инноваций позволяет выявлять пространственные паттерны создания, внедрения и распространения новых технологий, но с развитием коммуникаций возникает иллюзия незначимости пространства. В соответствии с целью исследования, в статье показано, что разработки искусственного интеллекта, как одной из прорывных технологий, не могут быть повсеместными. Они будут концентрироваться в центрах с высоким инновационным потенциалом, где выше интенсивность потоков и перетоков знаний, в том числе неявных. В России образование в сфере искусственного интеллекта можно получить в 21 регионе, исследования ведутся в 35, а разрабатывают технологию в 40. В статье предложен рейтинг регионального потенциала для создания технологий искусственного интеллекта, оценивающий научно-технологическое развитие и плотность основных элементов региональной инновационной экосистемы в сфере искусственного интеллекта. Рейтинг показывает высокую концентрацию потенциала в крупнейшей агломерации, Москве, и нескольких регионах - креативных ядрах: Московской области, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан и Новосибирской области. Выделены 16 креативно-акцепторных центров, способных как создавать, так и внедрять некоторые технологии искусственного интеллекта (Свердловская, Нижегородская, Челябинская, Самарская, Томская, Ростовская области, Краснодарский край и др.), преимущественно акцепторные центры, использующие передовые производственные технологии искусственного интеллекта (23 региона) и 41 регион с минимальным потенциалом. Регионы-лидеры могут получить приоритетное внимание и финансирование. В акцепторных регионах преимущество может быть отдано поддержке автоматизации производств, а в отстающих - повышению восприимчивости населения к цифровым технологиям.
Миграционная привлекательность крупных городов и их пригородов (центров) и отток населения с периферии в России - известный факт. С использованием детальных пространственных данных анализируется пространственное разнообразие миграционного баланса 137 выделенных центров, представленных городами с числом жителей 100 тыс. и более и их пригородами, и 82 периферийных территорий за 2011-2020 гг. Анализируется не только переток между центрами и периферией, но и между отдельными центрами, а также миграция с центрами и периферией своих регионов и в межрегиональном обмене. Из многообразия центров выделяются 21 главных, которые концентрируют основной переток населения с периферийных территорий и стягивают население с других центров. При этом половина центров испытывали миграционную убыль. Выделяются центры - лидеры миграционного перетока в каждом федеральном округе, особенностям миграционного баланса крупнейших центров уделено особое внимание. Использованные данные позволили проводить анализ с учетом и без учета автовозврата, который влияет на масштабы миграционного прироста/убыли, но, как выяснилось, практически не меняет пространственную картину перетока населения между центрами и периферией.
В статье анализируются уровень и динамика межрегионального неравенства в России, Казахстане, Узбекистане, Беларуси в сравнении с другими странами Европы на основе данных официальной статистики стран СНГ (1995-2022 гг.) и Евростата (2011-2022 гг.). В качестве основного параметра оценки используется взвешенный по населению и нормированный в зависимости от числа территориальных единиц коэффициент Джини. В Белоруссии и в странах Евросоюза уровень межрегионального неравенства ниже, что связано с высокой и более равномерной освоенностью территории, более устойчивой структурой экономики. В России, Казахстане и Узбекистане уровень межрегионального неравенства выше, а его динамика разнонаправленная, что связано с влиянием ресурсной ренты на ограниченный круг регионов. В России и Узбекистане с конца 2010-х гг. неравенство росло, в Казахстане сокращалось, а в Беларуси было небольшим и стабильным вследствие особенностей структуры экономики и институциональных факторов развития. Оценки влияния макроэкономической динамики на межрегиональное неравенство не дали очевидного подтверждения ее воздействия. Влияние перераспределительной политики государства можно оценить лишь для России: значительный рост трансфертов в кризисы 2009 и 2020 гг. способствовал смягчению неравенства. Внутри федеральных округов (ФО) России дифференциация в целом ниже. Высокое неравенство характерно для крайне неоднородного Уральского ФО и Центрального ФО, где оно в последние годы снижалось. В Дальневосточном ФО региональная дифференциация росла, постепенное ее увеличение происходило и в регионах Северо-Западного ФО.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- СмолГУ
- Регион
- Россия, Смоленск
- Почтовый адрес
- 214000, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4
- Юр. адрес
- 214000, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4
- ФИО
- Артеменков Михаил Николаевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@smolgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (481) 2700201
- Сайт
- https://smolgu.ru/