В статье анализируется сотрудничество Ирана и России в борьбе с международным терроризмом на современном этапе. Утверждается, что антитеррористическое взаимодействие, особенно в контексте сирийского конфликта, стало основным фактором их сближения. Оба государства пытаются комплексно подойти к борьбе с терроризмом. При этом объем взаимодействия по силовому аспекту превосходит масштабы использования идеолого-психологических инструментов. В работе исследованы правовые основы антитеррористического сотрудничества между Ираном и Россией, определены формы и уровни взаимодействия в реализации комплексной борьбы с терроризмом. Автор прогнозирует функциональное и географическое расширение взаимодействия сторон в контексте антитеррористической стратегии. Важным направлением названа Центральная Азия, являющаяся значимым каналом распространения не только афганских опиатов, но и радикальной идеологии джихадистов. Отмечается, что активизация Ираном своего участия в ШОС и ОДКБ укрепит потенциал этих институтов в борьбе с нетрадиционными угрозами, расширит возможности совместного участия Ирана и России в урегулировании афганского конфликта. Автор приходит к выводу, что наращивание сотрудничества по линии региональных институтов и расширение спектров двустороннего взаимодействия за счет такой сферы, как кибербезопасность, могут способствовать не только развитию ирано-российского антитеррористического сотрудничества, но и качественному улучшению взаимоотношений двух стран в целом
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
Международный терроризм сегодня является одной из главных угроз не только глобальной безопасности, но и человеческой цивилизации в целом. Данный деструктивный феномен уже не одно десятилетие подрывает социальную стабильность в различных государствах мира, причиняя также колоссальный материальный ущерб. По данным доклада Института экономики и мира (The Institute for Economics & Peace, IEP) “Глобальный индекс терроризма – 2020”, в 2019 г. ущерб от терроризма в денежном выражении составил около 27 млрд долл. (в 2014 г. он достиг рекордного уровня в 116 млрд долл.). В Афганистане – наиболее подверженном террористической угрозе государстве – в 2019 г. ущерб от терроризма оценивался почти в 17% ВВП [ист. 1]. В десятку стран, наиболее пострадавших экономически от террористического насилия, вошли также Сирия, Нигерия, Сомали, Ирак и др.
Список литературы
1. Веселовский С.С. Многостороннее сотрудничество в борьбе с транснациональным терроризмом. Москва, Навона, 2009. 272 с. EDN: QRHEKZ
Veselovskii S.S. Multilateral Cooperation in the Fight Against Transnational Terrorism. Moscow, Navona, 2009. 272 p. (In Russ.).
2. Kiras D. James. Terrorism and globalization. The Globalization of World Politics: An Introduction to International Relations. Baylis J., Smith S., Owens P., eds. 8th ed. Oxford, Oxford University Press, 2019. 648p.
3. Джаббаринасир Х.Р. Влияние современного международного терроризма на основные мегатренды современной мировой политики. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, 2021, т. 26, № 3, сс. 22-33. EDN: VSTMFQ
Jabbarinasir H.R. The Influence of Modern International Terrorism on the Main Megatrends of Modern World Politics. Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations, 2021, vol. 26, no. 3, pp. 22-33. (In Russ.). DOI: 10.15688/jvolsu4.2021.3.3 EDN: VSTMFQ
4. Джаббаринасир Х.Р. Факторы трансформации политического ислама в мировой политике: возникновение насилия и терроризма. Полития, 2021, № 3 (102), сс. 125-146. EDN: YBWIYC
Jabbarinasir H.R. Factors of Transformation of Political Islam in World Politics: Origins of Violence and Terrorism. Politeia, 2021, no. 3 (102), pp. 125-146. (In Russ.). DOI: 10.30570/2078-5089-2021-102-3-125-146 EDN: YBWIYC
5. Лебедева М.М. Система политической организации мира: “идеальный шторм”. Вестник МГИМО-Университета, 2016, № 2 (47), сс. 125-133. EDN: VWVFQT
Lebedeva M.M. System of Political Organization of the World: “Perfect Storm”. Bulletin of MGIMO-University, 2016, no. 2 (47), pp. 125-133. (In Russ.). DOI: 10.24833/2071-8160-2016-2-47-134-144 EDN: VWVFQT
6. Звягельская И.Д., Свистунова И.А., Сурков Н.Ю. Ближний Восток в условиях “негативной определенности”. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 6, сс. 94-103. EDN: BMKEEE
Zvyagel’skaya I.D., Svistunova I.A., Surkov N.Y. The Middle East at a Time of “Negative Certainty”. World Economy and International Relations, 2020, vol. 64, no. 6, pp. 94-103. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-6-94-103 EDN: BMKEEE
7. Моргентау Г. Международная политика. Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. 2. Москва, Мысль, 1997. 765 с.
Morgentau H. International Politics. Anthology of World Political Thought: in Three Volumes. Vol. 2. Moscow, Mysl’, 1997. 765p. (In Russ.).
8. Waltz N. Kenneth. Structural Realism after the Cold War. International Security, 2000, vol. 25, no. 1, pp. 5-41. EDN: GWVJMT
9. Джаббаринасир Х.Р. Иран и Израиль во Внешней Политике России: ограничения на пути сотрудничества. Сравнительная политика, 2020, № 11 (1), cc. 44-64. EDN: KUDCUB
Jabbarinasir H.R. Iran and Israel in the Foreign Policy of Russia: Restrictions on the Way of Cooperation. Comparative Politics Russia, 2020, no. 11 (1), pp. 44-64. (In Russ.). DOI: 10.24411/2221-3279-2020-10004 EDN: KUDCUB
10. Keohane R., Nye J. Power and Interdependence. World Politics in Transition. Boston, Little Brown, 1977. 300 p.
11. Джаббари Насир Х., Бахриев Б.Х. Антитеррористический подход Ирана на современном этапе: “жесткие” и “мягкие” элементы. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 2018, т. 18, № 4, cc. 823-836. EDN: YTNZKP
Jabbarinasir H., Bahriev B.Kh. Iran’s Contemporary Anti-Terrorism Approach: “Hard” and “Soft” Elements. Bulletin of RUDN. International Relations, 2018, vol. 18, no. 4, pp. 823-836. (In Russ.). DOI: 10.22363/2313-0660-2018-18-4-823-836 EDN: YTNZKP
12. Иванов С.М. Урегулирование сирийского конфликта - важный шаг на пути к региональной стабильности. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 11, cc.53-61. EDN: IRUSED
Ivanov S.M. Resolution of the Syrian Conflict Is an Important Step on the Way to Regional Stability. World Eсonomy and International Relations, 2020, vol. 64, no. 11, pp. 53-61. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-11-53-61 EDN: IRUSED
13. Иванов И.С., гл. ред. Партнерство России и Ирана: текущее состояние и перспективы развития. Доклад № 29/2017. Российский совет по международным делам (РСМД). Москва, 2017. 184 с.
Ivanov I.S., ed. Partnership Between Russia and Iran: Current State and Development Prospects. Report no. 29/2017. Russian International Affairs Council (RIAC). Moscow, 2017. 184 p. (In Russ.) Available at: https://russiancouncil.ru/common/upload/RIAC-IRAS-Russia-Iran-Report29.pdf (accessed 27.10.2022).
14. Дружиловский С.Б. Российско-Иранские Отношения после создания Исламской Республики Иран (доклад на конференции). Российско-иранские отношения. Проблемы и перспективы. Дунаева Е.В., Сажин В.И., ред. Москва, ИВ РАН, 2015. 260 c. EDN: VLSRXT
Druzhilovskii S.B. Russian-Iranian Relations After the Creation of the Islamic Republic of Iran (report at the conference). Russian-Iranian relations. Problems and Prospects. Dunaeva E.V., Sazhin V.I., eds. Moscow, IV RAN, 2015. 260 p. (In Russ.).
15. غیور امین؛ نطاقپور مهدی، عوامل منطقه ای مؤثر بر همگرایی ایران و روسیه و تأثیر آن بر امنیت ملی جمهوری اسلامی ایران، نشریه علمی “ سیاست دفاعی“، شماره 83، سال 1392، صص 167-201.
Ghauor A; Netagpour M. Regional Factors Affecting the Convergence of Iran and Russia and Its Effect on the National Security of the Islamic Republic of Iran. “Defense Policy” scientific journal, 2013, no 83, pp. 167-201. (In Persian).
16. صحراییان مهدی، بخش هایی از یافته های تحقیقات پولشویی در ایران، مجلس و پژوهش، 1382، شماره 37، صص 337-368.
Sahraiyan M., Parts of the Findings of Money Laundering Research in Iran. Parliament and Research, 2004, no. 37, pp. 337-368. (In Persian).
17. Джаббаринасир Х. Подходы России и Ирана к борьбе с международным терроризмом. Диссертация кандидата политических наук: 23.00.04. МГИМО МИД России. Москва, 2018.
Jabbarinasir H. Approaches of Russia and Iran to the Fight Against International Terrorism. Dissertation, Candidate sciences (Politics): 23.00.04. MGIMO MFA of Russia. Moscow, 2018. (In Russ.).
18. Иванов С.М. На переднем крае борьбы с наркотрафиком. Независимое военное обозрение, 14.12.2012.
Ivanov S.M. At the Forefront of the Fight Against Drug Trafficking. Nezavisimoe voennoe obozrenie, 14.12.2012. (In Russ.) Available at: http://nvo.ng.ru/gpolit/2012-12-14/1_narkotrafik.html (accessed 25.07.2022).
19. 37- در سال های 1368 تا 1388:بسترها، عوامل و محدودیت ها، مطالعات اوراسیای مرکزی، 1389 ، شماره 6، صص 111 کرمی جهانگیر، روابط ایران و روسیه.
Karmi J., Relations between Iran and Russia in the years 1989 to 2009: platforms, factors and limitations. Central Eurasia Studies, 1389, no. 6, pp. 111-136. (In Persian).
20. Cunningham E. While the U.S. wasn’t looking, Russia and Iran began carving out a bigger role in Afghanistan. The Washington Post, 11.04.2017. Available at: https://www.washingtonpost.com/world/asia_pacific/with-uspolicy-in-flux-russia-and-iran-challenge-american-power-in-afghanistan/2017/04/12/f8c768bc-1eb8-11e7-bb59-a74ccaf1d02f_story.html (accessed 28.07.2022).
21. محمدیان محمد، پیامدهای مداخله روسیه در سوریه برای منافع جمهوری اسلامی ایران، موسسه مطالعات و تحقیقات بین المللی ابرار معاصر تهران، 17 آذرماه 1394.
Mohammadian M. Consequences of Russia’s Intervention in Syria for the Interests of the Islamic Republic of Iran. Abrar Institute of International Studies and Research, Tehran, 08.12.2015. (In Persian) Available at: http://www.tisri.org/default-2017.aspx (accessed 27.07.2022).
22. Сидоров И. Сотрудничество России и Ирана в сфере борьбы с международным терроризмом. Интернет журнал “Военно-политическая аналитика”, 16.07.2018.
Sidorov I. Cooperation Between Russia and Iran in the Fight Against International Terrorism. Internet Journal “Military-political analytics”, 16.07.2018. (In Russ.) Available at: https://vpoanalytics.com/2018/07/16/sotrudnichestvo-rossii-i-irana-v-sfere-borby-s-mezhdunarodnym-terrorizmom/ (accessed 27.07.2022).
23. Мачитидзе Г.Г. Борьба Ирана с международным терроризмом. Вестник МГИМО-Университета, 2020, № 13 (5), cc. 252-265. EDN: PUIHHB
Machitidze G.G. Iran’s Fight Against International Terrorism. Bulletin of MGIMO-University, 2020, no. 13 (5), pp. 252-265. (In Russ.). DOI: 10.24833/2071-8160-2020-5-74-252-265 EDN: PUIHHB
24. Мельник С.В. Совместная российско-иранская комиссия по диалогу “Православие-Ислам”: история и основные принципы межрелигиозного взаимодействия. Россия и мусульманский мир, 2022, № 1 (323), сс. 95-108. EDN: CRAPDG
Melnik S.V. Joint Russian-Iranian Commission on the Dialogue “Orthodoxy-Islam”: History and Basic Principles of Interreligious Cooperation. Russia and the Muslim World, 2022, no. 1 (323), pp. 95-108. (In Russ.). DOI: 10.31249/rimm/2022.01.10 EDN: CRAPDG
25. Крашенинникова Е.А. Религиозная дипломатия в урегулировании афганского конфликта: возможности и ограничения. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 2019, т. 19, № 4, cc. 533-544. EDN: WTEHAK
Krasheninnikova E.A. Religious diplomacy in the settlement of the Afghan conflict: opportunities and limitations. Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: International Relations, 2019, vol. 19, no. 4, pp. 533-544. (In Russ.). DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-4-533-544 EDN: WTEHAK
26. Усмонов Ф. Шанхайская организация сотрудничества: российский подход к кандидатуре Ирана. Центральная Азия и Кавказ, 2014, т. 17, № 3, cc. 18-31. EDN: TENMIN
Usmonov F. Shanghai Cooperation Organization: Russian Approach to Iran’s Candidacy. Central Asia and the Caucasus, 2014, vol. 17, no. 3, cc. 18-31. (In Russ.).
27. Бахриев Б.Х., Рустамова Л.Р. “Мягкая сила” военной организации: публичная дипломатия НАТО в Центральной Азии. Вестник Томского государственного университета, 2020, № 458, cc. 90-100. EDN: DJUWHE
Bakhriev B.Kh., Rustamova L.R. Soft Power of a Military Organization: NATO’s Public Diplomacy in Central Asia. Tomsk State University Bulletin, 2020, no. 458, pp. 90-100. (In Russ.). DOI: 10.17223/15617793/458/11 EDN: DJUWHE
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены члены команды академика Александра Александровича Дынкина, который в конце 2006 г. возглавил ИМЭМО. В первую очередь речь идет о его заместителях по научной работе, которые курировали отдельные направления исследований, проводимых в Институте. За экономическую проблематику в Дирекции ИМЭМО отвечали академик Наталья Ивановна Иванова и член-корреспондент РАН Иван Сергеевич Королев. В 2013 г. его сменил член-корреспондент РАН Алексей Владимирович Кузнецов, руководивший одновременно Центром европейских исследований. Кроме того, академик Н. Иванова как первый заместитель директора отвечала, наряду с академиком А. Дынкиным, и за общее положение дел в Институте. Проблематика международно-политических исследований находилась в ведении другого заместителя директора - члена-корреспондента РАН (с 2011 г. - академика) Владимира Георгиевича Барановского. Еще одним заместителем директора по научной работе стал член-корреспондент РАН (с 2016 г. - академик) Василий Васильевич Михеев, сменивший на этом посту Геннадия Илларионовича Чуфрина, который перешел на должность советника РАН. В сферу ответственности В. Михеева входило руководство Центром Азиатско-Тихоокеанских исследований (ЦАТИ), а также курирование Центра по изучению современной Японии и Центра проблем развития и модернизации. В статье прослеживаются биографии этих ученых и организаторов науки, раскрываются их научные достижения, вклад каждого в развитие ИМЭМО и одновременно - их деятельность как команды единомышленников
В июне 2022 г. в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов состоялись XX Международные Лихачевские Чтения, в которых приняли участие многие известные российские и иностранные ученые, политики и дипломаты. По традиции Чтения носили междисциплинарный характер, круг обсуждаемых вопросов был достаточно широк. В нынешнем году существенное внимание было уделено обсуждению происходящих глубоких изменений в мировой экономике и политике, ускорившихся в ходе глобального конфликта между Россией и странами Запада. Редакция публикует краткий обзор некоторых выступлений по данной проблематике, представленных на Чтениях
В статье проведен комплексный анализ исторических и актуальных взаимосвязей между Латинской Америкой и блоком НАТО. Рассмотрены латиноамериканские источники Североатлантического договора, попытки реализации аналогов НАТО на региональной почве и вступления на аргентинском примере в состав блока отдельных стран региона. Доказано, что современный профиль отношений данного типа в концентрированном виде реализуется на колумбийском направлении. Проанализирована траектория сближения Колумбии с НАТО и международная реакция на этот процесс. Выделены три базовых сферы, в которых Богота реализует посреднические функции: оперативно-тактическая, образовательная и интеграционная. Сделан вывод о преобладании косвенных связей между регионом и НАТО, которые с возрастанием стратегического внимания альянса к латиноамериканскому сегменту “глобального Юга” в перспективе могут трансформироваться в прямые форматы взаимодействия
В статье рассматривается специфика внешней политики тех стран Латинской Америки, в которых к власти пришли президенты левых взглядов. Отмечается, что современные правительства региона далеки от концептуального единства в решении внешнеполитических задач. Кроме того, подверглись заметной корректировке как их риторика, так и практика. Сегодня помимо традиционного для левых антиамериканизма и антинеолиберализма в качестве ориентиров для международного взаимодействия выступают проблематика прав человека и борьба с изменением климата. Особое значение приобретают иные форматы многостороннего взаимодействия и поиск новых основ сотрудничества государств в условиях меняющегося регионального и глобального порядка
В условиях пробуксовки сирийского политического процесса значимым становится поиск новых форматов и модальностей урегулирования конфликта (военно-политических, социальных, экономических, идеологических). При этом Россия как основной союзник официального Дамаска пока еще далеко не полностью исчерпала свой потенциал содействия в создании надлежащих условий для перехода Сирии к мирной жизни. Автор выдвигает гипотезу о формировании на сирийском примере “матрицы безопасности” с опорой на военнослужащих военной полиции Минобороны России, которые эффективно решают в Сирии военные, миротворческие, гуманитарные и экономические задачи. В результате их деятельности, например, по обеспечению локальных примирений создаются новые реалии постконфликтной социальной жизни. Для доказательства данного предположения использован метод анализа сильных, слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ). Делаются выводы о сохраняющейся зависимости “матрицы безопасности” от внутренних и внешних факторов, включая глубокий раскол сирийского общества и украинский кризис, и в то же время востребованности приобретенного российскими военными в Сирии уникального опыта в контексте формирования миротворческих моделей в зонах других конфликтов с целью укрепления международного авторитета России
В статье исследуются новые тенденции во внешней политике Южной Кореи после смены власти в Сеуле в мае 2022 г., показана роль международных факторов, оказывающих влияние на курс действующей администрации. Рассмотрены вопросы, связанные с укреплением механизмов военной координации между Республикой Корея (РК) и США в свете провала переговоров по денуклеаризации и появления новых угроз со стороны Северной Кореи. Внимание уделено тенденции к выстраиванию “глобального” американо-южнокорейского альянса. Отдельно рассмотрены вопросы, касающиеся политики Южной Кореи в Индо-Тихоокеанском регионе, включая планы интеграции страны в американоцентричные структуры в нем, а также перспективы налаживания взаимодействия в трехстороннем формате РК-США-Япония
Социальная утопия Современности воплотилась в виде базового либерального консенсуса в ценностно-институциональной системе модерного общества, но в ходе реализации обнаружила свои естественные пределы, связанные с завышенными ожиданиями бесконечного прогресса, расширения всеобщих прав, доступа к ресурсам и возможностей. В ситуации упадка капиталистической миросистемы и достижения многих пределов роста, выравнивания технологического и экономического развития обществ Запада и Востока, Юга и Севера, а также завершения западной гегемонии активизируется поисковое конструирование новейших версий Современности, объясняющих и легитимирующих происходящие в глобальном мире перемены. Российское общество заинтересовано в создании и масштабировании своей версии Современности, ориентированной на объяснение закономерностей, снятие накопленных конфликтов и инициацию назревших ценностно-институциональных трансформаций, входящих в фундаментальное противоречие с “расколдованной” идеологией западного мейнстрима, построенной на двойных стандартах. С позиций мейнстрима наблюдаемое усиление нерыночной и недемократической социальной регуляции, возрождение национальных суверенитетов могут описываться только как архаика, отклонение, патология и возврат в прошлое. Однако научный дискурс Запада все чаще сам предстает лишь исторической аналогией неубедительных моральных оправданий феодального порядка, который в свое время упразднили буржуазные революции. Новейшая версия российской Современности может стать соблазняющей и убедительной для глобального мира, если обеспечит нивелирование двойных стандартов и убедительные принципы нового общественного согласия внутри российского общества
Понятие “американская империя” используется для обозначения суверенного неравенства в отношениях между США и рядом второстепенных государств. Сложившиеся подходы к изучению “американской империи” фокусируются на принуждении и насилии как средствах воспроизводства присущего ей неравноправия. В статье исследуются структурные аспекты “американской империи”, позволяющие рассматривать ее в качестве ресурса легитимности доминирования США. Это позволяет выявить механизмы закрепления суверенного неравенства в качестве одного из паттернов международного порядка, сложившегося после холодной войны.
Статья посвящена изучению роли и места Российской Федерации в американских планах по борьбе с глобальным потеплением. В контексте продолжающейся Специальной военной операции России на Украине анализируется возможность использовать наработанный ранее в климатической сфере потенциал взаимодействия между Москвой и Вашингтоном для нормализации двусторонних отношений. Особое внимание уделяется взглядам различных групп американского истэблишмента на российскую климатическую политику и возможности консенсуса по ее использованию в качестве основы для возобновления диалога. Делается вывод о том, что существующие противоречия между группировками не носят непримиримого характера, а климатический трек может стать отправной точкой процесса выстраивания нового формата российско-американских отношений в изменившемся мире
Рассматривается развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в научной и научно-технической сферах в странах ОЭСР. Здесь все большую роль играют стратегические ГЧП, для которых характерны нацеленность на решение долгосрочных задач инновационного развития, длительные сроки реализации и значительные масштабы, акцент на разработку прорывных технологий, усложнение и расширение функций публичного партнера, а также высокие риски исследований и разработок. Выделены два типа партнерств - институциональные и контрактные, которые образуются на основе Европейских технологических платформ. Анализируются отличительные признаки этих партнерств и особенности функционирования в Рамочных программах ЕС. Разнообразные формы и виды европейских ГЧП могут быть использованы и для решения первоочередных задач инновационного развития России. Это потребует изменений в действующем законодательстве, регулирующем общие принципы и правила образования и функционирования научных и научно-технических ГЧП
Сохраняется разрыв между ролью ведущих стран с формирующимися рынками в мировой экономике и позициями их валют. Показано, что интернационализации национальных валют способствуют такие факторы, как внутренняя финансовая стабильность, относительная развитость национальных финансовых рынков и значимая роль в мировой торговле. На примере Китая показана относительная успешность политики интернационализации юаня, на примере Мексики и России - роль участия в региональных интеграционных объединениях для расширения внешнего обращения национальных валют
Дается характеристика механизма трансграничного углеродного регулирования ЕС (СВАМ). Показано, что он является глобальным по своему охвату, но его легитимность вызывает серьезные сомнения. Предлагаемая в нем система мониторинга и контроля ЕС за производственными процессами в компаниях - экспортерах из третьих стран в части выбросов парниковых газов противоречит международному праву и подрывает их суверенитет. Сделан вывод о том, что СВАМ имеет все признаки дискриминации, протекционизма, ограничения конкуренции в эколого-производственной сфере по отношению к экспортерам
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru