Читать онлайн

В «Житии святой Елены, королевы Сербии» (?–1314) архиепископ Данило II, её современник, рассказывает о трёх заседаниях Сабора (собрания), состоявшихся после её смерти. Первое было созвано самой Еленой, когда она почувствовала приближение смерти: Данило описывает, как он и другие созванные им люди бросились к ней, подобно апостолам во время Успения Богородицы. Современные учёные считают, что это было местное собрание, в котором участвовали только представители знати и церковные сановники из тех земель, которыми Елена владела как вдовствующая королева. Второе собрание, в котором, вероятно, участвовал весь сербский Сабор, было созвано после её смерти для организации похорон во главе с её сыном, королём Стефаном Урошем Милутином. Третье собрание, вероятно, снова местное, состоялось три года спустя для переноса её мощей, что, вероятно, положило начало (но ещё не завершило) её канонизации. Цель этой статьи — проанализировать то, как Данило описывает эти собрания, и их значение как для зарождающегося культа святой Елены, так и для средневекового сербского государства.

In his Life of Saint Helen, Queen of Serbia (?–1314), Archbishop Danilo II, her contemporary, speaks of three sessions of the Sabor (Assembly) surrounding her death. The first was summoned by Helen herself when she felt her end approaching: Danilo describes himself and the others summoned rushing to her like the Apostles did at the time of the Assumption of the Mother of God. Modern scholarship believes this assembly to have been a local one, composed of the nobility and church dignitaries only of the lands that Helen held as queen dowager. The second, likely the entire Sabor of the Serbian state, was assembled after her death, for her funeral, headed by her son, King Stefan Uroš Milutin. The third, likely local again, took place three years later for the transfer of her relics, likely initialising (but not yet completing) her canonisation. This paper aims to analyse Danilo’s depiction of these assemblies and their significance both for Saint Helen’s cult-in-the-making and for the medieval Serbian state.

Автор (ы): Кршлянин Нина
Журнал: STUDIA SLAVICA ET BALCANICA PETROPOLITANA

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
94. Всеобщая история
Для цитирования:
КРШЛЯНИН Н. СМЕРТЬ СВЯТОЙ ЕЛЕНЫ АНЖУЙСКОЙ И САБОР // STUDIA SLAVICA ET BALCANICA PETROPOLITANA. 2024. № 1 (35)