Понятие “американская империя” используется для обозначения суверенного неравенства в отношениях между США и рядом второстепенных государств. Сложившиеся подходы к изучению “американской империи” фокусируются на принуждении и насилии как средствах воспроизводства присущего ей неравноправия. В статье исследуются структурные аспекты “американской империи”, позволяющие рассматривать ее в качестве ресурса легитимности доминирования США. Это позволяет выявить механизмы закрепления суверенного неравенства в качестве одного из паттернов международного порядка, сложившегося после холодной войны.
Идентификаторы и классификаторы
Стремительный коллапс биполярности на рубеже 1980–1990-х годов спровоцировал кризис механизмов системного управления, что побудило Соединенные Штаты усилить контроль над поведением и взаимодействиями менее могущественных государств. Так, в ответ на Боснийский кризис (1992–1995 гг.) и кризис в Персидском заливе (1990–1991 гг.) США расширили военное присутствие в Европе и на Ближнем Востоке с тем, чтобы снизить риски дестабилизации этих жизненно важных для Вашингтона регионов и обеспечить управляемость региональных процессов. США также обозначили своим приоритетом переформатирование общественных систем “транзитных государств” с целью ускорения их интеграции в сообщество западных демократий. После терактов 11 сентября 2001 г. стремление американского руководства к силовому распространению демократии и ее превращению в ключевой критерий международной легитимности усугубило противоречие между исторически сложившимся делением международной системы на суверенные национальные государства и формирующимися признаками политической организации мир-империи [1, с. 60], предполагающей принудительную унификацию мира на основе универсальных ценностей и стандартов
Список литературы
1. Зуйков Р.С. Миросистемность: критерии и трансформация. Мировая экономика и международные отношения, 2009, № 8, сс. 55-61. EDN: KUESTN
Zuikov R.S. World-System: Criteria and Transformation. World Economy and International Relations, 2009, no. 8, pp. 55-61. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2009-8-55-61 EDN: KUESTN
2. Giddens A. Profiles and Critiques in Social Theory. Berkeley, Los-Angeles, University of California Press, 1982. 239 p.
3. Gilpin R. War and Change in World Politics. Cambridge, Cambridge University Press, 1981. 272 p.
4. Ikenberry G.J. Constitutional Politics in International Relations. Ikenberry J., ed. Liberal Order and Imperial Ambition. Cambridge, Polity Press, 2006, pp. 111-142.
5. Spruyt H. “American Empire” as an Analytical Question or a Rhetorical Move? International Studies Perspectives, 2008, vol. 9, no. 3, pp. 290-299. Available at:. DOI: 10.1111/j.1528-3585.2008.00335.x
6. Doyle M. Empires. Ithaca and London, Cornell Unversity Press, 1986. 407 p.
7. Schroeder P. From Hegemony to Empire: the Fatal Leap. Zartman W., ed. Imbalance of Power. U.S. Hegemony and International Order. Boulder, London, Lynne Rienner Publishers, 2009, pp. 61-88.
8. Шишков В.В. Империя как понятие и концепт: проблемы интерпретации. Полис. Политические исследования, 2018, № 4, сс. 22-36. EDN: UUOYYM
Shishkov V.V. Empire as a Term and a Concept: The Problem of Interpretation. Polis. Political Studies, 2018, no. 4, pp. 22-36. (In Russ.) Available at: https://www.politstudies.ru/article/5414 (accessed 18.07.2022). EDN: UUOYYM
9. Phillips A. Making Empires: Hierarchy, Contest and Customization. Zarakol A., ed. Hierarchies in World Politics. Cambridge, Cambridge University Press, 2017, pp. 43-65.
10. Galtung J. A Structural Theory of Imperialism. Journal of Peace Research, 1971, vol. 8, no. 2, pp. 81-117. Available at:. DOI: 10.1177/002234337100800201 EDN: JNWZXR
11. Motyl A.J. Why Empires Reemerge: Imperial Collapse and Imperial Revival in Comparative Perspective. Comparative Politics, 1999, vol. 31, no. 2, pp. 127-145. Available at:. DOI: 10.2307/422141 EDN: GTFZEF
12. Bromley S. American Power and the Prospects for International Order. Cambridge, Polity Press, 2008. 241 p.
13. Lundestad G. The American Empire. London, Oxford University Press, 1990. 214 p.
14. Lake D.A. Beyond Anarchy: The Importance of Security Institutions. International Security, 2001, vol. 26, no. 1, pp. 129-160. Available at:. DOI: 10.1162/016228801753212877 EDN: GWUYOD
15. Wendt A., Friedheim D. Hierarchy Under Anarchy: Informal Empire and the East German State. International Organization, 1995, vol. 49, no. 4, pp. 689-721. Available at:. DOI: 10.1017/S0020818300028484 EDN: CBBBGX
16. Dunne T. Society and Hierarchy in International Relations. International Relations, 2003, vol. 17, no. 3, pp. 303-320. Available at: https://doi.org/10.1177%2F00471178030173004. EDN: JMRDIF
17. Kupchan Ch.A. After Pax Americana. Benign Power, Regional Integration, and the Sources of a Stable Multipolarity. International Security, 1997, vol. 23, no. 2, pp. 40-79. Available at:. DOI: 10.2307/2539379
18. Odom W., Dujarric R. America’s Inadvertent Empire. New Haven and London, Yale University Press, 2004. 300 p.
19. Nexon D.H. What’s This, Then? “Romanes Eunt Domus”? International Studies Perspectives, 2008, vol. 9, no. 3, pp. 300-308. Available at:. DOI: 10.1111/j.1528-3585.2008.00336.x
20. Lake D.A. Status, Authority, and the End of the American Century. Paul T., Larson D., Wohlforth W., eds. Status in World Politics. Cambridge, Cambridge University Press, 2014, pp. 246-272.
21. O’Reilly M.J., Renfro W.B. Evolving Empire: America’s “Emirates” Strategy in the Persian Gulf. International Studies Perspectives, 2007, vol. 8, no. 2, pp. 137-151. Available at:. DOI: 10.1111/j.1528-3585.2007.00277.x
22. Lake D.A. Escape from the State of Nature. Anarchy and Authority in World Politics. International Security, 2007, vol. 32, no. 1, pp. 47-79. Available at:. DOI: 10.1162/isec.2007.32.1.47
23. Lake D. Hierarchy in International Relations. Ithaca and London, Cornell University Press, 2009. 232 р.
24. Истомин И.А., Байков А.А. Динамика международных альянсов в неравновесной мировой системе. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 1, сс. 34-48. EDN: YWWRGP
Istomin I.A., Baykov A.A. Dynamics of International Alliances in an Unbalanced World Structure. World Economy and International Relations, 2019, vol. 63, no. 1, pp. 34-48. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-1-34-48 EDN: YWWRGP
25. Cooley A. Command and Control? Hierarchy and the International Politics of Foreign Military Bases. Zarakol A., ed. Hierarchy in World Politics. Cambridge, Cambridge University Press, 2017, pp. 154-174.
26. Allen M.A., Flynn M.E., VanDusky-Allen J. Regions of Hierarchy and Security: U.S. Troop Deployments, Spatial Relations, and Defense Burdens. International Interactions, 2017, vol. 43, no. 3, pp. 397-423. Available at:. DOI: 10.1080/03050629.2016.1191482
27. Saull R. Empire, Imperialism, and Contemporary American Global Power. International Studies Perspectives, 2008, vol. 9, no. 3, pp. 309-318. Available at:. DOI: 10.1111/j.1528-3585.2008.00337.x
28. Sylvan D., Majeski S. U.S. Foreign Policy in Perspective. Clients, Enemies and Empire. London and New York, Routledge, 2009. 337 p.
29. Cooley A., Nexon D.H. “The Empire Will Compensate You”: the Structural Dynamics of the U.S. Overseas Basing Network. Perspectives on Politics, 2013, vol. 11, no. 4, pp. 1034-1050. Available at:. DOI: 10.1017/S1537592713002818
30. Ikenberry G.J. Liberal Leviathan. The Origins, Crisis, and Transformation of the American World Order. Princeton, Princeton University Press, 2011. 372 p.
31. Barber B.R. Imperialism or Interdependence? Security Dialogue, 2004, vol. 35, no. 2, pp. 228-236. Available at: https://doi.org/10.1177%2F0967010604044982. EDN: JPQAZT
32. Ikenberry G.J. Liberalism and Empire: Logics of Order in the American Unipolar Age. Review of International Studies, 2004, vol. 30, no. 4, pp. 609-630. Available at:. DOI: 10.1017/S0260210504006254 EDN: HKXDYH
33. Bowden B. Empire of Civilization: The Evolution of an Imperial Idea. Chicago, University of Chicago Press, 2009. 320 p.
34. Бартенев В.И. Диалог с “государствами-изгоями” как компонент стратегии “обновления американского лидерства”: риторика и практика администрации Б. Обамы. Вестник Московского Университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика, 2010, №. 3, сс. 117-144. EDN: MVSAUX
Bartenev V.I. Dialogue with “Rogue-States” as Component of “Renewing American Leadership” Strategy: Rhetoric and Practice of B. Obama’s Administration. Bulletin of Moscow University. Series 25. International Relations and World Politics, 2010, no. 3, pp. 117-144. (In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-s-gosudarstvami-izgoyami-kak-komponent-strategii-obnovleniya-amerikanskogo-liderstva-ritorika-i-praktika-administratsii-b-obamy/viewer (accessed 18.07.2022).
35. Харкевич М.В. Государства-изгои как образ “другого” в мировой политике. Полис. Политические исследования, 2009, № 4, сс. 99-110. EDN: KYGVQH
Kharkevich M.V. Rogue-States as Images of the “Other” in World Politics. Polis. Political Studies, 2009, no. 4, pp. 99-110. (In Russ.) Available at: https://www.politstudies.ru/files/File/2009/4/7.pdf (accessed 18.07.2022). EDN: KYGVQH
36. Simons G., Kukartseva M. New Cold War and the Crisis of the Liberal Global Order. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, 2019, № 3, pp. 77-93. Available at:. DOI: 10.23932/2542-0240-2019-12-3-77-93 EDN: GGTMII
37. Cooley A., Nexon D. Exit from Hegemony: the Unravelling of the American Global Order. Oxford, Oxford University Press, 2020. 304 p.
38. Lake D., Martin L., Risse Th. Challenges to the Liberal Order: Reflections on International Organization. International Organization, 2021, vol. 75, no. 2, pp. 225-257. Available at:. DOI: 10.1017/S0020818320000636 EDN: VALCPA
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены члены команды академика Александра Александровича Дынкина, который в конце 2006 г. возглавил ИМЭМО. В первую очередь речь идет о его заместителях по научной работе, которые курировали отдельные направления исследований, проводимых в Институте. За экономическую проблематику в Дирекции ИМЭМО отвечали академик Наталья Ивановна Иванова и член-корреспондент РАН Иван Сергеевич Королев. В 2013 г. его сменил член-корреспондент РАН Алексей Владимирович Кузнецов, руководивший одновременно Центром европейских исследований. Кроме того, академик Н. Иванова как первый заместитель директора отвечала, наряду с академиком А. Дынкиным, и за общее положение дел в Институте. Проблематика международно-политических исследований находилась в ведении другого заместителя директора - члена-корреспондента РАН (с 2011 г. - академика) Владимира Георгиевича Барановского. Еще одним заместителем директора по научной работе стал член-корреспондент РАН (с 2016 г. - академик) Василий Васильевич Михеев, сменивший на этом посту Геннадия Илларионовича Чуфрина, который перешел на должность советника РАН. В сферу ответственности В. Михеева входило руководство Центром Азиатско-Тихоокеанских исследований (ЦАТИ), а также курирование Центра по изучению современной Японии и Центра проблем развития и модернизации. В статье прослеживаются биографии этих ученых и организаторов науки, раскрываются их научные достижения, вклад каждого в развитие ИМЭМО и одновременно - их деятельность как команды единомышленников
В июне 2022 г. в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов состоялись XX Международные Лихачевские Чтения, в которых приняли участие многие известные российские и иностранные ученые, политики и дипломаты. По традиции Чтения носили междисциплинарный характер, круг обсуждаемых вопросов был достаточно широк. В нынешнем году существенное внимание было уделено обсуждению происходящих глубоких изменений в мировой экономике и политике, ускорившихся в ходе глобального конфликта между Россией и странами Запада. Редакция публикует краткий обзор некоторых выступлений по данной проблематике, представленных на Чтениях
В статье проведен комплексный анализ исторических и актуальных взаимосвязей между Латинской Америкой и блоком НАТО. Рассмотрены латиноамериканские источники Североатлантического договора, попытки реализации аналогов НАТО на региональной почве и вступления на аргентинском примере в состав блока отдельных стран региона. Доказано, что современный профиль отношений данного типа в концентрированном виде реализуется на колумбийском направлении. Проанализирована траектория сближения Колумбии с НАТО и международная реакция на этот процесс. Выделены три базовых сферы, в которых Богота реализует посреднические функции: оперативно-тактическая, образовательная и интеграционная. Сделан вывод о преобладании косвенных связей между регионом и НАТО, которые с возрастанием стратегического внимания альянса к латиноамериканскому сегменту “глобального Юга” в перспективе могут трансформироваться в прямые форматы взаимодействия
В статье рассматривается специфика внешней политики тех стран Латинской Америки, в которых к власти пришли президенты левых взглядов. Отмечается, что современные правительства региона далеки от концептуального единства в решении внешнеполитических задач. Кроме того, подверглись заметной корректировке как их риторика, так и практика. Сегодня помимо традиционного для левых антиамериканизма и антинеолиберализма в качестве ориентиров для международного взаимодействия выступают проблематика прав человека и борьба с изменением климата. Особое значение приобретают иные форматы многостороннего взаимодействия и поиск новых основ сотрудничества государств в условиях меняющегося регионального и глобального порядка
В статье анализируется сотрудничество Ирана и России в борьбе с международным терроризмом на современном этапе. Утверждается, что антитеррористическое взаимодействие, особенно в контексте сирийского конфликта, стало основным фактором их сближения. Оба государства пытаются комплексно подойти к борьбе с терроризмом. При этом объем взаимодействия по силовому аспекту превосходит масштабы использования идеолого-психологических инструментов. В работе исследованы правовые основы антитеррористического сотрудничества между Ираном и Россией, определены формы и уровни взаимодействия в реализации комплексной борьбы с терроризмом. Автор прогнозирует функциональное и географическое расширение взаимодействия сторон в контексте антитеррористической стратегии. Важным направлением названа Центральная Азия, являющаяся значимым каналом распространения не только афганских опиатов, но и радикальной идеологии джихадистов. Отмечается, что активизация Ираном своего участия в ШОС и ОДКБ укрепит потенциал этих институтов в борьбе с нетрадиционными угрозами, расширит возможности совместного участия Ирана и России в урегулировании афганского конфликта. Автор приходит к выводу, что наращивание сотрудничества по линии региональных институтов и расширение спектров двустороннего взаимодействия за счет такой сферы, как кибербезопасность, могут способствовать не только развитию ирано-российского антитеррористического сотрудничества, но и качественному улучшению взаимоотношений двух стран в целом
В условиях пробуксовки сирийского политического процесса значимым становится поиск новых форматов и модальностей урегулирования конфликта (военно-политических, социальных, экономических, идеологических). При этом Россия как основной союзник официального Дамаска пока еще далеко не полностью исчерпала свой потенциал содействия в создании надлежащих условий для перехода Сирии к мирной жизни. Автор выдвигает гипотезу о формировании на сирийском примере “матрицы безопасности” с опорой на военнослужащих военной полиции Минобороны России, которые эффективно решают в Сирии военные, миротворческие, гуманитарные и экономические задачи. В результате их деятельности, например, по обеспечению локальных примирений создаются новые реалии постконфликтной социальной жизни. Для доказательства данного предположения использован метод анализа сильных, слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ). Делаются выводы о сохраняющейся зависимости “матрицы безопасности” от внутренних и внешних факторов, включая глубокий раскол сирийского общества и украинский кризис, и в то же время востребованности приобретенного российскими военными в Сирии уникального опыта в контексте формирования миротворческих моделей в зонах других конфликтов с целью укрепления международного авторитета России
В статье исследуются новые тенденции во внешней политике Южной Кореи после смены власти в Сеуле в мае 2022 г., показана роль международных факторов, оказывающих влияние на курс действующей администрации. Рассмотрены вопросы, связанные с укреплением механизмов военной координации между Республикой Корея (РК) и США в свете провала переговоров по денуклеаризации и появления новых угроз со стороны Северной Кореи. Внимание уделено тенденции к выстраиванию “глобального” американо-южнокорейского альянса. Отдельно рассмотрены вопросы, касающиеся политики Южной Кореи в Индо-Тихоокеанском регионе, включая планы интеграции страны в американоцентричные структуры в нем, а также перспективы налаживания взаимодействия в трехстороннем формате РК-США-Япония
Социальная утопия Современности воплотилась в виде базового либерального консенсуса в ценностно-институциональной системе модерного общества, но в ходе реализации обнаружила свои естественные пределы, связанные с завышенными ожиданиями бесконечного прогресса, расширения всеобщих прав, доступа к ресурсам и возможностей. В ситуации упадка капиталистической миросистемы и достижения многих пределов роста, выравнивания технологического и экономического развития обществ Запада и Востока, Юга и Севера, а также завершения западной гегемонии активизируется поисковое конструирование новейших версий Современности, объясняющих и легитимирующих происходящие в глобальном мире перемены. Российское общество заинтересовано в создании и масштабировании своей версии Современности, ориентированной на объяснение закономерностей, снятие накопленных конфликтов и инициацию назревших ценностно-институциональных трансформаций, входящих в фундаментальное противоречие с “расколдованной” идеологией западного мейнстрима, построенной на двойных стандартах. С позиций мейнстрима наблюдаемое усиление нерыночной и недемократической социальной регуляции, возрождение национальных суверенитетов могут описываться только как архаика, отклонение, патология и возврат в прошлое. Однако научный дискурс Запада все чаще сам предстает лишь исторической аналогией неубедительных моральных оправданий феодального порядка, который в свое время упразднили буржуазные революции. Новейшая версия российской Современности может стать соблазняющей и убедительной для глобального мира, если обеспечит нивелирование двойных стандартов и убедительные принципы нового общественного согласия внутри российского общества
Статья посвящена изучению роли и места Российской Федерации в американских планах по борьбе с глобальным потеплением. В контексте продолжающейся Специальной военной операции России на Украине анализируется возможность использовать наработанный ранее в климатической сфере потенциал взаимодействия между Москвой и Вашингтоном для нормализации двусторонних отношений. Особое внимание уделяется взглядам различных групп американского истэблишмента на российскую климатическую политику и возможности консенсуса по ее использованию в качестве основы для возобновления диалога. Делается вывод о том, что существующие противоречия между группировками не носят непримиримого характера, а климатический трек может стать отправной точкой процесса выстраивания нового формата российско-американских отношений в изменившемся мире
Рассматривается развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в научной и научно-технической сферах в странах ОЭСР. Здесь все большую роль играют стратегические ГЧП, для которых характерны нацеленность на решение долгосрочных задач инновационного развития, длительные сроки реализации и значительные масштабы, акцент на разработку прорывных технологий, усложнение и расширение функций публичного партнера, а также высокие риски исследований и разработок. Выделены два типа партнерств - институциональные и контрактные, которые образуются на основе Европейских технологических платформ. Анализируются отличительные признаки этих партнерств и особенности функционирования в Рамочных программах ЕС. Разнообразные формы и виды европейских ГЧП могут быть использованы и для решения первоочередных задач инновационного развития России. Это потребует изменений в действующем законодательстве, регулирующем общие принципы и правила образования и функционирования научных и научно-технических ГЧП
Сохраняется разрыв между ролью ведущих стран с формирующимися рынками в мировой экономике и позициями их валют. Показано, что интернационализации национальных валют способствуют такие факторы, как внутренняя финансовая стабильность, относительная развитость национальных финансовых рынков и значимая роль в мировой торговле. На примере Китая показана относительная успешность политики интернационализации юаня, на примере Мексики и России - роль участия в региональных интеграционных объединениях для расширения внешнего обращения национальных валют
Дается характеристика механизма трансграничного углеродного регулирования ЕС (СВАМ). Показано, что он является глобальным по своему охвату, но его легитимность вызывает серьезные сомнения. Предлагаемая в нем система мониторинга и контроля ЕС за производственными процессами в компаниях - экспортерах из третьих стран в части выбросов парниковых газов противоречит международному праву и подрывает их суверенитет. Сделан вывод о том, что СВАМ имеет все признаки дискриминации, протекционизма, ограничения конкуренции в эколого-производственной сфере по отношению к экспортерам
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru