В статье рассмотрены аспекты разработки самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов в МПГУ. Освещены ключевые принципы разработки стандартов, которые, в свою очередь, основаны на действующем ФГОС ВО и макете ФГОС ВО четвертого поколения. Подробно описана четырехуровневая компетентностная модель стандартов. Основной акцент сделан на многопрофильной подготовке, позволяющей будущему учителю получить несколько квалификаций.
Идентификаторы и классификаторы
Обновленное содержание компетенций. Требования к результатам освоения программы претерпели изменения не только на структурном, но и на содержательном уровне. Акцент делается на усилении ценностных, мировоззренческих, патриотических и гражданственных аспектов развития личности студента, подготовке его к профессиональной деятельности. Универсальные компетенции ориентированы на формирование у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, системного мышления, исторического, правового и политического сознания, гражданской позиции и патриотизма. На уровне универсальных компетенций также сохраняются требования к развитию коммуникативных способностей, осуществлению социального взаимодействия, созданию безопасных условий жизнедеятельности, формированию экономической культуры и финансовой грамотности.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 “О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования”. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005 (дата обращения: 04.12.2024).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2023 № 1302 “О реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования”. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308140015 (дата обращения: 04.12.2024).
3. Методические рекомендации по подготовке педагогических кадров на основе единых подходов к их структуре и содержанию образовательных программ высшего образования (уровень бакалавриата и (или) базового высшего образования) (“Ядро высшего педагогического образования”), одобренные Коллегией Минпросвещения России 29 сентября 2023 года. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-14.12.2021-N-AZ-1100_08 (дата обращения: 04.12.2024).
4. Пилотный проект по изменению уровней профессионального образования: опыт участия и результаты первого года реализации в Московском педагогическом государственном университете / А. В. Лубков, Е. А. Балабаева, А. И. Акимова, Т. М. Кадзоева // Преподаватель XXI век. 2024. № 3. Ч. 1. С. 11-28. EDN: GYDWIF
5. Андриенко А. С. Компетентностно-ориентированный подход в системе высшего образования: история, современное состояние и перспективы развития: монография / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Южный федеральный университет”, Институт управления в экономических, экологических и социальных системах. Чебоксары, 2018. 91 с. EDN: YVXFAD
6. Образовательные стандарты ПНИПУ: концепция разработки и опыт проектирования / М. Б. Гитман, В. Ю. Столбов, А. Н. Данилов, Н. В. Лобов // Высшее образование в России. 2014. № 3. С. 108-117. EDN: RZIULX
7. Матушкин Н. Н., Фрейман В. И., Южаков А. А. Практика разработки и применения самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и программ высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 5-13. EDN: SGFKVT
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья содержит описание новых подходов к моделированию базового высшего образования в рамках реализации Пилотного проекта в соответствии с Указом Президента РФ № 343 от 12 мая 2023 г. «О некоторых вопросах совершенствования высшего образования в Росси в 2023-2026 годах». Раскрываются методологические подходы к проектированию образовательных программ подготовки, востребованных системой образования, педагогов-психологов (психологов в образовании) по направлению «Психолого-педагогическое образование». Показаны механизмы и условия эффективного педагогического процесса с интеграцией в воспитательное пространство университета на основе аксиологического подхода как системы значимых представлений, установок и ценностей, обеспечения баланса фундаментальной и практикоориентированной подготовки специалистов.
В статье представлены первые итоги реализации пилотного проекта в МПГУ, направленного на модернизацию профессиональной подготовки учителей физики и информатики. Описана концепция подготовки, соответствующая научно-технологическому развитию страны и вызовам международной арены в области техники и технологий. На основе этой концепции и проекта «Новая физика» предложено новое содержание образовательной программы базового высшего образования по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, специальность «Физика и Информатика». При реализации программы делается акцент на индивидуальные особенности студентов, современные методики и технологии обучения и диагностики результатов. Обучение будущих учителей физики и информатики по дисциплинам предметной подготовки дополняется содержательными технологиями обучения.
Статья посвящена разработке инновационной системы методической подготовки учителя иностранного языка в условиях реализации личностно-ориентированного и профессионально-деятельностного подходов. Сформулированы требования к индивидуальным и социальным свойствам личности педагога, на основании которых составлен компетентностный портрет выпускника. На примере пилотных образовательных программ, внедряемых в Институте иностранных языков МПГУ, показаны способы интеграции «Ядра высшего педагогического образования» ФГОС и ФОП общего образования в структуру и содержание обучения. Продемонстрирована эффективность сочетания таких механизмов концептуализации учебных планов, как этапность, вариативность, синтез теории и практики, научность, профессиональная и аксиологическая направленность и др. Пересмотрены и приведены в соответствие с новыми образовательными решениями цель, содержание и форма Государственной итоговой аттестации. Разработанная схема моделирования образовательных программ предполагает возможность достижения синергетического единства их целей, задач, структуры и результативности в практике подготовки учителя иностранного языка.
В статье представлен опыт конструирования и реализации пилотной программы базового высшего образования «Русский язык, Литература и История» (44.03.01 Педагогические образование) в Институте филологии МПГУ. Основаниями разработки выступают ценностно-смысловая составляющая суверенной системы образования, отражающая концепцию России как самодостаточного государствацивилизации, и функционально-компетентностная модель многозадачной профессиональной деятельности учителя в современных условиях. Конституирующей идеей образовательной программы стал интегративный подход в подготовке учителей трех предметов, реализуемый в установлении эффективных меж- и метапредметных связей и профессиональных компетенций. Содержательная и методическая опора на взаимосвязь трех гуманитарных областей обеспечивает подготовку многопрофильного специалиста со сформированной гражданско-патриотической и профессиональной идентичностью, способного осуществлять профессиональную деятельность в различных типах образовательных учреждений (малокомплектные школы, школы с углубленным изучением предметов, полиэтническим составом и т. д.).
В статье раскрываются принципы разработки многопрофильной образовательной программы базового высшего образования «История и Обществознание. Организация воспитательной деятельности» в рамках пилотного проекта МПГУ. Подчеркивается, что программа дает возможность подготовить будущих педагогов к осуществлению многообразных видов профессиональной деятельности (преподавательской, культурно-просветительской, воспитательной, исторического просвещения), что особенно важно для кадрового обеспечения сельской и малокомплектной школы. Достижение запланированных результатов возможно только на основе интеграции компонентов образовательной программы, образовательной среды и широкого социального взаимодействия, важнейшую системообразующую роль в таком взаимодействии выполняет аксиологическое ядро образовательной программы. Принципиально важное значение имеет глубокая научная подготовка будущего учителя, формирование его исследовательской культуры. Особенно значимой является задача фундаментальной подготовки будущих учителей в области социально-гуманитарного познания, обеспечивающей высокий уровень социальной компетентности, устойчивость мировозренческих и ценностных установок.
Показаны результаты первого года обучения студентов Московского педагогического государственного университета, обучающихся на уровне базового высшего образования по экспериментальной программе «Начальное образование и История» в рамках реализации пилотного проекта трансформации высшей школы. Определены ключевые особенности образовательной программы, отраженные в соответствующих учебных дисциплинах: учет исторического просвещения и основ духовнонравственного воспитания - научные основы исторического знания, освоение традиционных российских ценностей, цифровая образовательная среда, две квалификации выпускника и др. Определена группа базовых компетенций для укрупненной группы специальностей «Образование и педагогические науки», рассмотрены основные профессиональные компетенции выпускника. Проведен анализ успеваемости студентовпервокурсников в конце второго семестра обучения. Определены причины академических затруднений и намечены перспективные задачи реализации программы базового высшего образования «Начальное образование и История».
В статье характеризуется модель подготовки педагогов дошкольного образования в условиях реализации пилотной программы МПГУ, выстроенная на основе применения компетентностного и практико-ориентированного подходов в условиях изменений в отечественной системе высшего образования. Обосновывается необходимость обновления модели подготовки педагогов дошкольного образования, ее преимущество и стратегический замысел, раскрываются главные особенности структуры и содержания пилотной программы, ее цель и миссия. Одним из условий обновления содержания профессиональной подготовки является ранняя профессионализация, в связи с чем в статье большое внимание уделяется условиям усиления практической и методической подготовки. На основе результатов исследования анализируются проблемы и дефициты обучающихся первого курса, степень их удовлетворенности уровнем и содержанием профессиональной подготовки на начальном этапе внедрения пилотного проекта базового высшего образования. Исходя из этого делается заключение о необходимых мерах совершенствования практической подготовки организационных и нормативных условий реализации пилотной программы, указываются дальнейшие перспективы ее реализации.
Сегодня понятие «ядро» стало широко употребляемым, что лишний раз подчеркивает тенденцию к единству в различных образовательных областях и сферах деятельности, поэтому важно подчеркнуть особенности понимания «ядра» в педагогической отрасли, обусловленные ее спецификой. Выпускники педагогических программ – не просто учителя, а учителя определенных предметов. В связи с этим инвариантное «ядро» включает не только общие базовые элементы программы (социально-гуманитарный, психолого-педагогический и др.), но и часть, связанную с конкретным предметом и методикой его преподавания. В структурном плане «Ядро высшего педагогического образования» построено по блочно-модульному принципу и представляет собой сочетание семи взаимосвязанных модулей образовательной программы. Основу общепрофессионального блока (28% трудоемкости программы) составляют социальногуманитарный, коммуникативно-цифровой, здоровьесберегающий модули. Впервые включенный в программу бакалавриата модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности призван подготовить будущих учителей к собственной научной деятельности, проектированию содержания образования, руководству проектной работой школьников. Профессиональный блок (72% трудоемкости образовательной программы) включает в себя ставший обязательным для всех модуль воспитательной деятельности, а также психолого-педагогический и предметно-методический модули.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011