Статья: ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ: ДВА ВЗГЛЯДА НА НАУЧНУЮ КОММУНИКАЦИЮ* (2025)

Читать онлайн

В статье я рассматриваю модели коммуникации наука–общество в контексте эпистемической несправедливости и внутринаучной коммуникации. Сначала я сконцентрируюсь на двух подходах: (1) историческая эпистемология и (2) концепция гражданской науки. Первый предполагает принципиальную замкнутость научной коммуникации на саму себя, поэтому процесс диалога с обществом выстраивается по принципу рекрутирования научных кадров и отсеивания тех, кто не готов к работе в «городе ученых». Второй подход, напротив, предполагает использование труда не-ученых для научных исследований и практик без их включения в институциональные научные структуры. Затем я обращаюсь к специфике гуманитарного знания и его роли в решении коммуникационных проблем как коммуникации наука–общество, так и в научной коммуникации. В заключении на примере прогрессистских установок по отношению к философскому познанию и обоснований возможности прогресса в философии я показываю, что без разрешения и/или объяснения внутри- и междисциплинарных разногласий коммуникационные модели наука– общество, сколь бы комплексными они ни были, обречены на неуспех.

Ключевые фразы: НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, эпистемическая не- справедливость, модели коммуникации, гражданская наука, историческая эпистемология
Автор (ы): Соколова Татьяна Дмитриевна
Журнал: ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
167.7. Научная теория. Модель. Проблема теории и практики
Для цитирования:
СОКОЛОВА Т. Д. ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ: ДВА ВЗГЛЯДА НА НАУЧНУЮ КОММУНИКАЦИЮ* // ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. 2025. № 2, ТОМ 62
Текстовый фрагмент статьи