Статья посвящена изучению роли и места Российской Федерации в американских планах по борьбе с глобальным потеплением. В контексте продолжающейся Специальной военной операции России на Украине анализируется возможность использовать наработанный ранее в климатической сфере потенциал взаимодействия между Москвой и Вашингтоном для нормализации двусторонних отношений. Особое внимание уделяется взглядам различных групп американского истэблишмента на российскую климатическую политику и возможности консенсуса по ее использованию в качестве основы для возобновления диалога. Делается вывод о том, что существующие противоречия между группировками не носят непримиримого характера, а климатический трек может стать отправной точкой процесса выстраивания нового формата российско-американских отношений в изменившемся мире
Идентификаторы и классификаторы
Массированные санкции в отношении России со стороны стран Запада и переход к практически открытому противостоянию после начала Специальной военной операции (СВО) РФ на Украине, казалось бы, надолго похоронили возможность конструктивного сотрудничества между ними. Однако в международных отношениях существует сфера, которая все же сохраняет резервы их взаимодействия, – это борьба с изменением климата. По мнению большинства западных политиков, противодействовать этой “экзистенциональной угрозе” можно только совместными усилиями. Не исключая никого, тем более Россию – страну, которая является одним из самых активных эмитентов CO2 и одновременно обладает гигантским потенциалом сдерживания глобального потепления.
Список литературы
1. Newburger E. Biden announces new climate change programs, but no emergency declaration. CNBC, 20.07.2022. Available at: https://www.cnbc.com/2022/07/20/biden-announces-new-climate-change-programs-no-emergency-declaration.html (accessed 10.08.2022).
2. Hill I. Is Russia finally getting serious on climate change? The Lowy Institute, 01.11.2021. Available at: https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/russia-finally-getting-serious-climate-change (accessed 10.08.2022).
3. Kramer A. In the Russian Arctic, the First Stirrings of a Very Cold War. The New York Times, 22.05.2021. Available at: https://www.nytimes.com/2021/05/22/world/russia-us-arctic-military.html (accessed 10.08.2022).
4. Blinken A. Tackling the Crisis and Seizing the Opportunity: America’s Global Climate Leadership. US Department of State. 19.04.2021. Available at: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-remarks-to-the-chesapeake-bay-foundation-tackling-the-crisis-and-seizing-the-opportunity-americas-global-climate-leadership/ (accessed 10.08.2022).
5. Digges С. Where Russia’s new emissions strategy goes wrong - and right. Bellona, 23.09.2021. Available at: https://bellona.org/news/climate-change/2021-09-where-russias-new-emissions-strategy-goes-wrong-and-right (accessed 10.08.2022).
6. Moore E. Russia Is Ignoring Climate Change at Its Own Peril. Carnegie Endowment, 07.04.2021. Available at: https://carnegiemoscow.org/commentary/84271 (accessed 10.08.2022).
7. Harvey F. Biden vows US will work with Russia on climate. The Guardian, 24.04.2021. Available at: https://www.theguardian.com/environment/2021/apr/24/biden-vows-us-will-work-with-russia-on-climate (accessed 10.08.2022).
8. Fedorinova Y. Putin Says Russia Will Target Carbon Neutrality by 2060. Bloomberg, 13.10.2021. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-10-13/putin-says-russia-will-target-carbon-neutrality-by-2060 (accessed 10.08.2022).
9. Braw E. Melting diplomatic ice at Arctic Council meeting. AEI, 20.05.2021. Available at: https://www.aei.org/foreign-and-defense-policy/melting-diplomatic-ice-at-arctic-council-meeting/ (accessed 10.08.2022).
10. Lustgarten A. How Russia Wins the Climate Crisis. The New York Times, 16.12.2020. Available at: https://www.nytimes.com/interactive/2020/12/16/magazine/russia-climate-migration-crisis.html (accessed 10.08.2022).
11. Troianovski A. On a Pacific Island, Russia Tests Its Battle Plan for Climate Change. The New York Times, 19.10.2021. Available at: https://www.nytimes.com/2021/10/19/world/europe/russia-climate-change.html (accessed 10.08.2022).
12. Голуб Ю., Шенин С. Администрация Байдена и проблемы “зеленого транзита”. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 2, cc. 5-14. EDN: BXYOHM
Golub Yu., Shenin S. Biden’s Administration and “Green Transition” Problems. World Economy and International Relations, 2022, vol. 66, no. 2, pp. 5-14. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-2-5-14 EDN: BXYOHM
13. Klare M. How to Save the World. TomDispatch, 14.10.2021. Available at: https://tomdispatch.com/how-to-save-the-world-from-a-climate-armageddon/ (accessed 10.08.2022).
14. Vanden Heuvel K. Why we need a “long telegram” about the climate crisis - not conflict with China or Russia. Washington Post, 09.11.2021. Available at: https://www.washingtonpost.com/opinions/2021/11/09/why-we-need-long-telegram-about-climate-crisis-not-conflict-with-china-or-russia/ (accessed 10.08.2022).
15. Friedman T. Would Russia or China Help Us if We Were Invaded by Space Aliens? The New York Times, 01.11.2021. Available at: https://www.nytimes.com/2021/11/01/opinion/climate-glasgow-russia-china.html (accessed 10.08.2022).
16. Litwak R. Geostrategic Competition and Climate Change: Avoiding the Unmanageable. 21st Century Diplomacy, 15.09.2021. Available at: https://diplomacy21-adelphi.wilsoncenter.org/article/geostrategic-competition-and-climate-change-avoiding-unmanageable (accessed 10.08.2022).
17. Conley H., Newlin C. Climate Change Will Reshape Russia. CSIS, 13.01.2021. Available at: https://www.csis.org/analysis/climate-change-will-reshape-russia (accessed 10.08.2022).
18. Wall C. U.S.-Russian Arctic Relations: A Change in Climate? CSIS, 31.03.2021. Available at: https://www.csis.org/analysis/us-russian-arctic-relations-change-climate (accessed 10.08.2022).
19. Safonov G. Climate Darling or Potemkin Village? CSIS, 20.09.2021. Available at: https://www.csis.org/analysis/climate-darling-or-potemkin-village-russias-carbon-neutral-experiment-sakhalin (accessed 10.08.2022).
20. Carafano J., Graziosi S. Europe and the Geopolitical Risks of COP26. Heritage Foundation, 22.11.2021. Available at: https://www.heritage.org/environment/commentary/europe-and-the-geopolitical-risks-cop26 (accessed 10.08.2022).
21. Kochis D. Biden Wants NATO to Focus on Climate Change. What About Russia? Heritage Foundation, 13.08.2021. Available at: https://www.heritage.org/node/24749293/print-display (accessed 10.08.2022).
22. Dayaratna K., Michaels P., Lewis M. Biden Administration Is Skewing Carbon Numbers to Push Regulations. The Daily Signal, 25.06.2021. Available at: https://www.dailysignal.com/2021/06/25/the-biden-administration-is-skewing-carbon-numbers-to-push-regulations/ (accessed 10.08.2022).
23. Cramer K. and McMaster H. Use Climate and Trade Policy to Counter Putin’s Playbook. Foreign Policy, 23.12.2021. Available at: https://foreignpolicy.com/2021/12/23/russia-energy-us-europe-carbon-tarriff-ukraine-nordstream-oil-gas/ (accessed 10.08.2022).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены члены команды академика Александра Александровича Дынкина, который в конце 2006 г. возглавил ИМЭМО. В первую очередь речь идет о его заместителях по научной работе, которые курировали отдельные направления исследований, проводимых в Институте. За экономическую проблематику в Дирекции ИМЭМО отвечали академик Наталья Ивановна Иванова и член-корреспондент РАН Иван Сергеевич Королев. В 2013 г. его сменил член-корреспондент РАН Алексей Владимирович Кузнецов, руководивший одновременно Центром европейских исследований. Кроме того, академик Н. Иванова как первый заместитель директора отвечала, наряду с академиком А. Дынкиным, и за общее положение дел в Институте. Проблематика международно-политических исследований находилась в ведении другого заместителя директора - члена-корреспондента РАН (с 2011 г. - академика) Владимира Георгиевича Барановского. Еще одним заместителем директора по научной работе стал член-корреспондент РАН (с 2016 г. - академик) Василий Васильевич Михеев, сменивший на этом посту Геннадия Илларионовича Чуфрина, который перешел на должность советника РАН. В сферу ответственности В. Михеева входило руководство Центром Азиатско-Тихоокеанских исследований (ЦАТИ), а также курирование Центра по изучению современной Японии и Центра проблем развития и модернизации. В статье прослеживаются биографии этих ученых и организаторов науки, раскрываются их научные достижения, вклад каждого в развитие ИМЭМО и одновременно - их деятельность как команды единомышленников
В июне 2022 г. в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов состоялись XX Международные Лихачевские Чтения, в которых приняли участие многие известные российские и иностранные ученые, политики и дипломаты. По традиции Чтения носили междисциплинарный характер, круг обсуждаемых вопросов был достаточно широк. В нынешнем году существенное внимание было уделено обсуждению происходящих глубоких изменений в мировой экономике и политике, ускорившихся в ходе глобального конфликта между Россией и странами Запада. Редакция публикует краткий обзор некоторых выступлений по данной проблематике, представленных на Чтениях
В статье проведен комплексный анализ исторических и актуальных взаимосвязей между Латинской Америкой и блоком НАТО. Рассмотрены латиноамериканские источники Североатлантического договора, попытки реализации аналогов НАТО на региональной почве и вступления на аргентинском примере в состав блока отдельных стран региона. Доказано, что современный профиль отношений данного типа в концентрированном виде реализуется на колумбийском направлении. Проанализирована траектория сближения Колумбии с НАТО и международная реакция на этот процесс. Выделены три базовых сферы, в которых Богота реализует посреднические функции: оперативно-тактическая, образовательная и интеграционная. Сделан вывод о преобладании косвенных связей между регионом и НАТО, которые с возрастанием стратегического внимания альянса к латиноамериканскому сегменту “глобального Юга” в перспективе могут трансформироваться в прямые форматы взаимодействия
В статье рассматривается специфика внешней политики тех стран Латинской Америки, в которых к власти пришли президенты левых взглядов. Отмечается, что современные правительства региона далеки от концептуального единства в решении внешнеполитических задач. Кроме того, подверглись заметной корректировке как их риторика, так и практика. Сегодня помимо традиционного для левых антиамериканизма и антинеолиберализма в качестве ориентиров для международного взаимодействия выступают проблематика прав человека и борьба с изменением климата. Особое значение приобретают иные форматы многостороннего взаимодействия и поиск новых основ сотрудничества государств в условиях меняющегося регионального и глобального порядка
В статье анализируется сотрудничество Ирана и России в борьбе с международным терроризмом на современном этапе. Утверждается, что антитеррористическое взаимодействие, особенно в контексте сирийского конфликта, стало основным фактором их сближения. Оба государства пытаются комплексно подойти к борьбе с терроризмом. При этом объем взаимодействия по силовому аспекту превосходит масштабы использования идеолого-психологических инструментов. В работе исследованы правовые основы антитеррористического сотрудничества между Ираном и Россией, определены формы и уровни взаимодействия в реализации комплексной борьбы с терроризмом. Автор прогнозирует функциональное и географическое расширение взаимодействия сторон в контексте антитеррористической стратегии. Важным направлением названа Центральная Азия, являющаяся значимым каналом распространения не только афганских опиатов, но и радикальной идеологии джихадистов. Отмечается, что активизация Ираном своего участия в ШОС и ОДКБ укрепит потенциал этих институтов в борьбе с нетрадиционными угрозами, расширит возможности совместного участия Ирана и России в урегулировании афганского конфликта. Автор приходит к выводу, что наращивание сотрудничества по линии региональных институтов и расширение спектров двустороннего взаимодействия за счет такой сферы, как кибербезопасность, могут способствовать не только развитию ирано-российского антитеррористического сотрудничества, но и качественному улучшению взаимоотношений двух стран в целом
В условиях пробуксовки сирийского политического процесса значимым становится поиск новых форматов и модальностей урегулирования конфликта (военно-политических, социальных, экономических, идеологических). При этом Россия как основной союзник официального Дамаска пока еще далеко не полностью исчерпала свой потенциал содействия в создании надлежащих условий для перехода Сирии к мирной жизни. Автор выдвигает гипотезу о формировании на сирийском примере “матрицы безопасности” с опорой на военнослужащих военной полиции Минобороны России, которые эффективно решают в Сирии военные, миротворческие, гуманитарные и экономические задачи. В результате их деятельности, например, по обеспечению локальных примирений создаются новые реалии постконфликтной социальной жизни. Для доказательства данного предположения использован метод анализа сильных, слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ). Делаются выводы о сохраняющейся зависимости “матрицы безопасности” от внутренних и внешних факторов, включая глубокий раскол сирийского общества и украинский кризис, и в то же время востребованности приобретенного российскими военными в Сирии уникального опыта в контексте формирования миротворческих моделей в зонах других конфликтов с целью укрепления международного авторитета России
В статье исследуются новые тенденции во внешней политике Южной Кореи после смены власти в Сеуле в мае 2022 г., показана роль международных факторов, оказывающих влияние на курс действующей администрации. Рассмотрены вопросы, связанные с укреплением механизмов военной координации между Республикой Корея (РК) и США в свете провала переговоров по денуклеаризации и появления новых угроз со стороны Северной Кореи. Внимание уделено тенденции к выстраиванию “глобального” американо-южнокорейского альянса. Отдельно рассмотрены вопросы, касающиеся политики Южной Кореи в Индо-Тихоокеанском регионе, включая планы интеграции страны в американоцентричные структуры в нем, а также перспективы налаживания взаимодействия в трехстороннем формате РК-США-Япония
Социальная утопия Современности воплотилась в виде базового либерального консенсуса в ценностно-институциональной системе модерного общества, но в ходе реализации обнаружила свои естественные пределы, связанные с завышенными ожиданиями бесконечного прогресса, расширения всеобщих прав, доступа к ресурсам и возможностей. В ситуации упадка капиталистической миросистемы и достижения многих пределов роста, выравнивания технологического и экономического развития обществ Запада и Востока, Юга и Севера, а также завершения западной гегемонии активизируется поисковое конструирование новейших версий Современности, объясняющих и легитимирующих происходящие в глобальном мире перемены. Российское общество заинтересовано в создании и масштабировании своей версии Современности, ориентированной на объяснение закономерностей, снятие накопленных конфликтов и инициацию назревших ценностно-институциональных трансформаций, входящих в фундаментальное противоречие с “расколдованной” идеологией западного мейнстрима, построенной на двойных стандартах. С позиций мейнстрима наблюдаемое усиление нерыночной и недемократической социальной регуляции, возрождение национальных суверенитетов могут описываться только как архаика, отклонение, патология и возврат в прошлое. Однако научный дискурс Запада все чаще сам предстает лишь исторической аналогией неубедительных моральных оправданий феодального порядка, который в свое время упразднили буржуазные революции. Новейшая версия российской Современности может стать соблазняющей и убедительной для глобального мира, если обеспечит нивелирование двойных стандартов и убедительные принципы нового общественного согласия внутри российского общества
Понятие “американская империя” используется для обозначения суверенного неравенства в отношениях между США и рядом второстепенных государств. Сложившиеся подходы к изучению “американской империи” фокусируются на принуждении и насилии как средствах воспроизводства присущего ей неравноправия. В статье исследуются структурные аспекты “американской империи”, позволяющие рассматривать ее в качестве ресурса легитимности доминирования США. Это позволяет выявить механизмы закрепления суверенного неравенства в качестве одного из паттернов международного порядка, сложившегося после холодной войны.
Рассматривается развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в научной и научно-технической сферах в странах ОЭСР. Здесь все большую роль играют стратегические ГЧП, для которых характерны нацеленность на решение долгосрочных задач инновационного развития, длительные сроки реализации и значительные масштабы, акцент на разработку прорывных технологий, усложнение и расширение функций публичного партнера, а также высокие риски исследований и разработок. Выделены два типа партнерств - институциональные и контрактные, которые образуются на основе Европейских технологических платформ. Анализируются отличительные признаки этих партнерств и особенности функционирования в Рамочных программах ЕС. Разнообразные формы и виды европейских ГЧП могут быть использованы и для решения первоочередных задач инновационного развития России. Это потребует изменений в действующем законодательстве, регулирующем общие принципы и правила образования и функционирования научных и научно-технических ГЧП
Сохраняется разрыв между ролью ведущих стран с формирующимися рынками в мировой экономике и позициями их валют. Показано, что интернационализации национальных валют способствуют такие факторы, как внутренняя финансовая стабильность, относительная развитость национальных финансовых рынков и значимая роль в мировой торговле. На примере Китая показана относительная успешность политики интернационализации юаня, на примере Мексики и России - роль участия в региональных интеграционных объединениях для расширения внешнего обращения национальных валют
Дается характеристика механизма трансграничного углеродного регулирования ЕС (СВАМ). Показано, что он является глобальным по своему охвату, но его легитимность вызывает серьезные сомнения. Предлагаемая в нем система мониторинга и контроля ЕС за производственными процессами в компаниях - экспортерах из третьих стран в части выбросов парниковых газов противоречит международному праву и подрывает их суверенитет. Сделан вывод о том, что СВАМ имеет все признаки дискриминации, протекционизма, ограничения конкуренции в эколого-производственной сфере по отношению к экспортерам
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru